Сиблинги аутичных детей. Руководство для семей*

513

Общая информация

* Окончание. Перевод с английского Э.Л. Федотовой. Начало см. в №№ 1-3 за 2007 г.

Ключевые слова: сиблинги детей с РАС, расстройства аутистического спектра, семейное воспитание

Рубрика издания: Зарубежный опыт

Для цитаты: Харрис С.Л. Сиблинги аутичных детей. Руководство для семей // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 4. С. 21–31.

Полный текст

Глава 5. 

Игра детей. Как научить детей играть вместе. Семья Лорэль

 

Девятилетняя Рона Лорэль активно интересовалась жизнью. Она восхищала своим умением отлично плавать, ей разрешали одной ездить на велосипеде по окрестным улицам, она любила играть в футбол со своими друзьями на площадке в конце улицы. Ее все любили, и у нее было много друзей. Но дома Рона была совсем другим ребенком. Ей нравилось одной играть в своей комнате, она предпочитала, чтобы младший брат Ник ей не мешал. Рона имела серьезные причины избегать общения с ним. Ник мог вести себя разрушительно, как-то он разбил глиняный горшок, который Рона сделала на занятиях в мастерской, сбросив его на пол. Он не мог ходить осторожно и разбрасывал, задевая ногами, пазлы, которые на полу собирала сестра. Если Рона подходила к нему, чтобы поиграть, он игнорировал сестру или отталкивал ее. Шесть месяцев назад у него диагностировали аутизм, и хотя его поведение дома несколько улучшилось на фоне специального обучения, которое с ним теперь проводили, сестра все еще вела себя с ним очень осторожно, боясь его вспышек раздражения и, как ей казалось, безразличия к ней.

Однажды вечером, когда миссис Лорэль укладывала Рону спать, она спросила девочку: не хочет ли она научиться играть с Ником. Миссис Лорэль сказала, что она понимает, как Роне бывает обидно, когда Ник ломает ее игрушки, и когда с ним не получается поиграть. Днем миссис Лорэль получила письмо из школы Ника с сообщением о том, что там открывается новый проект, где братья и сестры смогут научиться игровым навыкам. Роне предлагали принять участие в этой программе. Она тут же загорелась желанием пойти туда и стала просить мать отправиться в школу прямо сейчас. Миссис Лорэль, рассмеявшись, напомнила дочери, что уже поздно, и школа закрыта, но пообещала утром позвонить в школу и сказать, что Рона хочет узнать об этой программе побольше.

Тэд Келли, дефектолог, работающий с Ником, заинтересовался горячим желанием Роны научиться навыкам игры с братом. Он сказал, что Ника усиленно учат простой игре в школе, и было бы замечательно, если бы Рона дома тоже учила брата играть. Учитель пообещал приходить к ним домой, чтобы показывать Роне и миссис Лорэль, как они могут помочь Нику научиться играть.

Рона очень волновалась о том, как это будет происходить. Она знала, что от нее зависит многое, и она будет главной в этих занятиях, но очень хотела помочь своему брату стать ей хорошим товарищем в играх. Тэд предложил начать с очень простой игры или какого-то занятия, которые Нику были бы уже знакомы. Таким образом Рона должна была научить брата играть с ней в игру так же, как Тэд уже делал это с другим ребенком в школе. Тэд показал Роне несколько простых обучающих приемов, ее родители наблюдали за этим и при необходимости могли помочь дочери. Девочка теперь знала, как удостовериться, что Ник обращает на нее внимание, когда она его просит что- то сделать, как показать ему, что именно он должен сделать, и как похвалить его за правильное выполнение ее просьбы. Благодаря отцу и матери, подбадривающим ее и помогающим ей оттачивать навыки, Рона быстро освоила простые виды деятельности, которыми она могла заняться с Ником.

Несмотря на то, что Рона по-прежнему большую часть свободного времени проводит со своими друзьями, теперь ей нрави- играть каждый день и чем-нибудь понем? гу заниматься со своим маленьким брат Ником. Они играют в такие простые иг как догонялки, автомобильные гонки, и бражают голоса животных. Иногда Ь немного капризничает, и тогда Рона зо отца или мать, чтобы они помогли ей, обычно Ник с удовольствием проводит в мя со своей сестрой и внимательно слуг ее просьбы. Он радуется, когда сестра з его поиграть, и Рона также ждет, когда вместе смогут играть.

Введение

Огорчение Роны, вызванное тем, что не может нормально играть со своим том, весьма часто встречается у сибли детей с аутизмом. Но какое удовольс она получала, когда, освоив неслоз навыки, смогла вовлечь Ника в про< игру. Моя собственная работа с сиблин аутичных детей вновь и вновь убеж меня, что многие из них могут овладеть емами, необходимыми для игры с брат и сестрами. При этом важно, чтобы эта приносила удовольствие обоим детям.

Если вы считаете, что такие игры б полезны вашим детям, то эта глава для Я кратко опишу, что известно о том. родные братья и сестры могут помочь д: с аутизмом научиться играть. Я также скажу о часто возникающих проб/.: например: что делать, когда ребенок ст вится "учителем", а не товарищем по ю Я поделюсь с вами конкретными рек : дациями, разработанными мной совуе с моим коллегой Дэвидом Силиберти. □ как научить братьев и сестер основные ниям и навыкам, необходимым для i аутичными сиблингами. Важно по: что возраст обоих детей и уровень лектуального развития (если есть зад у ребенка с аутизмом) являются зна ¿i факторами для выбора игр и занятий

Ребенок в роли учителя

Как вы могли заметить, в постоя hi нятиях с аутичным ребенком важнь струментами в обучении являются основные принципы управления поведением ребенка. В течение десятилетий исследователи оттачивали методы управления поведением для создания эффективной обучающей среды. Использование наград (положительное подкрепление), четко структурированные инструкции, физическая и устная помощь - все это применяют в обучении детей с аутизмом.

Исследования также подтверждают, что нужно сочетать собственно методы обучения и закрепление поведения в обычной среде ребенка, т.к. детям, страдающим аутизмом, трудно самостоятельно переносить новые навыки на другой материал. И это очень важно в таком обучении. Если учитель будет развивать навыки общения у ребенка, подкрепляя его речь похвалой, стимулируя контакт любимыми игрушками, а его родители не будут знать, что они должны делать то же самое, то дома сам ребенок вряд ли будет так же активно пробовать общаться, как в ситуации с игрушками и похвалой.

Не сразу, а постепенно стало понятно, что родители должны стать тоже учителями своему ребенку дома, и только совместными усилиями профессионалов и семьи можно добиться действительного прогресса в развитии ребенка. Специалисты начали обучать родителей детей с аутизмом использовать поведенческие техники (Lovaas, Koegel, Simmons, & Long, 1973). Если родители дома не будут закреплять навыки, которым обучают ребенка в школе, то сам ребенок не сможет перенести то, чему он научился, в другие ситуации - домой, в более широкий социум. Поэтому так важно научить родителей навыкам управления и обучения своего ребенка. Очевидно, что родители, которые дома .обеспечивают ребенку постоянную обучающую среду, смогут добиться гораздо больших успехов в развитии своего ребенка (Harris, 1983).

Понимание того, насколько значима роль родителей как учителей в обучении ребенка, привело к мысли подключить к занятиям с аутичными детьми их сиблингов. На вопрос: способны ли дети выступить в роли учителей для своих братьев и сестер и научиться применять поведенческие обучающие приемы, специалисты (напрмер, Colletti и Harris, 1977) ответили положительно. Действительно, дети могут научиться использовать элементарные поведенческие навыки так же, как это делают взрослые. Но просто сказать, что дети могут учить своих сиблин­гов, как взрослые, недостаточно. Справедливости ради надо заметить, что обязанности ребенка по обучению каким-то умениям своего сиблинга должны соответствовать его собственному возрасту. И здесь возраст становится важным фактором. То, что мы ожидаем от 8-летнего, должно значительно отличаться от того, чего мы ждем от 15-летнего, и наши ожидания относительно возможностей обоих детей будут отличны от того, чего мы ждем от взрослого.

Итак, какую часть ответственности мы можем возложить на детей, особенно если они маленькие, когда речь идет о том, чтобы они стали учить своих сиблингов с аутизмом? Должны ли мы ожидать, что они будут тратить час или два часа в день на взаимодействие с ребенком с аутизмом? У ваших здоровых детей могут возникнуть проблемы из-за завышенных требований и увеличения обязанностей. Вы можете считать, что детям нужно разрешить оставаться детьми и не принимать на себя дополнительные обязанности родителей или учителей. И я разделяю вашу озабоченность! Я тоже считаю, что дети - это не взрослые, и им не стоит навязывать взрослые обязанности. И если мы все с этим согласны, то спросим теперь себя вот о чем. Если дети не должны быть обременены задачами помощи брату или сестре с аутизмом в обучении самоконтролю и навыкам самообслуживания, если мы не вправе требовать от детей заниматься с сиблингом развитием его речи или каких-то учебных навыков, можем ли мы обратиться к ребенку за помощью в обучении его брата или сестры игре? Я считаю, да.

Для старших сиблингов, учащихся средней и старшей школы, психолог Bruce Baker (1989) использует интересный подход на тренинге для братьев и сестер. Baker дает братьям и сестрам основную информацию о проблемах и трудностях их сиблингов, потом он предлагает группе случаи, а подростки сами выделяют основные поведенческие способы воздействия и обучения При этом он не принуждает и не призывает сиблингов брать на себя обязанность заниматься с умственно отсталым братом или сестрой. Baker сообщает, что дети после таких тренингов проводят гораздо больше времени со своими сиблингами с отставанием в когнитивном развитии, чем до занятий, и что качество их взаимодействия также улучшается. Таким образом, для старших детей роль "сиблинг как учитель" может быть полезной.

Ваш подросток может с удовольствием проводить по полчаса в день в роли наставника своей маленькой сестры. Я знаю старшеклассников, которые активно и творчески подходят к обучению своих братьев или сестер с аутизмом важным жизненным навыкам. Например, один подросток учил 13-летнюю сестру, как подбирать одежду, чтобы она сочеталась по цвету и стилю. Другой молодой человек решил научить своего брата с аутизмом играть в баскетбол, став для него тренером, он и сам получал удовольствие от этого занятия. В обоих случаях инициатива принадлежала подросткам, а не их родителям.

Подход, используемый Baker (1989), возможно, не годится для детей младше г. : росткового возраста. Им больше подойдем другой. Работа, которую David Celiberti и ■ проводили с детьми, имеющими сиблингов с аутизмом, возникла из нашего желанЛ помочь и ребенку с аутизмом, и здоровоод! сибсу стать ближе друг к другу (СеНЬепи Harris, 1993). Мы не хотели навязывать ровому ребенку роль помощника родите Чтобы достичь нашей цели, мы сосредс тв чились на основном занятии детей - Нас интересовало, смогут ли дети сибс « аутизмом использовать простые поведи ческие навыки, чтобы включить брата чЛ сестру в игру. Как мы уже видели в с. чм Ника и Роны в начале главы, такое не вВ ко возможно, но это еще и приносит о детям удовольствие.

Обучение навыкам игры

Психолог David Celiberti провел oбширное исследование обучающих методов преподавания маленьким детям умений, которые они могли бы использовать в игре с аутичными братом или сестрой. Сначала Celiberti работал непосредственно со здоровыми братьями и сестрами, обучали таким поведенческим умениям как похвала за хорошую игру и введение новой игры. Позже он стал обучать родителей, те учили своих детей этим же самым умениям. То есть, этот подход ориентировали семью. В своей работе психолог показывал, что родители могут отлично справляться с обучением детей поведенческим навыкам. И дети при этом с удовольствием играют вместе. Через какое-то время после того, как психолог показал родителям, как учить детей этим навыкам, он отметил изменения в игре детей. Celiberti обнаружил, после обучения дети полюбили проводить время со своими братьями или сестрами с аутизмом, их отношения стали больше напоминать детское общение.

Обучая детей тому, как они сами могут учить других, Celiberti обращает на необходимое условие занятий: обычно здоровый ребенок должен сам хотеть получить знания и не должен принуждаться к этому. Перед обучением специалист разговаривал отдельно с каждым ребенком, чтобы убедиться, что это было его собственное желание. Несколько детей решили, что они не хотят участвовать в такой программе. Вы должны будете оценить и учесть мотивацию вашего ребенка. Родители и специалисты не должны оказывать давление на ребенка, не желающего осваивать эти навыки. Вместо этого выясните, почему ваш ребенок колеблется и попробуйте решить эти проблемы. Например, ваш ребенок может обидеться, потому что это сократит его свободное время; может бояться сестры; может волноваться, что он будет не в состоянии освоить навыки или чувствует злость или ревность. Начинать обучение можно, только если ваш ребенок показывает заинтересованность, и необходимо остановиться, если он не хочет продолжать.

Прежде, чем вы сможете учить ваших детей, как играть вместе, вы сами должны понять основы поведенческого обучения. Естественно, вы не можете научить тому, чего сами не знаете! Вы должны знать, как дать ясные, простые инструкции, как подкрепить нужное поведение и как оказать помощь, чтобы ваш ребенок быстро смог отреагировать на инструкцию. Существует немало хороших книг, которые можно прочесть, чтобы освежить в памяти знания, полученные несколько лет назад. Например, такие книги для родителей как «Teaching Developmentally Disabled Children» (Lovaas, 1981) и «Steps to Independence» (Baker & Brightman, 1989)[I]. Вы могли слышать разные названия этих поведенческих техник: например, «модификация поведения» или «АВА».

Если вы не проходили никакого обучения поведенческим техникам, попробуйте найти кого-нибудь из родителей, кто бы научил вас этому прежде, чем вы решите поделиться своими знаниями с детьми. Краткий обзор, который я сделаю в этой главе, несомненно, будет полезен, т.к. даст представление об основных поведенческих приемах, но не будет достаточным, чтобы считать себя разбирающимся в поведенческих методах, если у вас нет понимания основ этих процедур. И если вы не смогли отыскать кого-то из родителей, кто бы показал, как работать с поведением, лучше всего будет найти специалиста, компетентного в вопросах модификации поведения. Психолог, специализирующийся на бихевиористских методах, или педагог, работающий с людьми с аутизмом, - это люди, которые обычно используют этот вид обучения. Найти подходящего специалиста поможет учебное заведение, где учится ваш ребенок, или местное общество аутизма.

Чтобы научить вашего типично развивающегося ребенка быть действительно хорошим учителем или товарищем по игре для его брата или сестры с аутизмом, вы должны принять во внимание три момента. Во- первых, двигаемся вперед медленно, занимаясь понемногу каждый день, постоянно хваля детей и показывая, как вы ими гордитесь. Во-вторых, создайте свою систему занятий. В-третьих, научитесь трем основным умениям:

1)    как давать инструкции,

2)    как подкреплять правильное поведение,

3)    как помогать выполнять задания.

Подготовка к обучению

Прежде чем вы начнете заниматься, необходимо подготовиться к игре ваших детей. Можно подобрать яркие игрушки, которые привлекательны и потенциально интересны обоим детям. Лучше всего брать игрушки, провоцирующие взаимодействие, например, мягкие мячи, которые можно

 

бросать или катать друг другу, грузовые и легковые машинки, кукольные домики, комплект аэропорта или гаража, «чемоданчик доктора» - все эти игрушки нам интересны, потому что из них можно выстроить игру. В отличие от них, мелки, ножницы и книги представляют собой интерес только в самостоятельной игре, в одиночку, т.е. такие предметы и игрушки не требуют активного взаимодействия. Для обучающих занятий подбирайте такие игрушки, которые, вероятнее всего, будут стимулировать к взаимодействию ваших детей.

Для начала неплохо было бы подобрать такие виды деятельности, которые знакомы ребенку с аутизмом. Если вы не уверены, что ребенок знает, что делать с какой-то определенной игрушкой, предложите ее ему в отдельной игре в другой раз. Как мы уже видели в случае Роны и Ника, описанном в начале главы, ребенку в роли учителя гораздо проще будет справляться с поведением сиблинга, если последний уже умеет играть с этой игрушкой и знает, что делать с этим предметом. Позже сестра сможет научить брата новым игровым действиям, но вначале она должна придерживаться тех занятий, в которых у брата высокий шанс на успех.

Помимо того, что игрушки должны поощрять взаимодействие, они должны также соответствовать возрасту. Подберите игрушки или занятия, которые бы подходили по уровню развития обоим детям. Игры не должны быть сложными ни для одного из участников общения. Например, старшая сестра может предложить поиграть в семью, привлекая ребенка с аутизмом. Девочка может использовать кукол и пластмассовые посуду и продукты, играя в дом. Младшему брату она может поручить кормить кукол. Если это слишком сложно для него, она может катать с братом автомобили или перекатывать друг другу мяч. Вашему здоровому ребенку лет шести или младше какая-то игра «понарошку» тоже может показаться сложной. Предложите детям вместе поиграть в более конкретную игру, например, в мяч или гонки машинок, или можно собрать пазл и т.д. Учитывайте и интеллектуальный уровень вашего ребенка с аутизмом. В отличие от ребенка с сохраненным интеллектом, аутичному ребенку с задержкой умственного развития могут быть доступны какие-то игры с правилами, которые нужно соблюдать, или с понятиями, которых у него нет еще (например, если придется уметь дифференцировать по цветам или номерам). Учитывайте и уровень развития моторики вашего ребенка, выбирайте те материалы, с которыми нетрудно манипулировать.

13-летний аутичный ребенок може оказаться слишком большим для тех игр, которые названы выше. Его в этом возрасте скорее, заинтересуют видеоигры или игры мячом или изучение модных среди тинейджеров танцев. Подростки могут учить своих сиблингов использовать тренд - заниматься йогой, играть в боулинг, бегать трусцой. Несмотря на то, что в этой главе я предлагаю информацию, преимущественно касающуюся дошкольников и младших школьников, те же самые поведенческие методы могут быть применены и к старшим детям, но с учетом интересов подростков. Однако если ваш здоровый ребенок намного младше сиблинга с аутизмом, игровые действия должны быть достаточно простыми для младшего ребенка. Лучше, если задание окажется слишком легким, чем с сложным. У специалиста, занимающегося с вашим ребенком, достаточно информации об играх и занятиях, соответствующих уровню развития и возрасту. И он может даже подсказать вам, где купить нужные материалы или игрушки.

Определите время для игры: каждый день минут, может, по 10 или 15 несколько раз. При этом вы должны быть с детьми, потому что это время предназначено не столько для спонтанной игры, сколько для обучения игре. На следующих этапах обучения, когда уже ваши дети полюбят играть вместе, они будут сами искать друг друга и смогут играть более длительное время. Пока у вашего ребенка нет достаточного опыта общения с братом или сестрой, ему может быть не очень интересно играть; родители необходимы тут, чтобы давать краткую информацию здоровому ребенку и чтобы поддерживать интерес обоих детей.

Прежде чем учить своего ребенка умениям, которые ему потребуются, вы должны сначала сами выстроить модель поведения. Например, вы хотите научить сына привлекать внимание сестры с аутизмом. В начале урока вы садитесь рядом с дочерью среди игрушек и показываете сыну, как добиваетесь того, чтобы она повернулась к вам и посмотрела на вас, когда вы к ней обращаетесь. После вашей демонстрации в течение нескольких минут игрового взаимодействия с дочерью, дайте теперь сыну возможность попрактиковать навык, не забывайте постоянно хвалить его за попытки сделать то, что вы ему предлагаете.

Т.к. вы обучаете не студента и не ученика в школе, в своих занятиях с детьми постоянно давайте положительную обратную связь вашему маленькому «учителю», хвалите его за попытки и успехи. Например, вы могли бы сказать: «Ты выбрал отличный способ заставить Донну посмотреть на тебя. Не забывай убеждаться, что она смотрит на тебя, когда ты говоришь с ней». Похвала взрослого очень важна здоровому ребенку, особенно на первых этапах нужно поддерживать ребенка в течение всего процесса изучения им поведенческих умений и навыков, потому что сиблинг с аутизмом может все еще казаться весьма безразличным к происходящему и не проявлять удовольствия от такой игры (Celiberti, 1993). Итак, хвалить надо много и конкретно. Говорите сыну, что он сделал, что вам понравилось, и говорить это необходимо сразу, демонстрируя свою радость и гордость.

Каждый раз, когда вы работаете над новыми навыками, применяя поведенческие методы к своим детям, делайте акцент на одном умении за один раз. Если вы учите вашего сына, как правильно давать инструкции, убедитесь, что акцент сделан именно на это, хотя одновременно вы будете учить свою дочь с аутизмом реагировать на инструкции брата. За один раз отрабатывайте только один навык. Когда ребенок обучится первому навыку, только тогда переходите к следующему. Ваш ребенок может научиться и другим умениям, наблюдая за вашим взаимодействием с другим ребенком, но во время занятий необходимо привлекать внимание только к одному действию.

Одно важное замечание: маленьким детям не должно мешать в общении с сестрой или братом деструктивное поведение, истерики или агрессивные действия последнего. Вы должны быть готовы немедленно вмешаться, если что-то подобное произойдет. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности на занятиях по игре. Некоторые дети с аутизмом могут отреагировать на смену привычного стереотипа при введении таких занятий агрессией, тревогой или истерическими проявлениями. Убедитесь, что вы контролируете подобное поведение ребенка.

Таблица 1. Как правильно давать инструкции

1.    Посади человечка в грузовик.

2.    Брось мне мяч.

3.    Скажи, как корова, «му».

4.    Поставь автомобиль в гараж.

5.    Дай мне куклу.

6.    Дай кукле бутылочку.

7.    Помяукай, как кошка.

8.    Помоги мне подвинуть стул.

9.    Положи руки сверху на барабан.

10.    Надуй мыльный пузырь.

Как давать четкие инструкции

Чтобы быть хорошим учителем, нужно уметь правильно давать задание, т.е. давать четкие инструкции. Эти указания должны быть ясными и простыми. Ребенку с аутизмом необходимо произносить задание в достаточно медленном темпе, чтобы он смог отреагировать. Сиблинг в роли учителя должен знать, что не надо повторять одну и ту же команду несколько раз. Ваш сын должен дать инструкцию сестре, и если она не начнет реагировать в течение 5 секунд, ребенок тут же должен оказать ей физическую или устную помощь, чтобы это выглядело так, будто она отреагировала на просьбу. Повторять команду не надо. Постоянное повторение одного и того же не приносит нужных результатов. Обычно такой подход учит ребенка не следовать указаниям, а игнорировать надоевшее повторение одного и того же. Итак, если ваш сын обращается к сестре: «Скажи, как корова, "му"», а она не пытается ответить ему, он должен сказать сам: "му" и похвалить ее, когда она повторит за ним.

Первый шаг, необходимый для того, чтобы ваш сын в роли учителя правильно давал задание, состоит в том, что он должен удостовериться, что сестра обратила на внимание. Когда он дает инструкцию, девочка должна посмотреть на своего брата или сосредоточить внимание на игрушке. Если ребенок с аутизмом не обращает внимания на предлагаемое задание, он не сможет выполнять его.

Детям с аутизмом необходимо предлагать ясные и несложные инструкции. В таблице 1 даются хорошие примеры ясных и легких для выполнения заданий. Избегайте сложных, многоступенчатых инструкций типа "Положи это туда, а потом возьми это и принеси это мне". Разбейте это задави на конкретные действия, предложив ребенку сначала: "Поставь автомобиль в гагараж". После того как он выполнит задание, дайте следующую инструкцию: "Достань автомобиль из гаража". Когда она и это сделает, скажите: "Принеси мне автомобиль''. И вероятность того, что ребенок выполнит ваше задание, повышается, если гое говорить лаконичным языком и давать односложные инструкции. Двухступенчатые инструкции можно использовать в занятиях с детьми, лучше понимающими речь и способными удержать в памяти последовательность действий. Например, ваш сын может сказать "Достань автомобиль из гаража и принеси его ко мне".

Если ваш ребенок не сразу понимает, как правильно давать задание сиблингу с аутизмом, поиграйте с ним вдвоем в игру типа "скажи мне, что я должен сделать". Суть игры в том, что сначала вы по очереди даете друг другу конкретнее четкие задания. Чтобы сделать процесс обучения использованию правильных инструкций нескучным, можно придумать какие-нибудь забавные задания. Например, можно попросить: "Положи шар на голову" или "Надень перчатку на ногу". Во время игр давайте ребенку обратную связь, похвалив простые и конкретные инструкции, которые он придумывает. Скажите: "Отлично: точно определил, что мне надо сделать", "Ты правильно сказал, куда мне поставить машинку. Ты и вправду даешь отличные задания".

Как подкреплять правильное поведение

Ценными качествами учителя являются его внимание к ученику и его умение подкреплять ребенка похвалой. И дети в роли учителей могут отлично это демонстрировать! При обучении своего ребенка игре с аутичным братом или сестрой необходимо показать ему, как награждать правильное игровое поведение конкретной похвалой. Используя такую похвалу как: "Ты очень ровно бросила мне мяч" или "Мне понравилось, как ты посадила куклу в поезд" (это примеры устной похвалы), вы закрепляете конкретное желательное поведение. И ваш ребенок должен научиться хвалить сиблин- га и эмоционально, и конкретно.

При необходимости здоровый сиблинг может подкреплять правильное поведение ребенка с аутизмом, используя то, что вызывает удовольствие последнего, например, кусочек печенья или чипе. Однако игра сама по себе должна быть значимой наградой для ребенка, и если без пищевого подкрепления при обучении можно обойтись, то не используйте еду. Подкрепить поведение дочери ваш сын может, иногда обнимая ее или щекоча. Научите вашего ребенка подкреплять правильное поведение сибса, устно хваля или награждая чем-то материальным сразу же после того, как его сестра отреагирует на его инструкцию. Если используются в качестве подкрепления лакомства, нужно научить здорового ребенка вместе с кусочком еды обязательно также устно похвалить брата или сестру каждый раз, когда предлагается пища.

После совместного занятия-игры, в котором участвовали оба ребенка, вы можете предложить обоим естественную в таком случае награду в виде небольшого чаепития. Это подкрепление для обоих детей.

Полезно будет составить вместе с ребенком список того, что он может говорить для подкрепления на занятиях с сестрой (Celiberti, 1993). Делать это нужно не во время игровых занятий. Как именно хвалить, показано в примерах таблицы 2. Помогите своему ребенку придумать свои конкретные примеры, которые он сможет использовать с сестрой. Не забывайте показывать свою радость и от усилий вашего сына, когда он думает, как заниматься с сестрой. Вы можете похвалить его за креативные идеи в составлении хороших предложений-инструкций и сказать, что вы очень цените его старания. Чтобы сделать процесс придумывания похвал занимательным, предложите ребенку сыграть в игру, в которой он платит вам за каждое ваше правильное выполнение его инструкции, а вы, в свою очередь, даете ему плату за каждую его удачную похвалу в ваш адрес. Детям постарше, возможно, не требуются такие игры, они многому научатся от вас, наблюдая за занятием с ребенком с аутизмом и слушая ваши советы ему в виде обратной связи, когда ребенок играет со своим сиблингом.

Таблица 2. Как хвалить за правильное поведение

1.    Ты здорово бросила мне мяч.

2.    Мне нравится, как ты кормишь куклу.

3.    Ты сказала "му", как настоящая корова!

4.    Ого, какой большой пузырь!

5.    Ты лаешь, как настоящий щенок. Очень хорошо!

6.    Это очень большая башня. Огромное здание!

7.    Хороший бросок, Том. Ты выполнил действительно сложный элемент.

8.    Очень похоже! Ты гудишь, как настоящий мотор самолета.

9.    Я очень люблю, когда ты играешь со мной в машинки.

Как оказывать помощь

Когда ребенок не понимает, как что-то сделать, мы можем ему подсказать или физически помочь выполнить задание. Например, если девочка хочет научить своего брата с аутизмом играть с машинкой, она может ему сказать: "Джек, поставь автомобиль в гараж". После этого она ждет 5 секунд, чтобы брат смог выполнить задание, но если Джек не делает то, что она просит, то она может взять его руку, и, управляя его рукой, как своей, взять машинку и поставить ее в гараж, говоря при этом: "Хорошо! Ты, поставил автомобиль в гараж". Поддержка его руки во время манипуляции с машиной - это пример физической помощи.

Нам важно, чтобы дети с аутизмом не зависели от физической помощи, поэтому, чтобы не развивалась такая пассивность, мы всегда даем ребенку время, чтобы он имел возможность выполнить просьбу самостоятельно (обычно секунд 5), и только затем мы ему помогаем. Постепенно помощь необходимо сокращать, до тех пор пока ребенок не сможет совсем обойтись без нее. В предыдущем случае сестра могла бы уменьшить свою помощь, если бы только дотронулась до локтя брата; еще меньше помощи она оказала бы брату, если бы помогла ему только установить машину в гараже; и, наконец, в какой-то момент смогла бы полностью убрать свою руку. При этом, если бы ее брат начал делать что-то неправильно, например, стал бы переворачивать автомобиль, чтобы покрутить колеса, то она не стала бы ждать 5 секунд, а немедленно бы помогла ему, чтобы таким образом он правильно выполнил инструкцию. Часто бывает очень непросто научиться побуждать ребенка выполнять самостоятельно требуемое. Нужно практиковать эти умения с вашим ребенком до тех пор, пока он не поймет, как можно и нужно помогать сиблингу и как уменьшать свою помощь. Вы можете тренироваться, репетируя занятие вдвоем, или закреплять эти умения, оценивая попытки вашего ребенка оказывать помощь аутичному сиблингу во время их игры.

Если ваш ребенок с аутизмом не любит, когда до него дотрагиваются, то брат или сестра, которые занимаются с ним, не должны использовать прикосновения в виде помощи. Поэтому, сначала вам необходимо научить ребенка с аутизмом спокойно относиться к телесному контакту с вами и только потом привлекать к тактильным контактам сиблинга. Как повысить терпимость ребенка к тактильному контакту, вам могут подсказать специалисты, занимающиеся с ним: учитель-дефектолог, психолог, физиотерапевт.

Последние штрихи

После того как ваш ребенок научится давать инструкции, подкреплять правильной поведение, оказывать необходимую физическую и вербальную помощь, научите его еще одной вещи: как стимулировать и развивать спонтанное игровое поведение сиблинга. До сих пор в этой главе мы говорили о том, как научить ребенка с аутизмом выполнять инструкции. Теперь же нам важно, чтобы он спонтанно смог совершать какие-то игровые действия. Ваша дочь должна быть готова отреагировать и тут же подкрепить спонтайное, без просьб, выполнение сиблингом игровых действий. Так, если она учила брата играть с большим шаром, и однажды он сделает те же самые действия с футбольным мячом, она должна эмоционально похвалить его. Если они играли раньше с игрушечными грузовиками, а тут он стал катать игрушечный самолет, она также должна подкрепив его попытки играть. То же самое касается обучения речи. Девочка должна радостно отреагировать на появление в словаре брата нового слова. Все это не означает, что сестра обязана постоянно играть с аутичным братом, как бы он к ней не тянулся. Она в правах отказаться, если ей хочется побыть одной, позаниматься или поиграть с друзьями. И родители должны помочь ребенку с аутизмом принять желание его сестры проводить какое-то время без него.

Дети раннего и дошкольного возраста

В работе с семьями, где есть дети раннего и дошкольного возраста, я рекомендую играть всей семьей в игры, в которых смогли бы участвовать и здоровый ребенок, и ребенок с аутизмом. Это поможет придать общению детей более неформальный и радостный характер. Можно поиграть в "Иди сюда", когда взрослые зовут по очереди детей по имени: "Саймон, иди сюда"! И когда ребенок подходит, взрослый обнимает его, щекочет, качает или подбрасывает. Сначала можно встать в паре шагов от аутичного ребенка, постоянно увеличивая расстояние; родители могут звать ребенка уже из другой комнаты, находясь вне поля видимости ребенка. Помогать можно, подталкивая его немного по направлению ко взрослому, постепенно уменьшая помощь. Для обычно развивающегося ребенка это игра, а для его сиблинга с аутизмом еще и обучение выполнению речевых инструкций. От игры «Сделай так», в которой повторение движений за взрослым вознаграждается объятиями и аплодисментами, удовольствие могут получать тоже оба ребенка.

Заключительный комментарий

Опыт совместной игры братьев и сестер для детей очень важен. Это часть построения сиблинговых отношений. Если у одного из детей аутизм, то обычно это становится значительным препятствием для совместной игры. Наше исследование доказывает, что сиблингов можно научить стать друг для друга товарищами по игре. Ребенок, приобретший навыки правильного обращения к сиблингу, подкрепления его правильного поведения и помощи, может вдруг открыть для себя, что благодаря этим умениям, общение с братом или сестрой стало приносить ему удовольствие и радость. Родитель, знакомый с поведенческими методами, может помочь своим детям наладить между ними взаимодействие. Однако важно, чтобы здоровый ребенок хотел научиться общаться со своим братом или сестрой, и чтобы эти занятия не стали для него обременительными.

Перевод с английского Э.Л. Федотовой

Информация об авторах

Харрис Сандра Л., PhD, Почетный профессор, Преподаватель клинической психологии, Ратгерский университет, Нью-Джерси, США, e-mail: sharris@rci.rutgers.edu

Метрики

Просмотров

Всего: 766
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 513
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2