Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями развития

2996

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, нарушения развития, обучение ребенка с РАС

Рубрика издания: Родительский опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Потачинская Ю.Н. Обучение аутичного ребенка с тяжелыми нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. 2011. Том 9. № 1. С. 54–69.

Полный текст

 

Начало

Так случилось, что мой долгожданный, любимый, самый дорогой ребенок — аутист. Надо ли описывать тот спектр эмоций и переживаний, через которые мы прошли. это очень страшно, когда в адрес ребенка звучит слово «никогда». Меня, наверное, могут понять только матери детей-инвалидов. Матери «не таких как все» детей.

Но мы не были бы теми, кто мы есть, если бы не испытали того, что с нами было. оказавшись практически в одиночку лицом к лицу с аутизмом. не понимая, что это: болезнь? Дефект развития? Какова причина? И что делать дальше? Последний вопрос стоял особенно остро.

Уфа — город большой, но специалистов, владеющих знаниями и навыками работы с аутистами, практически нет. Мы обошли многих врачей и логопедов, но никто не мог нам помочь. И только когда наташе было 7 лет, удалось найти врача и дефектолога, которые помогли нам. И до сих пор мы лечимся и учимся у этих замечательных специалистов и людей — невролога Ларисы Григорьевны Цыпиной и дефектолога-логопеда Розалии Равхатовны Гайсиной.

Раннее развитие

Потачинская Наталья Александровна, дата рождения 16 мая 1999 г.

Первый ребенок от первой беременности. Мне на момент ее рождения было 30 лет. Беременность протекала нормально, правда, во время беременности у меня было низкое давление (90 на 60), а перед родами понизился гемоглобин до 88, и в носоглотке обнаружили стафилококк.

Роды были естественные без осложнений, на 40-й неделе. Головное предлежание. у ребенка на момент рождения вес 3400 г, рост 52 см, окружность головы 34 см, окружность груди 33 см. По шкале апгар 6-7 баллов. Девочка к груди приложена на вторые сутки, я ее кормила сама до одного года.

Наташины диагнозы при рождении: гипоксическое поражение Цнс, синдром гипервозбудимости, острый период. Внутриутробное инфицирование (девочка родилась синего цвета в зеленой слизи).

С самого рождения дочка срыгивала. Вес набирала плохо. анализы на дисбактериоз показали наличие золотистого стафилококка. у меня в молоке также обнаружили стафилококк. Проводилось лечение бактериофагами и препаратом хилак-форте. Голову ната начала держать в 3 месяца, сидеть с 6-ти месяцев, зубы начали прорезаться с 8,5 месяцев, сама ходить она начала с одного года (до этого совсем не ползала, а с 8-ми месяцев ходила, держась за стены и мебель). В возрасте 1 год 1 месяц она болела краснухой. с года начала говорить мама, папа, баба, тата и произносить сочетания разных звуков. с года и 8-ми месяцев начала по очереди забывать все слова. После говорила только «на-ка» (по любому поводу) и «гань-гань» (кушать). В период, когда наташа говорила слова, она также показывала пальчиком, когда спрашивали: «где мама?», «где папа?», «где глазки?». После того как перестала говорить, перестала и показывать.

До года наташа была постоянно со мной. Потом я вышла на работу. Полгода с ней была бабушка (свекровь) и затем полгода няня. Период смены бабушки на няню совпал с периодом исчезновения у ребенка слов, хотя в это время никаких падений и травм не наблюдалось. Начиная с года, и в течение 2-х лет, Наташа боялась чужих людей. До 6-ти лет все просьбы и команды не выполняла, реагировала на обращенную речь избирательно. Понимала и выполняла предложенное: «Натуля, идем есть, идем гулять, идем купаться».

В 6,5 лет, после многолетнего лечения и активных занятий, дочка стала понимать значительно больше. реагировала почти на все обращения. Интересовалась окружающими ее людьми и предметами. Полюбила ездить в транспорте. Наташа научилась обращаться с компьютером (знает, как включить и выключить, умеет играть в 3-4 игры), знает, как включить магнитофон и вставить в него кассету, включает при помощи пульта телевизор. Все эти навыки освоила сама, наблюдая за взрослыми.

В 10 лет наташа понимает то, что касается настоящего момента, что происходит сейчас. Хотя некоторые факты показывают, что она понимает больше. Понимает часто употребляемые слова и фразы вроде «пошли гулять». утром скажу: «идем в группу», она сразу просыпается и встает.

Когда начали заниматься с дефектологом, в успех занятий верилось мало. Первые полгода ее удерживали на стуле, чтобы не вставала. Постепенно дочка привыкла, и учеба понравилась. Для нее это скорее не учеба, а игра. учителя- дефектолога она любит. По ходу занятий и лечения понимание и умения у наташи накапливаются.

Разговаривать она и не пытается. Произносит разные звуки или набор звуков, но это скорее вокализмы, не обозначающие слова. Последнее ее «изречение» — «погани ободь». сейчас Наташа людей не боится: мы с удовольствием ходим с ней в цирк, на балет, на елки. «словесные представления», например, драматический театр, ей непонятны, а поэтому не интересуют.

Игры

До 5-ти лет Наташа играла самостоятельно, не требуя к себе внимания родителей, не участвуя в коллективных играх детей-сверстников.

Любила играть в следующие игры: собирала пирамиды, кубики, складывала треугольники или квадраты из трех­четырех частей одного цвета и т.п. Мягкие игрушки, куклы, резиновые игрушки она бросала из одной части комнаты в другую, а затем обратно. Любила играть в мяч (бросать руками, толкать и катать мяч вместе с родителями). И до сих пор она очень любит кататься на качелях. научилась кататься на трехколесном велосипеде.

Рисование проявилось в хаотичном вычерчивании кружочков, спиралей разных размеров в возрасте от одного до двух лет, в настоящее время она рисовать перестала.

В 6 лет 8 месяцев Наташа играла на компьютере в игры, требующие действий со стороны играющего: подвести курсор и нажать на клавишу «мыши» для совершения определенного действия. При этом наташа сама обнаружила, что вместо нажатия клавиши «мыши» можно постучать «мышкой» об стол, и эффект будет тот же. Также Ната собирает на компьютере пазлы.

И сейчас дочка любит играть в мяч, бросать камешки в речку. Играет в игры Монтессори и никитиных. Любит слушать музыку и сказки в записи и смотреть мультфильмы. При этом она может понравившиеся произведения слушать и смотреть по многу раз.

с 5,5 лет два раза в неделю наташа посещает Городской Центр реабилитации инвалидов (для детей с двигательными и умственными нарушениями). Посещает занятия с дефектологом, логопедом, музыкальное занятие. сначала два месяца привыкала, шла в центр с плачем. сейчас ходит с большим удовольствием и очень любит преподавателей.

ребенку 10 лет: мы с Натой всю неделю ходим по занятиям. Во вторник и пятницу в центр реабилитации инвалидов в группу социальной адаптации. 3,5 часа Ната в компании таких же как она пятерых детей и троих воспитателей занимается музыкой, физкультурой, лепкой, с логопедом, смотрит диафильмы, слушает книги и т.п. Второй год там занимаемся. В понедельник и среду ходим на занятия к дефектологу в центр психологической помощи. Во вторник, четверг и субботу занимаемся дома с учителем.

Все пособия я делаю сама: запаслась компьютером, сканером и цветным лазерным принтером. Делаю сама Натке книжки, прописи и т. п.

Ната зрительно запоминает слова, у нее хорошая память. Запомнила уже много слов.

Отношение к книгам и картинкам

Наташа любит сама листать книги. От года до трех лет она могла указывать пальцем на понравившиеся ей картинки и как-то непонятно гудела. Наташа не дает никому листать книги, не дает взрослым показывать ей картинки и при этом говорить. Она как бы отталкивает мою руку от страницы книги или просто уходит прочь. В 6 лет 7 месяцев стало заметно, что ната­ша не просто механически листает книги, а осознанно рассматривает картинки в книгах и журналах.

С 10-ти лет Ната полюбила смотреть разные книги — детские, журналы с репродукциями и т.п. с удовольствием слушает, когда ей читают книги родители и бабушка. Важно, что теперь книги читаем разные, а не одни и те же, как раньше.

Отношение к стихам

Раньше Наташа любила слушать стихи, которые ей наизусть читали родители, она ловила движение губ, звуки ей становились понятными, она запоминала их. Часто садилась на колени к родителям и смотрела в рот.

В 5,5 лет многое из этого ей надоело, концентрация внимания уменьшилась до 10 минут. с 6 лет 8 месяцев Наташа опять с радостью слушает стихи и песни, записанные на магнитофон и в исполнении родителей.

Сейчас, в 10 лет, наташа просит папу и бабушку рассказывать любимые стихи. Если они ошибаются или пропускают строчки, выражает недовольство.

Еда

До 5-ти лет Наташа сама могла есть сухую пищу (ту, что можно удержать в руках), с 5-ти лет она начала пробовать самостоятельно есть ложкой. сейчас сама может взять в руки ложку и поднести ее ко рту несколько раз. сама пьет из чашки. Часто Наташу кормят из ложки родители и бабушка. Если она хочет есть, то бежит на кухню и пробует что-нибудь взять со стола. Периодически ей надоедает то одна пища, то другая.

В10 лет в еде Ната, по-прежнему, очень избирательна. Ест только одну и ту же пищу: разные супы, определенные тво- рожки, хлебобулочные изделия, летом — садовые ягоды.

Одежда

Особых пристрастий к одежде у дочки нет. Полностью одеться Наташа сама не может. Если наполовину натянуть ей колготки, то дальше она сама сможет их на себя надеть.

В 10 лет может частично сама одеться и раздеться.

Собственные нужды

С 6-ти месяцев ребенка приучали к горшку. До года Наташа относилась к нему нормально. С года проявилось резкое неприятие, не хотела на него садиться. До 3,5 лет пачкала штанишки, часто их сама снимала. с 4,5 лет взрослые сажают Наташу на горшок, по нашему позыву она справляет нужду. с 6,5 лет дочка стала сама без напоминаний ходить в туалет.

Лечение

С двух лет и трех месяцев наташу лечил невролог, но все выписываемые препараты давали аллергические реакции (покраснение щек, подбородка, ягодиц): энцефабол, пирацетам, когитум. Препарат кальция гопантенат вызывал обильное слюнотечение. с 2-х лет 10-ти месяцев мы начали лечение у детского рефлексотерапевта (церебролизин в уколах по точкам тела -10 посещений, затем перерыв и снова лечение). В 5 лет принимали глиатилин и вазобрал. После трехнедельного приема у наты начались побочные проявления в виде рвоты, и она стала более нервной. При этом стало заметно, что ребенок начал лучше понимать окружающих. Затем по рекомендации другого невролога делали уколы кор- тексина. После 15-ти уколов у Наты начался тик в виде подергивания плечами в период возбуждения. этот тик прекратился по истечении трех месяцев после окончания лечения.

В 3,5 года произошли ощутимые изменения в поведении Наташи. она стала чаще смотреть в глаза окружающим, перестала сторониться и с удовольствием позировала перед фотоаппаратом. на прогулке можно было уже вести ее за руку, тогда как раньше, иногда и сейчас, она бегала по известному маршруту: подъезд — качели или сад, за руку водить себя не давала, приходилось нести ее на руках или везти в коляске или на санках. ната­ша стала выражать свои желания жестами, она начала брать родителей за руку и подводить туда, куда ей нужно, — на кухню или к шкафу с игрушками. она стала садиться на колени ко взрослому и позволяла себя обнять, прижать.

В 5,5 лет Наташа не говорила, но издавала звуки, на наш взгляд, ничего не обозначающие: «паява», «этьхуа» и т.п. Людей не боялась и с интересом наблюдала за всеми происходящими вокруг нее событиями. Два раза в неделю занималась с педагогом- дефектологом. Понимала его требования и исполняла их. Как я уже писала, дочка запомнила, как можно включить и выключить компьютер. узнала, как собирать на компьютере из фрагментов целую картинку, но при этом сама в свои руки брать компьютерную мышь не хотела, а клала свою руку поверх руки взрослого, который в это время занимался с ней. ребенок развивался. наташа постепенно приобретала новые навыки, все больше понимала. но это происходило медленно, и она все сильнее отставала от сверстников.

В 6,5 лет Наташа не говорила, у нее были свои слова, периодически изменявшие свое звучание: «давай-давай», «авай- авай», «давиань», «папо», «папу», «мамо», «бабо». В некоторых случаях казалось, что слова произносились к месту, а чаще они звучали просто как песня, вне контекста происходящего.

В 10 лет речи у наташи нет, разговаривать она не пытается.

Проведенная диагностика

Мы в натой дважды были в Москве. В 2002 году в научном центре психического здоровья раМн, в отделе аутизма. Там нате поставили диагноз аутизм. В 2005 году сдавали генетические анализы (патологий не выявлено), консультировались у эндокринологов (нарушений не выявлено) и в Институте коррекционной педагогики рао.

1)    ээГ заключение:

Выраженные общие изменения биоэлектрической активности головного мозга в виде дезорганизации основного ритма, снижения амплитуды корковой ритмики. Зональные различия сглажены. Признаки дисфункции срединно­стволовых образований. Признаков эпи­активности не зарегистрировано.

2)    Генетическое исследование крови на наследственные болезни:

фенилкетонурии, гемахроматоза, му­ковисцидоза, хореи и миотонической дистрофии не выявлено.

1) анализ крови на аллергены:

выявлена реакция на пшеничную муку, мандарин, куриное яйцо, ячменную муку, молоко коровье, шерсть домашних животных и луговые травы.

на осмотры врачей наташа реагирует отрицательно.

В декабре 2002 года наташе дали инвалидность с кодом заболевания F 84.

В 5,5 лет проведены:

1)      Магнитно-резонансная томография: Мр данные за последствия гипоксическо-ишемического поражения головного мозга, нерезкое расширение желудочковой системы заместительного характера.

2)      анализы крови и мочи, сданные в медико-генетический центр на ТсХ аминокислот (на три вида) и углеводов, особенностей не выявили. Кариотип ребенка 46ХХ. Физическое развитие соответствует возрасту.

Обучение Наташи

Написано много книг о том, как заниматься с детьми с аутизмом. Аутичные дети очень разные: у них разный интеллект, разное физическое развитие, поэтому и заниматься с каждым ребенком надо с учетом индивидуальных нарушений. За основу программы занятий с наташей были взяты отдельные моменты из практик российских и зарубежных специалистов. Ходом занятий руководит наташи­на учительница — дефектолог Гайсина Розалия Равхатовна, а мы, родители, помогаем всем, чем можем.

Заниматься с дефектологом наташа начала с 7-ми лет. До этого времени мы просто не могли найти специалиста, способного и желающего с ней заниматься.

Самое главное в обучении Наташи — это то, что ей понравился процесс обучения. Для нее это игра.

Я не ставила себе цель в этих записках обобщить принципы работы с аутистами, это задача специалистов. Мне кажется важным привести конкретные примеры обучения Наташи. Мы нащупывали путь методом проб различных приемов обучения. Что-то Наташе не подошло, и это было отвергнуто, а что-то было принято. Так обучался мой ребенок. Возможно, это пригодится и другим родителям. Хотя найти один способ обучения для всех, разработать единую программу обучения, на мой взгляд, невозможно.

Первые полгода обучения с учителем были сложны тем, что Нату надо было заинтересовать процессом обучения, приучить заниматься с педагогом, и понять самим, как именно с ней надо заниматься. сначала учительница вела занятие, а я держала стул, чтобы Ната не вскакивала. Теперь, когда учиться понравилось, ната уже не встает и может заниматься подряд полтора часа и больше. Во время занятия учительница прикасается к Наташе, постепенно разрушая боязнь телесных контактов с другими людьми, которая присуща детям с аутизмом. Ната полюбила учительницу, и если перерывы между занятиями больше чем обычно, то скучает по ней.

У Наташи хорошая память, весь материал она усваивает путем неоднократных повторений. С учительницей мы встречаемся пять раз в неделю. Просто сидеть и слушать Ната не может. Ей надо обязательно сразу выполнить показанное. Поэтому учительница, что-то объясняя Наташе, сразу это делает ее руками.

Как и многие дети с аутизмом, Наташа не может сразу для себя выявить главное в задании и обращает внимание на незначительные детали. Так она, собирая логические цепочки, ориентируется на фон карточек, на форму отверстий, в которые последовательно вставляются следующие карточки.

Поэтому мы в ходе обучения поняли, что лучше весь изучаемый материал изготавливать самостоятельно на компьютере на белом фоне бумаги и наклеивать на картон. Каждое задание помещается в отдельную папку с кнопкой. Все слова в пособиях печатаются заглавными буквами.

Как Наташа училась 4 года

Кубики. В первый год обучения занимались с кубиками никитина «сложи квадрат». Наташа по заданию педагога выкладывала кубики вверх гранью определенного цвета, делая простые узоры по образцу. В дальнейшем Ната отвергла кубики в качестве обучающего материала (ей предлагались буквы, цифры, кубики для собирания картинок).

Лото. В первый год обучения для развития зрительного восприятия на самом начальном этапе обучения Ната занималась с материалами, называемыми лото. накладывала отдельные картинки на точно такие же картинки, соединенные в большой лист (сначала 3 картинки на листе, затем больше). При этом следует отметить, что надо подбирать лото с четкими картинками, не перегруженными фоном. И картинки должны изображать реальные предметы, животных или людей, окружающих ребенка. Наташа занималась с лото следующей тематики: домашние животные, времена года (на лист большого формата были наклеены фотографии, отражающие разные времена года и фотографии Наташи в это время). И все эти же картинки по отдельности. Изучались также части тела (на большом листе изображен человек, а другая такая же картинка разрезана по отдельным частям тела); квартира (на больших листах изображены все помещения квартиры, а на отдельных картинках предметы, которые должны находиться в определенной комнате: в ванной комнате — полотенце, мыло и т.п.). Наташе объясняли также времена года в другом исполнении (на большой картинке изображены 4 времени года, а на отдельных картинках явления, которые бывают в определенное время года: осенью — грибы
и желтые листья, зимой — снег и белый заяц и т.п.). Все картинки я подписывала, приклеивала скотчем текст, распечатанный на компьютере.

Разрезные картинки. В первый год обучения Нату учили собирать разрезные картинки. сначала это были картинки, разрезанные на две части. И картинки, в которых были вырезаны отверстия разной формы (надо вставить часть картинки в отверстие соответствующей формы, и конечно ориентируясь по рисунку). Чтобы заинтересовать нату, были взяты картинки, которые ей понравились. В нашем случае это «паровозик » и «бабушка». это картинки сначала были разрезаны на 4, затем на 8 и т.д. частей. Потом собирали пазлы из 4, 6, 8 и 12 частей.

На второй год обучения мы перешли на пазлы любимой тематики — картинки из мультфильмов, которые смотрела Наташа. например, российский мультфильм Винни Пух из 60 частей. сначала я собирала ей пазл, и она его рассматривала. Потом собирали вместе несколько раз. При этом я объясняла, где у Винни Пуха глазки, а где уши, вот лапы. Причем главного героя наташе было собирать труднее, чем окружающий его фон: деревья, траву и т.д. Наташа не смотрит на образец картинки, а постепенно запоминает, как собирать пазл.

На третий год обучения собирали Винни Пуха из 106, 160, 240 элементов. Потом процесс понравился, и мы с Натой стали собирать картинки из других мультфильмов.

Сейчас идет четвертый год обучения, Ната собирает пазлы из 360 и 560 элементов. Пазлы с более крупными рисунками наташа собирает самостоятельно (помогаем первые 2-3 раза), а с более мелким рисунком она запоминает дольше.

Чтение. В первый год обучения на шкаф я прикрепила скотчем листы а4 с наклеенными из бархатной бумаги буквами. учительница руками Наташи проводила по контуру буквы и произносила ее название.

На второй год обучения ставилась цель выучить не только написание и звучание букв, но и слоги.

Первое задание по этой теме. надо составить таблицу слогов — одна согласная и все гласные, все сочетания, используемые в русском языке. Первая строка открытый слог, вторая строка — закрытый слог. Вот пример:

Изготовили также отдельные карточки с этими же слогами. учительница называла слог вслух, а ната накладывала карточку со слогом на соответствующую ячейку в таблице. Затем задание усложнялось, на один лист мы помещали слоги на несколько согласных.

следующее задание. Вот таблица: верхняя строка — гласные буквы, а первый столбец — согласная буква. На пересечении строки и столбца ребенок должен положить соответствующий слог.

Затем так же усложнялось задание: на один лист помещались слоги на несколько согласных. следующее задание аналогично предыдущему, только составлялись сочетания из двух слогов.

Для контроля усвоенного материала использовали такое задание. В отдельные конверты клали карточки с буквами и слогами, и ната давала карточки с буквами или слогами, которые называла учительница.

«Глобальное чтение». суть данного метода в нашем варианте: на карточку- картинку наташа накладывает карточку- слово, а учительница произносит это слово вслух. ребенок должен понять, что все предметы можно записать словом.

Для привлечения внимания дочки к выполнению данного задания использовались изображения знакомых и любимых предметов. Мы с мужем сфотографировали наташины игрушки и изготовили карточки-слова с их названиями. ната сама раскладывала на столе карточки с изображениями игрушек, а потом на них карточки-слова. сначала учительница указывала, какое слово к какой картинке относится, а когда дочка запоминала, то раскладывала уже сама, а учительница называла слова вслух. Для удобства все карточки по одной теме хранятся в пластиковом конверте с кнопкой, чтобы ната сама могла убирать карточки в конверт. Картинок в конверте 5-6 штук. Если у ребенка небольшое поле зрения, количество можно уменьшить до 3-4 шт. наташа может использовать при выполнении данного задания 10 и более картинок.

Дальше Наташа изучала тему «Пища». Для этого мы фотографировали блюда и продукты, которые она ест.

В теме «Люди» использовались фотографии членов семьи, друзей и других людей, с которыми она встречается, а также карточки-имена этих людей.

В теме «Действия» использовались фотографии Наташи: как она ест, спит, идет, занимается и т.д. Карточки-слова — это названия действий, совершаемых Наташей.

Также мы изучали другие темы: «Части тела», «Лицо», «одежда» (летняя, зимняя и т.д.), «обувь», «Мебель», «Домашние предметы», «Предметы в ванной», «Письменные принадлежности», «Бытовые приборы», «Дом» (окно, дверь, лестница), «улица» (светофор, фонарь и т.д), «Транспорт», «спортивный инвентарь», «Музыкальные инструменты», «Предметы в саду», «растения» (дерево, куст, цветок), «Домашние животные» ( карточка- слово содержит название животного и как оно кричит, например, корова — му-у), «Домашние птицы» (гусь — га-га), «насекомые», «Животные леса», «Природа» (солнце, радуга, дождь и т.д.). Изучались также и другие предметы и явления, встречающиеся в жизни ребенка.

При изучении темы «Цвета» сначала на карточки наклеивались листы цветной бумаги, а когда наташа их запомнила, был сделан комплект карточек с прикрепленными кусочками ткани таких же цветов. это для того, чтобы ребенок осуществлял перенос полученных навыков с одного материала на другой.

Для изготовления карточек мы использовали и собственные фотографии, и картинки из покупных книжек. Карточки-слова можно изготавливать на компьютере или вручную трафаретом. Все карточки надо наклеить на картон.

Темы можно изучать последовательно, по одной или по несколько штук, в зависимости от возможностей ребенка.

Мы с Наташей изучали по 10-15 тем одновременно. Каждый день 2 часа мы сидели рядом и повторяли слова.

В третий год обучения особое внимание уделялось книгам. Наташа должна была понять, что из изученных слов складываются предложения, а из предложений составляются книги. Книги делала я сама.

Первая - «книга ПРО НаТУ». Она составлена из слов и картинок, изученных «глобально». Предложения из жизни Наташи. Каждое предложение на отдельной странице книги.

Также к книге прилагаются отдельные картинки и слова. Каждое предложение напечатано и разделено (разрезано) на слова, и эти слова лежат в отдельном маленьком конверте. на каждом маленьком конверте стоит номер, соответствующий номеру предложения в книге. Книга и маленькие конверты лежат в большом конверте. Всего в книге может быть до 10 предложений, объединенных одной темой.

Картинки и слова книги надо наклеить на листы картона (соединить между собой) или на покупные картонные книги. Для изготовления книг можно использовать картинки из книг, журналов, наклеить белый фон. Картинки и слова лучше наклеивать при помощи скотча, хотя это и более трудоемкий процесс. а можно изготавливать на компьютере, используя белую самоклеющуюся бумагу, фотографии, картинки из интернета и цветной принтер, это менее трудоемкий, но более дорогостоящий процесс.

Обучение при помощи книги проводилось следующим образом. наташа показывала последовательно слова в предложении, педагог произносила эти слова вслух. Затем наташа на столе выкладывала карточки-картинки и карточки-слова в том же порядке, что и в книге, образуя предложение. Далее она показывала выложенные карточки-слова по порядку, а учительница их прочитывала. Следующие книги строятся по этому же принципу. Вот книги про членов семьи.

 

Книги должны отражать события, происходящие в жизни ребенка, и закреплять пройденный материал. Так например, книга «Натулина неделя» закрепляет материал «Дни недели» и показывает, как этот материал связан с жизнью ребенка.

Следующая книга состоит из небольших сюжетов, интересных ребенку и связанных с его жизнью. Вот книга «Что хочет Ната».

На 4-й год обучения наташа стала заниматься по книгам, в которых предложению соответствует одна картинка.

Слова Наташа составляет из слогов и отдельных букв. на этом этапе обучения ребенок начинает понимать, что слова можно составить из букв.

 

С интересом Ната занималась по книге «сказка про колобка». В магазине была куплена книга с простыми, незагружен­ными фоном картинками и максимально упрощенным текстом.

Одновременно с занятиями по книгам ната училась составлять отдельные слова из слогов и букв. Ей давались картинка, карточка-слово и отдельные буквы. она сначала составляла слово из отдельных букв по образцу, а после того как начала самостоятельно выполнять задание, слово-образец убирали.

Изучение предлогов. Для изготовления данного пособия надо использовать фотографии хорошо известного ребенку предмета.

Информация об авторах

Потачинская Юлия Николаевна, родитель ребенка с РАС, Уфа, Россия, e-mail: natulik160599@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1421
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2996
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0