Ученик и отметки

558

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, учебная деятельность, учебная мотивация, отметки

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Кочеткова Г.В. Ученик и отметки // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 61–63.

Полный текст

 

Я классный руководитель 2 «В» класса в ГОУ ЦПМССДиП. Мои ученики обучаются по программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Мы вместе с нулевого класса, поэтому мне достаточно хорошо известны дети и их привычки.

Во втором классе пришло время ставить ученикам отметки. Для осознания отметки ученик должен:

1.   Видеть свои ошибки, допущенные при выполнении письменной работы.

2.   Понимать связь между отметкой и выполненной работой.

Работу с учениками над выставлением отметок я начала заблаговременно, до того как отметки появились в журнале, и издалека. Сначала приучила учеников к совместному просмотру выполненного только что задания и к поиску и исправлению в нем ошибок. Учитывая привязанность учеников к конкретному плану каждого урока, я внесла в план пункт «проверка работы». Как часто бывает, это небольшое изменение в ходе урока вызвало у класса некоторый негативизм. Но нужно было научить детей сравнивать образец выполнения задания с результатом их деятельности и указывать на ошибки.

Когда ученики привыкли к этому этапу работы, я приступила к следующему. После просмотра выполненного задания и нахождения ошибок, я стала ставить в тетрадку значок — лицо человечка. Сразу замечу, что в течение одного урока каждый ученик получал по нескольку значков—«человечков» за каждое выполненное задание. Сначала «человечков» было 2:

Изображения показывали ученику эмоцию человека и давали понять, как он выполнил задание: хорошо или плохо.

Надо отметить, что параллельно к этой работе были подключены родители. Я рекомендовала им дома просматривать классную работу ребенка и поощрять его или сердиться в зависимости от поставленного мной «человечка».

Когда этап двух «человечков» был понят и принят учениками, я добавила еще одного

Таким образом, это расширило возможности для оценки результата деятельности детей. Теперь я могла прокомментировать оценку так: ты старался, но сделал ошибку, поэтому я поставлю тебе «человечка серьезного». Это добавляло как бы среднюю оценку между «хорошо» и «плохо». Но следовало идти дальше.

По-прежнему было не обойтись и без помощи родителей, но их похвала по моей рекомендации немного видоизменилась. Теперь я рекомендовала родителям все меньше поощрять ребенка и все чаще просто эмоционально комментировать результат при совместном с ним просмотре классной работы.

Последним был введен вот такой человечек:

Этого «человечка» ребята получали, когда работа была выполнена очень плохо, а главное, когда ученик совсем не старался выполнить ее хорошо.

Поскольку, повторюсь, я работаю с этими ребятами 2,5 года, я достаточно хорошо их знаю. Поэтому отметки выставляются, конечно же, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Ведь одного ребенка достаточно похвалить за старание и не обращать внимания на помарки, допущенные при письме, так как его моторика недостаточно развита, и он не может писать лучше. А другой ученик может аккуратно писать, но не справляется, например, со своим эмоциональным переживанием, поэтому в данный момент его обязательно нужно похвалить за то, что он выполнил задание, и закрыть глаза на качество выполнения. Сначала при постановке «человечка» я использовала одинаковые и понятные детям слова- комментарии, затем фразы, а затем постоянные, уже знакомые фразы заменяла на новые, расширяя таким образом словарь учеников. Также родителям по окончании учебного дня я рассказывала о конкретных событиях, чтобы им была понятна оценка работы ребенка.

Теперь наш оценочный ряд состоял из четырех «человечков», показывающих эмоции, но не отметки, а значит, предстоял следующий этап работы. Для ребят я подготовила такую табличку:

 

«человечек»

отметка

 

 

5

 

 

4

 

 

3

1

2


Поясняя ученикам связь «человечка» и отметки, а также объясняя, какая отметка хорошая, а какая плохая, я продолжала при проверке ставить значок, но теперь добавляла к нему отметку. Табличку я прикрепила ко всем партам, чтобы каждый мог запомнить и научился соотносить новую для него отметку и привычного «человечка». Комментарии при этом я делала прежние, но отметку называла. Как только ученики начали ориентироваться в отметках без таблички, я стала выставлять их в дневник. Постановка отметки уже без «человечка» была последним этапом в этой работе.

Немного изменилась и помощь родителей. Теперь я просила их активнее хвалить детей за хорошие отметки и обещать поощрение за будущие. Это делалось, чтобы научить детей работать лучше ради отметки. И я начала замечать, что некоторые ученики стараются работать лучше, чтобы получить хорошую отметку.

В этой работе, как и всегда, я старалась учитывать некоторые общие особенности детей: необходимость работы по плану в течение урока, постепенное усложнение материала. Работа дала положительный результат: ученики понимают причину появления той или иной отметки в их тетрадках и стараются выполнять задания качественнее. Это и было главной целью нашего длительного и поэтапно простро­енного пути. 

Информация об авторах

Кочеткова Галина Викторовна, учитель-дефектолог ЦПМССДиП, Москва, Россия, e-mail: cochetkova.galya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 896
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 558
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0