Аутизм и нарушения развития
2014. Том 12. № 4. С. 86–92
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Новости, хроника событий, документы
Общая информация
Рубрика издания: Новости, события, документы
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Новости, хроника событий, документы // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 86–92.
Полный текст
III Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи»
С 20 по 23 октября в Москве Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» провел международный Форум «Каждый ребенок достоин семьи», на который приехали ведущие специалисты по детскому развитию со всей России, а также зарубежные эксперты с мировыми именами. В этом году форум был посвящен теме образования. Четыре дня лекций, семинаров и мастер-классов в конференц-залах AZIMUT Moscow Olympic Hotel были объединены общей темой: «Образование со смыслом: особый ребенок в образовательном пространстве».
Основная задача форума — предоставить площадку для общения и обмена опытом не только российским специалистам, но и представителям родительских организаций, государственным чиновникам, а также экспертам, знакомым с международным опытом работы с детьми, имеющими аутизм или другие особенности развития.
Среди тем выступлений и мастер-классов форума этого года — дети с расстройствами аутистического спектра в школе, приемный ребенок и приемная семья в образовательной среде, медицинские подходы к нарушениям развития и другие. На Форуме выступили профессор Университета Саутгемптона (Великобритания) Сара Парсонс, профессор детской неврологии и педиатрии в университете Нью-Мексико (США) Джон Филлипс, профессор Университета Огайо (США) Уильям Хьюард и другие эксперты, которые прибыли в Москву и прочли лекции без гонораров, на безвозмездной основе.
В этом году в работе Форума «Каждый ребенок достоин семьи» приняли участие около 880 человек из 10-ти стран и 66-ти городов. На форуме впервые за одним столом собрались руководители СМИ и люди с особенностями. Вместе они обсудили возможности социальной активности, трудоустройства, творчества и совместных проектов людей с такими диагнозами как аутизм, синдром Дауна и ДЦП.
23 октября впервые в рамках Форума прошел круглый стол с представителями власти: встреча заместителя Министра образования В.Ш. Каганова с представителями НКО. По словам замминистра, эта открытая встреча позволила не только донести официальную позицию Министерства образования, но и получить обратную связь от людей, которые непосредственно работают с детьми с особенностями развития.
Также впервые за историю Форума была проведена рабочая встреча по партнерским проектам Фонда «Обнаженные сердца»: свои проекты представили Любовь Аркус (центр «Антон тут рядом»), Наталья Белоголовцева («Лыжи мечты») и Роман Фишкин (совместный проект клиники Swiss Smile и Фонда по оказанию стоматологических услуг людям с особенностями развития). В рамках встречи спикеры поставили задачи представителям бизнес-сообщества; результатом рабочей встречи стали варианты решения конкретных вопросов.
Источник: www.nakedheart.org/ru
Центру психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ — 20 лет
20 ноября 2014 года состоялась конференция, приуроченная к 20-летию центра. На юбилейном торжестве были специалисты Москвы, занимающиеся проблемой детского аутизма, ученые и практики сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, а также представители родительских и общественных организаций. Накануне педагоги и специалисты центра провели праздничную встречу его выпускников.
В ходе конференции руководитель ЦПМС- СДиП Семенович М.Л. рассказала об истории и перспективах его развития, приняла поздравления гостей. Участники и гости познакомились с практическим мастерством педагогов во время профессиональных мастер-классов, а также увидели выступления детей школы центра.
Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков был открыт в 1994 году по решению Московского правительства. Это одно из первых в России учреждений по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам. Начиная с 2001 года, центр специализируется на оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). В 2012 году ЦПМССДиП стал структурным подразделением МГППУ.
Миссия Центра — консолидация усилий общества, направленных на решение проблем людей с РАС. Центр объединяет специалистов в области аутизма — профессиональное сообщество Москвы, России и ряда зарубежных стран. Основная цель этого сообщества — создание условий для максимальной социализации и улучшения качества жизни людей с РАС.
В Центре работают специалисты разного профиля: психологи, логопеды, дефектологи, учителя. В структуру Центра входит начальная школа для детей с расстройствами аутистического спектра. Специалисты оказывают комплексную и в то же время адресную помощь детям с РАС. В настоящее время в Центре получают помощь более 500 детей.
На протяжении всего времени существования Центра его сотрудники ведут поиск и внедрение наиболее эффективных методов обучения детей с РАС. Одна из важнейших задач, которая решается Центром, — создание вариативных моделей помощи детям с аутизмом с использованием эффективных образовательных технологий.
С 2003 г. в Центре издается научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития».
Международный форум «Аутизм и синдром Аспергера: подростковый и старший возраст»
5 и 6 декабря Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» при поддержке Московской городской общественной организации родителей детей-инвалидов, портала психологических изданий МГППУ psyjourals.ru и журнала «Аутизм и нарушения развития» провели в здании МГППУ на ул. Сретенка Международный форум «Аутизм и синдром Аспергера: подростковый и старший возраст».
Цель форума: освещение передового опыта оказания всего спектра необходимой помощи взрослым людям, имеющим расстройства аутистического спектра и синдром Аспергера. Консолидация усилий профессионального сообщества, представителей общественных и родительских организаций, государственных структур всех уровней в создании условий для развития, обучения и полноценной жизни в современном обществе взрослых людей с РАС.
Основные направления работы форума:
— Обеспечение равных прав для людей с аутизмом в вопросах образования и трудоустройства.
— Организация социальной занятости и поддерживаемого проживания людей с РАС.
1 Создание семьи и приобретение профессии людьми с РАС.
— Толерантность общества и принятие людей с РАС.
— Организационные аспекты сопровождения взрослых людей с аутизмом.
— Работа с подростками, имеющими расстройства аутистического спектра.
На форум были приглашены известные специалисты в области коррекции и лечения аутизма, представители родительских организаций, НКО, ведущих коррекционных учреждений, общественные деятели и представители государственных структур, имеющие заметное влияние на продвижение темы аутизма в России и решение вопросов обеспечения качественной жизни людей с РАС и помощи их семьям.
В форуме также приняли участие: Dr. Stephen Shore (профессор Университета Адельфи, Нью- Йорк, США), Dr. Eitan Eldar, (BCBA-D, Kibbutzim College, Израиль), Юлия Эрц (МА, ВСВА, Израиль), Ольга Мелешкевич (MSc, BCBA, США).
Итогом работы форума была принятая резолюция-обращение профессионального и родительского сообщества к органам власти с описанием всего спектра потребностей людей с РАС старшего возраста.
По результатам работы обсуждалась и принята Резолюция Международного форума «Аутизм и синдром Аспергера: подростковый и старший возраст».
Справка: Семь главных проблем аутизма в России
1. Сегодня в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встречаемости РАС и, следовательно, о количестве людей с аутизмом в стране. Плохо разработаны принципы статистического учета лиц с РАС. Когда нет надежных данных, невозможно планировать работу по созданию системы помощи людям с аутизмом, правильно оценить социальную значимость проблемы. По этой причине сегодня в России проблема аутизма явно недооценивается. Даже по самым осторожным оценкам, в Российской Федерации не менее 350—500 тысяч людей с РАС различного возраста, но делается для них пока еще не достаточно, а средства массовой информации проблеме аутизма серьезного внимания не уделяют.
Еще труднее определить число людей с РАС, достигших возраста 18 лет и старше. В связи с этим чрезвычайно сложно оказывать адекватную помощь, планировать систему поддерживаемого проживания, профессионального обучения и трудоустройства для взрослых с аутизмом.
2. Лучшая мировая практика показывает, что помощь детям с аутизмом должна быть комплексной при ведущей роли психолого-педагогических методов. Попытки сделать образование для детей с аутизмом исключительно инклюзивным нарушают права детей с РАС. Значительная часть родителей детей с аутизмом считают, что отсутствие специального образовательного пространства — главная проблема, мешающая получить их детям необходимое образование.
Вообще сегодня включение детей с РАС в общий образовательный процесс (инклюзию) не достаточно подготовлено и осуществляется формально: как правило, все сводится к тому, что аутичный ребенок отправляется либо в общеобразовательный, либо коррекционный класс. Такой подход (когда нет специальной подготовки ребенка с аутизмом и всех других участников учебного процесса, нет сопровождения в условиях интегрированного обучения) создает серьезные трудности как для самого ребенка с аутизмом, который еще не готов к обучению в группе сверстников, так и для его учителей, одноклассников и родителей.
3. Сегодня в России отсутствует институт ранней диагностики и раннего вмешательства применительно к детям с РАС. Это объясняют тем, что диагноз «детский аутизм» в возрасте до 3-х лет поставить невозможно. Между тем, выявление группы риска в первые 18—24 месяца жизни — обычная практика в большинстве развитых стран. Такое раннее вмешательство на порядок повышает эффективность коррекционной работы в целом.
4. Формулировка диагноза «детский аутизм» не соответствует возрастным критериям взрослых людей с РАС. При сохраняющейся в течение всей жизни специфике аутистических нарушений и особенностях восприятия окружающего мира, взрослым людям с РАС, как и в детстве, требуется специальное адекватное диагнозу сопровождение. Тем не менее, отечественная психиатрия в подавляющем большинстве случаев без всяких объективных оснований пересматривает диагноз «детский аутизм» лицам старше 18 лет на шизофрению, умственную отсталость и т.п., что негативно сказывается как на организации специального сопровождения, так и на социальном статусе взрослого с РАС.
5. Подавляющее большинство педагогов и психологов вообще не понимают, что такое аутизм. Они не владеют специальными методами воспитания и обучения детей с РАС. Факультеты коррекционной педагогики (дефектологии) и специальной психологии не готовят специалистов по коррекции аутизма, знакомство студентов с проблемой ограничивается коротким спецкурсом, который читают далеко не везде и не всегда на приемлемом уровне. Недавно в МГППУ появилась первая в стране магистратура по теме РАС, однако практически ориентированные курсы, обеспеченные опытными, квалифицированными специалистами, единичны.
6. Люди с аутизмом всю жизнь — с рождения и до смерти нуждаются в специально организованном медицинском, социальном, психолого-педагогическом и юридическом сопровождении. Для профилактики социального сиротства и сохранения семьи такое сопровождение необходимо не только ребенку, но и всей семье, в которой он воспитывается. Касается это и организации сопровождаемого проживания, и сопровождаемого трудоустройства.
7. Наконец, мнения экспертов о методах медикаментозного лечения и психолого-педагогической коррекции аутизма разнообразны и противоречивы. Принципы межведомственного взаимодействия не определены и произвольны. Координирующая и контролирующая функция государства по отношению к коррекции аутизма фактически отсутствует, что крайне негативно сказывается на эффективности лечения, воспитания, обучения и реабилитации. Необходимо создать национальную государственную стратегии помощи людям с РАС.
Подготовлено пресс-службой МГППУ по материалам журнала «Аутизм и нарушения развития»
Источник: мгппу.рф
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива»
VII-й Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров» прошел в Москве 14—17 ноября
Международный Кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров» с 2002 года проводится РООИ «Перспектива» традиционно при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы каждые два года.
Уже стало доброй традицией участие в фестивале фильмов из самых разных стран мира.
В этом году фильмы представлены 26 странами. Открывал и закрывал церемонию петербургский коллектив «Федерации спортивных танцев на колясках» под руководством Елены Лозко.
Церемония закрытия VII Международного кинофестиваля «Кино без барьеров», самого жизнеутверждающего кинофорума России, прошла 17 ноября в кинотеатре «Октябрь». Пришедшие на церемонию зрители получили возможность первыми узнать, какие фильмы получили награды от жюри под председательством кинорежиссера Вадима Абдрашитова.
Гран-при фестиваля завоевал короткий мультфильм, снятый британским режиссером Джоэлем Саймоном «Макрополис». Незамысловатая история игрушечного кота и собачки, выбракованных из-за фабричных дефектов, но сумевших найти друга, заставила плакать и детей, и взрослых, сопереживавших героям. Приз за лучший документальный фильм получила лента австралийских кинематографистов «В пути». Приз за лучший документальный короткометражный фильм получила картина иранского режиссера Шахрияра Порсейдяна «Холодная земля». Победителями в номинациях «Лучший актер» и «Лучшая актриса» стали актер с нарушениями развития Джеймс Дулан, сыгравший главную роль в фильме «Бастион», и австралийская актриса с синдромом Дауна Трейси Саммут, получившая награду за заглавную роль в фильме «Френсис и Энни». Приз за лучший фильм о любви достался французскому фильму «Мой возлюбленный», и получил его актер Грегори Живерно, сыгравший главную роль. Награду за самый жизнеутверждающий фильм получила картина «Мой путь в Олимпию» о людях с инвалидностью в разных странах, занимающихся спортом на профессиональном уровне. Лучшим социальным роликом признано короткое познавательное видео «Путешествие Марии», которое снял испанский режиссер Мигель Гаярдо о своей дочери с аутизмом.
Приз за лучший фильм о людях с ментальной инвалидностью вручался от благотворительного фонда «Лучшие друзья», и для этого на сцену поднялись Марина Мойзых — девушка с нарушениями развития, и ее друг Анастасия Гаврилова. Награду получила картина «<strong»>Особые потребности» — совместного производства Германии и Италии. Получать его вышел Карло Зоратти, актер с нарушениями развития, сыгравший главную роль в фильме. Приз за лучший фильм, освещающий проблемы старения, завоевал полнометражный анимационный фильм «Морщинки». Награду за лучший фильм о правах людей с инвалидностью получила российская документальная лента «После войны», снятая Евгением Голынки- ным и Вероникой Соловьевой. Приз за лучший фильм, ломающий стереотипы, получил иранский фильм «Неизвестная красота». За оригинальность замысла награду завоевал фильм «Глина». Приз зрительских симпатий был вручен картине российского режиссера Антона Погребного «Быть счастливым».
Впервые на этом фестивале работало специальное Детское жюри, в которое вошли ребята из программы «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива». Его представители Кирилл Дроздков и Аня Ески- на вручили награду за лучший фильм, снятый детьми, картине «Облака» детской телестудии «Кнопка» г. Нелидово Тверской области. Приз за лучший фильм для детей завоевал ирландский мульсериал «Панки» о маленькой девочке с синдромом Дауна. Вручали награду Дженнет Базарова, девочка из программы «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», а также актеры Сергей Друзьяк и Иван Громов, а получила — ирландская актриса с синдромом Дауна Эми Ричардсон, озвучивавшая главный персонаж мультсериала. После получения приза Эми сыграла зрителям на флейте две мелодии своего собственного сочинения
Награду за лучший короткометражный художественный фильм получила работа австралийских кинематографистов «Интервьюер», приз получил актер с синдромом Дауна, сыгравший одну из главных ролей, Джерард О'Дуайер. Самым лучшим полнометражным художественным фильмом был назван фильм «Не тормози» совместного производства Германии и Швейцарии, награду получил актер с инвалидностью Бастиан Вурбс.
В торжественной церемонии закрытия фестиваля участвовали танцоры на колясках. Чемпионы Европы 2014 года Галина Рыжкова и Вячеслав Осипов исполнили танцевальную композицию «Острова», а победители всемирной танцевальной олимпиады и серебряные призеры чемпионатов Мира и Европы Максим Седаков и Светлана Кукушкина — «Ночное рандеву».
В заключительном слове председатель жюри кинофестиваля Вадим Абдрашитов сказал: «Эти фильмы нужно показывать не только в рамках кинофестиваля, но каждый день, по государственным телеканалам, прививая нашим зрителям толерантность, понимание, чувство заботы о ближнем. В этих фильмах есть огромная потребность, и одного фестиваля мало, нужна серия передач, чтобы люди знали об этой жизни, которая проходит рядом, но бывает скрыта от глаз. Чтобы знали не только героев боевиков, но и других людей, мужеством и силой которых можно восхищаться. Пока же можно сказать, что это наше общество — с инвалидностью и нарушениями развития, а не герои этих кинолент. Еще хочу отметить, что в фестивале было очень много работ в самых разных жанрах — художественные, документальные, социальные ролики, мультипликация, и все они были сделаны на очень высоком профессиональном уровне, все заслуживают очень высоких оценок». В своем интервью Директор кинофестиваля «Кино без барьеров», председатель Правления РООИ «Перспектива» и директор Фонда «Лучшие друзья» Денис Роза сказала: «... И мне было очень приятно услышать, что наши зрители, посмотревшие фильмы, счастливы. Если люди счастливы, то и я счастлива. Теперь мы бы хотели, чтобы эти фильмы увидели зрители в российских регионах, чтобы они тоже узнали о жизни людей с инвалидностью и прочувствовали все эти эмоции, которыми наполнен наш кинофестиваль».
Впервые на кинофоруме фестивальный дневник снимался не только взрослой командой, но и детской, которой помогал координатор ЮНИСЕФ Крис Шупп.
Источник http://kinofest.org/ru
Рабочая встреча представителя «Autism Speaks» и сотрудницы Йельского университета (США) с родителями детей с нарушениями развития
16 декабря в конференц-зале средней общеобразовательной школы № 1447 им. Н.А. Островского (Москва) прошла встреча московских родителей, имеющих детей с нарушениями, и двух американских специалистов: представителя международной организации «Autism Speaks» Эми Дэниелз (Amy Daniels), США, и Кэти Кениг (Kathy Koenig) — специалиста по работе с детьми с РАС из Йельского университета, посетивших Россию по приглашению фонда «Выход». В неформальной обстановке обсуждались вопросы возможного сотрудничества американских специалистов и присутствующих российских представителей родительских организаций, государственных структур, руководителей ЦПМССДиП МГППУ, Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», школы № 1447 в области разработки системы раннего вмешательства, реабилитации и коррекции детей, трудоустройства и занятости взрослых людей с проблемами в развитии.
IX открытый окружной инклюзивный конкурс чтецов Центрального округа г. Москвы
Проведен среди учащихся образовательных учреждений Центрального округа Центральным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы совместно с Центром эстетического воспитания детей (Покровский бульвар, д. 10), лабораторией учреждений дополнительного образования и Мастерской художественного слова Гуманитарного Клуба «Образование и культура» при поддержке и содействии Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление» имени Н.А. Островского.
Воспитанники Благотворительного центра поддержки лечебной педагогики и социальной поддержки «Рафаил» приняли участие в этом конкурсе чтецов, проходившем под девизом: «Чтение — вот лучшее учение!». Дипломантами конкурса в рамках Фестиваля «Семицветик» от центра «Рафаил» стали Евгений Волосенко и Таисия Шевченко, дипломом участника был награжден Кирилл Ильичев.\
Мастер-класс Рината Дасаева в инклюзивной школе
5 декабря в московской школе 532 состоялся необычный урок. Провести мастер-класс к школьникам приехал тренер молодежной команды «Спартак», легендарный вратарь Ринат Дасаев и игроки дубля Илья Сухорученко и Александр Юрьев.
Школа, которую посетили спортсмены, инклюзивная: в ней наряду с обычными школьниками учатся дети с нарушениями развития.
Футбольный клуб «Спартак» и РООИ «Перспектива» организовали этот мастер-класс в рамках проекта «Рождены для движения. Вместе лучше». Дасаев, ныне тренер дублирующего состава «Спартак-Москва», приехал в школу вместе с молодым голкипером Ильей Сухорученко и нападающим Александром Юрьевым. «Это очень хороший проект, и думаю, такое занятие у нас не последнее, — сказал Ринат Дасаев перед началом тренировки. — Этим ребятам спорт так же полезен, как и всем остальным, потому что спорт развивает, дает силы, здоровье...»
Александр Юрьев в своем приветствии ребятам пожелал: «Никогда не надо сдаваться. Надо стараться быть лучшим во всем. Я, когда выхожу на поле, забываю обо всех своих проблемах. Остается лишь одно — мяч и ворота».
В начале урока футболисты ответили на вопросы школьников. Бывшая коррекционная школа № 532 (ныне подразделение колледжа малого бизнеса № 4) в полном составе собралась в школьном спортзале: даже те, кто не играл, пришли поболеть и пообщаться со знаменитыми футболистами.
Вопросов было немало: сколько голов забил Юрьев, какой любимый урок у юного вратаря Су- хорученко, какая награда наиболее ценна для Рината Дасаева... «Не могу сказать, что выделяю какую-то награду больше, — задумался легендарный вратарь. — Но вот, например, кубок лучшего вратаря мира: я всегда к нему стремился, и я его получил. И всегда ставил перед собой цель, думая — почем другие могут, а я не могу? Это очень важно — уметь добиваться цели».
После разговора ребят разделили на две команды, и началась тренировка. Дасаев объяснял детям, какое упражнение им предстоит, молодые футболисты «Спартака» показывали, и потом мальчики и даже девочки старались выполнить задание своих именитых тренеров. Когда кто-то из школьников чувствовал себя не очень уверенно, Дасаев брал его за руку, бежали за мячом вместе. Поддержка известного голкипера помогала ребятам преодолеть и робость, и неловкость. Мальчики и девочки вместе и по очереди выполняли замысловатые упражнения с мячом, старательно обводя конусы, передавая друг другу не очень точные передачи, иногда поправляя мяч руками. Но никто не смущался, ведь когда тебя за руку держит мировая знаменитость Дасаев, все самые сложные задания кажутся преодолимыми.
Потом Сухорученко встал в ворота, сзади которых было натянуто полотно с цифрами в крупных кругах. Задача была не просто забить гол, но попасть в конкретную цифру, набрать «очки». От неожиданно сильных ударов мальчишек гулко ухали стены школьного спортзала.
Лучшим бомбардиром оказался тринадцатилетний Руслан из 7 «А», но вся команда во главе с учителем физкультуры Василием Андреевичем получила фирменную майку футболиста «Спартака», а также автографы на ярких фото молодежной команды «Спартак-Москва».
«Я желаю вам всегда быть в отличной спортивной форме, — обратился к ребятам Ринат Дасаев. — Вы кое-чему уже научились, теперь можете поделиться знаниями с друзьями. И обязательно продолжайте заниматься!»
Источник: http:/perspektiva-inva.ru
Метрики
Просмотров
Всего: 760
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 444
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1