Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы

1117

Аннотация

Реализация комплекса мер, принимаемых в Российской Федерации в области образования детей с расстройствами аутистического спектра, позволит создать детям специальные образовательные условия для обеспечения качественного образования и возможностей включения их в общество. В 73-х московских образовательных организациях обучаются дети с расстройствами аутистического спектра.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, инклюзивные модели обучения, специальные условия образования, программы индивидуального сопровождения, принцип преемственности

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 4–7.

Полный текст

 

Реализация комплекса мер, принимаемых в Российской Федерации в области образования детей с расстройствами аутистического спектра, позволит создать детям специальные образовательные условия для обеспечения качественного образования и возможностей включения их в общество. В 73-х московских образовательных организациях обучаются дети с расстройствами аутистического спектра.

Всех прогрессивных странах мира тема помощи людям, страдающим расстройствами аути­стического спектра, становится важной государственной темой.

Новый Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в РФ» впервые закрепил на законодательном уровне (ст. 79) право на доступное и качественное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для эффективного решения проблемы образования детей с РАС планируется предпринять комплекс мер, в т.ч. разработать и утвердить Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с РАС и регламент его использования в образовательной организации. Реализация указанных мер во многом позволит обеспечить эффективное включение детей с РАС в систему общего образования, создать для них необходимые специальные образовательные условия, обеспечить доступ к получению качественного образования на всех его уровнях.

Программы поддержки людей с РАС должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Важно, чтобы люди с РАС могли получить не только образование, но и профессию, могли быть полезны себе и обществу.

Столичный опыт образования детей с РАС представлен несколькими моделями образования и сопровождения детей. Но, как и 20-25 лет назад, когда впервые в нашей стране заговорили об аутизме (Лебединская К.С.), так и сейчас вопрос о том, где и как учить детей с РАС, на системном уровне остается практически нерешенным.

Какие пути получения детьми с расстройствами аутистического спектра образования существуют в настоящее время?

Проблема состоит в том, что в обычные школы детей с РАС брать не хотят, потому что не знают, как их обучать. В учительской среде существует миф, что «для таких детей есть специальные коррекционные школы», куда их и пытаются отправить. На самом деле их нет. Дети со сниженным интеллектом попадают в коррекционную школу, но их собственно аутистические особенности никак там не учитываются. Специалистов по обучению детей с РАС в педагогических вузах не готовят.

Очень распространенной рекомендацией учителей обычной школы является частная школа с маленьким классом. Очевидно, что этот вариант может быть использован семьей только на первом этапе, как промежуточный, да и мало кто может себе это позволить материально. Стоит ли говорить, что и там нет никаких специально обученных учителей и специалистов.

В нескольких общеобразовательных школах стали обучаться дети, чье развитие позволяет им осваивать общеобразовательную программу. Инклюзивные модели обучения таких детей мало распространены, в основном это интеграция. По данным мониторингового исследования, проведенного Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ осенью 2012 года, доля детей с РАС, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4% в отношении ко всем детям с инвалидностью. В этом году в мониторинге принимали участие 278 образовательных организаций, в 73 из них в разных формах обучения обучаются дети с РАС. Доля детей с РАС от группы детей с инвалидностью составила 7,8 %. Это свидетельствует о положительных изменениях в ситуации.

Опыт организации образования детей с РАС в образовательных учреждениях города Москвы показывает, что дети с РАС адаптируются в массовой школе при наличии специальных условий. Основными условиями для включения детей с расстройствами аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (т.к. эта категория детей нуждается в специальных методах и приемах как организации процесса обучения, так и адаптации программного материала), а также наличие тьютора. Если эти дети посещают школу в сопровождении тьюто­ра, то сейчас, как правило, этого специалиста «находит» семья; в некоторых школах для этих задач привлекается психолог школы, а чаще — социальный педагог школы. В редких школах услуги подготовленного тьютора предоставляет школа.

Самым распространенным на данный момент вариантом является индивидуальное, чаще — надомное обучение. При этом к ребенку домой должны приходить обычные учителя из школы по месту жительства, которые, как правило, мало знают про аутизм, не представляют себе особенностей этих детей, не владеют технологиями обучения. Некоторые дети начали и продолжают обучение в школах надомного обучения, где количество детей в классе небольшое, есть возможность вывести ребенка на индивидуальное занятие, если он возбужден, и т.п. Помимо этого, такого вида школы хорошо укомплектованы специалистами — психологами, дефектологами. Но судьба этих школ в Москве крайне не проста.

Большинство детей с РАС, особенно при грубой неравномерности развития психических функций (в том числе при недоразвитии познавательных и регуляторных функций, поведенческих нарушениях различной степени тяжести), начинают свое обучение в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта или даже в группах «Особый ребенок» при коррекционной школе. В этих условиях, когда программа обучения оказывается доступна для ребенка, дети адаптируются к условиям обучения в малом классе через 2-3 месяца. При этом важно, чтобы в коррекционной школе с детьми работал не только учитель-дефектолог, но и психолог.

Самый большой опыт работы с детьми c РАС — у специалистов ЦПМССДиП, который сегодня входит в структуру Московского городского психолого-педагогического университета. В составе Центра есть начальная школа по обучению детей с РАС как по общеобразовательной программе, так и по основной адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта. Эффективность работы Центра достигается системной работой, реализацией программ индивидуального сопровождения каждого ребенка, тесным партнерством с родителями.

Богатый опыт обучения детей с РАС в школе № 1540 ЦАО. С 2006 года школа сумела выстроить эффективную систему обучения и сопровождения детей в основной ступени образовании, с 5-го класса. Выстроена модель разноуровнего обучения. Такая модель позволяет подобрать особому ребенку наиболее подходящих ему учителя и одноклассников, а также включить, при необходимости, индивидуальные занятия в общешкольное расписание.

В школе № 198 ЮЗАО есть особый класс. Этот класс был создан в 2012 году по инициативе родителей и при поддержке Юго-Западного окружного управления образования и Департамента образования Москвы. В классе для детей, том числе с РАС, обучается 6 человек. Работа ведется по адаптированным общеобразовательным программам школьными педагогами. На уроках подростков сопровождают тьюторы.

С введением возможности удаленного обучения с помощью информационных технологий у детей с расстройствами аутистического спектра появилась ещё одна возможность получить образование и включиться в социальную жизнь в целом. Но в этой модели возникают как дополнительные возможности, так и свои специфические сложности и проблемы.

В ГБОУ ЦО «Технологии обучения» обучаются разные дети с расстройствами аутистического спектра, в общей сложности насчитывается приблизительно 15% учеников. Из них примерно у трети учащихся расстройства аутистического спектра выступают первичным нарушением (детский аутизм, атипичный аутизм и т.д.). У оставшихся 10% учеников РАС являются сопутствующими нарушениями при ведущем психиатрическом или неврологическом заболеваниях. В школе обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку. Взаимодействие с учителем происходит с помощью информационных технологий, что обеспечивает «дозированный» контакт, часто оправданный в обучении детей с РАС.

Однако процесс обучения ребенка с РАС только в дистанционном режиме не всегда оправдан. После успешной адаптации к учебному процессу необходимо совмещать дистанционное обучение с очным посещением школы, что помогает социализации ребенка, несмотря на то, что для многих даже сам путь до школы является дополнительным стрессом.

В целом, на данный момент в образовании детей с РАС есть немало трудностей. Новая система финансирования школы вынуждает создавать учебные группы большего размера, делает затруднительной оплату тьютора из средств школы, вынуждает школу сокращать ставки психологов. За ребенка с инвалидностью школа получает дополнительные деньги, но родители, как правило, детям с РАС инвалидность не оформляют (каждый второй ребенок не имеет инвалидности). Главной проблемой является отсутствие квалифицированных специалистов, знающих специфику и владеющих технологиями и подходами в работе с детьми с РАС.

В этом году МГППУ запустил программу «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистиче­ского спектра (РАС)» по подготовке магистров. Впервые создается специализированная междисциплинарная программа, после прохождения которой обученные педагоги-психологи могут работать с детьми, имеющими РАС, в ППМС- центрах, ПМПК, реабилитационных центрах, ПНД и везде, где необходимы знания и практический опыт работы в области аутизма. Правда, пока таких специалистов будет 20 человек.

В июне этого года МГППУ и Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» провели международную конференцию «Аутизм. Выбор маршрута». Итоги конференции показали, что нужны серьезные государственные решения этой проблемы, снова ставится вопрос об эффективности межведомственного взаимодействия и сотрудничества педагогов и врачей. Сегодня крайне важно объединить усилия всех — ученых, практиков, политиков и родителей, выйти на государственный уровень понимания жизненных трудностей людей с РАС, выстроить систему помощи каждому из них.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2627
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1117
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0