Уважаемые читатели!

Перед вами тематический номер журнала «Аутизм и нарушения развития», посвященный вопросам оказания ранней помощи детям с риском возникновения расстройств аутистического спектра.
Мировой практический опыт и научные исследования свидетельствуют о том, что ранние сроки оказания помощи таким детям — одно из ключевых условий успешной работы, ведущей к их интенсивному развитию, адаптации и социализации.
В настоящее время в России уделяется серьезное внимание развитию системы ранней помощи. Правительством РФ принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. При Министерстве труда и социальной защиты РФ создана межведомственная рабочая группа по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуются крупные межрегиональные пилотные проекты, посвященные вопросам развития региональных систем ранней помощи. Министерством здравоохранения РФ реализуются пилотные проекты по проведению скрининга детей с целью выявления расстройств аутистического спектра. Возобновлена работа Коалиции помощи детям и взрослым с РАС в России. В ряде региональных государственных организаций и НКО формируются модели служб ранней помощи, в том числе детям с риском возникновения РАС, — это НИИ педиатрии Национального научно-практического центра здоровья детей Министерства здравоохранения России (Москва), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» (Астрахань) и другие.
Вместе с тем, опыт оказания ранней помощи детям с риском возникновения РАС, накопленный в отдельных организациях различных регионов, на данный момент недостаточно обобщен и не получил широкого систематического применения на территории всей России.
Трудности системного переноса накопленного опыта во многом связаны с разнонаправленностью существующих моделей ранней помощи как в организационном, так и в содержательном плане. В ряде случаев среди профессионалов отмечается противопоставление медицинских моделей — психолого-педагогическим, развивающих подходов — поведенческим, которые в действительности являются взаимодополняющими.
С целью обобщения существующего опыта и его трансляции в феврале 2017 г. Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС провел Всероссийский семинар «Организация ранней помощи детям с риском возникновения РАС» и Всероссийский вебинар «Модель оказания ранней комплексной помощи детям с РАС».
Материалы этих мероприятий отражены на страницах предлагаемого номера журнала «Аутизм и нарушения развития», важная задача которого — познакомить читателей с существующими моделями, подходами, технологиями, методами оказания ранней помощи, осветить их многогранность и важность гибкого применения в зависимости от потребностей каждого ребенка.
С уважением, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития», директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС
А.В. Хаустов