Травма и процесс совладания: различия в моделях студентов с ОВЗ и здоровых. Проверка модели HAPA совладания как деятельности*

801

Аннотация

Одной из наиболее разработанных и описанных моделей совладания с трудной жизненной ситуацией является модель НАРА (Health Action Volume Approach) Ральфа Шварцера — совладания как деятельности. Особенность этой модели в том, что она объединяет представления о совладании как континуальном и стадиальном процессе. В статье приводится попытка проверки модели на русскоязычной выборке в двух группах обучающихся совместно студентов: здоровых и с ограниченными возможностями здоровья. Выявлена специфическая для группы студентов с ОВЗ стратегия отсроченного посттравматического роста под влиянием социальной поддержки и особая роль показателя «осознанное присутствие» (mindfulness), выполняющего функцию контроля достаточности для совладания личностных ресурсов. В целом, модель HAPA подтвердилась и была дополнена другими компонентами.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект No.13-36-01049.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная поддержка, самоэффективность, студенты с ОВЗ, осознанное присутствие (mindfulness)

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Силантьева Т.А. Травма и процесс совладания: различия в моделях студентов с ОВЗ и здоровых. Проверка модели HAPA совладания как деятельности // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 9–23.

Фрагмент статьи

В отечественной психологии при изуче­нии процессов саморегуляции отдельно выделяются направления саморегуляции деятельности и саморегуляции функцио­нального состояния. Но при этом говорит­ся, что они имеют идентичное строение. В разработанном А.Б. Леоновой [5] струк-турно-интегративном подходе функцио­нальное состояние (ФС) понимается как «относительно устойчивая для определен­ного периода времени структура внутрен­них средств, актуализируемых субъектом, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуля­ции деятельности и обусловливает эффек­тивность решения поведенческих задач».

Литература

  1. Александрова А.А. Лебедева Д.А. Леонтьев Д.А. / Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2011. С. 579.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.
  3. Васильев И.А., Шапкин С.А., Митина О.В., Леонтьев Д.А. Ориентация на действие или состояние как индивидуальная характеристика саморегуляции. М.: Смысл, 2008.
  4. Гордеева Т.О. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника СОРЕ / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Е.А. Рассказова, О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоровской, С.А. Хазовой. Кострома, 23— 25 сентября 2010. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Т. 2. С. 195-197.
  5. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека //Ю.К. Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003.
  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
  7. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис.... канд. психол. наук / Е.Г. Луковицкая. СПб., 1998. 18 c.
  8. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. В 2 тт. / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: Парф., 2007. 624 с.
  9. Осин Е.Н. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Материалы III Всероссийского соци­ологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов. 2008. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  10. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71—76.
  11. Armitage C.J. (2006). Evidence that implementation intentions promote transitions between the stages of change. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 74(1), 141 — 151.
  12. Bandura A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman.
  13. Bauman A.E., Reis R.S., Sallis J.F., Wells J.C., Loo R.J.F. & Martin B.W. (2012). Correlates of physical activity: Why are some people physically active and others not? Lancet, 380(9838), 258—271.
  14. Baumann N., Kaschel R. & Kuhl J. (2005). Striving for unwanted goals: Stressdependent discrepancies between explicit and implicit achievement motives reduce subjective well-being and increase psycho­somatic symptoms. Journal of Personality and Social Psychology, 89, 781—799
  15. Belanger-Gravel A., Godin G. & Amireault S. (2013). A meta-analytic review of the effect of imple­mentation intentions on physical activity. Health Psychology Review, 7(1), 23—54.
  16. Calhoun L.G. & Tedeschi R.G. (2006). The foundations of posttraumatic growth:An expanded frame­work. In L.G. Calhoun & R.G. Tedeschi, (Eds.). Handbook of posttraumatic growth (pp. 1—23). Mahwah, NJ: Lawrence ErlbaumAssociates, Inc.
  17. Carver С Control-Systems Approach to Behavioral Self-Regulation / С Carver, M. A. Scheier // Review of Personality and Social Psychology: 2 / Ed. by L. Wheeler. Beverly Hills: Sage, 1981. — P. 107-140
  18. Courneya K.S., Estabrooks P.A. & Nigg C.R. (1997). Predicting change in exercise stage over a three-year period: An application of the theory of planned behavior. Avante, 3(3), 1 — 13.
  19. De Vet E., de Nooijer J., de Vries N.K. & Brug J. (2006). The transtheoretical model for fruit, vegetable and fish consumption: Associations between intakes, stages of change and stage transition determi­nants. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 3, 13.
  20. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities / E. Diener // Social Indicators Research. - 1994. - Vol. 31 (2). - P. 103-157.
  21. Gollwitzer P.M. (1999). Implementation intentions: Strong effects of simple plans. American Psycholo­gist, 54(7), 493-503.
  22. Gollwitzer P.M. & Sheeran P. (2006). Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes. Advances in Experimental Social Psychology, 38, 69—119.
  23. Heckhausen H. & Gollwitzer P.M. (1987). Thought contents and cognitive functioning in motivation­al versus volitional states of mind. Motivation and Emotion, 11(2), 101 — 120.
  24. Irwin G. Sarason, Henry M. Levine, Robert B. Basham & Barbara R. Sarason. Assessing Social Support: The Social Support Questionnaire Journal of Personality and Social Psychology 1983, Vol. 44, No. 1, 127-139.
  25. Lippke S., Schwarzer R., Ziegelmann J.P., Scholz U. & Schuz B. (2010). Testing stage-specific effects of a stage-matched intervention: A randomized controlled trial targeting physical exercise and its predic­tors. Health Education and Behavior, 37(4), 533—546.
  26. Luszczynska A. & Sutton S. (2006). Physical activity after cardiac rehabilitation: Evidence that differ­ent types of self-efficacy are important in maintainers and relapsers. Rehabilitation Psychology, 51(4), 314-321.
  27. Luszczynska A., Schwarzer R., Lippke S. & Mazurkiewicz M. (2011). Self-efficacy as a moderator of the planning-behaviour relationship in interventions designed to promote physical activity. Psychology &Health, 26(2), 151-166.
  28. McLain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity / D.L. McLain// Educational and Psychological Measurement. - 1993. - Vol. 53(1). - P. 183-189 Medicine, 55(1), 37-43.
  29. Ochsner S., Scholz U. & Hornung R. (2013). Testing phase-specific self-efficacy beliefs in the context of dietary behaviour change. Applied Psychology: Health and Well-Being, 5, 99—117.
  30. Pavot W., Diener E. Rewiew of the satisfaction with life scale // Psychological Assessment. — 1993. — № 2: Vol. 5. - pp. 164-172.
  31. Rhodes R.E. & Dickau L. (2012). Experimental evidence for the intention-behavior relationship in the physical activity domain: a meta-analysis. Health Psychology, 31(6):724—727.
  32. Scholz U., Sniehotta F.F., Burkert S. & Schwarze R. (2007). Increasing physical exercise levels — Age-specific benefits of planning. Journal of Aging and Health, 19(5), 851—866.
  33. Schwarzer R. (2008). Modeling health behavior change: How to predict and modify the adoption and maintenance of health behaviors. Applied Psychology: International Review, 57(1), 1—29.
  34. Schwarzer R. & Renner B. (2000). Social-cognitive predictors of health behavior: Action self-efficacy and coping self-efficacy. Health Psychology, 19(5), 487—495.
  35. Schwarzer R., Lippke S. & Luszczynska A. (2011). Mechanisms of health behavior change in persons with chronic illness or disability: The health action process approach (HAPA).  Rehabilitation Psychology, 56(3), 161-170.
  36. Schwarzer R., Luszczynska A., Ziegelmann J.P., Scholz U. & Lippke S. (2008). Social-cognitive predictors of physical exercise adherence: Three longitudinal studies in rehabilitation. Health Psychology, 27(1), 54-63.
  37. Schwarzer R., Schuz B., Ziegelmann J.P., Lippke S., Luszczynska A. & Scholz U. (2007). Adoption and maintenance of four health behaviors: Theory-guided longitudinal studies on dental flossing, seat belt use, dietary behavior, and physical activity. Annals of Behavioral Medicine, 33(2), 156—166.
  38. Weinstein N.D., Rothman A.J. & Sutton S.R. (1998). Stage theories of health behavior: Conceptual and methodological issues. Health Psychology, 17(3), 290-299.
  39. Wiedemann A.U., Lippke S., Reuter T., Schuz B., Ziegelmann J.P. & Schwarzer R. (2009). Prediction of stage transitions in fruit and vegetable intake. Health Education Research, 24(4), 596—607.

Информация об авторах

Силантьева Татьяна А., лаборант-исследователь, Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: tanyasilantieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 1247
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 2
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 2

Скачиваний PDF-версии за весь период: 801
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 0
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 0