Аутизм и нарушения развития
2009. Том 7. № 1. С. 69–71
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Группа психологической поддержки родителей детей-аутистов в г. Новокузнецк
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дети с аутизмом, психологическая помощь родителям, информационная поддержка родителей
Рубрика издания: Родительский опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Сидорова И.В. Группа психологической поддержки родителей детей-аутистов в г. Новокузнецк // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 1. С. 69–71.
Полный текст
Семьи, которые воспитывают особого ребенка, сталкиваются с серьезными социальными, психологическими и педагогическими проблемами. Близкие ребенка-инвалида зачастую оказываются один на один со своей проблемой: им не хватает знаний о заболевании; о том, как взаимодействовать с ребенком, как обучать его и воспитывать. Ранимость семьи, в которой есть ребенок-инвалид, усиливается, когда семья проходит определенные кризисные стадии своего развития: постановка диагноза, поступление ребенка в дошкольное учреждение, школу, достижение им переходного возраста, совершеннолетия.
Для оказания психологической и информационной помощи родителям детей-инвалидов на базе Центра психолого-педагогической помощи в Новокузнецке была создана группа психологической поддержки родителей детей-инвалидов, которая успешно работает уже третий год.
Цель работы группы: психологическая и информационная поддержка родителей детей с нарушениями в развитии.
Задачи группы:
1. Поддержание психологического здоровья родителей, воспитывающих детей- инвалидов, и снижение эмоционального дискомфорта, связанного с заболеванием ребенка;
2. Формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
3. Сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;
4. Активизация социальной активности родителей.
Продолжительность одной встречи 3 часа. Периодичность встреч: 1 раз в 2 недели.
Работа в группе ведется в трёх направлениях:
первое направление — принятие родителями своего ребенка, обогащение и углубление опыта воспитания ребенка;
второе направление — гармонизация внутрисемейных отношений;
третье направление — оптимизация социальных контактов семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
Так сложилось, что все участники группы — это мамы детей-аутистов. Еще три года назад многие приходили в группу с вопросами: «За что мне это?», «Почему я?» и очень тяжело переживали по поводу своих особых детей. Сейчас — это активные, чуткие, любящие мамы, которые делают всё возможное для развития своих особых детей. Очень многие в группе, видя чужой опыт успешного воспитания ребенка-инвалида, понимают, что это им под силу. Они не одиноки — рядом живут такие же мамы, которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту. И эта поддержка, помощь является целительной. И главное для многих мам — это общение: возможность говорить открыто о своих трудностях и быть услышанными, принятыми. У многих мам в результате работы в группе меняется отношение к своему ребенку: им легче принимать своих детей. А воспитание особого ребенка в семье любящими его родными — это единственная возможность изменить его судьбу к лучшему, помочь развитию и адаптации ребёнка к жизни в этом мире.
Практически на каждое занятие приходит новая мама, и здесь ей всегда рады — выслушают, дадут совет и поддержат, да и просто будут рядом.
Наиболее актуальными для родителей являются темы: особенности психического развития детей с аутизмом; формы реабилитации аутистов; проблемы интеграции аутичных детей в обществе и их будущее. На занятиях происходит расширение и углубление знаний родителей о психологических особенностях развития детей-аутистов. Для этого составлена библиотека книг, психокоррекционных программ по работе с аутичными детьми. Выписывается журнал «Аутизм и нарушения развития».
Особенно актуальным был вопрос о юридических аспектах — о правах детей- инвалидов и их родителей, о получении льгот. Некоторые из мам активно посещают семинары, конференции, посвященные проблемам аутизма, и делятся полученными знаниями с другими. Также по инициативе родителей был проведен круглый стол «Особый ребенок» с участием специалистов социальной защиты, образования, медицинских работников. Обсуждался самый широкий круг вопросов: организация и работа в Новокузнецке социального такси, оздоровление детей-инвалидов, система обучения и воспитания особых детей, а также создание в Новокузнецке Центра лечебной педагогики, в котором была бы возможность заниматься с инвалидами с такими диагнозами как: умственная отсталость, аутизм, шизофрения, синдром Дауна и т.д. В целом надо отметить, что перед представителями власти были поставлены вопросы, очень актуальные для родителей детей-инвалидов, и родители были услышаны.
На сегодняшний день самые активные мамы объединились в Кемеровскую региональную организацию родителей детей- аутистов «Единство» под председательством Шуберт Л.С. Цель объединения — найти новые способы для развития и воспитания своих особых детей, а главное, — помогать другим семьям, где есть особый ребенок. Одной из центральных идей организации является: объединить усилия родителей для создания дома реабилитации в деревне Кузедеево Кемеровской области. Ведется активная рекламная акция, создан сайт данного проекта (deti-x.com). Члены объединения приняли участие в Ярмарке общественных инициатив, проводимой компанией «Русал», где был представлен данный проект.
Также были написаны несколько грантов, целью которых было улучшение положения родителей детей инвалидов и их психологическая поддержка. Но, к сожалению, данные проекты были оставлены без внимания.
Таким образом, участницы получают возможность в группе поддерживать и сохранять психологическое здоровье, обмениваться опытом обучения и воспитания детей-инвалидов, обмениваться актуальной информацией, обучаться навыкам рефлексии, релаксации.
Основными результатами работы за 2006—2008 годы можно назвать: формирование и сплочение группы, активный обмен опытом воспитания и обучения детей с диагнозом ранний детский аутизм, улучшение эмоционального состояния членов группы, раскрытие их творческого потенциала, расширение социального пространства, а также привлечение к занятиям некоторых детей. Следует сказать, что многие родители совместно с детьми встречаются вне группы, для того чтобы просто отдохнуть и приятно провести время.
Дальнейшее развитие группы мы видим в привлечении к занятиям семей, воспитывающих детей с такими диагнозами как ДЦП, олигофрения, синдром Дауна и др. Перспективой работы с данной группой является также проведение в Новокузнецке круглого стола по вопросам обучения и воспитания детей-аутистов, привлечение к участию в группе педагогов-дефектологов, а также проведение мастер-классов по работе с детьми-аутистами.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1902
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 709
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0