Устранение у ребенка с РАС нежелательного поведения на логопедических занятиях путем введения визуального расписания

1376

Аннотация

Введение визуального расписания на логопедических занятиях у ребенка с расстройством аутистического спектра явилось эффективным методом устранения нежелательного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, нежелательное поведение, визуальное расписание

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Власова Л.И. Устранение у ребенка с РАС нежелательного поведения на логопедических занятиях путем введения визуального расписания // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 56–58.

Полный текст

 

Введение визуального расписания на логопедических занятиях у ребенка с расстройством аути­стического спектра явилось эффективным методом устранения нежелательного поведения.

Описание ребенка

Витя Ф., 7-летний мальчик с диагнозами аутизм, системное недоразвитие речи 3-го уровня. Особенности речевой сферы: нарушено звукопроизношение (свистящие и шипящие искажены, звук Р — не автоматизирован), аграмматизмы падежных окончаний существительных множественного числа, недоразвитая связная речь.

Проблема. На логопедических занятиях были выявлены следующие проблемы поведения. Ребенок отказывался подчиняться правилам, не следовал озвученному устно расписанию занятия, все время хотел играть в игрушки, протестовал.

Цель: устранить нежелательное поведение, препятствующее реализации основных задач логопедической коррекции.

Метод: использование карточек визуального расписания на логопедическом занятии.

Этапы введения визуального расписания

1.   Выяснение игровых предпочтений ребенка

В течение нескольких занятий в игре с ребенком и в беседе с мамой логопед выясняла, какие Вите нравятся игры и игрушки, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве подкрепления за хорошее поведение на занятии.

Оказалось, что мальчику нравится лепить, запускать шарики в горку-лабиринт, компьютерные игры и роботы.

2.   Знакомство с визуальным расписанием

Цель: познакомить ребенка с карточками визуального расписания, начать приучать к использованию его на занятии.

Каждое занятие начиналось с составления расписания занятия. На первом занятии демонстрировались все карточки (рис. 1).

На каждой карточке небольшой пиктограммой и словом был обозначен какой- либо вид деятельности.

На этом этапе ребенку предоставлялась возможность самому выбирать карточки. Все задания были доступны для выполнения и интересны для ребенка, что не провоцировало нежелательного поведения. Каждое расписание завершалось карточкой «Домой». Таким образом, ребенок всегда знал, когда занятие будет завершено, что значительно улучшало его поведение в кабинете.

3.   Введение визуального расписания занятия

Цель: приучить ребенка к соблюдению четкого расписания логопедического занятия.

На этом этапе визуальное расписание занятия составлялось частично логопедом, а частично ребенком.

Логопед добавляла в расписание логопедические задания: артикуляционную гимнастику (карточка «Язык»), называние картинок для автоматизации звуков (карточка «Картинки») и т.п.

Ребенку разрешалось выбрать игру, изображение которой помещалось в конец расписания, и после которой занятие завершалось. Поиграть можно было, лишь завершив задания по порядку, как было указано в наглядном расписании.

Рис. 1.

Так как Витя истощаем и быстро утомляется, была введена карточка «Перерыв», которая позволяла ребенку после выполнения одного задания или в процессе выполнения задания отдохнуть несколько минут, а затем вернуться к работе. Отдых разрешался лишь в том случае, если Витя брал карточку и просил перерыв, не вскакивая с места заранее (рис. 2).

На начальном этапе логопед выбирала наименее сложные для выполнения задания (артикуляционная гимнастика и автоматизация уже имеющегося в речи звука Р). Постепенно Витя привык следовать расписанию, стал реже просить перерыв. Задания стали усложняться, увеличилось их количество, но в конце занятия неизменно следовала любимая мальчиком игра. На рисунках 3, 4 приведены примеры визуальных расписаний занятий с Витей.

Рис. 2.

Рис. 3

Рис. 4

Результат

В результате введения визуального расписания ребенок перестал вскакивать с места, отвлекаться на игрушки, спорить из-за последовательности выполняемых заданий, то есть нежелательное поведение, препятствующее реализации коррекционных логопедических задач, было устранено.

Информация об авторах

Власова Людмила Игоревна, логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: fefo4kalv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1511
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1376
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5