Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра

711

Аннотация

Термин «инклюзия» не тождественен понятиям «инклюзивное обучение», «инклюзивное образование», — он значительно шире. В России официальное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) только развивается, и его инклюзивная направленность — большое достижение. Инклюзивное образование при аутистических расстройствах представляет собой особый случай. Основные признаки РАС, и прежде всего, — качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также повторяющиеся стереотипные паттерны поведения, интересов и деятельности, затрудняют инклюзию и создают особую ситуацию развития, которая заставляет решать вопросы не только улучшения организации инклюзивного процесса, но и целесообразности и возможности инклюзии. Рассмотрены типичные трудности, с которыми встречаются отечественные и зарубежные специалисты, например: повышенная социальная тревожность у детей, нехватка подготовленных кадров, недиагностированный у детей аутизм. Подчеркивается, что успешность инклюзии в целом зависит, прежде всего, от готовности к инклюзии самого ребенка с аутизмом и от готовности среды, в которую проводится инклюзия, уровня ее толерантности, компетентности психолого-педагогического персонала. Большую роль играет возраст ребенка и окружения: при прочих равных условиях раннее начало инклюзии способствует устойчивости инклюзивной готовности окружения.

Общая информация

Ключевые слова: коррекция аутизма, готовность к инклюзии, инклюзивное образование, инклюзия, толерантность, сегрегация, расстройства аутистического спектра, аутизм

Рубрика издания: Мнение эксперта

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180106

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 51–61. DOI: 10.17759/autdd.2020180106

Литература

  1. Белявский Б.В., Морозов С.А., Морозова С.С. К вопросу о систематике расстройств аутистического спектра как основе дифференцированного подхода к комплексному сопровождению // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 6. С. 7—14.
  2. Бруттер А. Детям с аутизмом нужна жесткая система поощрений: Интервью журналисту «Милосердие.ру» Н. Кайшаури [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/detyam-s-autizmom-nuzhna-zhestkaya-sistema-pooshhrenij/ (дата обращения: 26.02.2020).
  3. Коэн Ш. Как жить с аутизмом. / Пер. с англ. Игорь Костин. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 238 с. ISBN 978-5-88230-232-9.
  4. Маколд Р. Наш опыт в области аутизма: основание института в Нью-Джерси / Организация психолого-педагогическойимедико-социальнойпомощилицамсрасстройствамиаутистического спектра. Материалы международной научно-практической конференции [Москва, 1—3 октября 2009 г.] / Под ред. С.А. Морозова. Москва, 2009. С. 36—56.
  5. Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом. Москва, «СигналЪ» 2002. 144 с.
  6. Морозов С.А. О ходе апробации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2018. Т. 16. № 4. С. 3—11. doi:10.17759/autdd.2018160401
  7. Морозов С.А. К вопросу о коморбидности при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 2. С. 3—8. doi:10.17759/autdd.2018160201
  8. Морозов С.А., Морозова Т.И. Социальные и правовые аспекты помощи лицам с расстройствами аутистического спектра. Москва: Фёдоровец, 2008. 330  с.
  9. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С.  35—38. doi:10.17759/autdd.2016140406
  10. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. Москва: Триада-X, 1999. 232 с. С. 107—121. ISBN 5-8249-0012-4.
  11. Gelbar N.W., Bruder M.B., DeBiase E., Molteni J.D. A Retrospective Chart Review of Children with ASD’s Individual Education Plan Compared to Subsequent Independent Psychological Evaluation. Journal of Autism  and  Developmental  Disorders, 2018, vol. 48, no. 11, pр. 3808—3815. doi:10.1007/s10803-018-3652-4
  12. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous child, 1943, vol. 2, pp. 217—250.
  13. Larcombe T.J., Joosten A.V., Cordier R., Vaz S. Preparing Children with Autism for Transition to Mainstream School and Perspectives on Supporting Positive School Experiences. Journal of Autism and  Developmental  Disorders, 2019, vol. 49, pp. 3073—3078. doi:10.1007/s10803-019-04022-z
  14. Liebal K., Colombi C., Rogers S.J., Warneken F., Tomasello M. Helping and Cooperation in Children with Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2008, vol. 38, no. 2, pp. 224—238. doi:10.1007/ s10803-007-0381-5
  15. Majoko T. Inclusion of Children with Autism Spectrum Disorders: Listening and Hearing to Voices from the Classroom. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2016, vol. 46, no. 4, pp. 1429— 1440.  doi:10.1007/s10803-015-2685-1
  16. Noland R.M., Gabriels R.L. Screening and Identifying Children with Autism Spectrum Disorders in the Public School System: The Development of a Model Process. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2004, vol. 34, no. 3, pp. 265—277. doi:10.1023/b:jadd.0000029549.84385.44
  17. Robertson K., Chamberlain B., Kasari C. General Education Teachers’ Relationship with Included Students with Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2003, vol. 33, no. 2, pp. 123— 130. doi:10.1023/A:1022979108096
  18. Schopler E. Principles for directing both Educational treatment and research. In Gillberg C. (ed.) Diagnosis and treatment of autism. New York: London: Plenum Press, 1989. X, 450 p. ISBN 978-0- 306-43481-5. Pp. 167—184.  doi:10.1007/978-1-4899-0882-7
  19. Sigafoos J., Roberts D., Kerr M., Couzens D., Baglioni A.J. Opportunities for Communication in Classrooms Serving Children with Developmental Disabilities. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1994, vol. 24, no. 3, pp. 259—280. doi:10.1007/BF02172226
  20. Towle P.O., Vacanti-Shova K., Higgins-D’Alessandro A., Ausikaitis A., Reynolds C. A Longitudinal Study of Children Diagnosed with Autism Spectrum Disorder Before Age Three: School Services at Three Points Time for Three Levels of Outcome Disability. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 11, pр. 2064—2076. doi:10.1007/s10803-018-3606-x
  21. Wing L. Social, behavioral, and cognitive characteristics: An epidemiological approach In Rutter M., Schopler E. (eds.) Autism: A reappraisal of concepts and treatment. New York: Plenum Press, 1978. XII, 540 p. ISBN 978-1-4684-0789-1. Pp. 27—45. doi:10.1007/978-1-4684-0787-7
  22. Zainal H., Magiati I. A Comparison Between Caregiver-Reported Anxiety and Other Emotional and Behavioral Difficulties in Children and Adolescents with Autism Spectrum Disorders Attending Specialists or Mainstream Schools. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2019, vol. 49, no. 4, pp.  2792—2797. doi:10.1007/s10803-016-2792-7

Информация об авторах

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, Ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7354-2711, e-mail: morozov-ca@mail.ru

Морозова Светлана Сергеевна, методист, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помо-щи аутичным детям “Добро”»; Институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБУ ФИРО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4483-1477, e-mail: sv-morozova@yandex.ru

Морозова Татьяна Ивановна, Коррекционный педагог, руководитель коррекционной работой, Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-5029, e-mail: tim.sam70@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1172
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 711
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0