Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег»

3064

Аннотация

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1321 "Ковчег"» создана более 25-ти лет назад специалистами Центра лечебной педагогики и родителями для образования и социальной адаптации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В школе реализуются принципы интегрированного обучения и инклюзивного подхода в образовании, создана образовательная среда, в максимальной степени соответствующая образовательным потребностям каждого ученика. В статье рассматривается опыт и организационные формы включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство школы «Ковчег», основные методические принципы и подходы, которые используются в школьном обучении, направления деятельности педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, школа "Ковчег", специальные образовательные условия, универсальный дизайн в обучении, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2016140103

Для цитаты: Борисова Н.В., Бушмелев М.Е. Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег» // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 1. С. 19–26. DOI: 10.17759/autdd.2016140103

Полный текст

Н.В. Борисова*, «Школа № 1321 “Ковчег”», Москва, Россия sch1321@yandex.ru

М.Е. Бушмелев**, «Школа № 1321 “Ковчег”», Москва, Россия miao@hotbox.ru

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1321 “Ковчег”» создана более 25-ти лет назад специалистами Центра лечебной педагогики и родителями для образования и социальной адаптации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В школе реализуются принципы интегрированного обучения и инклюзивного подхода в образовании, создана образовательная среда, в максимальной степени соответствующая образовательным потребностям каждого ученика. В статье рассматривается опыт и организационные формы включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство школы «Ковчег», основные методические принципы и подходы, которые используются в школьном обучении, направления деятельности педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды.

Миссия общеобразовательного учреждения «Школа № 1321 “Ковчег”» — создание оптимальных условий для успешного образования и социальной адаптации любого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития, состояния здоровья и социального статуса семьи. Структура и существующий уклад школы отражают различные уровни образовательной интеграции и переход к инклюзивным формам образования.

Состав обучающихся

В 2015—2016 учебном году в школьном подразделении образовательного комплекса «Ковчег» обучаются 532 ученика. Среди них есть типично развивающиеся дети и школьники, имеющие различные особенности развития, ограниченные возможности здоровья, и дети-инвалиды (134 человека). Среди школьников, имеющих особенности развития, наибольшее число составляют дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и ги­перактивности, ряд других особенностей), а также дети с органическими нарушениями центральной нервной системы.

Формы обучения

В школе создана образовательная среда, позволяющая максимально гибко выстроить образовательный маршрут обучающегося в зависимости от его потребностей, подобрать наиболее оптимальную форму обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра, обучаются в нашей школе в следующих формах:

   инклюзивные общеобразовательные классы, в которых организовано совместное обучение детей как с особенностями развития, так и развивающихся типично;

   общеобразовательные классы компенсирующего обучения;

   структурное подразделение школы «Отделение надомного обучения», в котором открыты малокомплектные классы и группы для обучающихся, имеющих заключение врачебной комиссии об организации обучения на дому по программе общего образования. Комплектование таких малых классов идет с учетом состояния здоровья детей, возможности самостоятельного передвижения или с помощью взрослых и при отсутствии у ребенка опасного поведения. При необходимости организуется сопровождение тьютора;

   для 42-х обучающихся отделения надомного обучения организовано индивидуальное обучение как в школе, так и непосредственно на дому;

— В 2015—2016 учебном году в рамках реализации проекта Департамента образования города Москвы «Инклюзивная молекула» в школе начал работу ресурсный класс, в котором обучаются 8 детей с расстройствами аутистического спектра. Обучение ведется с применением принципов прикладного поведенческого анализа и включением каждого ребенка в образовательный процесс в регулярных классах. Для детей организованы занятия по адаптивной физической культуре, занятия в мастерской керамики и ткачества, развивающая верховая езда. Дети с расстройствами аутистического спектра обучаются: в общеобразовательных инклюзивных классах, в малокомплектных (6—12 человек) классах отделения надомного обучения, а также индивидуально.

Программы обучения в школе «Ковчег»

Образовательный процесс ведется по программам начального, основного и среднего общего образования и по адаптированным основным общеобразовательным программам. Школа имеет развитую сеть кружков, секций и студий системы дополнительного образования, которые посещают все учащиеся, независимо от формы обучения.

Создание специальных образовательных условий

В службе психолого-педагогического сопровождения, которая обеспечивает необходимую специализированную помощь детям с особенностями развития, работают помогающие специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог, тьютор. Эти педагоги сопровождают всех детей школы, в том числе и школьников, для которых организовано индивидуальное обучение.

Служба психолого-педагогического сопровождения и входящий в ее состав психолого-педагогический          консили­

ум разрабатывают адаптированные основные общеобразовательные программы, организуя создание специальных образовательных условий, проведение коррекционных занятий в соответствии с заключением Центральной психолого- медико-педагогической комиссии города Москвы, а также обеспечивают поддержку образовательного процесса детям с трудностями в обучении.

Таким образом, образовательное пространство школы представляет собой достаточно гибкую структуру, позволяющую наиболее оптимальным образом учесть особые образовательные потребности обучающихся, в том числе с РАС, создать специальные условия обучения, обеспечить необходимую психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса. Расширение образовательной и социальной интеграции, переход к инклюзивным формам обучения отражают особое качество образовательной среды школы «Ковчег» — ее адаптивность, под которой понимается наличие в ней возможностей и условий для успешного присвоения каждым ребенком культурного опыта с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

Методические подходы в обучении детей с расстройствами аутистического спектра

Универсальный дизайн в обучении

Модель совместного обучения детей с расстройствами аутистического спектра и их нейротипичных сверстников, принятая сообществом школы «Ковчег», соответствует принципам инклюзивного образования и является примером построения уроков и внеурочной деятельности на основе концепции универсального дизайна: педагогами применяются такие воспитательные и обучающие методики, которые эффективны для максимально возможного числа учеников. Например, для изучения нового материала на уроках чтения мультипликационный фильм или диафильм в ряде случаев будет эффективнее, чем чтение текста, т.к. текст с визуальным сопровождением не только в большей мере отвечает особенностям развития детей с РАС, но и хорошо усваивается детьми без нарушений эмоционально-волевой сферы. А для изучения единиц измерения на уроках математики для всех учеников начальной школы моделирование сделает материал более доступным для понимания, чем работа с картинкой.

Адаптация учебного материала

Для обучающихся с РАС адаптация учебного материала осуществляется по направлениям:

   методическая адаптация (например, использование визуальной поддержки или альтернативной коммуникации);

   программная адаптация в соответствии с АООП для обучающихся с РАС: например, различные учебные задачи для разных детей в пределах одного упражнения, уменьшение количества или упрощение целей в зависимости от психофизических особенностей ребенка.

Планирование урока по принципам универсального дизайна предполагает активное включение учеников с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство класса. Поэтому разные способы адаптации учебных материалов и техник применяются только при необходимости и направлены на включение детей в общее образовательное пространство и совместную деятельность.

Специальные технологии обучения

Психологические особенности развития и обучения детей с РАС таковы, что традиционные методы обучения — лекция, беседа, чтение текста малоэффективны. В то же время, благодаря современным технологиям — интерактивной доске, доступу в сеть Интернет, компьютерным коммуникаторам учитель школы «Ковчег» получает широчайшие возможности выбора мотивирующей наглядности, вариантов коммуникации, средств обучения. С помощью этих технологий, а также используя уже доказавшие свою эффективность методы обучения учеников с РАС — технологии визуальной поддержки и структурированного обучения, в школе выстраивается не директивная, а интерактивная и наиболее приспособленная для ребенка с РАС образовательная среда.

Одним из важнейших для нас методических подходов и психолого-педагогических принципов обучения детей с расстройствами аутистического спектра является эмоционально-уровневый подход, разработанный О.С. Никольской: стереотипии и аутостимуляции ребенка с аутизмом используются, по возможности, как первичные пути к будущей коммуникации. Стереотипные игры и ритуалы расширяются и добавляются в арсенал учителя для формирования социального взаимодействия с учеником. Далее процесс обучения идет с учетом стойких интересов детей: персонажи арифметических задач и текстов упражнений по русскому языку, содержание презентаций по предмету «Окружающий мир» и индивидуальные домашние задания — все это выбирается в соответствии с психофизическими особенностями, интересами и характером каждого ребенка.

Дизайн образовательной среды инклюзивного класса

Социальное взаимодействие в классе начинается с создания максимально комфортной (или наименее травматичной для детей с выраженным аутизмом) среды: учитываются особенности восприятия детей, используются архитектурные, технологические и организационно-педагогические решения: специальная мебель, наушники и одеяла, сенсорные стимуляторы, щадящий режим нагрузок и «сенсорная диета», уменьшающая сенсорные нагрузки. Начало работы связано с формированием у детей в малых группах и при фронтальной работе необходимых для обучения в школе способов коммуникации и правил поведения: простейших расписаний, очередности заданий и порядка их выполнения. Для этого, например, широко используется социальное моделирование с участием детей, не имеющих проблем в коммуникации: выход к доске, пример вербального ответа или ожидание своей очереди. Другие возможности инклюзивного состава класса используются в обучении социально приемлемому поведению, имитации и другим необходимым общеучебным навыкам, без которых обучение по классно-урочной системе было бы чрезвычайно затруднено.

Благодаря помощи тьюторов особенно эффективно можно использовать метод обучения с помощью функционально-распределенных и малых групп. Распределение разных учебных задач в пределах одной для всего класса дидактической игры или коллективного творческого дела позволяет удовлетворять индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка при решении таких задач. Так, одна группа (команда) может учиться технике чтения, другая — отвечать на вопросы по тексту, третья — сконцентрироваться на обучении диалогу. При этом все дети работают над одним текстом, и общим результатом может быть создание какого-либо продукта, например, письменного пересказа с помощью составленных фраз и предложений и изготовленных иллюстраций.

Малая наполняемость классов также помогает максимально возможной индивидуализации обучения. Так, в малокомплектном классе из 9—12 человек при помощи двух тьюторов создаются функциональные группы по 3—4 ученика, причем состав групп не закреплен: для разных уроков и выполнения разных образовательных задач состав может варьироваться. Даже при обычной фронтальной работе такой состав класса позволяет эффективно включать в работу учеников с дефицитом внимания и осуществлять помощь детям, имеющим высоко специфические учебные задачи в работе над их индивидуальными заданиями.

Постановка дифференцированных учебных задач

Нужно отметить, что различные учебные задачи для разных учеников не предполагают разделение класса на группы с отличными друг от друга заданиями, темами, учебниками и т. д. Напротив, тема урока, номер упражнения или текст для работы дома, задание на доске во время фронтальной работы у всех учеников обычно одни и те же. Меняются требования к выполнению и коррекционная направленность заданий, отвечающая особым образовательным потребностям учеников. Так, на уроках русского языка при выполнении одного и того же упражнения дети отвечают на те вопросы, которые наиболее актуальны для их адаптированной программы: учитель фиксирует внимание ученика с РАС на согласовании слов в словосочетании и графически показывает связь между словами, ученик без РАС в это время определяет лексико­грамматические разряды этих слов.

Компьютерные технологии в обучении

Для работы с детьми, имеющими РАС и другие особенности развития, в школе достаточно широко используются чрезвычайно эффективные современные компьютерные технологии, позволяющие включать в общеобразовательное пространство класса даже детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (например, с ДЦП и аутизмом Каннера). Интерактивная доска, объединенная с планшетом iPad через сеть Интернет, гарантирует фиксацию внимания детей с РАС и с тяжелыми нарушениями речи на учебном материале, значительная часть которого адаптируется и представляется в графическом виде. Кроме возможностей самой интерактивной доски, сеть Интернет предлагает широчайший выбор тренажеров, дидактических игр и других учебных материалов по всем предметным областям, что особенно актуально для обучения детей в начальной школе. Для формирования и развития универсальных учебных действий сеть Интернет также предоставляет большие возможности: в настоящее время множество ресурсов в сети посвящено именно этим аспектам учебной деятельности. Для решения более специфических задач, связанных с особенностями обучения детей с РАС, используются специальные программы (при необходимости, выводимые на интерактивную доску) — это приложения для iPad «Аутизм Коммуникатор» и «Аутизм: визуальное расписание». Эти русскоязычные приложения сейчас проходят в школе апробацию для использования iPad как простейшего коммуникатора и для обучения русскому языку детей с аутизмом и с тяжелыми нарушениями речи в условиях классно-урочной системы.

Инклюзивные опыт школы «Ковчег»: самое важное — образовательная среда и школьное сообщество

Самые важные ресурсы для обучения детей с РАС в школе «Ковчег» — это возможности инклюзивной образовательной среды. В школе реализуются множество способов, стратегий и форм работы, для того чтобы дети смогли поддержать друг друга и сформировать классное сообщество: школьные праздники, тематические внеурочные мероприятия, музыкальные и другие занятия в рамках дополнительного образования, школьный туристический клуб (известны несколько примеров, когда у детей с РАС именно трэвел-терапия показывала наиболее значительный коррекционный (абилитационный) результат. На уроках в инклюзивной школе моделируются такие ситуации, в которых обычный ребенок получает опыт общения с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и детям предоставляется информация об особенностях и возможностях каждого человека. В школе используется подход, при котором осуществляется опора на сильные стороны ребенка, создается возможность продемонстрировать эти сильные стороны на уроке; оценка несет не соревновательный, а обучающий и индивидуально мотивационный характер. Для социальной адаптации детей с РАС и с другими проблемами развития школой «Ковчег» поддерживаются необходимые внешние связи: осуществляется сотрудничество с общественными организациями и внешкольными институтами, работающими на включение людей с особенностями развития в общественную и культурную жизнь, организующими трудоустройство и дальнейшее обучение (Интегрированный театр-студия «Круг-II», РООИ «Перспектива», Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», учреждения профессионального и высшего образования). Также нельзя не отметить давние профессиональные и партнерские отношения школы «Ковчег» с Центром психолого- медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ, с Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ. Специалисты, педагоги школы чрезвычайно высоко оценивают вклад ЦПМССДиП в формирование общего методического пространства для более эффективного и качественного включения детей с РАС в систему школьного обучения.

Ученики и выпускники школы — постоянные участники таких городских ин­клюзивных мероприятий как «Театральная перспектива», «Строим мосты — фотоаппараты в руках детей», паралимпийские фестивали и др.

Опыт работы школы «Ковчег» свидетельствует о том, что включение детей с расстройствами аутистического спектра не только возможно, но и может быть эффективно обеспечено в рамках общеобразовательной организации, если принципы инклюзии разделяются всеми участниками школьного сообщества — педагогами, специалистами, учениками и родителями в условиях гибкой образовательной среды и атмосферы принятия любого ребенка не только в отдельном классе, группе, но и во всей школе. 

 

*Борисова Наталья Владимировна, куратор инклюзивного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1321 “Ковчег”», e-mail: sch1321@yandex.ru

**Бушмелев Максим Евгеньевич, учитель-дефектолог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1321 “Ковчег”», e-mail: miao@hotbox.ru

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  2. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг ММ. Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 2005.
  3. Никольская О.С, Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сфе­ры: содержание подхода // Дефектология. 2014. № 4. С. 27—33.
  4. Шрамм Р. Детский аутизм и ABA/ P. Шрамм. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2013. 208 с.
  5. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Инсти­тут специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  6. Зюмалла Р. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программе ТЕАССН. Минск. ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», 2005.
  7. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. М.: Региональная общественная органи­зация инвалидов «Перспектива», 2008.
  8. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования.Сборник материалов. Сост. Перфильева М.Ю., Борисова Н.В. М.: Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 2012.

Информация об авторах

Борисова Наталья Владимировна, Заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1540», Москва, Россия, e-mail: schl32l@yandex.ru

Бушмелев Максим Евгеньевич, Дефектолог, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, ОАНО «Новая школа», Москва, Россия, e-mail: miao@hotbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5055
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 46

Скачиваний

Всего: 3064
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5