Б.Ф. Скиннер и Всемирный день поведенческого анализа

238

Аннотация

В 2021 году впервые отмечался Всемирный день поведенческого анализа, призванный способствовать распространению информации об этой активно развивающейся научной дисциплине. Для этой памятной даты было выбрано 20 марта — день рождения родоначальника поведенческого анализа, основателя радикального бихевиоризма Берреса Фредерика Скиннера, выдающегося психолога ХХ века.

Общая информация

Ключевые слова: Скиннер, бихевиоризм, Всемирный день поведенческого анализа, прикладной анализ поведения, памятная дата

Рубрика издания: Новости, события, документы

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2021710208

Для цитаты: Хилькевич Е.В. Б.Ф. Скиннер и Всемирный день поведенческого анализа // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 2. С. 69–70. DOI: 10.17759/autdd.2021710208

Полный текст

 

В конце 2020 года по инициативе Международной ассоциации анализа поведения (ABAI) в календаре появилась новая памятная дата, 20 марта, — Всемирный день поведенческого анализа, который в этом году отмечался впервые. Теперь у всех людей, причастных к этой большой и разносторонней научной дисциплине, появился свой профессиональный праздник. По замыслу членов ассоциации, празднование 20 марта будет способствовать дальнейшему распространению и популяризации поведенческого анализа, информированию всех, кто интересуется этой динамичной развивающейся дисциплиной и ее большим вкладом в улучшение условий жизни множества различных людей. Поскольку в наши дни аналитики поведения работают во многих сферах — в здравоохранении и бизнесе, в образовании и в спорте, консультируют правительства и занимаются поведением животных, — специальный хэштег #WorldBehaviorAnalysisDay будет помогать находить информацию о специалистах в своем регионе или о программах, которые помогут в изучении данной научной области. Серьезную роль в появлении Всемирного дня поведенческого анализа в календаре праздников сыграли представители самой обширной отрасли поведенческого анализа — прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA). Применение методов ABA в терапии и обучении детей с аутизмом на сегодняшний день считается наиболее эффективным научно доказанным вмешательством. Прикладная ветвь поведенческого анализа возникла в 50-е годы ХХ века, но своими корнями восходит к исследованиям одного из самых выдающихся психологов прошлого столетия.

Дата 20 марта была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1904 году появился на свет родоначальник анализа поведения — Беррес Фредерик Скиннер, необычайно одаренный во многих областях человек. Прежде чем стать всемирно известным психологом, он освоил профессии изобретателя, литературоведа и писателя, а позднее создал собственную социальную философию. Однако подлинное свое призвание он обрел после знакомства с теорией бихевиоризма, изучающей поведение живых организмов. Развивая идеи Джона Б. Уотсона, путем множества экспериментов он разработал знаменитую теорию оперантного научения, основывающуюся на оперантном обусловлива­нии, в котором поведением управляет предшествующий стимул, влияющий на частоту его возникновения в будущем. Скиннер сделал вывод о том, что поведение можно изучить, проанализировать и повлиять на него путем внесения определенных изменений в окружающую среду сразу после наступления реакции. Именно этот принцип научения — обучение новым навыкам через последствия в виде предоставления желаемых подкреплений — лежит сегодня в основе специальных программ, которые разрабатывают поведенческие аналитики по всему миру.

 
 

Кодекс этики поведенческих аналитиков
Новая редакция[1] [2]

Соблюдение положений этического кодекса неотъемлемая часть ежедневной практики поведенческих аналитиков. Практическое использование методов прикладного анализа поведения является уникальной сферой практики: принципы изменения поведения, лежащие в основе поведенческого анализа, не ограничиваются применением только для одной группы, например, только для детей с РАС. Поведенческие аналитики работают с поведением и детей, и взрослых, людей с типичным развитием, и людей с нарушениями развития как на индивидуальных занятиях, так и в группах. Целью поведенческого вмешательства бывает как формирование полезных навыков, так и коррекция проблемного поведения. Поведенческое вмешательство может быть сосредоточено на изменении одного поведения или может применяться как комплексная программа. Более того, в рамках своей ежедневной практики поведенческие аналитики обязуются проводить текущую оценку поведенческого вмешательства, используя научные методы и однообъектный экспериментальный дизайн[3] [4] [5] [6]. Для обеспечения качественных услуг поведенческим аналитикам в своей практике необходимо соблюдать профессиональные и этические стандарты и следовать положениям Кодекса этики не только при применении методик, но и в повседневной жизни, при общении с клиентами и коллегами, в публичных заявлениях, при проведении исследований, при обучении терапевтического персонала.

В декабре 2020 г. международная сертификационная комиссия ВАСВ выпустила очередную редакцию «Кодекса этики поведенческих аналитиков», в которой, в отличие от предыдущих версий, описаны основные ориентиры, на которые должен опираться поведенческий аналитик в рамках своей практики и при решении этических вопросов. В новой редакции Кодекса этики описаны основополагающие этические принципы, алгоритм принятия этических решений, а также помещено руководство о том, как поведенческие аналитики, практикующие в разных странах, должны, в первую очередь, опираться на принципы ненанесения вреда клиенту и уважения прав, достоинства и личности клиента, учитывать местное законодательство и культурное многообразие как основополагающие факторы, определяющие выбор тех или иных действий. С 1-го января 2022 года практика всех сертифицированных поведенческих аналитиков должна осуществляться в рамках новой редакции «Кодекса этики поведенческих аналитиков».

 

[2] Функциональный подход к коррекции проблемного поведения у детей с РАС: первичная диагностика, проведение функциональной оценки с использованием доступных ресурсов, разработка методов коррекции, адаптированных к возможностям окружающей среды.

[3] Коррекция поведенческих проблем, связанных с приемом пищи, гигиеническими процедурами и с засыпанием.

[4] Коррекция стереотипного и ригидного поведения.

[5] Преодоление дефицитов в развитии социальных навыков.

[6] Применение превентивных стратегий, нацеленных на предотвращение проявлений проблемного поведения: формирование важных коммуникативных навыков; программа «Баланс»; установление руководящего контроля.

Регистрация на конференцию осуществляется по ссылке: http://baseplan.ru/base/activity.php?i=692639&c=c8e8d6

Информация об авторах

Хилькевич Евгения Владимировна, кандидат политических наук, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5552-1215, e-mail: hilkevichev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 843
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 238
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6