Аутизм и нарушения развития
2020. Том 18. № 4. С. 43–51
doi:10.17759/autdd.2020180405
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Влияние умеренно гипоксической среды среднегорья и дозированных физических нагрузок на укрепление иммунитета у детей с РАС
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, аутизма, физическая активность, гипоксия, оздоровление, иммунитет
Рубрика издания: Исследования и диагностика РАС
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2020180405
Для цитаты: Капышева У.Н., Каратай Ж.К., Бахтиярова Ш.К., Жаксымов Б.И. Влияние умеренно гипоксической среды среднегорья и дозированных физических нагрузок на укрепление иммунитета у детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 4. С. 43–51. DOI: 10.17759/autdd.2020180405
Полный текст
Введение
Аутизм — неврологическое расстройство поли- факторной природы, имеет широкий спектр проявлений, основное из которых связано с нарушениями социального и эмоционального взаимодействия [22]. Основные методы улучшения состояния детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как правило, психолого-педагогические и направлены на формирование и коррекцию ключевых навыков — реакций на внешние стимулы, ориентации в пространстве, познавательной активности, речевых и других, а также на формирование социально приемлемых форм поведения и взаимодействия с окружающими, на создание и стимуляцию мотивации к обучению и т.д. [3; 5; 6; 11—13]. Коррекция проявлений РАС проводится для сглаживания аномальных особенностей поведения детей, поэтому поиск новых методов актуален и востребован для укрепления здоровья и повышения качества жизни детей и их семей.
В схему предлагаемой модели оздоровления детей с РАС включены адаптивная физическая активность и естественная гипоксическая горная среда. Физическая активность планировалась как сочетание ежедневного катания на роликах, занятий по ориентации в пространстве при 2—3-часовых пеших переходах по горной местности с занятиями по освоению навыков катания на горных лыжах и сноуборде со специально подготовленным инструкторским составом. Занятия проводились для развития ритмичности и координации движений, что обеспечивалось формированием и закреплением сложной условно-рефлекторной деятельности. Помещение ребенка в условия горной гипоксии естественного происхождения является одним из способов повышения физической устойчивости организма, издавна используемым в профилактических, терапевтических и реабилитационных целях при различных заболеваниях [1; 14]. А занятия и деятельность с инструкторами и в группе детей способствуют накоплению и расширению у детей с РАС социального опыта [7].
В основе эффекта гипокситерапии лежит расширение резервных возможностей человеческого организма, активация факторов роста, которые усиливают капиллярное русло, вызывая ангиогенез и стимулируя окислительный метаболизм, что способствует восстановлению деятельности мозга [26]. Наиболее значимый эффект гипоксической горной среды отмечается при физической активности в условиях умеренной гипоксии на высоте 1800-3000 метров над уровнем моря [8; 21]. При этом создается перекрестный эффект от влияния гипоксической среды и физической нагрузки, «перекрестная адаптация» [1; 14].
В опубликованных экспериментальных исследованиях влияния гипоксической среды на мозг и память на нейрональном уровне отмечается высокая роль иммунологических показателей [2; 17; 20; 25]. Также отмечается, что подавляющее большинство детей с РАС имеют расстройства пищеварения и иммунной системы в форме аутоиммунных заболеваний или аллергии, при этом пищеварительная и иммунная системы взаимосвязаны, а у детей с аутистическими расстройствами имеют высокую чувствительность к чужеродным антителам внешней среды и желудочнокишечного тракта [18; 19; 24; 27].
Для подтверждения перспективности предлагаемой модели оздоровления детей с РАС авторами были проведены исследования иммунной системы детей, ослабленной частыми приемами лекарственных препаратов. Результаты исследований продемонстрировали положительные сдвиги показателей иммунной системы детей с РАС после систематических тренировок в гипоксической среде, что показывает возможность использования такой модели оздоровления как одного из безопасных и действенных способов укрепления иммунитета и улучшения здоровья.
Объект и методы исследований
На протяжении периода с сентября 2019 по апрель 2020 года сотрудниками базы семейного отдыха ТОО «Ski Park Pioneer» совместно с научной группой РГП «Институт физиологии человека и животных», г. Алматы, были проведены 10-дневные курсы оздоровления (в сентябре, декабре, феврале и марте) 50 детей с диагнозом РАС возраста от 6 до 16 лет, проживающих в Казахстане. Отбор детей на бесплатные курсы оздоровления осуществляли по возрасту и рекомендациям лечащего врача. В первую группу вошли дети от 6 до 10 лет (N25) младшего возраста, во вторую группу вошли дети от 11 до 16 лет (N25) подросткового возраста. Подавляющая часть детей с РАС были мальчики: в первой группе 20 мальчиков и 5 девочек, во второй группе были 21 мальчик и 4 девочки. Достоверных различий между данными мальчиков и девочек не выявлено, в связи с чем данные приводятся в це.лом для групп детей от 6 до 10 лет и от 11 до 16 лет. Кровь на анализы брали в специализированной клинической лаборатории «Olymp» дважды: перед началом 1-го курса и после окончания 4-го курса оздоровления, то есть через год. Курсы оздоровления проводились на горной базе отдыха «Ski Park Pioneer», расположенной на комфортной для проживания высоте 1800 метров над уровнем моря в горах Алатау, в 3 км от Алматы.
Всего дети прошли 4 сезонных курса оздоровления по 10 дней каждый. В пробах крови детей определялось относительное содержание популяций Т-лимфоцитов (СП3+СП19-),%;В-лимфоцитов (СП19+СП3-),%;иммунорегуляторный индекс CD4+/CD8+, на проточном цитофлуориметре. Учитывались референсные значения В-лимфоцитов, относительная масса которых занимает до 50% всей массы лейкоцитов в крови; при их увеличении делался вывод о повышении активности гуморального иммунитета. Т-лимфоциты составляют от 50 до 70% общей массы лейкоцитов, отвечающих за клеточный иммунитет, при повышении в крови Т-лимфоцитов судят об активности клеточного иммунитета. Снижение Т-лимфоцитов свидетельствовало о хронических или острых гнойных инфекциях либо о длительном приеме препаратов, разрушающих лимфоциты [15]. Определение иммунорегуляторного индекса проводили для каждого ребенка по формуле CD4/CD8, при этом при значениях индекса меньше минимальной границы (норма 1,6—2,2 ед., референсные значения 1,8—2,2 ед.) обозначали как снижение иммунитета, признак ослабления защитных сил организма (Т-хелперов) и чрезмерной регуляторной функции Т-супрессоров.
Полученные данные детей до и после 4-х курсов оздоровления в горах, а также между группами сравнивались и обрабатывались в программе Microsoft Excel, с применением t—критерия Стьюдента. После чего определяли t—критерий Стьюдента по таблице при уровне значимости при р<0,05 [16].
Результаты исследования
Результаты исследований до начала курсов оздоровления показали, что уровень клеточного звена иммунитета — относительного содержания основной популяции Т-лимфоцитов (CD3+CD19-)% у 1/3 детей с РАС (28%), независимо от возраста (от 6 до 16 лет), ниже минимума референсных значений на 10—13% (см. таблицу). Относительные показатели субпопуляции В-лимфоцитов (CD19+CD3-)% были на 40—50% меньше минимума референсных границ у всех обследованных детей, независимо от возраста (см. таблицу).
Значения иммунорегуляторного индекса, референсные границы которого от 1,8 до 2,000%, у всех детей от 6 до 10 лет были ниже нормы на 35%, в среднем равны 1,200%, что показывает высокий уровень Т-супрессоров и сниженные возможности Т-хелперов. В подростковой группе от 11 до 16 лет значения индекса у 20% детей соответствовали референсным значениям, у остальных были ниже минимального уровня на 28%.
Как видно из приведенных в таблице данных, в группе детей от 6 до 10 лет низкий уровень активности клеточного иммунитета показали 72% детей, гуморального иммунитета — все дети. Исследования иммунных показателей подростковой группы от 11 до 16 лет до начала курсов оздоровления показали, что относительное содержание Т-лимфоцитов (CD3+CD19-)%, отвечающих за активность клеточного иммунитета, соответствует норме у 28% детей, в то время как уровень В-лимфоцитов, — гуморального звена иммунитета — был ниже минимального предела у 40% всех обследованных подростков.
После четырех 10-дневных курсов оздоровления в горах уровень иммунных показателей демонстрировал улучшение в состоянии иммунной системы:
Повышение относительных показателей уровня Т-лимфоцитов отмечено у 94,3% детей от 6 до 10 лет, В-лимфоцитов — у 82,9% за счет роста популяции Т-хелперов в среднем по группе на 5%, соответств енно и иммунорегуляторный индекс увеличился с 1,2 до 1,3ед.
В подростковой группе от 11 до 16 лет был выявлен рост числа детей с показателями иммунитета, соответствующими возрастной норме. Увеличилось относительное содержание Т-лимфоцитов на 4,0% (68,8 против 64,8% до оздоровления), В-лимфоцитов на 3% (15,9% против 12,9% до оздоровления), значения иммунорегуляторного показателя увеличились до 1,6 ед. против 1,5 ед. до оздоровления, что продемонстрировало положительные изменения показателей клеточного и гуморального иммунитета у подростков.
Анализ данных показал, что в группе от 6 до 10 лет на 10% сократилось число детей с низкими показателями клеточного иммунитета, 80% детей показали возросшую активность гуморального иммунитета, у 20% детей значения иммунорегуляторного индекса соответствовали физиологической норме. В подростковой группе, за исключением данных одного ребенка, отмечено восстановление активности Т-лимфоцитов в пределах нормы, у всех выявлена тенденция к росту активности гуморального внеклеточного иммунитета до минимума нормы. Иммунорегуляторный индекс соответствовал норме у третьей части подростков (28%).
Данные, полученные после курсов оздоровления в горах, показывают повышение иммунитета у детей независимо от возраста. Установлено, что 20% детей младшего возраста и 80% подростков с расстройствами аутистического спектра показали рост активности клеточного и гуморального иммунитета. Также, по отзывам родителей (см. Приложение), дети демонстрировали заметное улучшение психоэмоционального состояния и социального поведения.
Таблица
Относительные показатели Т-В-лимфоцитов и иммунорегуляторного индекса у детей с РАС до 1-го и после 4-го курса оздоровления в горах
Возраст |
6—10 лет |
11—16 лет |
||||||||||
Показатели |
Т-лимф-ты (CD3+CD19-)% |
В-лимф-ты (CD19+CD3-)% |
Ratio CD4/CD8 |
Т-лимф-ты (CD3+CD19-)% |
В-лимф-ты (CD19+CD3-) % |
Ratio CD4/CD8 |
||||||
норма |
61—85 |
21—28 |
1,8—2,2 |
61—85 |
21—28 |
1,8—2,2 |
||||||
№ п/п |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
1 |
51,5 |
56,0 |
13,7 |
14,3 |
0,9 |
0,9 |
63,6 |
71,6 |
11,3 |
16,2 |
1,2 |
1,5 |
2 |
65,9 |
68,9 |
14,5 |
16,7 |
0,9 |
1,1 |
76,4 |
76,7 |
10,5 |
10,8 |
3,4 |
2,0 |
3 |
63,2 |
69,6 |
7,90 |
7,60 |
2,0 |
2,0 |
65,7 |
68,6 |
20,7 |
23,3 |
2,6 |
3,1 |
4 |
61,1 |
61,2 |
13,7 |
15,2 |
1,3 |
1,2 |
65,9 |
69,0 |
15,2 |
17,3 |
2,1 |
1,9 |
5 |
65,4 |
69,1 |
6,70 |
10,8 |
1,1 |
1,4 |
63,0 |
57,1 |
10,1 |
18,1 |
1,3 |
1,3 |
6 |
67,7 |
69,4 |
12,2 |
13,7 |
1,6 |
1,7 |
60,1 |
62,6 |
8,60 |
11,3 |
1,2 |
1,1 |
7 |
74,3 |
78,4 |
15,3 |
12,5 |
1,5 |
1,8 |
60,4 |
62,3 |
10,9 |
14,8 |
1,7 |
1,5 |
8 |
63,8 |
62,8 |
17,7 |
15,5 |
1,1 |
1,2 |
59,2 |
65,7 |
10,4 |
11,7 |
1,1 |
1,1 |
9 |
67,6 |
69,3 |
14,1 |
13,1 |
1,5 |
1,4 |
66,7 |
77,8 |
13,8 |
16,5 |
1,5 |
1,4 |
10 |
64,4 |
64,8 |
14,6 |
17,3 |
1,8 |
1,8 |
66,3 |
70,4 |
17,5 |
15,7 |
0,7 |
1,6 |
11 |
65,3 |
67,4 |
7,40 |
17,7 |
1,0 |
0,8 |
57,8 |
67,7 |
10,2 |
12,2 |
1,1 |
1,2 |
12 |
70,8 |
75,6 |
11,6 |
10,8 |
1,6 |
1,5 |
74,7 |
79,7 |
13,3 |
12,9 |
0,8 |
1,4 |
13 |
60,7 |
62,3 |
9,80 |
11,6 |
1,0 |
1,1 |
61,9 |
71,7 |
15,5 |
16,2 |
1,1 |
1,1 |
14 |
47,5 |
61,9 |
5,20 |
15,4 |
1,6 |
1,8 |
47,5 |
64,7 |
9,80 |
17,4 |
1,6 |
1,8 |
15 |
66,3 |
70,2 |
7,20 |
18,9 |
1,7 |
1,8 |
60,3 |
62,2 |
7,20 |
16,2 |
1,0 |
1,6 |
16 |
68,0 |
71,9 |
12,6 |
15,0 |
1,2 |
1,3 |
64,0 |
63,2 |
18,7 |
19,6 |
1,4 |
1,7 |
17 |
65,4 |
68,2 |
12,2 |
14,2 |
0,7 |
0,8 |
55,6 |
72,9 |
15,7 |
17,3 |
2,1 |
1,6 |
18 |
56,8 |
58,3 |
11,8 |
13,2 |
0,8 |
0,8 |
70,0 |
69,6 |
12,6 |
13,9 |
1,9 |
2,0 |
19 |
54,6 |
55,7 |
13,6 |
15,2 |
0,6 |
0,7 |
72,4 |
71,2 |
13,0 |
16,1 |
1,1 |
1,4 |
20 |
62,8 |
63,5 |
15,2 |
18,9 |
0,8 |
0,8 |
78,8 |
76,3 |
15,0 |
19,8 |
1,7 |
1,7 |
21 |
64,7 |
65,5 |
10,0 |
11,4 |
1,0 |
1,1 |
44,2 |
61,9 |
17,6 |
13,2 |
1,5 |
1,7 |
22 |
50,0 |
50,9 |
11,2 |
15,6 |
0,9 |
1,1 |
74,2 |
68,8 |
9,20 |
19,20 |
1,0 |
1,3 |
23 |
65,0 |
66,7 |
8,20 |
10,1 |
1,0 |
1,1 |
68,3 |
63,8 |
9,30 |
19,50 |
1,7 |
1,8 |
24 |
58,0 |
59,1 |
9,60 |
12,7 |
1,1 |
1,2 |
79,0 |
74,6 |
13,7 |
12,3 |
1,1 |
1,8 |
25 |
69,2 |
69,7 |
15,6 |
17,3 |
1,4 |
1,5 |
64,5 |
70,1 |
14,1 |
13,6 |
0,9 |
1,2 |
сред.М |
62,8 |
64,9 |
11,6 |
14,2 |
1,2 |
1,3 |
64,8 |
68,8 |
12,9 |
15,9 |
1,47 |
1,60 |
С M±m |
62,8± 1,3 |
64,9± 1,4* |
11,7± 0,7 |
12,9± 0,7* |
1,2± 0,1 |
1,3± 0,1* |
64,8± 1,7 |
68,8± 1,1* |
12,9± 0,7 |
12,8± 0,7 |
1,47 ± 0,1 |
1,59 ±0,1* |
*p<0.01 перед 1-м курсом и после 4-го курса оздоровления в горах, в каждой возрастной группе
Обсуждение результатов
В настоящее время аутизм охватывает все большее число людей. Рост заболеваемости отмечается во всех странах, в том числе и в Казахстане. По д^^:н^им Службы психолого-медико-педагогической консультации Казахстана, аутизм диагностирован у 3820 детей, однако, по оценке международных экспертов, реальное число детей с РАС значительно выше. Так, расчеты доктора Эрика Фон Бонна, возглавляющего Институт аутизма при Орегонском государственном университете (США), показывают, что в нашей стране 59 тыс. детей имеют расстройства аутистического спектра[I]. При оказании помощи детям с аутизмом высокую актуальность приобретают немедикаментозные методы, способствующие мобилизации функциональных резервов организма, восстановлению способности к саморегуляции и адаптации, укреплению здоровья и повышению качества их жизни. Одними из широко применяемых методов являются иппотерапия, дельфинотерапия, лечебное питание, рефлексотерапия, арт-терапия, электропунктура, а также лечебная или адаптивная физкультура и, как показали наши исследования, природная гипобарическая гипоксия среднегорья [4; 9].
Показатели состояния иммунной системы детей с аутизмом до начала курсов оздоровления согласуются с результатами недавних исследований иммунной системы детей с РАС, в которых показано снижение абсолютного числа лимфоцитов, CDS+Т-лимфоцитов; поднимается вопрос об актуальности дальнейших исследований иммунной системы на большей выборке респондентов и с расширенным изучением иммунологических показателей [23]. После 4-кратного пребывания на 10-дневных курсах оздоровления в условиях среднегорья выявлен рост активности клеточного и гуморального иммунитета, иммуннорегуляторного индекса, что характерно при усилении активности защитных сил организма человека. Положительные изменения в состоянии иммунной системы, выявленные у детей после курсов оздоровления в природной гипоксической среде, могут расширить представления о природе расстройств аутистического спектра, роли иммунной системы, объективизировать состояния нервной системы, определить остроту, тяжесть патологического процесса и позволят разработать патогенетические подходы к лечению [10]. Механизм физиологических изменений в организме детей в условиях среднегорья связан с дополнительной стимуляцией дыхательных резервов, так как на высоте 2000 м или ближе к этой величине уровень атмосферного давления снижается примерно на 150 мм рт. ст. (на высоте 1000 м над уровнем моря 734 мм рт. ст.), что ведет к усилению вентиляции легких [1]. Включаются резервы дыхательной системы у детей, активизируется симпато-адреналовая система, увеличивается объем циркулирующей крови за счет мобилизации из депо, происходит перераспределение крови к жизненно важным органам: в мозг и сердце, повышаются защитные функции организма [8]. Кроме того, регулярное общение с индивидуальным тренером, прошедшим специальную подготовку для работы с детьми с РАС, катание на горных лыжах, сноубордах, роликах вызывают у детей положительные эмоции, служат надежными способами приобретения знаний и социального опыта [7]. Использование природных условий среднегорья способствует развитию и восстановлению физического здоровья детей с различными нарушениями в развитии. Многие дети после курсов оздоровления смогли ориентироваться во внешней среде, осваивать ранее недоступные для них средства общения со сверстниками, проявлять интерес к окружающему миру. По отзывам родителей (см. Приложение) и специалистов, после курсов оздоровления у многих детей появилось желание общаться и с родителями, и с другими детьми, что при их специфической замкнутости и неприятии общества дает надежду на формирование навыков социального поведения и является большим успехом. Родители сообщали, что оздоровление и освоение физических навыков в комфортной умеренной гипоксической среде у группы детей с РАС снизило потребность в терапевтическом лечении и приеме лекарственных препаратов, зачастую подавляющих иммунитет.
Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что атмосфера среднегорья с пониженным содержанием кислорода и повышенным уровнем углекислого газа в комфортных для организма пропорциях совместно с физической активностью и пребыванием в группе детей оказывает благоприятный эффект на иммунную систему детей с РАС. В крови детей развиваются процессы активного насыщения кислородом и гемоглобином за счет активной стимуляции образования эритроцитов, улучшается иммунитет [10].
Полученные результаты демонстрируют возможность широкого применения природных условий среднегорья для укрепления иммунитета и здоровья детей не только с РАС, но и со множеством других заболеваний. Также открываются широкие возможности использования гипоксической естественной среды для развития детского горного туризма в целях улучшения состояния детей с нарушениями психоэмоциональной сферы, опорно-двигательного аппарата, что может ускорить развитие детского международного туризма.
Приложение
Авторы проекта представляют отзывы родителей об успехах их детей в психофизическом развитии и в социализации после прохождения курса систематических занятий в естественной гипоксической среде.
Отзыв 1
Ульяна, 10 лет, диагноз — расстройство аутистического спектра. По отзыву мамы, после курсов оздоровления девочка не болеет, стала кататься на карусели, что раньше было невозможно, сидеть и кататься на лошади, внимательно слушать, самостоятельно ходить в туалет, чего раньше не умела. Ульяна пытается общаться с другими детьми.
Отзыв 2
Касым, 7 лет, диагноз — расстройство аутистического спектра. После курса оздоровления он меньше болеет, научился говорить по телефону, внимательно слушать и ожидать ответа без истерики, начал понимать слова мамы.
Отзыв 3
Ильяс, 11 лет, диагноз — расстройство аутистического спектра. Мама отмечает улучшение поведения, повышение общительности, расширение круга интересов, мальчик гораздо реже простужается, поддерживает разговор, что заметили и педагоги в школе.
Отзыв 4
Евгений, 9 лет, диагноз — расстройство аутистического спектра. После курса оздоровления мама отмечает, что сын стал реже болеть, педагоги отмечают успехи в учебе. Мальчик научился читать, писать, общаться с детьми, научился спокойно сидеть на уроках, внимательно заниматься, что раньше было невозможно.
На проведение исследований имелось положительное решение локальной этической комиссии (протокол № 3 от 17.06.2019 г.) при РГП «Институт физиологии человека и животных» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан. Также на проведение исследований имеются договоры-согласия от родителей всех детей.
[I] Эксперты: в Казахстане детей с аутизмом в 15 раз больше, чем показывает статистика: https://m.forbes.kz/life/ekspertyi_v_kazahstane detey_s_autizmom_v_15_raz_bolshe_chem_pokazyivaet_statistika/.
Литература
- Агаджанян Н.А., Чижов А.Я. Классификации гипоксических, гипо- и гиперкапнических состояний // Фізіологічний журнал. 2003. Т. 49. № 3. С. 11—16.
- Андросова Л.В., Симашкова Н.В., Зозуля С.А., Отман И.Н., Шушпанова О.В., Макарова Л.О., Клюшник Т.П. Воспалительные и аутоиммунные маркеры расстройств аутистического спектра у детей // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. № 2 (91). С. 5—9.
- Антипова Е.И., Нагаева И.А. Вопросы коррекции и адаптации детей с аутизмом // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7—9. С. 63—66.
- Артемова Е.Э., Белосветова Д.Е. Применение арт-терапевтических методов в работе по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4. С. 35—42. DOI:10.17759/autdd.2019170405
- Баймуродов Р.С., Амонов М.Ю. Иппотерапия как метод лечебной физической культуры (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2017. № 3. С. 217—242.
- Валишин Э.Х. Адаптивная физическая культура для детей с аутизмом средствами АBА-терапии // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Мокеев Г.И. Уфа: УГАТУ, 2018. С. 465—467. ISBN 978-5-4221-1103-9.
- Габышева В.А. «Телесный интеллект»: уникальная методика восстановления детского здоровья // Инновационные методы диагностики, лечения и реабилитации детей и подростков с нарушениями развития: сб. ст. по матер. I Всероссийской с междунар. участием научно-практической конф. (г. Москва, 29 ноября 2019 г.) / гл. ред. Р.Е. Барабанов. Москва: МИТУ—МАСИ, 2020. С. 38—44.
- Грачев В.И., Маринкин И.О., Севрюков И.Т. Влияние гипоксии на центральную нервную систему, органы и ткани с учетом возрастных особенностей // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. № 19—2. С. 3—20. ISSN 3453-9875.
- Докукина И.А. Коррекция агрессивного поведения трудных подростков методом иппотерапии // Семейно-детный образ жизни в социологическом измерении: Материалы вебинара МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет / под общ. ред. А.И. Антонова. Москва: МаксПресс, 2018. С. 42—46. ISBN 978-5-317-06002-2.
- Забозлаева И.В., Малинина Е.В., Телешова Л.Ф., Никушкина К.В., Орнер И.Ю. Показатели состояния иммунной системы у детей с расстройствами аутистического спектра // Российский иммунологический журнал. 2016. Т. 10 (19). № 3. С. 262—264.
- Каладзе Н.Н., Нуволи А.В. Коррекция нейротрансмиттерного механизма циркадианного ритма у детей с аутизмом методом дельфинотерапии // Вестник восстановительной медицины. 2016. № 6. С. 17—21.
- Кришталь (Слепян) М. Ода физкультуре, или Почему спорт необходим в комплексной программе занятий для ребенка с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1. С. 61—68. DOI:10.17759/autdd.2018160109
- Либлинг М.М. Коррекция детского аутизма с помощью игровой холдинг-терапии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 7. С. 6—12.
- Николаева А.Г. Использование адаптации к гипоксии в медицине и спорте. Витебск: ВГМУ, 2015. 150 с. ISBN 978- 985-466-769-0.
- Сепиашвили Р.И. Физиология иммунной системы. Москва: Медицина-Здоровье, 2015. 328 с.
- Чалиев А.А., Овчаров А.О. Статистика: Учебно-методическое пособие. Часть 1. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2007. 87 с.
- Bouslama M., Adla-Biassette H., Ramanantsoa N., Bourgeois T., Bollen B., Brissaud O. et al. Protective effects of intermittent hypoxia on brain and memory in a mouse model of apnea of prematurity. Frontiers in Physiology, 2015, vol. 6, p. 313. DOI:10.3389/fphys.2015.00313
- Careaga M., van de Water J., Ashwood P. Immune dysfunction in autism: a pathway to treatment. Neurotherapeutics, 2010, vol. 7, no. 3, pp. 283—292. pmid:20643381 DOI:10.1016/j.nurt.2010.05.003
- Coury D.L., Ashwood P., Fasano A., Fuchs G., Geraghty M. et al. Gastrointestinal conditions in children with autism spectrum disorder: developing a research agenda. Pediatrics, 2012, vol. 130, no. Supplement 2, pp. S160—S168. DOI:10.1542/ peds.2012-0900N
- Gandal M.J., Haney J.R., Parikshak N.N., Leppa V., Ramaswami G. et al. Shared molecular neuropathology across major psychiatric disorders parallels polygenic overlap. Science, 2018, vol. 359, no. 6376, pp. 693—697. DOI:10.1126/science.Aad6469
- Viscor G., Torella J.R., Corral L., Ricart A. et al. Physiological and biological responses to short-term intermittent hypobaric hypoxia exposure: from sports and mountain medicine to new biomedical applications. Frontiers in psychology, 2018, vol. 9, p. 814. DOI:10.3389/fphys.2018.00814
- Iadarola S., Levato L., Harrison B., Smith T., Lecavalier L. et al. Teaching parents behavioral strategies for autism spectrum disorder (ASD): effects on stress, strain, and competence. Journal of autism and Developmental Disorders, 2018, vol. 48, no. 4, pp. 1031—1040. DOI:10.1007/s10803-017-3339-2
- Pangrazzi L., Balasco L., Bozzi Y. Oxidative Stress and Immune System Dysfunction in Autism Spectrum Disorders. International Journal of Molecular Sciences, 2020, vol.20, no. 19, p. 3293. DOI:10.3390/ijms21093293
- Onore C., Careaga M., Ashwood P. The role of immune dysfunction in the pathophysiology of autism. Brain, Behavior, and Immunity, 2012, vol. 26, no. 3, pp. 383—392. pmid:21906670 DOI:10.1016/j.bbi.2011.08.007
- Ross H.H., Sandhu M.S., Cheung T.F., Fitzpatrick G.M., Sher W.J. et al. In vivo intermittent hypoxia elicits enhanced expansion and neuronal differentiation in cultured neural progenitors. Experimental Neurology, 2012, vol. 235, no. 1, pp. 238—245. DOI:10.1016/j.expneurol.2012.01.027
- Sanchez A.M.J., Borrani F. Effects of intermittent hypoxic training performed at high hypoxia level on exercise performance in highly trained runners. Journal of Sports Sciences, 2018, vol. 36, no. 18, pp. 2045—2052. DOI:10.1080/02640414.2018.1434747
- Wang L.W., Tancredi D.J., Thomas D.W. The prevalence of gastrointestinal problems in children across the United States with autism spectrum disorders from families with multiple affected members. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2011, vol. 32, no. 5, pp. 351—360. pmid:21555957 DOI:10.1097/DBP.0b013e31821bd06a
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1026
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 350
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1