Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 3. С. 40–46
doi:10.17759/autdd.2024220305
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование двигательных действий у детей с расстройствами аутистического спектра на занятиях адаптивной физической культурой
Аннотация
Актуальность и цель. Занятия лыжной подготовкой у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) компенсируют свойственную им нехватку двигательной активности, способствуют формированию локомоторных функций, развивают физические качества, укрепляют здоровье. На занятиях адаптивной физической культурой (АФК) формируются базовые виды движений, в том числе и при передвижении на лыжах. В настоящее время в практике АФК отсутствуют методики, формирующие двигательные действия у детей с РАС средствами лыжной подготовки. Авторская методика поэтапного формирования у детей с РАС двигательных действий при лыжной подготовке позволяет качественно обучить их умению передвигаться на лыжах различными способами.
Методы. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного в группе из 6-ти детей с РАС 8-9-ти лет. При обучении детей двигательным навыкам на занятиях по АФК применялась методика поэтапного формирования двигательных действий средствами лыжной подготовки. Двигательные умения оценивались тестами «Скользящий шаг», «Попеременный двухшажный ход», «Одновременный бесшажный ход». Диагностика техники выполнения лыжных ходов проводилась методом экспертной оценки.
Результаты. Наиболее успешно детьми с РАС освоен скользящий шаг: 83% (n=5) детей овладели техникой скользящего шага. Технику выполнения одновременного бесшажного и попеременного двухшажного хода освоили 67% детей (n=4). Число детей, способных преодолевать дистанцию, используя техники попеременного двухшажного хода и одновременного бесшажного хода, увеличилось с 1-го в начале исследования до 5-ти в итоге.
Выводы. Поэтапное формирование у детей с РАС двигательных действий средствами лыжной подготовки расширяет их возможности осваивать приемы и технику передвижения на лыжах. Применение на каждом этапе невербальных средств обучения, педагогических приемов (например, действие по показу), формируют технику лыжных ходов у детей. Предлагаемый способ стал основой для разработки методических рекомендаций по поэтапному обучению двигательным действиям на занятиях лыжной подготовкой детей, имеющих РАС. В дальнейшем планируется разработать методические рекомендации по обучению технике поворотов, подъемов и спусков на занятиях лыжной подготовкой детей с РАС.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптивная физическая культура, средства лыжной подготовки, методика обучения двигательным действиям, поэтапный способ формирования двигательных действий, двигательные навыки, попеременный двухшажный ход, бесшажный ход
Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220305
Получена: 26.01.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Харченко Л.В., Шамшуалеева Е.Ф. Формирование двигательных действий у детей с расстройствами аутистического спектра на занятиях адаптивной физической культурой // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 40–46. DOI: 10.17759/autdd.2024220305
Полный текст
- «Скользящий шаг»: испытуемый должен пре одолеть наибольшее расстояние за 5 скользящих ша гов. Учитывалось расстояние в метрах (м).
- «Попеременный двухшажный ход»: испытуе мый выполняет передвижение попеременным двух шажным ходом на расстоянии 20 м. Учитывалось время в секундах.
- «Одновременный бесшажный ход»: испытуе мый выполняет передвижение, используя технику одновременного бесшажного хода, на расстоянии 20 м. Учитывалось количество отталкиваний.
№ |
Тесты |
1 этап |
2 этап |
1 |
Скользящий шаг, метры |
2,4±0,5 |
3,2±0,6 |
2 |
Попеременный двухшажный ход, секунды |
13,3±3,9 |
10,4±3,1 |
3 |
Одновременный бесшажный ход, количество раз |
25,8±5,5 |
21±5,7 |
№ |
Ф.И. |
Скользящий шаг |
Одновременный бесшажный ход |
Попеременный двухшажный ход |
1 |
ВА |
27 |
22 |
22 |
2 |
АС |
36 |
16 |
18 |
3 |
ГВ |
31 |
42 |
32 |
4 |
ХЕ |
15 |
13 |
18 |
5 |
ШД |
24 |
20 |
26 |
6 |
ПМ |
35 |
18 |
32 |
Литература
- Геслак Д.С. Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом: Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. 192 с. ISBN 978-5-91743-089-8.
- Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 272 с. ISBN 978-5-91743-047-8.
- Загребина В.А. Адаптивная физическая культура лиц с нарушениями интеллекта // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 28 февраля 2019 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 221—226.
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: Психолого-педагогическое сопровождение / Н.Л. Литош. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юрайт», 2022. 156 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-12705-8.EDNZUBWMV.
- Малявко Н.Н., Кумскова Е.Е. Адаптивная физическая культура для детей, больных аутизмом // Инновации: Наука: Образование. 2021. № 32. С. 1952—1958.
- Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 32—39. DOI:10.17759/autdd.2021190404
- Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2009. Т. 7. № 4. С. 67—72.
- Савина А.П., Сировицкая Е.К., Полякова Н.Н. Роль физической культуры для детей с расстройством аутистического спектра // Наука, образование и культура. 2022. № 3. С. 43—44.
- Соловьева М.В., Мельникова Н.Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9. С. 362—366. DOI:10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p 362-366
- Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 4. С. 17—25. DOI:10.17759/autdd.2022200402
- Туревская Р.А., Пленсковская А.А. Развитие модели психического у детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 1. С. 112—131. DOI: 10.17759/cpp.2021290107
- Федорова Н.И. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях семьи: методические рекомендации. Смоленск: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. 42 с.
- Щербина Ф.А., Щербина А.Ф., Троценко А.А. Обучение лыжной подготовке детей с ментальными нарушениями в условиях Кольского севера // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7. Ч. 3. С. 71—76. DOI:10.23670/IRJ.2022.121.7.089
- Bhat A.N. Motor Impairment in Autism Spectrum Disorder Distinct from Developmental Coordination Disorder? A Report from the SPARK Study // Physical Therapy. 2020. Vol. 100. № 4. Pp. 633—644. DOI:10.1093/ptj/pzz190
- Cottrell J.R., Cottrell S.P. Outdoor skills education: what are the benefits for health, learning and lifestyle // World Leisure Journal. 2020. Vol. 62. № 3. Pp. 219—241. DOI:10.1080/16078055.2020.1798051
- Ketcheson L., Hauck J., Ulrich D. The effects of an early motor skill intervention on motor skills, levels of physical activity, and socialization in young children with autism spectrum disorder: A pilot study // Autism. 2017. Vol. 21. № 4. Pp. 481— 492. DOI:10.1177/1362361316650611
- Takagi S., Hori H., Yamaguchi T. et al. Motor Functional Characteristics in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review // Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2022. Vol. 18. Pp. 1679— 1695. DOI:10.2147/NDT.S369845
- Tse A.C.Y., Liu V.H.L., Lee P.H. Investigating the Matching Relationship between Physical Exercise and Stereotypic Behavior in Children with Autism // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2021. Vol. 53. № 4. Pp. 770—775. DOI:10.1249/MSS.0000000000002525
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 142
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 51
Скачиваний
Всего: 39
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 8