Еще раз о поездках. Полезный опыт

546

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, родительский опыт, социализация

Рубрика издания: Родительский опыт

Тип материала: эссе

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2015130312

Для цитаты: Грибкова О.А. Еще раз о поездках. Полезный опыт // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 3. С. 64–67. DOI: 10.17759/autdd.2015130312

Полный текст

 

Я решила рассказать немного о впечатлениях от летних каникул на море.

В этом году мы провели две недели в милой моему сердцу Турции, на Эгейском побережье. Рассказываю я для тех родителей, кто хотел бы съездить со своим ребенком отдохнуть за границу, но не решается. Начну с начала, с самолета. Много волнений у родителей с маленькими или средненькими детьми вызывает сам факт «доставки», так сказать, к месту отдыха. Особенно, если это перелет. Еще страшнее, если это перелет ночной. Я лично переживала очень. Но, как практика показала, зря. Итак, накануне поездки вы сдвигаете режим ребенка на час-два. Нужно, чтобы он, желательно к 20.00 вечера, утомился так, чтобы дрых без задних ног. Вам, родителям, также желательно лечь спать пораньше. Если вы не ляжете совсем, весь следующий день будете разбиты и очень-очень добры, примерно как злая собака. В общем — спите как обычно. Просыпаетесь, — о ад, — по бу- дильничку. Продираете глазки, принимаете душ, готовите завтрак. Тянете время как возможно дольше, чтобы выспались самые главные люди — ребенок и муж, они все-та- ки создания намного более нежные. Завтракаете, параллельно прихватив с собой еду для ребенка, лучше на два раза, так как путь неблизкий, а когда получится поесть на чужбине — пока расплывчато. Приезжаете в аэропорт, и тут первый бонус — он совершенно пуст. Ни одной очереди. Ползают сотрудники аэропорта, ползают, имитируя сонных мух, граждане. Вы все очень быстро пройдете, загрузитесь и отлично долетите. Еще один нюанс: приедете вы рано. В большинстве стран мира заселение проходит после 14.00. Уповать на то, что будут места, или что бумажка в паспорте с фото одного из американских президентов сделает свое дело, и вы обретете номер немедленно по прибытии, можно, но не на 100%. Поэтому советую следующее. Чтобы не болтаться по территории отеля-гостиницы, заранее сформируйте небольшую сумку с купальными принадлежностями и возьмите с собой в ручную кладь. В отеле ваши чемоданы заберут и поставят в типа кладовку возле ресепшн. Если вы не подготовите заранее купальники, плавки, тапки и полотенца, то будете всю эту красоту выковыривать из чемоданов, параллельно вспоминая, куда и что напихали накануне. А так — просто переоденетесь, возьмете по­лотенчики и с гордым видом почешете на пляж, отсвечивая нездоровой белизной туловища на фоне уже подрумянившихся отдыхающих. Душевно себе проведете 2— 3 часа до заселения, пообедаете, вернетесь на ресепшн и получите ключики. Дальнейшее — на ваше усмотрение. Но было бы неплохо прилечь самим и уложить ребеночка отдохнуть после довольно суетной ночи. И к вечеру вы всем семейством будете свежи, как маргаритки поутру, и готовы к отличному времяпрепровождению.

О.А. Грибкова, мать ребенка с аутизмом, г. Красногорск, Россия. E-mail: helga197408@mail.ru

Это было такое «транспортное» отступление. А сейчас я хотела бы рассказать о нескольких эпизодах, которые произошли с нашей семьей, и не только с нашей, и которые характеризуют отношение людей к детям. Сразу хочу оговориться: я не имею цели косвенно критиковать нашу страну своим рассказом и тем более наших людей — я ведь тоже тут живу. Это примерно как жена, которая живет с мужем 25 лет и все 25 лет рассказывает всем и каждому, какой он ужасный. Если уж так все плохо — зачем ты с ним живешь? Я просто хочу, чтобы родители наших ребят чувствовали себя спокойно и уверенно, и чтобы дети чувствовали, что взрослые — сильные и надежные. Неважно — там или тут.

Эпизод 1. Водитель. Должна признать, то в Турции отличное автобусное сообщение. Ни разу мы не ждали автобус больше 5 минут. А надо сказать, что у отеля нашего располагалась последняя остановка. И частенько, когда мы приходили первые и садились в автобус, то ждали других пассажиров. Так вот. Очень доброжелательные водители звали Вовку к себе: порулить, кнопочки посмотреть-понажимать. Просто чтобы ребенок не скучал, пока автобус поедет. Ребенку сложно ждать и спокойно сидеть на месте. А вот сидеть у дяди на ручках, крутить руль, включать-выключать поворотни­ки, свет над головой водителя и в салоне — самое оно. Так мы и ждали всех, кто подходил попозже. И когда нужно было стартовать, водитель просто говорил «финиш», складывал руки крест-накрест, и мы забирали у него ребенка. Дальше он ехал на ручках у мамы, а чаще, у папы, а когда выходил, был просто счастлив, что дядя водитель моргал фарами, гудел, махал рукой ему вслед. Вот такие милые встречаются водители. Не все, разумеется. Примерно 80 на 20.

Эпизод 2. Официанты. Это приключилось у нас в ресторане. Время было самое аппетитное из всех суточных трапез — ужин. Наш ребетенок, уже поевши и сло­живши паззл (мы к ужину покупали новый паззл, это давало время нам спокойно поесть, пока ребенок занят был игрушкой за столом), был возле нас: смотрел в открытое окно с горы на море. Вид и правда, что надо. Но тут приключилась драма: порывом ветра с Вовки сдуло бейсболку. Сами понимаете, какая это трагедия нелогичная — был в кепке, а она каким-то непонятным образом испарилась. Ребенок завопил, тычет пальцем вниз, и всем присутствующим ясно: жизнь дала трещину... Муж уж хотел нестись вниз, а его опередил один официант. Он помчался вниз за кепкой, а второй, который все это видел, стал из салфеток складывать какие- то кораблики-самолетики и отдавать их нашему ребенку, чтобы тот утешился наконец в своем несчастье. В итоге примчался с кепкой официант, сам надел ее Вовке на голову. Тот, конечно, моментально утешился. Они улыбались и были рады, что смогли помочь. Мы сложили в коробочку паззл, дали парням чаевые и с тихой грустью удалились утирать подсохшие слезы своему царю.

Эпизод 3. В аптеке. Приключилась у меня на отдыхе хворь. Ни с того, ни с сего. Понимаю: само не пройдет, нужно в аптеку. Аптеки все, разумеется, в городе. Планируем перед ужином вылазку в город. Перед ужином, так как аптеки до 20.00. А это что? Правильно, изменение для ребенка привычного расписания. И фотки-подсказки на руках нет, ясно, откуда ж ей быть, если нога наша туда не ступала. Готовились к той аптечной поездке мы, как разведчики к вылазке на вражескую территорию. Сын был крайне растерян, расстроен и дезориентирован. Но выбора не было, приехали в город, ищем аптеку. Тыкались, как слепые котята, в каждый перекресток: а ну, где там крест на магазине?! Чуя, что мы «потеряшки», сын был очень напряжен. Наконец, — о чудо, — нашли. Прискакали в аптеку, здрасьте-покрасьте, даю провизору свой списочек. Тут краткое отступление (может, кому-то пригодится). Когда вы находитесь за границей, и вас одолела болезнь, а своих лекарств нет (в самом деле, вы же не можете чемодан таблеток с собой притащить? Зеленки, энтерофурила, лейкопластыря и перекиси водорода обычно достаточно), то рекомендую делать следующее. Если вы не владеете латынью в совершенстве, найдите в интернете название привычных вам средств, прочитайте состав и выпишите действующее вещество по латыни. И составьте список. Первое, второе, третье лекарство, и просто дайте тот список аптекарю. Вас прекрасно поймут, а когда убедятся, что вы тундра, и по-местному не разумеете, вопросы типа лекарственных форм будут задавать так: в левую руку возьмут таблетки, а в правую — эмульсию или мазь, и вам останется только пальцем тыкать в то, что вам нужно. Поверьте, это самый лучший вариант. Попытка самостоятельно перевести с помощью электронного словаря название чего-либо может вылиться в, я бы сказала, разное. По гроб жизни буду помнить, как на меня смотрели квадратными глазами в аптеке в Мюнхене, когда я им рассказывала о том, что «моя хочет вставить в уши». Спасибо, Господи, на глаза попалось искомое — беруши, и я с победным воплем их схватила и бегом на кассу... Итак, возвращаюсь к повествованию. Стоит в аптеке муж с протянутой рукой у кассы со списочком, а в это время я пытаюсь утихомирить сына, который жаждет увести из аптеки любимого папочку. Из какой-то подсобки на истошные детские вопли вынырнула девушка-помощница с маленькой коробочкой в руках и с радостной улыбкой подскакивает к Вовке. Тот счастлив и вмиг успокаивается: в коробке лежат разноцветные воздушные шарики. И мы втроем: сын, девушка и я выбираем себе по шарику и начинаем дуть. Надуть ничего толком не успели: папа закупился, и мы потопали к выходу организованной группой. Шарики эти нам конечно подарили. Девушка еще помахала нам вслед, и мы все трое, включая Вову, тоже.

Эпизод 4. В бассейне. Как-то раз сотрудникам бассейна нужно было сменить в нем форсунки, которые потемнели от воды. Сотрудники представляли собой двоих: один дедушка, работник каких-то инженерных служб, и молодой мужчина, поразительно похожий на актера Сильвестра Сталлоне во времена съемок «Кобры». Так вот, технология была такая: дедушка на бережку собирал новую форсунку из каких- то кругляшковых запчастей, а Сталлоне потом ее ставил на освободившееся от старой место. Если это был детский бассейн, 40 см глубиной, делалось это быстро и наглядно. В других вариантах требовалась помощь мужчины со стороны, да покрепче: нужно было прижимать Сталлоне ко дну, чтоб не всплывал. Для малышей в бассейне 40 см это был настоящий аттракцион. Нашему ребенку дюже нравится все собирать- разбирать. Уже часть бытовой техники таким образом вышла из строя: фены, яйце­варки, тостеры, так как разбирать он их разбирает, а вот собрать обратно в первозданный вид не может. Как завороженный, ходил за этой инженерной парочкой наш сын. Видя такое дело, дедуля высыпал из одного пакета одну запчасть, а из второго — дополнительную, сложил вместе на глазах у Вовы один контрольный экземпляр и по­ощряюще подвинул к нему обе кучки. Не веря в происходящее счастливый ребенок принялся собирать эти форсунки, потом готовые отдавать деду, а тот их уже — Стал­лоне, для установки. Отсутствие языка для обеих сторон препятствием не было. А потом дед, видя, что ребенку жарковато, посадил его в бассейн: и форсунки уже собраны, и работу второго инженера лучше видно. Когда они уходили, трясли Вове руку, дескать, спасибо, и приглашали к себе на работу — это уже Сталлоне по-английски. Много ли надо ребенку для счастья?

И еще немножко расскажу о ситуациях, которых я была свидетельницей, и которые приключились не с нашим сыном. Как-то мы с подругой пришли в магазин, где продается одежда. Она взяла с собой сына — маленького мальчика, годик, и он проснулся в коляске и конечно не очень понимал, где и что. Одна сотрудница осталась с нами, выяснять, что нам конкретно надо, и выслушивая наши пожелания, параллельно выносила нам понравившиеся вещи или их аналоги, если была осечка с размером. Двое других в это время играли с ребенком. Они выдували ему мыльные пузыри, дали трясти какую-то игрушку — все это они моментально достали из-под прилавка. Я не знаю — возможно, такое поведение — в чистом виде директива руководства. Ребенок не даст маме (папе, случаются и папы в магазине одежды) толком посмотреть ассортимент и много выбрать, а затем и купить. Но вот если занять игрой малыша, мама (папа) получит больше времени на осмотр, примерку и покупку. Это повсеместная практика. Если даже преследуются только коммерческие цели, все равно это очень удобно и приятно.

Это я рассказала истории об отношении к обычным детям (по нашему сыну сложно догадаться о его диагнозе). А сейчас — случай, который лично нас просто поразил.

Эпизод 6. В ресторане. По приглашению друзей мы в один из вечеров решили поужинать не в отеле, а в городе в популярном ресторане. Время — восемь вечера, самый наплыв посетителей, клиентов было много. Но и свободные столики тоже были: территория зала была преогромная. Раньше, до диагноза сына, я не видела таких людей (с аутизмом) в толпе. Теперь я угадываю их моментально. Неподалеку от нас ужинала группа: мужчина лет 35—40, с ним женщина лет 65 (может, мать?) и с ними был мальчик лет 17, с аутизмом. Он, не отрываясь смотрел на крутившийся под потолком пропеллер (не знаю, как точно называется предшественник кондиционеров). Его взрослые беседовали и, наверное, ели-пили — честно, не помню. В один прекрасный миг юноше надоело пассивное сидение. Он вскочил со своего места и с пустых столов стал брать приборы и выкладывать их в ряд — в строгом порядке, типа вилка-ложка-нож.... Взрослые его не отвлекали и не звали — видимо, пока он не сделает какой-то объем работы, его все равно не отвлечешь. Меня потрясло даже не то, что все посетители спокойно занимались своими посиделками, никто и бровью не повел. Все как один официанты аккуратно, бочком, со своими подносами обходили парня. Один из свободных докладывал приборы на столы, на те самые, с которых их брал юноша. Как особо впечатлительная гражданка, выросшая на просторах Москвы и ближнего Подмосковья и не понаслышке знакомая с реакцией общественности на любое поведение, отличное от общепринятого, сдерживая слезы, я выкатилась вон. Моему примеру последовала и наша дружная компания, благо приключилось это в конце наших собственных посиделок. Наши друзья ничего не видели и не поняли. Понял муж. Ехали мы оттуда в машине наших друзей молча, как с поминок, думая скорее всего об одном и том же.

А вот концовка у меня не выходит. Выходят какие-то оптимистические нескладушки, вроде: ничего не бойтесь, дорогие родители. Ваши детки, такие любимые, тоже всем нравятся. Путешествуйте с ними смело и везде — они тоже любят разнообразие и новые впечатления.

Я всего лишь немного рассказала о стране, где ребенок — человек. 

Информация об авторах

Грибкова О.А., Родитель, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1633
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 546
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0