Аутизм и нарушения развития
2010. Том 8. № 2. С. 17–28
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии
Общая информация
Ключевые слова: коррекционная помощь, коррекционно-развивающая работа, расстройства аутистического спектра, музыкотерапия
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Фомина Н.Е. Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 2. С. 17–28.
Полный текст
Приобщение к музыкальным занятием детей, имеющих различные нарушения, является одним из важнейших путей коррекционного воздействия. Доказана эффективность влияния музыкально-ритмических занятий, слушания музыки на развитие речевых функций, моторики, слухового внимания, на умение ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой. Известны случаи, когда неговорящие дети сначала начинали петь, что помогало им научиться говорить.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства обусловлены тем, что оно является источником позитивных переживаний, рождает творческие потребности, содействует развитию коммуникации. Музыкальные занятия имеют воспитательное, образовательное, социальное значение. Приобщение детей к музыкальному искусству не только дает определенный объем знаний и умений, но, самое главное, помогает заинтересовать занятиями даже детей с крайне неустойчивым вниманием, гиперактивных.
Музыкальные занятия, которые я веду в ЦПМССДиП, — это действо, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. На занятиях разными видами деятельности, выстроенными в определенной последовательности, прорабатываются многие проблемы детей: эмоциональные, двигательные, социальные, познавательные. Весь музыкальный материал подбирается по принципам возрастания сложности, поэтапности, преемственности. Учитываются также личные предпочтения ребенка, его музыкальные вкусы и пожелания. Поэтому на этапе знакомства с ребенком, в начале учебного года, а также и в конце года, я предлагаю родителям заполнить карту музыкальной диагностики. На основании беседы с родителями и результатов диагностики планируется дальнейшая коррекционномузыкальная деятельность.
Различные формы музыкальной деятельности учат понимать особенности музыкального звучания, развивают музыкальный слух и певческий голос, формируют точность, ритмичность движений под музыку, дают навыки игры на шумовых и музыкальных инструментах.
Формы деятельности в сфере музыкального воспитания
детей с нарушениями развития
Формы деятельности |
Коммуникативная группа |
Г руппа подготовки к школе |
Школа |
Групповое пение (вокальная терапия) |
Попевки: «Баю-баю». «Легкий ветерок». «Андрей-воробей». |
Песенки-формулы: «Я хороший». «Добрые слова». «Смелый язычок». |
Песенки-формулы: «Я спокойно сижу». «Нужно дружить». «Хорошо учиться в школе». |
Импровизация голосом |
- Медведь рычит. - Птичка поет. - Дятел стучит. |
Сочинение простейших попевок от заданной мелодии |
Исполнение голосом различного настроения,звуков природы, животных, сочинение мелодии. Продолжить сочиненную соседом мелодию. |
|
Импровизация на инструментах |
Сыграй на инструментах: - быструю музыку, - медленную музыку, - (как заяц, как медведь) |
- Придумай ритм на заданную тему («дождь идет», «поезд едет»). - Сыграй на инструменте сердитое или веселое настроение. |
- Сочини тему, исполни на инструментах: - групповая импровизация, - продолжи заданную муз. тему, закончи муз. фразу |
|
Двигательная импровизация |
- Изобрази животное: зайца, медведя, лису. - Притопы ногами, - хлопки руками, марш, бег. |
- изобрази животное: зайца, медведя, лису; - исполни танцевальные движения («кружение», «пружинка»). |
- Исполнение танцевальных движений на заданную мелодию (полька, вальс), - творческая пляска |
|
Рисование под музыку |
- Зайчик прыгает. - Слон идет. - Дождик. И т. п. |
Нарисуй мелодию: - осеннюю, - праздничную, - сказочную |
- Дай название произведению. - Нарисуй пейзаж в соответствии с характером музыки |
|
Игровая деятельность |
Игры с пением |
- Игра с мячом. - «Ладошки» - Прятки. - «Карусели». |
- «У медведя дом большой». - «Белые гуси». - «Медведи и ребята». - «Едем на трамвае» |
- «Заячий поход». - «Семеро козлят». - «На прогулке» |
Игры- загадки |
«Чей это голос?». «Какой инструмент звучит?» |
- Узнай песню. - Узнай инструмент. |
- Узнай инструменты в оркестре (тембр). - Узнай произведение, назови композитора |
Инсценировки, музыкальные игры- сказки |
- Пальчиковый театр. - Настольный театр. - Штоковые куклы. - Куклы-прыгунки. - Варежковые куклы. |
Инсценировка сказок с пропеванием основных ролей: «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба» и т. д. |
Инсценировка сказок с пропеванием основных ролей: «Волк и семеро козлят» «Скрипичный ключ и нотки». «Весна-красна» и т.д. |
Игра на музыкальных инструментах |
- Играй, как я. - Играй «тихо - громко». - Играй «быстро - медленно». |
- Придумай свой ритм (импровизация) - Играем вместе. - Игра по показу дирижера. |
- Игра в шумовом оркестре (ксилофон, гусли, металлофон и др.). - Исполнение музыкальных пьес и песен: «Мамин день», русских народных песен «Во саду ли, в огороде» и т.д. |
Музыкальнодидактические игры. Изучение нотной грамоты в игровой форме |
- Игра «Птички - ноты». - Игра «Кто поёт?» (медведь - низкий голос, заяц - высокий, лиса - средний) и т. д. |
Изучение нотной грамоты в форме музыкальной сказки, знакомство со скрипичным ключом, нотами, ладами, регистрами. |
- Пение по нотам простых попевок (1-й класс). - Пение по нотам детских песен (2-4-й классы). - Сочинение детьми сказочного сюжета для музыкального диктанта |
Танцевальная деятельность |
Танцевальные движения: - марш - бег на носочках - «пружинка» - выставление ножки на пяточку. Танец: - Полька «Пятка - носик». - Хоровод «Ой, как весело!». - Хоровод «Становись в кружок». |
Танцевальные движения: - Хороводный шаг - Поскоки - Бег на носках - Ковырялочки - Боковой галоп Танец: - Хоровод «Ходит Ваня» - Хоровод «Шире круг», «Веселый танец» |
Танец: - хороводы, - парные пляски, - коммуникативные танцы, - творческие танцы. |
Важное значение в работе с детьми с проблемами в развитии, особенно с аутичными детьми, имеет выстраивание определенной структуры занятия с четко фиксированным началом и завершением, что создает у детей ощущение безопасности, а на этапе знакомства помогает установлению доверительных отношений. В начальной школе в начале и в конце каждого урока учащиеся исполняют попевки «Начинается урок» и «Окончился урок». Привожу их текст.
Привожу также тексты коротких песенок на актуальные для школьников темы, которые дети с удовольствием исполняют на занятиях.
Не дерись!
1.
С Петей мы «разобрались» —
Поругались, подрались:
Он ужасный человек, И теперь мне враг навек.
Припев:
Не дерись, не дерись Лучше просто улыбнись!
2.
Улыбнулся Петя мне — И доволен я вполне.
Улыбнулся Пете я, —
И мы снова с ним друзья.
Нужно дружить!
1.
Мне Анюта не нужна:
Конопатая она.
Заикается Максим, Не хочу водиться с ним.
Припев:
Хороших нет ребят совсем, Я не могу дружить ни с кем.
2.
Но Андрюшка мне сказал:
«Сам ты разве идеал?
Мы должны не выбирать,
А друг друга принимать!»
Припев:
Хоть идеальных нет ребят, Дружить теперь я с каждым рад!
Ничего я не боюсь!
1.
Боюсь черных кошек, боюсь высоты.
Мышей и лягушек, боюсь темноты.
От страха все время коленки дрожат, За это насмешки терплю от ребят.
Припев:
Не бойся, не дрожи, А страху «нет» скажи. Смелее вдаль гляди, Бодрей вперед иди!
2.
Как будто лекарство мне эти слова, Свободна от страхов теперь голова. Болезни я места совсем не даю.
И смело играю, и песню пою.
Припев:
У ребенка с проблемами вследствие активной музыкальной деятельности: пения, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах формируется чувство прекрасного. Результаты работы с детьми в нашем центре вполне это подтверждают.
Исследования показали, что во время общения с музыкой ребенок уходит от страхов, тревожности, травмирующих ситуаций. Положительные результаты в работе с проблемными детьми дает привлечение ребенка к участию в активной форме музыкотерапии (вокал отерапии, инструментальной). Вокал отерапия на наших занятиях направлена, прежде всего, не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на выработку психологической устойчивости, расслабление, успокоение. Вокалотерапия помогает также развивать речь, артикуляцию, делать более четким звукопроизношение.
Большое значение в вокалотерапии на моих занятиях играют формулы психологической устойчивости. Это коротенькие песни-формулы, гармонизирующие внутренний мир ребенка, помогающие чувствовать себя более уверенно; они основаны на самовнушении положительных установок.
Формула для позитивного настроя на учебу
1.
Как хорошо учиться в школе,
Здесь можно многое узнать
Про буквы, цифры и про ноты, И даже можно рисовать.
2.
Слепить здесь можно бегемота,
Из круга вырезать цветы, И выучить здесь можно ноты. Здесь сбудутся твои мечты.
3.
Школа, школа — это просто здорово!
Весело, задорно, строго и серьезно, Это очень важно, нужно и полезно.
Что без школы мне нельзя,
Это всем известно!
(исполняется медленно)
Я спокойно сижу, Никому не мешаю.
Я в тетрадку гляжу
И задачки решаю.
Я мешать не хочу
Ни Сереже, ни Пете,
Я пятерку получу,
На вопросы я отвечу.
Я спокойно сижу..
Формула для улучшения дикции
1.
Язычок мой очень твердый — раз, два, три.
Язычок мой очень смелый —
раз, два, три.
Ну а если ты не веришь — раз, два, три.
То сейчас же на меня ты посмотри.
(Высовывает язык и под музыку «хвастается»).
2.
Как красиво говорю я — раз, два, три.
И как смело вам пою я — раз, два, три.
Волноваться я не буду никогда!
Лучше буду улыбаться я всегда!
Однажды ко мне обратились родители мальчика, который панически боялся грома, молнии, сильного дождя. Учитывая его интерес к пению, они попросили сочинить соответствующую песню. Так появилась песенка-формула «Тучки не боюсь».
В начале беседы при знакомстве я попросила мальчика нарисовать его состояние во время грозы. Вот его рисунок (рис. 1).
Через несколько месяцев музыкальных занятий, и когда мальчик привык исполнять песенку «Тучки не боюсь» во время плохой погоды, он нарисовал уже такой рисунок (рис. 2).
Таким образом, эффективность вокалотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать отклонения в психоэмоциональном развитии и решать проблемы в области коммуникативной сферы ребенка.
Все методы и приемы, используемые на музыкальных занятиях в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и применяемые в игровой, доступной форме, помогают детям сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптироваться к окружающему миру.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1003
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1120
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3