Формирование двигательных действий у детей с расстройствами аутистического спектра на занятиях адаптивной физической культурой

2

Аннотация

Актуальность и цель. Занятия лыжной подготовкой у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) компенсируют свойственную им нехватку двигательной активности, способствуют формированию локомоторных функций, развивают физические качества, укрепляют здоровье. На занятиях адаптивной физической культурой (АФК) формируются базовые виды движений, в том числе и при передвижении на лыжах. В настоящее время в практике АФК отсутствуют методики, формирующие двигательные действия у детей с РАС средствами лыжной подготовки. Авторская методика поэтапного формирования у детей с РАС двигательных действий при лыжной подготовке позволяет качественно обучить их умению передвигаться на лыжах различными способами.

Методы. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного в группе из 6-ти детей с РАС 8-9-ти лет. При обучении детей двигательным навыкам на занятиях по АФК применялась методика поэтапного формирования двигательных действий средствами лыжной подготовки. Двигательные умения оценивались тестами «Скользящий шаг», «Попеременный двухшажный ход», «Одновременный бесшажный ход». Диагностика техники выполнения лыжных ходов проводилась методом экспертной оценки.

Результаты. Наиболее успешно детьми с РАС освоен скользящий шаг: 83% (n=5) детей овладели техникой скользящего шага. Технику выполнения одновременного бесшажного и попеременного двухшажного хода освоили 67% детей (n=4). Число детей, способных преодолевать дистанцию, используя техники попеременного двухшажного хода и одновременного бесшажного хода, увеличилось с 1-го в начале исследования до 5-ти в итоге.

Выводы. Поэтапное формирование у детей с РАС двигательных действий средствами лыжной подготовки расширяет их возможности осваивать приемы и технику передвижения на лыжах. Применение на каждом этапе невербальных средств обучения, педагогических приемов (например, действие по показу), формируют технику лыжных ходов у детей. Предлагаемый способ стал основой для разработки методических рекомендаций по поэтапному обучению двигательным действиям на занятиях лыжной подготовкой детей, имеющих РАС. В дальнейшем планируется разработать методические рекомендации по обучению технике поворотов, подъемов и спусков на занятиях лыжной подготовкой детей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, адаптивная физическая культура, средства лыжной подготовки, методика обучения двигательным действиям, поэтапный способ формирования двигательных действий, двигательные навыки, попеременный двухшажный ход, бесшажный ход

Рубрика издания: Социокультурная интеграция и спорт

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220305

Получена: 26.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Харченко Л.В., Шамшуалеева Е.Ф. Формирование двигательных действий у детей с расстройствами аутистического спектра на занятиях адаптивной физической культурой // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 40–46. DOI: 10.17759/autdd.2024220305

Полный текст

Введение 
Развитые двигательные умения и навыки у детей  являются неотъемлемым элементом их общего физи ческого и психического здоровья. В течение жизни ре бенка происходит уникальное взаимодействие между физическим и психомоторным развитием, играющее  ключевую роль в формировании двигательных дей ствий, которые необходимы для успешной адапта ции в окружающем мире. Двигательная активность  не только способствует укреплению мускулатуры и  улучшению кондиционных и координационных способностей, но и оказывает глубокое влияние на ког нитивные функции и социальные навыки. Важность деятельности по физическому развитию детей с рас стройствами аутистического спектра неоспорима, и  сформированные двигательные навыки могут стать  мощным инструментом для поддержки их всесторон него развития [2; 3; 5; 11; 15; 18]. 
Трудности в освоении двигательных навыков не отъемлемо связаны с основными проявлениями РАС,  и своевременное формирование двигательных навы ков становится ключевым элементом развития детей,  что вызывает необходимость разработки эффектив ных методов педагогического воздействия и обуче ния [1; 4; 6; 16]. 
Низкая двигательная активность детей с РАС при водит к недостаточному развитию у них физических  качеств и координационных способностей и как след ствие — к затруднениям в овладении двигательными  действиями. Для детей трудны выполнение упраж нений и действий с предметами, что связано с нару шениями координации и мелкой моторики рук [8;  13; 14; 17]. Это может выражаться в несогласованном  выполнении движений, сложности удержания стати ческого и динамического равновесия, в затруднениях  при застегивании пуговиц, рисовании, письме, в на личии моторных стереотипий. Движения детей могут  быть вялы или скованны и непластичны. Развитие  пространственного восприятия также может быть на рушено, что затрудняет ориентацию в окружающем  мире. Это может повлиять на умение ребенка ори ентироваться в пространстве и взаимодействовать с  окружающими объектами [7; 9; 10]. 
Дети с расстройствами аутистического спектра  бывают сверхчувствительны к определенным сен сорным воздействиям, что сказывается на их отноше нии к различным видам двигательной деятельности.  Способность участвовать в социальных видах двига тельной активности, таких как игры, требующие вза имодействия в группе, или спортивные мероприятия,  может быть снижена. Дети могут испытывать трудно сти в играх с другими детьми или при участии в спор тивных мероприятиях, что может негативно влиять  на их социальное взаимодействие и интеграцию [12]. 
Нарушения в развитии моторики могут сказы ваться на способности ребенка к самовыражению.  Ограниченные двигательные навыки — преграда для  полноценного выражения ребенком мыслей и чувств  через движения. Четкое представление о нарушени ях двигательной деятельности позволяет педагогам  использовать индивидуальный подход к поддержке  каждого ребенка с расстройствами аутистического  спектра, способствуя развитию их потенциала в по вседневной жизни, в социальной среде [7; 10; 12]. 
До настоящего времени в практике адаптивной фи зической культуры отсутствуют методики, формиру ющие двигательные действия посредством лыжной  подготовки у детей с РАС. Цель представленного ис следования — сформировать двигательные действия у детей с РАС средствами лыжной подготовки на заняти ях адаптивной физической культурой и в дальнейшем  доработать методические рекомендации, описывающие  особенности формирования двигательных действий. 
Методы 
Работа проводилась на кафедре адаптивной и фи зической культуры Омского государственного уни верситета им. Ф.М. Достоевского. В исследовании  участвовали 6 детей в возрасте 8—9-ти лет с диагно стированными РАС, не имеющие опыта передвиже ния на лыжах. Были получены письменные согласия  родителей на проведение дополнительных занятий  по лыжной подготовке. Имена детей в статье обозна чены инициалами. 
Диагностика сформированности двигательных  действий включала экспертную оценку и двигатель ные тесты. Эксперты оценивали технику лыжных  ходов по трехбалльной системе: за правильно вы полненное движение испытуемый получал 3 балла;  при выполнении с незначительными нарушениями —  2 балла; за неправильно выполненное движение —  0 баллов. 
Двигательные тесты были подобраны авторами  с учетом особенностей детей с РАС (моторных про блем, двигательных стереотипий, трудностей подра жания, выполнения инструкций). Применялись сле дующие двигательные тесты, позволившие оценить  индивидуальные достижения в освоении техники  лыжных ходов. 
  1. «Скользящий шаг»: испытуемый должен пре одолеть наибольшее расстояние за 5 скользящих ша гов. Учитывалось расстояние в метрах (м). 
  2. «Попеременный двухшажный ход»: испытуе мый выполняет передвижение попеременным двух шажным ходом на расстоянии 20 м. Учитывалось  время в секундах. 
  3. «Одновременный бесшажный ход»: испытуе мый выполняет передвижение, используя технику  одновременного бесшажного хода, на расстоянии  20 м. Учитывалось количество отталкиваний. 
Результаты каждого ребенка фиксировались до и  после проведения исследования, что позволило оце нить уровень индивидуальных достижений. 
Этапы освоения двигательных действий с при менением средств лыжной подготовки плавно пере ходили из одного в другой. На занятиях применялся  индивидуальный подход, учитывались особенности  восприятия, социальные и когнитивные проблемы,  характерные для каждого ребенка. Индивидуально  применялись различные педагогические приемы, в  том числе: действия по показу (изучаемые упражне ния выполнялись педагогом на параллельной лыжне  так, чтобы ребенок мог видеть правильное выполне ние движения взрослым и подражать ему); делалась  специальная разметка флажками для правильной постановки лыжных палок и координированной работы  рук и ног при прохождении дистанции. 
В работе использована авторская методика по этапного обучения технике лыжных ходов детей с  РАС, состоящая из трех последовательных этапов. 
На первом этапе (6 занятий) применялись специ альные упражнения, связанные с выполнением ими тационных движений в пространстве, попеременные  и одновременные движения руками, имитирующие  отталкивание лыжными палками. 
Затем выполнялись упражнения на месте с ак центом на правильной постановке лыжных палок в  «стойке лыжника», также проводилась шаговая ими тация с лыжными палками. В конце каждого занятия  дети упражнялись в ходьбе по пересеченной местно сти с лыжными палками на расстояние от 100 метров,  дистанция постепенно увеличивалась до 1000 метров. 
На втором этапе (6 занятий) проводилось обуче ние скользящему шагу. Выполнялись упражнения:  скольжение на одной лыже при активном оттал кивании другой ногой, скольжение на двух лыжах  без выполнения шагов при активном отталкива нии лыжными палками. Ставилась цель выполнить  скольжение до разметки, преодолеть наибольшее  расстояние за пять отталкиваний только лыжными  палками, преодолеть наибольшее расстояние за пять  скользящих шагов. 
На третьем этапе обучения (8 занятий) особое вни мание уделялось правильной технике передвижения на  лыжах одновременным и попеременным двухшажным  ходом. Дети упражнялись в прохождении дистанции 100  м попеременным двухшажным ходом без лыжных палок  с акцентом на перекрестную координированную работу  рук и сохранение равновесия. Следующим упражнени ем было прохождение дистанции попеременным двух шажным ходом с движением рук, при этом лыжные пал ки необходимо было держать за середину; в дальнейшем  выполнялось передвижение указанным ходом в целом с  отталкиванием лыжными палками. 
Попеременный двухшажный ход был выбран как  естественная локомоторная двигательная функция,  которая способствует формированию вертикальной  позы и одновременно формирует мышечный корсет  для ее поддержания, совершенствует координацию  движений рук и ног, точность усилий при выполнении толчков руками и ногами [9; 12]. 
Результаты 
Для оценки сформированности двигательных дей ствий у детей с РАС на дополнительных занятиях  АФК средствами лыжной подготовки было проведено  педагогическое тестирование. В таблице 1 приведены  данные (среднее значение и среднее квадратическое  отклонение) о выполнении двигательных тестов на  первом, диагностическом, этапе (результаты получе ны до проведения обучения). На втором этапе пред ставлены данные после реализации методики, на правленной на формирование двигательных действий  средствами лыжной подготовки у детей 8—10-ти лет с  расстройствами аутистического спектра. 

Таблица 1 
Результаты двигательных тестов, отражающие формирование двигательных действий у детей с РАС средствами лыжной подготовки 

№ 

Тесты 

1 этап 

2 этап

Скользящий шаг, метры 

2,4±0,5 

3,2±0,6

Попеременный двухшажный  ход, секунды

13,3±3,9 

10,4±3,1

Одновременный бесшажный  ход, количество раз

25,8±5,5 

21±5,7

Данные, представленные в таблице 1, свидетель ствуют о результативности проведенного обучения  технике передвижения на лыжах: на втором этапе ис следования по всем результатам у детей получена по ложительная динамика. 
Для определения эффективности освоения дви гательных действий проводился анализ индивиду альных темпов прироста полученных результатов  (таблица 2). Полученные данные свидетельствуют о  том, что у каждого ребенка прирост результатов не  одинаков. Техника выполнения лыжных ходов во  многом зависит от усвоения базового двигательного  действия, которым является скользящий шаг. 
Сравнивая показатели, характеризующие успеш ность освоения техники одновременного и попере менного лыжных ходов, можно отметить, что дети  успешнее освоили технику попеременного двухшаж ного хода, который является локомоторной функ цией, близкой к ходьбе, и не требует значительных  усилий при выполнении отталкиваний лыжными палками. Выполнение же одновременного лыжного  хода требует значительно больших усилий при оттал кивании, что вызывает у детей быстрое утомление. 
Таблица 2 
Индивидуальные темпы прироста результатов при выполнении двигательных действий средствами лыжной подготовки (%)

№ 

Ф.И. 

Скользящий шаг 

Одновременный бесшажный ход 

Попеременный двухшажный ход

ВА 

27 

22 

22

АС 

36 

16 

18

ГВ 

31 

42 

32

ХЕ 

15 

13 

18

ШД 

24 

20 

26

ПМ 

35 

18 

32



 
 
 
При оценке степени освоения техники лыжных  ходов эксперты использовали следующую градацию:  за правильно выполненное движение испытуемый  получал 3 балла; при выполнении с незначительными  нарушениями — 2 балла; за неправильно выполненное движение — 0 баллов. 
Критерии оценки скользящего шага: 3 балла — за на личие скольжения обеими ногами (скольжение более  30 см) при координированных движениях рук и ног,  устойчивом равновесии; 2 балла — за слабое скольжение  (до 30 см) при незначительных признаках дискоордина ции движений рук и ног и признаках потери равновесия;  0 баллов — за отсутствие скольжения, дискоординацию  движений руки ног, за потерю равновесия. 
Критерии оценки одновременного бесшажного  хода: 3 балла — за правильный вынос лыжных палок  вперед, правильную постановку палок, полусогнутые  ноги, наклон туловища вперед, достаточное или сла 
бое отталкивание палками; 2 балла — за правильный  вынос палок вперед, неправильную постановку па лок, прямое положение туловища; за полусогнутые  ноги, слабое отталкивание палками; 0 баллов — за  неправильный вынос и постановку лыжных палок  вперед, за выполнение движения на прямых ногах,  отклонение туловища назад, за потерю равновесия,  отсутствие отталкивания палками. 
Критерии оценки попеременного двушажного  хода: 3 балла — за небольшой наклон туловища впе ред, скользящий шаг, правильный вынос палок вперед,  правильную постановку палок, за координированные  движения рук и ног, слабое отталкивание палками;  2 балла— за слабое скольжение, правильный или не правильный вынос палок, неправильную постановку  палок, прямое положение туловища, за полусогнутые  ноги, слабое отталкивание палками; 0 баллов — за  передвижение на прямых ногах, неправильную поста новку палок, неправильный вынос палок, наклоны ту ловища в сторону при отталкивании, за неодинаковую  длину шага. 
Техника выполнения скользящего шага оцени валась в упражнении «Самокат» при отталкивании  поочередно правой и левой ногой при прохождении  10-метровой дистанции, размеченной флажками; рас стояние между флажками один шаг. 
До начала исследования у большинства детей  (67%) эксперты оценили технику скользящего шага  как неправильно выполненное движение. Основны ми ошибками при выполнении скользящего шага  были: выполнение движений на прямых ногах, поте ря равновесия, отсутствие скольжения. 
Наибольшие трудности дети с РАС испытывали  при выполнении одновременного бесшажного хода,  попеременного двухшажного хода: ни один ребенок  не смог выполнить данное задание технически пра 
вильно. При выполнении одновременного бесшаж 
ного хода у детей выявлены ошибки: неправильный  вынос лыжных палок вперед, выполнение движения  на прямых ногах, отклонение туловища назад, — что  приводило к потере равновесия. 
Попеременный двухшажный ход состоит из двух  циклов: двух скользящих шагов — левой и правой но гой — и двух попеременных отталкиваний палками.  Основными ошибками были: передвижение на пря мых ногах, некоординированная постановка лыжной  палки на снег, постановка палки далеко от лыжни,  поднимание руки вперед выше головы, наклон ту ловища в сторону при отталкивании, неодинаковая  длина шага (отсутствие скольжения одной ногой). 
В конце исследования специалисты, оцениваю щие технику скользящего шага, отметили, что 83%  детей (n=5) правильно выполняют движение. Один  ребенок по-прежнему испытывал затруднения при  выполнении скользящего шага: его техника эксперта ми оценена в 2 балла. 
В результате реализации методики, направленной  на формирование двигательных действий, 67% (n=4)  детей освоили правильную технику выполнения одно временного бесшажного и попеременного двухшажно го хода. Техника выполнения лыжных ходов эксперта ми оценивалась в 3 балла. Незначительные нарушения  техники выявлены у 2-х обучающихся. Так же как и  в начале исследования, экспертами отмечается непра вильный вынос палок вперед, что приводит к неэф фективному отталкиванию и затрудняет скольжение. 
Выводы 
Использование на занятиях АФК средств лыжной  подготовки способствует коррекции двигательных  нарушений у детей с РАС, закаливанию, развивает  силу, выносливость, координацию движений, равновесие и ориентацию в пространстве, повышает функ циональные возможности организма обучающихся,  укрепляют их иммунитет, что согласуется с результа тами исследований В.А. Загребиной [3], Ф.А. Щерби ны с соавторами [13]. 
Поэтапное освоение двигательных действий с при менением средств лыжной подготовки позволяет осво ить технику скользящего шага, технику попеременно го двухшажного и одновременного бесшажного ходов. 
Результаты представленного исследования могут  быть использованы в практической работе с детьми  с РАС специалистами по адаптивной физической  культуре. 
В дальнейшем целесообразно совершенствовать  методику освоения техники лыжных ходов детьми,  имеющими РАС, усилив внимание к работе рук, ко ординации движений. Важным перспективным на правлением работы является разработка алгоритма  освоения базовых двигательных действий, учитыва ющих уникальные потребности каждого ребенка с  аутизмом.

Литература

  1. Геслак Д.С. Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом: Методические основы и базовый комплекс  упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС. Екатеринбург: Рама Паблишинг,  2019. 192 с. ISBN 978-5-91743-089-8. 
  2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми  детьми. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 272 с. ISBN 978-5-91743-047-8. 
  3. Загребина В.А. Адаптивная физическая культура лиц с нарушениями интеллекта // Проблемы развития  физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII международной научно-практической  конференции (Екатеринбург, 28 февраля 2019 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 221—226. 
  4. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: Психолого-педагогическое  сопровождение / Н.Л. Литош. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юрайт», 2022.  156 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-12705-8.EDNZUBWMV. 
  5. Малявко Н.Н., Кумскова Е.Е. Адаптивная физическая культура для детей, больных аутизмом // Инновации: Наука:  Образование. 2021. № 32. С. 1952—1958. 
  6. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих  детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 32—39. DOI:10.17759/autdd.2021190404
  7. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на  двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения  развития. 2009. Т. 7. № 4. С. 67—72. 
  8. Савина А.П., Сировицкая Е.К., Полякова Н.Н. Роль физической культуры для детей с расстройством аутистического  спектра // Наука, образование и культура. 2022. № 3. С. 43—44. 
  9. Соловьева М.В., Мельникова Н.Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего  школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.  2020. № 9. С. 362—366. DOI:10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p 362-366 
  10. Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут  Фитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 4. С. 17—25. DOI:10.17759/autdd.2022200402
  11. Туревская Р.А., Пленсковская А.А. Развитие модели психического у детей школьного возраста с расстройствами  аутистического спектра // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 1. С. 112—131. DOI:  10.17759/cpp.2021290107 
  12. Федорова Н.И. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях семьи: методические  рекомендации. Смоленск: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2018. 42 с.
  13. Щербина Ф.А., Щербина А.Ф., Троценко А.А. Обучение лыжной подготовке детей с ментальными нарушениями  в условиях Кольского севера // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7. Ч. 3. С. 71—76.  DOI:10.23670/IRJ.2022.121.7.089 
  14. Bhat A.N. Motor Impairment in Autism Spectrum Disorder Distinct from Developmental Coordination Disorder?  A Report from the SPARK Study // Physical Therapy. 2020. Vol. 100. № 4. Pp. 633—644. DOI:10.1093/ptj/pzz190
  15. Cottrell J.R., Cottrell S.P. Outdoor skills education: what are the benefits for health, learning and lifestyle // World Leisure Journal. 2020. Vol. 62. № 3. Pp. 219—241. DOI:10.1080/16078055.2020.1798051 
  16. Ketcheson L., Hauck J., Ulrich D. The effects of an early motor skill intervention on motor skills, levels of physical activity,  and socialization in young children with autism spectrum disorder: A pilot study // Autism. 2017. Vol. 21. № 4. Pp. 481— 492. DOI:10.1177/1362361316650611 
  17. Takagi S., Hori H., Yamaguchi T. et al. Motor Functional Characteristics in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and  Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review // Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2022. Vol. 18. Pp. 1679— 1695. DOI:10.2147/NDT.S369845 
  18. Tse A.C.Y., Liu V.H.L., Lee P.H. Investigating the Matching Relationship between Physical Exercise and Stereotypic  Behavior in Children with Autism // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2021. Vol. 53. № 4. Pp. 770—775.  DOI:10.1249/MSS.0000000000002525 

Информация об авторах

Харченко Любовь Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной и физической культуры, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5871-5509, e-mail: harchenko69@mail.ru

Шамшуалеева Елена Фаритовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной и физической культуры, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5245-1730, e-mail: shamshualeeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 7
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0