Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+

178

Аннотация

Система альтернативной коммуникации PECS используется для работы с детьми и взрослыми, имеющими рас­стройства аутистического спектра (РАС) и другие социально-коммуникативные особенности, либо потерявши­ми речь в силу различных травм или медицинских состояний. Кратко описаны этапы обучения системе PECS. Представлен обзор электронного коммуникативного голос-говорящего устройства PECS IV+ (Picture exchange communication system IV+), предназначенного для пользователей с тяжелыми речевыми нарушениями. Обсужда­ются условия перехода с традиционной версии PECS на электронный носитель, например, неразвитая речь, сло­варный запас ученика более 50 слов в виде изображений. Перечислены принципы выбора электронного устрой­ства и алгоритм протокола обучения пользователя PECS переходу на электронное голос-говорящее устройство. В статье использованы материалы нескольких научных исследований, описывающих устройство приложения и практический опыт работы с ним. Благодаря последовательному обучению с применением протокола PECS сло­варный запас ученика может быть существенно увеличен, и появляется необходимость перехода с традиционной бумажной версии на электронные устройства, в которых удобнее хранить все увеличивающееся количество слов. Электронное коммуникативное голос-говорящее устройство PECS IV+ позволяет пользователю улучшить такие параметры общения как скорость, длина высказываний, сложность фразовых конструкций, возможность озву­чивания слов с помощью электронного голосового носителя. Даны рекомендации взрослым по использованию устройства PECS IV+, важнейшая из которых — как можно чаще создавать коммуникативные возможности.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, прикладной анализ поведения, система альтернативной коммуникации PECS, программное приложение PECS IV+, голос-говорящие устройства, альтернативная и дополнительная коммуникация

Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210105

Получена: 01.02.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Попова О.А. Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+ // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. С. 41–48. DOI: 10.17759/autdd.2023210105

Полный текст

Введение
Люди с аутизмом в большинстве случаев слабо реагируют или не реагируют вообще на социальное подкрепление. Следовательно они не очень мотивиро­ваны общаться только ради социальных результатов. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) чаще, чем нейротипичные сверстники, демонстрируют просьбы, однако реже комментируют события окружа­ющей среды [16; 17; 18; 19; 20], указывают на объекты, реже используют зрительный контакт для общения и более склонны манипулировать рукой взросло­го (управляемая рука взрослого), чтобы получить желаемый предмет, чем их обычно развивающиеся сверстники. Система альтернативной коммуникации PECS была разработана в 1985 году для преодоления сложностей, с которыми сталкивались педагоги при использовании различных программ обучения навы­кам детей c РАС [1; 2; 3; 5]: она предназначалась для работы с детьми-дошкольниками с РАС и другими социально-коммуникативными особенностями, не владеющими целенаправленной или социально при­емлемой речью [3; 5; 21]. Однако в последующие поч­ти 40 лет практики системы спектр ее применения су­щественно расширился — ею стали пользоваться люди разных возрастов. Описано довольно много случаев применения данной системы с больными после ин­сультов, черепно-мозговых травм, с взрослыми с раз­личными ментальными и речевыми нарушениями [8; 20]. Для обучения PECS не нужны никакие предвари­тельные навыки, такие как учебное поведение, умение различать изображения, указательный жест [4; 5; 6; 7; 8; 9]. По протоколу PECS обучают интерактивному характеру общения, формируют коммуникативную инициативу, то есть способность инициировать кон­такт, учат различению изображений, указательному жесту в функциональном интерактивном контексте [7; 8; 9]. Система общения PECS предоставляет возмож­ность многим учащимся успешно общаться в первый же день обучения [22]. В таблице представлены 6 эта­пов обучения системе альтернативной коммуникации PECS. Дети, использующие PECS, сначала учатся с помощью отдельных карточек обращаться с просьба­ми, а на следующих этапах создают с их помощью раз­личные грамматические структуры и высказывания, выполняющие множество коммуникативных функций (реакции просьбы, наименования, ответы на вопросы, спонтанные комментарии происходящего и т.п.) [4; 5].
 
Среди основных принципов обучения системе PECS — продуманная стратегия подсказок с участием двух человек на начальных этапах обучения иницииро­ванию общения; определение «нового» навыка и под­крепление его в течение половины секунды; коррекция допущенных при различении карточек ошибок с ис­пользованием 4-шаговой процедуры; коррекция оши­бок с использованием процедуры «шаг назад» для оши­бок в цепочках; принцип проверки соответствия для оценки правильности различения изображений. Работа по увеличению словарного запаса ученика основыва­ется на его мотивации, то есть словарь расширяется за счет мотивационных предметов или действий [11].
 
Переход с традиционной версии PECS на голос-говорящее устройство PECS IV+ 
Благодаря последовательному обучению с при­менением PECS протокола словарный запас может быть существенно увеличен, и тогда появляется не­обходимость перехода на электронные устройства, в которых удобнее хранить все увеличивающееся ко­личество карточек. В то же время у родителей детей, пользующихся PECS, затрачивается большой ресурс на постоянное изготовление новых карточек. В от­ветах на опросы родителей продвинутых пользова­телей PECS часто упоминаются пожелания перейти на электронные носители для упрощения взаимодей­ствия с ребенком [27]. Родители ищут «лучшую» си­стему, предъявляют запрос на более высокотехноло­гичные средства общения [26].
 
В этих случаях нужно рассмотреть предпосыл­ки для перехода с традиционной бумажной версии PECS на электронные устройства [13; 14]:
— словарный запас ученика более 50 слов в виде изображений;
— у ученика неразвита речь, и требуется голосовой выход для озвучивания его невербальных высказываний;
— он уверенно различает изображения;
— обучен различать изображения в массиве из не­скольких пиктограмм или изображений, распределенных в коммуникативном альбоме по нескольким категориям;
— ученик умеет перемещаться по нескольким страницам альбома PECS, находя нужные карточки;
— он овладел как минимум IV этапом PECS;
— самостоятельно составляет и обменивает поло­ску предложения (термин, обозначающий структуру фразы в системе PECS) как минимум из двух карто­чек [12; 13].
Если все эти условия соблюдены, можно при­менить алгоритм перехода на голос-генерирующие устройства (см. рис.).
 
Требования к электронному устройству или программному приложению для альтернативной коммуникации
— Прежде всего, устройство должно обеспечивать независимый доступ ко всему словарю ученика и по­полнению словарного запаса. Другими словами, элек­тронное устройство должно находиться в свободном доступе обучающегося, быть его личным предметом, а не храниться в кабинете специалиста или дома у ученика с ограниченным доступом к нему. Данное требование важно потому, что ученик должен иметь возможность обратиться к устройству всегда, когда возникнет потребность в коммуникации.
— Новая форма коммуникации должна иметь равную частоту инициативы. Другими словами, ко­личество коммуникативных инициатив ученика за единицу времени должно быть не меньше, чем в пре­дыдущей версии общения. Также длина сообщения ученика должна быть не меньше, чем в предыдущей системе коммуникации, и в целом устройство должно способствовать увеличению длины высказываний.
— Интерфейс устройства должен быть удобным, понятным для ученика и быть похожим на его преды­дущий вид коммуникации, чтобы упростить переход. Коммуникативная программа PECS IV+ интуитивно понятна ученику, так как представляет собой точную электронную копию традиционного коммуникатив­ного альбома PECS на липучках.
— Новая система электронного общения должна использоваться в различных средах: не только дома у обучающегося, но и на улице, в учебном учреждении, в социальной среде; она должна применяться с разными людьми и в разных помещениях. В связи с этим чрезвы­чайно важно, чтобы электронное устройство было портативным, легким, удобным для ношения и мобильным по скорости составления и доставки сообщений.
— По скорости составления и доставки сообщений электронное устройство должно быть таким же или более эффективным, чем PECS. То есть время состав­ления фразы должно быть не более продолжитель­ным, чем на предыдущей, бумажной, версии системы общения [10; 12; 14; 15].
Таблица Описание этапов обучения коммуникации PECS

Этап PECS

Название, ОПИСАНИЕ

Цель обучения

Процедура обучения

ЭТАП I

Простой обмен

Как инициировать общение

3-шаговая последовательность: взять карточку, протянуть, отпустить.

Процедура подсказки с помощью двух человек

ЭТАП II

Расстояние и и настойчи­вость

Уметь проявлять настойчивость в коммуникации и преодолевать расстояние в поисках коммуника­тивной книги и партнера

Общение при разнообразии людей, видов деятельности, местоположений и поощ­рений

ЭТАП III

III А — простое различение

III B — условное

различение

Уметь попросить желаемый пред­мет и избежать нежелательного.

Различение между одинаково желаемыми предметами

Обучение различению. 4-шаговая про­цедура коррекции ошибок

Проверка соответствия. 4-шаговая про­цедура коррекции ошибок

ЭТАП IV

Построение предложений

Составление грамматической конструкции предложения с кар­точкой «Я хочу»

Последовательное обучение с помощью 4 шагов. На 4 шаге:

Подсказка с постоянной временной за­держкой для формирования первичных вокальных реакций.

Стратегию дифференцированного под­крепления за просьбу речью или карточ­ками.

ЭТАП V

Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

Составление грамматической конструкции предложения с кар­точкой «Я хочу»

Подсказка с постепенным увеличением временной задержки.

Сохранение спонтанных просьб.

ЭТАП VI

Комментирование

Ответы на вопросы «Что ты ви­дишь/слышишь/чувствуешь/ что у тебя есть?» и т.д.

Различение вводных конструкций пред­ложений.

Спонтанные комментирование и просьбы

 
Коммуникативная программа PECS IV+ 
Разработчики программного обеспечения PECS IV+ создали модель приложения, удовлетворяющего всем перечисленным требованиям. В исследованиях показано, что пользователи приложения переходят на данный вид общения достаточно быстро и без за­труднений [23]. Однако представляется важным пе­реход на планшетные системы осуществлять с учетом предпосылок, упомянутых выше.
По аналогии с бумажным альбомом электронная версия системы PECS содержит каталог изображе­ний и возможность категоризации страниц. Система хранения изображений в электронном устройстве PECS IV+ организована таким образом, чтобы обе­спечить быстрый доступ к странице вводных кон­струкций предложений (карточки «я хочу», «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «мне нравится», «мне не нравится», «у меня есть» и т. д.), а также к библиотеке изображений.
Рис. Алгоритм перехода от PECS® коммуникативного альбома к устройствам, генерирующим речь.
 
Данное приложение переведено на русский язык и содержит возможность выбора языка озвучивания изображений, а также выбора электронного голоса.
PECS IV+ дает возможность увеличить скорость коммуникации: цепочка моторных действий в тра­диционной бумажной версии PECS с карточками на липучках довольно «медленная», в то время как ком­муникация на электронном устройстве быстрее и тре­бует меньших усилий ученика.
Работа приложения организована таким обра­зом, что при выстраивании изображений на полоске предложения карточки со словами озвучиваются с помощью голосового выхода. Устройство позволяет выбрать темп и тембр речи, а также применять паузу (задержку) голосового выхода в зависимости от само­стоятельных вокальных реакций ученика. Например, если ученик способен произносить ряд слов самосто­ятельно, на эти слова возможно убрать озвучивание или применить задержку звучания, одновременно подкрепляя вокальные реакции ученика.
 
Приложение PECS IV+ содержит до тридцати электронных страниц, на каждую из них могут быть помещены до пяти строк с пятью изображениями на каждой строке. Таким образом, каждая электронная книга обучающегося может содержать до 750 слов, а в целом данная версия приложения позволяет соз­дать более ста электронных книг по категориям на разные случаи жизни. Таким образом, потенциаль­ный словарный запас пользователя данного вида альтернативной коммуникации может содержать до 75000 слов.
 
Непосредственно перед переходом ученика на приложение PECS IV+ необходимо провести оцен­ку его текущего словарного запаса, частоты и ско­рости общения. Для этого рекомендуется учитывать количество и категории просьб ученика в течение нескольких дней. Также следует подсчитать общее количество использованных изображений, среднее количество изображений на полоске предложения во время просьбы ученика, оценить самое длинное язы­ковое высказывание, частоту использования PECS в течение дня, соотношение спонтанного самостоя­тельного использования системы общения и количе­ство просьб с подсказками.
Подготовка к переходу на электронное устрой­ство включает: организацию личного коммуника­тивного альбома PECS по аналогии с организацией словарного запаса ученика на предшествующей бу­мажной версии альбома; добавление значков катего­рий на вкладки электронных страниц PECS; добав­ление изображений на страницы планшета; выбор тембра и темпа речи, а также задержки звукового выхода в случае собственных вокальных реакций ученика; обучение навыку касания изображений на планшете с помощью указательного жеста или ука­занию на него.
 
Рекомендации родителям и опекунам обучающихся по пользованию электронным приложением PECS IV+
При пользовании электронным устройством, на которое установлено программное приложение, из его памяти необходимо убрать все остальные прило­жения и доступ к интернету во избежание использо­вания электронного устройства для игры или досуга; если у ученика есть самостоятельная вокальная речь, и планшетное устройство используется как допол­нительная коммуникация, необходимо убрать голо­совой выход на планшете; если же тренинг речевых реакций не дает результатов, рекомендуется вклю­чить звук и озвучить изображения; добавить опцию «пароль» в режиме редактирования приложения, что позволит избежать случайного удаления настроек пользователем.
Как только устройство настроено и готово к ис­пользованию, педагогу или родителю необходимо соз­давать ежедневные коммуникативные возможности и встраивать уроки на планшете в ежедневную деятель­ность ученика. Важно отметить, что в свободное от тре­нировок общения с новым устройством время ученику нужно дать возможность пользоваться традиционным бумажным альбомом PECS. Данная рекомендация дается потому, что электронное устройство может разрядиться, сломаться, или ученик может случайно удалить карточки с планшета, и поэтому крайне важ­ным считается сохранять бумажную версию системы коммуникации PECS в повседневной жизни ребенка.
 
Переход на электронное голос-говорящее устройство PECS IV+
Алгоритм протокола обучения пользователя PECS переходу на электронное голос-говорящее устройство выглядит следующим образом: в протоко­ле используется процедура подсказки с участием двух человек. Коммуникативный партнёр демонстрирует ученику мотивационный предмет. Помощник-«фея» ждет инициативы ученика. Учитывая предыдущий опыт ученика, проявление им коммуникативной ини­циативы будет выглядеть как его обращение к бумаж­ной книге. В этот момент помощник предоставляет физическую подсказку при обращении к планшету, где находятся точно такие же изображения, как в бу­мажной книге ученика. Ученик с помощью физиче­ской подсказки выстраивает предложение, указывает на электронную полоску предложения, обращаясь к коммуникативному партнеру. В свою очередь пар­тнер в течение половины секунды предоставляет мо­тивационный предмет и хвалит ученика, подкрепляя новое поведение (навык просьбы на электронном планшете). В дальнейшем уровень физической под­сказки уменьшается, и ученик самостоятельно со­ставляет предложения на электронном устройстве.
 
Навыки коммуникации на планшете считаются осво­енными, если ученик самостоятельно, без подсказок, составляет правильные предложения в 80% случаев общения. Таким образом у обучающегося формиру­ется, по сути, невербальная фразовая речь. В даль­нейшем словарь ученика расширяют, предлагая все новые вводные конструкции предложений: «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «у меня болит», «у меня есть», добавляя в структуру фразы глаголы, прила­гательные, предлоги, союзы, вводя новые речевые конструкции, обучая пользователя навыкам задавать вопросы, запрашивать информацию и комментиро­вать события окружающего. Обучение IV—VI этапам альтернативной коммуникации PECS происходит на основании концепции вербальных оперантов Скин­нера [23; 24; 25]. Известны случаи обучения детей комплексным видам интравербального поведения, математическим представлениям, абстрактным поня­тиям, музыкальным и другим академическим навы­кам с помощью приложения PECS IV+.
 
Важно отметить перспективы дальнейшего раз­вития речевых навыков у учеников, пользующихся электронным планшетом. Возможны три варианта: ученики могут приобретать навыки традиционной во­кальной речи: чем меньше возраст ученика, тем боль­ше такая вероятность [12]. Ученики могут продолжать пользоваться карточками на планшете, увеличивая и усложняя словарный запас [13]. Также есть возмож­ность переходить на печатную систему коммуника­ции. Для этого карточки ученика со временем видо­изменяют таким образом, чтобы изображения на них уменьшались, а текст — увеличивался. Со временем изображения убирают полностью, остается только текст, и дальше ребенок начинает печатать слова, ко­торые озвучиваются электронным устройством [13].
 
Заключение
Важно подчеркнуть, что потенциальный словарный запас пользователя данного вида альтернативной ком­муникации может содержать до 75000 слов, исходя из возможностей приложения PECS IV+. Если говорить о литературном русском языке, в нем около 150 000 слов: именно такое количество зафиксировано в Большом академическом словаре русского языка. Coглacнo возрастным нopмaм, чиcлo cлoв русского языка, yпoтpeбляeмыx peбeнкoм дoшкoльнoгo вoзpacтa, дoлжнo cocтaвлять oт двyx дo тpex тыcяч. 3a гoды шкoльнoгo oбyчeния aктивный cлoвapь пoпoлняeтcя дo пяти тыcяч слов. Для людeй, пoлyчившиx выcшee oбpaзoвaниe, нopмoй являeтcя cлoвapный зaпac в пpeдeлax дecяти тыcяч cлoв. Таким образом, потенци­альный словарный запас пользователя данной версии электронного голос-говорящего устройства может в несколько раз превышать речевой репертуар средне­статистического школьника и выпускника ВУЗа.
 
Метод PECS предназначен для обучения детей не только в условиях образовательного учреждения, но и в повседневной жизни. Обучения альтернативной коммуникации только в учебной среде недостаточно. За ним должно следовать поддержание навыка дома, в естественной среде: тогда навык обобщается, и за­данное поведение подкрепляется. Родителям и опеку­нам рекомендуется тренировать умение пользоваться PECS и его приложением PECS IV+ дома, с различ­ными коммуникативными партнерами, в различных условиях: разных помещениях, на улице, в магазинах, в транспорте и т д. Возможности электронного при­ложения PECS IV+ для альтернативной коммуника­ции очень широки, что позволяет существенно улуч­шить качество общения, академического обучения и в целом — качество жизни обучающегося и его семьи.
 
На основе краткого обзора исследований альтер­нативной коммуникации и собственного опыта ра­боты автора можно сделать вывод о положительных перспективах внедрения методов электронных форм коммуникации в различные практики работы с деть­ми и, соответственно, о необходимости дальнейших исследований эффективности электронного прило­жения PECS IV+ для использования при работе с людьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.

Литература

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред.-сост. В.Л. Рыскина. Санкт- Петербург: Скифия, 2016. 288 с. ISBN 978-5-00025-076-1.
  2. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. С. 348—349, 456— 472. ISBN 978-5-89816-157-6.
  3. Сандберг М., Партингтон Дж. Формирование речевых навыков у детей с аутизмом и иными ограниченными возможностями в развитии. [Холмдел]: Behavior Analysts, 2013. 243 стр. ISBN 978-5-289-02715-3
  4. Фон Течнер С., Мартинсен Х., Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Москва: Теревинф, 2014. 432 с. ISBN 978-5-4212-231-8.
  5. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с. ISBN 978-5-4212-0026-0.
  6. Bondy A., Frost L. The Delaware Autistic Program // Preschool Education Programs for Children with Autism / S. Harris, J. Handleman (еds.). Austin: Pro-Ed, 1994. Pp. 37—54. ISBN 0-89079-587-8.
  7. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System // Behavior Modification. 2001. Vol. 25. № 5. Pp. 725— 744. DOI:10.1177/0145445501255004
  8. Bondy A., Frost L. The Picture Exchange Communication System // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 1994. Vol. 9. № 3. Pp. 1—19. DOI:10.1177/108835769400900301
  9. Bondy A., Weiss M.J. The Pyramid Approach to Education: A Guide to Functional ABA. Newark: Pyramid Educational Consultants, 2011. 310 p. ISBN 978-1-928598-20-6.
  10. Carpenter M., Charlop-Christy M.H. Verbal and nonverbal communication in children with autism after learning the Picture Exchange Communication System (PECS): Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference. Washington, 2000. P 18.
  11. Frost L., Daly M., Bondy A. Speech features with and without access to PECS for children with autism: Paper presented at meeting of the New Jersey Center for Outreach and Services for the Autism Community, Inc. (COSAC). Long Beach, 1997. P.34 .
  12. Frost L., McGowan J. Strategies for Transitioning From PECS to SGD: Part I: Overview and Device Selection // Perspectives on Augmentative and Alternative Communication. 2011. Vol. 20. № 4. Pp. 114—118. DOI:10.1044/ aac20.4.114
  13. Frost L., McGowan J. Strategies for Transitioning From PECS to SGD: Part II: Maintaining Communication Competency // Perspectives on Augmentative and Alternative Communication. 2012. Vol. 21. № 1. Pp. 3—10. DOI:10.1044/aac21.1.3
  14. Ganz J., Simpson R. Effects on communicative requesting and speech development of the Picture Exchange Communication System in children with characteristics of autism // Journal of Autism and Developmental Disabilities. 2004. Vol. 34. № 4. Pp. 395—409. DOI:10.1023/b:jadd.0000037416.59095.d7
  15. Johnson A.A. Factors related to the rejection and/or abandonment of AAC devices: Master’s thesis / University of New Hampshire. Durham, 2008. 70 p.
  16. Le L., Charlop-Christy M.H. PECS and social behavior: Paper presented at the meeting of the California Association for Behavior Analysis. San Francisco, 1999. p. 19
  17. Le L., Charlop-Christy M.H., Carpenter M. et al. Assessment of social behaviors following acquisition of PECS for children with autism: Paper presented at the meeting of the Association for Behavior Analysis Conference. Chicago, 1999. p. 16
  18. Marckel J.M., Neef N.A., Ferreri S.J. A preliminary analysis of teaching improvisation with the Picture Exchange Communication System to children with autism // Journal of Applied Behavior Analysis. 2006. Vol. 39. № 1. Pp. 109— 115. DOI:10.1901/jaba.2006.131-04
  19. Mirenda P., Erickson K. Augmentative communication and literacy // Autism spectrum disorders: A transactional developmental perspective / B.M. Prizant, A.M. Wetherby (eds.). Baltimore: Brookes, 2000. Pp. 369—394. ISBN 978-1- 55766-445-7.
  20. Romski M.A., Sevcik R.A. Breaking the speech barrier: Language development through augmented means. Baltimore: Brookes, 1996. 213 p. ISBN 1-55766-252-5.
  21. Schwartz I.S., Garfinkle A.N., Bauer J. The Picture Exchange Communication System: Communicative Outcomes for Young Children with Disabilities // Topics in Early Childhood Special Education. 1998. Vol. 18. № 3. Pp. 10—15. DOI:10.1177/027112149801800305
  22. Sigafoos J., O’Reilly M., Drasgow E. et al. Strategies to achieve socially acceptable escape and avoidance // Exemplary Practices for Beginning Communicators: Implications for AAC / J. Reichle, D. Beukelman, J. Light (eds.). Baltimore: Brookes, 2002. Pp. 157—186. ISBN 1-55766-529-X.
  23. Skinner B.F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953. P. 461. ISBN 0-02-929040-6.
  24. Skinner B.F. Selection by consequences // Behavioral and Brain Sciences. 1984. Vol. 7. № 4. Pp. 477—481. DOI:10.1017/ S0140525X0002673X
  25. Skinner B.F. The control of human behavior // Transactions of the New York Academy of Science. 1955. Vol. 17. № 7 Series II. Pp. 547—551. DOI:10.1111/j.2164-0947.1955.tb02820.x
  26. Stone W.L., Ousley O.P., Yoder P.J. et al. Nonverbal Communication in Two- and Three-Year-Old Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1997. Vol. 27. № 6. Pp. 677—696. DOI:10.1023/A:1025854816091
  27. Sulzer-Azaroff B., Hoffman A., Horton C. et al. The Picture Exchange Communication System (PECS): What do the data say? // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24. № 2. Pp. 89—103. DOI:10.1177/1088357609332743

Информация об авторах

Попова Ольга Александровна, директор, АНО «Инклюзивный центр “Моя Планета”», клинический психолог, специалист по прикладному анализу поведения, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3455-7600, e-mail: director@moaplaneta.com

Метрики

Просмотров

Всего: 863
В прошлом месяце: 98
В текущем месяце: 71

Скачиваний

Всего: 178
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 11