Формирование зрительно-вербальных функций при подготовке к школе детей с особенностями развития

1253

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, посвященного разработке и апробации комплексной методики групповой работы по формированию зрительно-вербальных функций при подготовке к школе у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

Общая информация

Ключевые слова: задержка психического развития, задержка речевого развития, недоразвитие речи, когнитивное развитие, подготовка к школе, индивидуальный подход

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скитяева Н.М. Формирование зрительно-вербальных функций при подготовке к школе детей с особенностями развития // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 3. С. 12–24.

Фрагмент статьи

В целом анализ приведенных данных показывает, что у детей эксперименталь­ной группы, с которыми проводиласькоррекционно-развивающая работа вгруппе подготовки к школе, обнаружена положительная динамика, более выра­женная, чем у детей контрольной груп­пы. Это свидетельствует об увеличенииэффективности работы над развитиемречи, и в частности, над словарем, когда она проводится в тесной взаимосвязи сработой над зрительно-перцептивнойсферой. Повышению эффективностиспособствует также индивидуальный подход к детям, учет их специфических сильных и слабых сторон, выявляемых нейропсихологическими методами.

Литература

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальныхфункций. — М., 2003.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологи-ческий подход. — СПб., 2008.
  3. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристикадетей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. —2003. - № 2.
  4. Гришина Е.Г. Состояние сферы образов-представлений у детей с трудностями обучения // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста:Учебное пособие. — М., 2001.
  5. Гришина Е.Г., Гогберашвили Т.Ю. Общая организация и методыформирующего обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами развития психики // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие. — М., 2001.
  6. Громова О.Е. Влияние зрительного предметного восприятия на накопление словаря у детей второго года жизни // Современные подходы к диагностикеи коррекции речевых расстройств. — СПб., 2001.
  7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логино­ва В.И., Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А. и др. - СПб., 2002.
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособиедля логопеда. — М., 1985.
  9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
  10. Лобанова Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 2.
  11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.
  12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2006.
  13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  14. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. —1990. - № 6.
  15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Шевченко С.Г.,Тригер Р.Д., Капустина Г.М., Волкова И.Н. - М., 2004.
  16. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 1 и 2. —СПб., 2008.
  17. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольноговозраста в условиях детского сада/Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьёва Е.В.,Гризик Т.Н., Гербова В.В. - М., 2004.
  18. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательныхучреждений. Подготовительная к школе группа. / Под ред. О.М. Дьяченко. —М., 1999.
  19. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения: программно-методическоепособие / Под общ. ред. Неретиной Т.Г. — М., 2004.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитиемречи в условиях специального детского сада. — М., 1993.
  21. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2007.

Информация об авторах

Скитяева Н.М., аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: noznad@rambler.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 996
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 11
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 6

Скачиваний PDF-версии за весь период: 1253
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 6
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1