Введение
Люди с аутизмом в большинстве случаев слабо реагируют или не реагируют вообще на социальное подкрепление. Следовательно они не очень мотивированы общаться только ради социальных результатов. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) чаще, чем нейротипичные сверстники, демонстрируют просьбы, однако реже комментируют события окружающей среды
[Le, 1999; Le, 1999а; Marckel, 2006; Mirenda, 2000; Romski, 1996], указывают на объекты, реже используют зрительный контакт для общения и более склонны манипулировать рукой взрослого (управляемая рука взрослого), чтобы получить желаемый предмет, чем их обычно развивающиеся сверстники. Система альтернативной коммуникации PECS была разработана в 1985 году для преодоления сложностей, с которыми сталкивались педагоги при использовании различных программ обучения навыкам детей c РАС
[Альтернативная и дополнительная, 2016; Купер, 2016; Сандберг, 2013; Фрост, 2011]: она предназначалась для работы с детьми-дошкольниками с РАС и другими социально-коммуникативными особенностями, не владеющими целенаправленной или социально приемлемой речью
[Сандберг, 2013; Фрост, 2011; Schwartz, 1998]. Однако в последующие почти 40 лет практики системы спектр ее применения существенно расширился — ею стали пользоваться люди разных возрастов. Описано довольно много случаев применения данной системы с больными после инсультов, черепно-мозговых травм, с взрослыми с различными ментальными и речевыми нарушениями
[Bondy, 1994а; Romski, 1996]. Для обучения PECS не нужны никакие предварительные навыки, такие как учебное поведение, умение различать изображения, указательный жест
[Фон Течнер, 2014; Фрост, 2011; Bondy, 1994; Bondy, 2001; Bondy, 1994а; Bondy, 2011]. По протоколу PECS обучают интерактивному характеру общения, формируют коммуникативную инициативу, то есть способность инициировать контакт, учат различению изображений, указательному жесту в функциональном интерактивном контексте
[Bondy, 2001; Bondy, 1994а; Bondy, 2011]. Система общения PECS предоставляет возможность многим учащимся успешно общаться в первый же день обучения
[Sigafoos, 2002]. В таблице представлены 6 этапов обучения системе альтернативной коммуникации PECS. Дети, использующие PECS, сначала учатся с помощью отдельных карточек обращаться с просьбами, а на следующих этапах создают с их помощью различные грамматические структуры и высказывания, выполняющие множество коммуникативных функций (реакции просьбы, наименования, ответы на вопросы, спонтанные комментарии происходящего и т.п.)
[Фон Течнер, 2014; Фрост, 2011].
Среди основных принципов обучения системе PECS — продуманная стратегия подсказок с участием двух человек на начальных этапах обучения инициированию общения; определение «нового» навыка и подкрепление его в течение половины секунды; коррекция допущенных при различении карточек ошибок с использованием 4-шаговой процедуры; коррекция ошибок с использованием процедуры «шаг назад» для ошибок в цепочках; принцип проверки соответствия для оценки правильности различения изображений. Работа по увеличению словарного запаса ученика основывается на его мотивации, то есть словарь расширяется за счет мотивационных предметов или действий [Frost, 1997].
Переход с традиционной версии PECS на голос-говорящее устройство PECS IV+
Благодаря последовательному обучению с применением PECS протокола словарный запас может быть существенно увеличен, и тогда появляется необходимость перехода на электронные устройства, в которых удобнее хранить все увеличивающееся количество карточек. В то же время у родителей детей, пользующихся PECS, затрачивается большой ресурс на постоянное изготовление новых карточек. В ответах на опросы родителей продвинутых пользователей PECS часто упоминаются пожелания перейти на электронные носители для упрощения взаимодействия с ребенком
[Sulzer-Azaroff, 2009]. Родители ищут «лучшую» систему, предъявляют запрос на более высокотехнологичные средства общения
[Stone, 1997].
В этих случаях нужно рассмотреть предпосылки для перехода с традиционной бумажной версии PECS на электронные устройства
[Frost, 2012; Ganz, 2004]:
— словарный запас ученика более 50 слов в виде изображений;
— у ученика неразвита речь, и требуется голосовой выход для озвучивания его невербальных высказываний;
— он уверенно различает изображения;
— обучен различать изображения в массиве из нескольких пиктограмм или изображений, распределенных в коммуникативном альбоме по нескольким категориям;
— ученик умеет перемещаться по нескольким страницам альбома PECS, находя нужные карточки;
— он овладел как минимум IV этапом PECS;
— самостоятельно составляет и обменивает полоску предложения (термин, обозначающий структуру фразы в системе PECS) как минимум из двух карточек
[Frost, 2011; Frost, 2012].
Если все эти условия соблюдены, можно применить алгоритм перехода на голос-генерирующие устройства (см. рис.).
Требования к электронному устройству или программному приложению для альтернативной коммуникации
— Прежде всего, устройство должно обеспечивать независимый доступ ко всему словарю ученика и пополнению словарного запаса. Другими словами, электронное устройство должно находиться в свободном доступе обучающегося, быть его личным предметом, а не храниться в кабинете специалиста или дома у ученика с ограниченным доступом к нему. Данное требование важно потому, что ученик должен иметь возможность обратиться к устройству всегда, когда возникнет потребность в коммуникации.
— Новая форма коммуникации должна иметь равную частоту инициативы. Другими словами, количество коммуникативных инициатив ученика за единицу времени должно быть не меньше, чем в предыдущей версии общения. Также длина сообщения ученика должна быть не меньше, чем в предыдущей системе коммуникации, и в целом устройство должно способствовать увеличению длины высказываний.
— Интерфейс устройства должен быть удобным, понятным для ученика и быть похожим на его предыдущий вид коммуникации, чтобы упростить переход. Коммуникативная программа PECS IV+ интуитивно понятна ученику, так как представляет собой точную электронную копию традиционного коммуникативного альбома PECS на липучках.
— Новая система электронного общения должна использоваться в различных средах: не только дома у обучающегося, но и на улице, в учебном учреждении, в социальной среде; она должна применяться с разными людьми и в разных помещениях. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы электронное устройство было портативным, легким, удобным для ношения и мобильным по скорости составления и доставки сообщений.
— По скорости составления и доставки сообщений электронное устройство должно быть таким же или более эффективным, чем PECS. То есть время составления фразы должно быть не более продолжительным, чем на предыдущей, бумажной, версии системы общения
[Carpenter, 2000; Frost, 2011; Ganz, 2004; Johnson, 2008].
Таблица Описание этапов обучения коммуникации PECS
|
Этап PECS
|
Название, ОПИСАНИЕ
|
Цель обучения
|
Процедура обучения
|
|
ЭТАП I
|
Простой обмен
|
Как инициировать общение
|
3-шаговая последовательность: взять карточку, протянуть, отпустить.
Процедура подсказки с помощью двух человек
|
|
ЭТАП II
|
Расстояние и и настойчивость
|
Уметь проявлять настойчивость в коммуникации и преодолевать расстояние в поисках коммуникативной книги и партнера
|
Общение при разнообразии людей, видов деятельности, местоположений и поощрений
|
|
ЭТАП III
|
III А — простое различение
III B — условное
различение
|
Уметь попросить желаемый предмет и избежать нежелательного.
Различение между одинаково желаемыми предметами
|
Обучение различению. 4-шаговая процедура коррекции ошибок
Проверка соответствия. 4-шаговая процедура коррекции ошибок
|
|
ЭТАП IV
|
Построение предложений
|
Составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу»
|
Последовательное обучение с помощью 4 шагов. На 4 шаге:
Подсказка с постоянной временной задержкой для формирования первичных вокальных реакций.
Стратегию дифференцированного подкрепления за просьбу речью или карточками.
|
|
ЭТАП V
|
Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
|
Составление грамматической конструкции предложения с карточкой «Я хочу»
|
Подсказка с постепенным увеличением временной задержки.
Сохранение спонтанных просьб.
|
|
ЭТАП VI
|
Комментирование
|
Ответы на вопросы «Что ты видишь/слышишь/чувствуешь/ что у тебя есть?» и т.д.
|
Различение вводных конструкций предложений.
Спонтанные комментирование и просьбы
|
Коммуникативная программа PECS IV+
Разработчики программного обеспечения PECS IV+ создали модель приложения, удовлетворяющего всем перечисленным требованиям. В исследованиях показано, что пользователи приложения переходят на данный вид общения достаточно быстро и без затруднений [Skinner, 1953]. Однако представляется важным переход на планшетные системы осуществлять с учетом предпосылок, упомянутых выше.
По аналогии с бумажным альбомом электронная версия системы PECS содержит каталог изображений и возможность категоризации страниц. Система хранения изображений в электронном устройстве PECS IV+ организована таким образом, чтобы обеспечить быстрый доступ к странице вводных конструкций предложений (карточки «я хочу», «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «мне нравится», «мне не нравится», «у меня есть» и т. д.), а также к библиотеке изображений.
Рис. Алгоритм перехода от PECS® коммуникативного альбома к устройствам, генерирующим речь.
Данное приложение переведено на русский язык и содержит возможность выбора языка озвучивания изображений, а также выбора электронного голоса.
PECS IV+ дает возможность увеличить скорость коммуникации: цепочка моторных действий в традиционной бумажной версии PECS с карточками на липучках довольно «медленная», в то время как коммуникация на электронном устройстве быстрее и требует меньших усилий ученика.
Работа приложения организована таким образом, что при выстраивании изображений на полоске предложения карточки со словами озвучиваются с помощью голосового выхода. Устройство позволяет выбрать темп и тембр речи, а также применять паузу (задержку) голосового выхода в зависимости от самостоятельных вокальных реакций ученика. Например, если ученик способен произносить ряд слов самостоятельно, на эти слова возможно убрать озвучивание или применить задержку звучания, одновременно подкрепляя вокальные реакции ученика.
Приложение PECS IV+ содержит до тридцати электронных страниц, на каждую из них могут быть помещены до пяти строк с пятью изображениями на каждой строке. Таким образом, каждая электронная книга обучающегося может содержать до 750 слов, а в целом данная версия приложения позволяет создать более ста электронных книг по категориям на разные случаи жизни. Таким образом, потенциальный словарный запас пользователя данного вида альтернативной коммуникации может содержать до 75000 слов.
Непосредственно перед переходом ученика на приложение PECS IV+ необходимо провести оценку его текущего словарного запаса, частоты и скорости общения. Для этого рекомендуется учитывать количество и категории просьб ученика в течение нескольких дней. Также следует подсчитать общее количество использованных изображений, среднее количество изображений на полоске предложения во время просьбы ученика, оценить самое длинное языковое высказывание, частоту использования PECS в течение дня, соотношение спонтанного самостоятельного использования системы общения и количество просьб с подсказками.
Подготовка к переходу на электронное устройство включает: организацию личного коммуникативного альбома PECS по аналогии с организацией словарного запаса ученика на предшествующей бумажной версии альбома; добавление значков категорий на вкладки электронных страниц PECS; добавление изображений на страницы планшета; выбор тембра и темпа речи, а также задержки звукового выхода в случае собственных вокальных реакций ученика; обучение навыку касания изображений на планшете с помощью указательного жеста или указанию на него.
Рекомендации родителям и опекунам обучающихся по пользованию электронным приложением PECS IV+
При пользовании электронным устройством, на которое установлено программное приложение, из его памяти необходимо убрать все остальные приложения и доступ к интернету во избежание использования электронного устройства для игры или досуга; если у ученика есть самостоятельная вокальная речь, и планшетное устройство используется как дополнительная коммуникация, необходимо убрать голосовой выход на планшете; если же тренинг речевых реакций не дает результатов, рекомендуется включить звук и озвучить изображения; добавить опцию «пароль» в режиме редактирования приложения, что позволит избежать случайного удаления настроек пользователем.
Как только устройство настроено и готово к использованию, педагогу или родителю необходимо создавать ежедневные коммуникативные возможности и встраивать уроки на планшете в ежедневную деятельность ученика. Важно отметить, что в свободное от тренировок общения с новым устройством время ученику нужно дать возможность пользоваться традиционным бумажным альбомом PECS. Данная рекомендация дается потому, что электронное устройство может разрядиться, сломаться, или ученик может случайно удалить карточки с планшета, и поэтому крайне важным считается сохранять бумажную версию системы коммуникации PECS в повседневной жизни ребенка.
Переход на электронное голос-говорящее устройство PECS IV+
Алгоритм протокола обучения пользователя PECS переходу на электронное голос-говорящее устройство выглядит следующим образом: в протоколе используется процедура подсказки с участием двух человек. Коммуникативный партнёр демонстрирует ученику мотивационный предмет. Помощник-«фея» ждет инициативы ученика. Учитывая предыдущий опыт ученика, проявление им коммуникативной инициативы будет выглядеть как его обращение к бумажной книге. В этот момент помощник предоставляет физическую подсказку при обращении к планшету, где находятся точно такие же изображения, как в бумажной книге ученика. Ученик с помощью физической подсказки выстраивает предложение, указывает на электронную полоску предложения, обращаясь к коммуникативному партнеру. В свою очередь партнер в течение половины секунды предоставляет мотивационный предмет и хвалит ученика, подкрепляя новое поведение (навык просьбы на электронном планшете). В дальнейшем уровень физической подсказки уменьшается, и ученик самостоятельно составляет предложения на электронном устройстве.
Навыки коммуникации на планшете считаются освоенными, если ученик самостоятельно, без подсказок, составляет правильные предложения в 80% случаев общения. Таким образом у обучающегося формируется, по сути, невербальная фразовая речь. В дальнейшем словарь ученика расширяют, предлагая все новые вводные конструкции предложений: «я вижу», «я слышу», «я чувствую», «у меня болит», «у меня есть», добавляя в структуру фразы глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, вводя новые речевые конструкции, обучая пользователя навыкам задавать вопросы, запрашивать информацию и комментировать события окружающего. Обучение IV—VI этапам альтернативной коммуникации PECS происходит на основании концепции вербальных оперантов Скиннера
[Skinner, 1953; Skinner, 1984; Skinner, 1955]. Известны случаи обучения детей комплексным видам интравербального поведения, математическим представлениям, абстрактным понятиям, музыкальным и другим академическим навыкам с помощью приложения PECS IV+.
Важно отметить перспективы дальнейшего развития речевых навыков у учеников, пользующихся электронным планшетом. Возможны три варианта: ученики могут приобретать навыки традиционной вокальной речи: чем меньше возраст ученика, тем больше такая вероятность
[Frost, 2011]. Ученики могут продолжать пользоваться карточками на планшете, увеличивая и усложняя словарный запас
[Frost, 2012]. Также есть возможность переходить на печатную систему коммуникации. Для этого карточки ученика со временем видоизменяют таким образом, чтобы изображения на них уменьшались, а текст — увеличивался. Со временем изображения убирают полностью, остается только текст, и дальше ребенок начинает печатать слова, которые озвучиваются электронным устройством
[Frost, 2012].
Заключение
Важно подчеркнуть, что потенциальный словарный запас пользователя данного вида альтернативной коммуникации может содержать до 75000 слов, исходя из возможностей приложения PECS IV+. Если говорить о литературном русском языке, в нем около 150 000 слов: именно такое количество зафиксировано в Большом академическом словаре русского языка. Coглacнo возрастным нopмaм, чиcлo cлoв русского языка, yпoтpeбляeмыx peбeнкoм дoшкoльнoгo вoзpacтa, дoлжнo cocтaвлять oт двyx дo тpex тыcяч. 3a гoды шкoльнoгo oбyчeния aктивный cлoвapь пoпoлняeтcя дo пяти тыcяч слов. Для людeй, пoлyчившиx выcшee oбpaзoвaниe, нopмoй являeтcя cлoвapный зaпac в пpeдeлax дecяти тыcяч cлoв. Таким образом, потенциальный словарный запас пользователя данной версии электронного голос-говорящего устройства может в несколько раз превышать речевой репертуар среднестатистического школьника и выпускника ВУЗа.
Метод PECS предназначен для обучения детей не только в условиях образовательного учреждения, но и в повседневной жизни. Обучения альтернативной коммуникации только в учебной среде недостаточно. За ним должно следовать поддержание навыка дома, в естественной среде: тогда навык обобщается, и заданное поведение подкрепляется. Родителям и опекунам рекомендуется тренировать умение пользоваться PECS и его приложением PECS IV+ дома, с различными коммуникативными партнерами, в различных условиях: разных помещениях, на улице, в магазинах, в транспорте и т д. Возможности электронного приложения PECS IV+ для альтернативной коммуникации очень широки, что позволяет существенно улучшить качество общения, академического обучения и в целом — качество жизни обучающегося и его семьи.
На основе краткого обзора исследований альтернативной коммуникации и собственного опыта работы автора можно сделать вывод о положительных перспективах внедрения методов электронных форм коммуникации в различные практики работы с детьми и, соответственно, о необходимости дальнейших исследований эффективности электронного приложения PECS IV+ для использования при работе с людьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.