Введение
Важной современной медицинской и демографической проблемой является бесплодие мужчин и женщин. Один из способов решения проблемы — применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), среди которых экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида (ИКСИ) наиболее востребованы. Среди методов ВРТ также следует отметить суррогатное материнство, донорство ооцитов/сперматозоидов/эмбрионов, пред-имплантационное генетическое тестирование и др., — все это позволяет семье использовать более качественный генетический материал для успешного зачатия [Зверева, 2021; Зверева, 2019; Зверева, 2022; Сергиенко, 2022; Суркова, 2022].
Может показаться, что созданы благоприятные условия, при которых процент рождения здоровых детей при индуцированной беременности будет значительно выше, чем при естественном зачатии. Но представленные исследования в области изучения психомоторного развития ребенка от индуцированной беременности весьма малочисленны и носят противоречивый характер. Одни авторы утверждают, что отсутствуют значимые различия в развитии детей, зачатых с помощью ВРТ, и детей, зачатых естественным путем (ЕЗ) [Berntsen, 2019; Farhi, 2021; Strömberg, 2002; Wessel, 2021]. В других исследованиях приводятся данные о более частой встречаемости нарушений развития среди искусственно оплодотворенных детей [Беляева, 2022; Добряков, 2019; Sandin, 2013; Luke, 2016; Luke, 2021], что вызывает много вопросов о возможном влиянии новых технологий в репродукции человека на дальнейшее развитие ребенка.
В приведенном исследовании проанализирован полученный анамнез развития и данные по итогам нейропсихологического и логопедического обследования детей, зачатых путем ВРТ, по сравнению с детьми, зачатие которых произошло в естественных условиях. Комплексный подход к изучению когнитивного и речевого развития ребенка позволит с большей долей вероятности выявить на раннем этапе варианты дизонтогенеза и начать своевременную коррекционную работу. Анализ применяемых методов ВРТ, количества выполненных подсадок эмбриона до момента наступления беременности, анамнестических данных по развитию детей позволяет рассмотреть влияние указанных факторов на дальнейшее психоречевое развитие детей. Исследованы когнитивное и речевое развитие детей возрастом от 3-х до 8-ми лет, зачатых посредством ВРТ.
Материалы и методы
Участники. В исследование были включены 115 детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет, из которых экспериментальную группу составили 54 ребенка, зачатые путем ВРТ, и 61 ребенок из контрольной группы детей, зачатых естественным путем.
Методы исследования. В диагностическом обследовании когнитивного и речевого развития детей использовались методы нейропсихологического обследования, предложенные Л.С. Цветковой [Цветкова, 2002], и стандартизированная логопедическая диагностика, включающая оценку состояния органов мимической и артикуляционной мускулатуры, дыхания, голосообразования, особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и состояния общего лексико-грамматического строя речи.
В соответствии с используемыми методами диагностики и для более эффективной дифференцированной оценки когнитивного развития было принято решение разделить детей, участвующих в исследовании, на две возрастные группы: дети возрастом от 3-х лет до 4-х лет 11-ти месяцев и дети возрастом от 5-ти до 7-ми лет 11-ти месяцев. В две экспериментальные группы (ЭГ 1 и ЭГ 2) вошли 54 ребенка, зачатие которых было проведено посредством ВРТ. В двух контрольных группах (КГ 1 и КГ 2) были 61 ребенок, зачатые в естественных условиях и не имеющие в анамнезе клинических заболеваний. Две группы составили дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет: в ЭГ 1 были включены 25 детей (15 мальчиков, 10 девочек); в КГ 1 были 25 детей (16 мальчиков, и 9 девочек). Дети в возрасте от 5-ти до 8-ми лет также были разделены на две группы: В ЭГ 2 были 29 детей (16 мальчиков, 13 девочек) и в КГ 2 включены 36 детей (18 мальчиков, 18 девочек). Данное разделение на возрастные группы было продиктовано особенностью проведения нейропсихологического обследования для каждого возрастного периода. В группе детей младшего и среднего дошкольного возраста для оценки интеллектуальной деятельности применялись адаптированные нейропсихологические пробы, подобранные с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей.
В соответствии с целью работы исследовались данные анамнеза ребенка, протоколы ведения процедуры ВРТ и комплексной диагностики психоречевого развития.
Результаты и обсуждение
Подробная информация о применяемых методах ВРТ содержится в табл. 1. В исследованной выборке из 54-х детей, зачатых путем ВРТ: с помощью процедуры ЭКО было зачато 28 детей (53%); с помощью процедуры ИКСИ — 26 детей (47%).
По данным медицинского анамнеза обследуемых детей, зачатых путем ВРТ, условно нормативное онтогенетическое развитие определено в 41% случаев у детей от 3-х до 8-ми лет. У 37 % детей от общего числа в группе отмечались подтвержденные психические заболевания, в 22% случаев имелись неврологические и генетические нарушения.
Согласно анамнезу, исследуемые дети из экспериментальных групп имели как нормотипичное развитие, так и различные варианты отклоняющегося развития. Данные представлены в табл. 2.
Задержка психического развития наблюдалась по всей выборке детей 3—8-ми лет в 15 % случаев. Расстройства аутистического спектра (РАС), как и СДВГ, определены у 10 % детей, зачатых путем ВРТ. Эпилепсия диагностирована у одного ребенка (2%).
В группе сравнения: КГ 1 и КГ 2 при анализе анамнестических данных не было выявлено клинических заболеваний, и ранее не установлены варианты дизонтогенетического развития. У всех детей из контрольных групп психическое и речевое развитие протекало в границах возрастной нормы.
Таблица 1
Распределение выполненных процедур ВРТ среди детей экспериментальных групп
|
|
Метод оплодотворения |
Количество подсадок эмбриона |
|||
|
|
ЭКО |
ИКСИ |
от 1 до 3 |
от 4 до 5 |
более 6 |
|
ЭГ 1 |
28% |
16 % |
36 % |
8% |
0 % |
|
ЭГ 2 |
32 % |
24 % |
38 % |
16 % |
2% |
Примечание: n=54 респондента, соответствуют 100% выборки.
Таблица 2

Психические нарушения у детей, зачатых посредством ВРТ (n=54)
Примечание: ЗПР — задержка психического развития; РАС — расстройства аутистического спектра; СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
При анализе данных, полученных в ходе нейропсихологического обследования, было принято решение выделить следующие параметры оценки состояния когнитивных функций: 1. Когнитивное развитие соответствует возрасту: у ребенка не выявлено когнитивных расстройств; 2. Функциональная недостаточность развития отдельных психических функций: у ребенка диагностируются парциальные расстройства в когнитивной сфере, которые носят функциональный характер и с большой долей вероятности, по мере созревания мозга, компенсируются самостоятельно; 3. Пограничное когнитивное развитие: диагностируется высокая вероятность недостаточности развития отдельных когнитивных функций преимущественно органической этиологии при хороших компенсаторных возможностях; 4. Риск дизонтогенетического развития: у ребенка выявлены грубые нарушения развития когнитивных функций различной этиологии, которые требуют целенаправленной коррекционной психолого-педагогической работы.
Рассмотрим результаты, полученные в рамках нейропсихологического исследования (табл. 3).
Из данных, полученных в результате нейропсихологического обследования, видно, что в контрольных группах детей от естественного зачатия условно нормальное когнитивное развитие встречалось чаще, чем в экспериментальных группах. Показатели по риску дизонтогенетического развития в группах детей, зачатых с помощью ВРТ, гораздо выше, чем в группах контроля, что вполне объясняется особенностями включения и исключения участников исследования. Показатели недостаточности развития отдельных когнитивных функций различные по степени выраженности не имели значимых различий в экспериментальных и контрольных группах детей. Выявленные особенности развития носили преимущественно функциональный характер.
В ходе нейропсихологического обследования в группе ЭГ 1 у детей выделялась незрелость произвольной регуляции деятельности, выражающаяся в негативизме, упрямстве, вспышках агрессии. Несформированность тормозного контроля проявлялась двигательной расторможенностью и быстрой истощаемостью у одних детей или повышенной отвлекаемостью на фоне истощения — у других. На развитии других высших психических функций вторично отражались трудности произвольного контроля. В сравнительной группе КГ 1 у детей реже встречалась недостаточность произвольной регуляции, и она не имела выраженного характера расстройств эмоциональной и/или поведенческой сферы. У детей из ЭК 1 и КГ 1 с одинаковой частотностью отмечалась недостаточность развития двигательной сферы. Безошибочное выполнение проб на кинестетический и динамический праксис было малодоступно детям до 3,5—4-х лет. Анализ сформированности мыслительных операций показал, что дети из групп ЭГ 1 и КГ 1 одинаково испытывали трудности в пробах на наглядно-образное и вербально-логическое мышление, что вполне ожидаемо для детей данного возрастного периода.
Таблица 3
Оценка когнитивного развития детей с помощью методов нейропсихологического исследования
|
Показатели |
ЭГ 1 |
КГ 1 |
ЭГ 2 |
КГ 2 |
|
n (% от каждой группы) |
25 |
25 |
29 |
36 |
|
Когнитивное развитие соответствует возрасту |
5 20% |
14 56% |
1 3,4% |
8 22% |
|
Функциональная недостаточность развития отдельных психических функций |
9 36% |
8 32% |
7 24,1% |
11 30% |
|
Пограничное когнитивное развитие |
4 16% |
3 12% |
7 24,1% |
7 19% |
|
Риск дизонтогенетического развития |
7 28% |
0 0% |
14 48,2% |
0 0% |
Нейропсихологическое обследование в группе ЭГ 2 и в сравнительной группе КГ 2 дало следующие результаты: в группе ЭГ 2 у большинства детей наблюдалась выраженная диссоциация формирования ряда психических процессов (произвольного внимания, мышления, памяти, восприятия, двигательной сферы), по сравнению с детьми из КГ 2, у которых не отмечалось диссоциации в когнитивном развитии; недостаточная сформированность отдельных психических функций носила преимущественно функциональный характер. Симптомы недостаточности развития подкорковых структур (диэнцефальных и стволовых), а также определенных корковых структур, встречались у 35% детей из ЭГ 2 и у 23% детей из КГ 2. Снижение общей нейродинамики отмечалось примерно с одинаковой частотностью в двух указанных группах. У 15 % детей из ЭГ 2 наблюдались симптомы функциональной дефицитарности регуляторного фактора, которые проявлялись в недостатке усидчивости, трудностях удержания заданной программы, в снижении мотивационного компонента деятельности (быстрое пресыщение деятельностью), в трудностях сосредоточения на задании. В КГ 2 симптомы недостаточности развития регуляторного фактора встречались у 9% детей, при этом проявления были функциональными и менее выраженными, чем в группе ЭГ 2.
Развитие мыслительных операций у детей ЭГ 2, по сравнению с КГ 2, характеризовалось неравномерностью. У детей с задержкой психического и речевого развития задания на классификацию по общему признаку по методике «Исключение предметов» («4-й лишний», упражнения «нелепицы» были доступны только при совместном выполнении со взрослым, тогда как у детей с нормативным психическим развитием успешность выполнения заданий зависела от условий домашнего и педагогического обучения и зоны актуального развития.
В ходе логопедического обследования были выявлены разные виды речевых расстройств (см. табл. 4). В табл. 4 представлен процент встречаемости речевых нарушений по каждой группе детей, участвовавших в исследовании. Условно нормативное речевое развитие было установлено у 39% детей (n=61) из группы контроля и у 22% детей (n=54) из экспериментальной группы. Речевые расстройства по типу дизартрии и алалии чаще встречались среди детей, зачатых путем ВРТ (в 78% случаев) и были различны по степени выраженности: от полного отсутствия речи до невыраженных, стертых, проявлений, а также сочетались с общим недоразвитием речи от 1-го до 3-го уровня. В группах контроля речевые нарушения наблюдались у 61% детей и проявлялись в виде минимальных нарушений мышечного тонуса в органах мимической мускулатуры и артикуляции, недостаточности со стороны речевого дыхания и просодического оформления речи, недостаточности фонетикофонематического восприятия. Общее недоразвитие речи в группах КГ 1 и КГ 2 диагностировалось реже и было в пределах 3-го уровня развития. Дислалия была установлена почти во всех группах детей примерно с одинаковым процентом встречаемости.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что дети, зачатые с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, представляют собой разнородную группу по параметрам когнитивного и речевого развития. По полученным данным, у детей из экспериментальных групп на первый план выступает тенденция к снижению общей нейродинамики, недостаточность регуляции эмоций и поведения, речевые нарушения разной степени выраженности, что показывает необходимость оказания ранней психолого-педагогической помощи. Своевременно начатая коррекционная работа поможет наиболее успешно скомпенсировать имеющиеся расстройства к началу учебной деятельности.
Полученные в исследовании данные медико-психолого-педагогического обследования детей 3—8-ми лет, зачатых при помощи репродуктивных технологий, показывают разные варианты нейрокогнитивного развития, отличающегося своеобразием формирования высших психических функций. Поэтому изучение вопроса о возможной взаимосвязи влияния метода оплодотворения на онтогенетическое развитие ребенка чрезвычайно актуально. В нашем исследовании в обозначенных сферах развития были выявлены разные варианты — от грубого недоразвития до высокой нормы.
Таблица 4
Речевые расстройства у детей экспериментальных и контрольных групп, выявленные в ходе логопедического обследования
|
Группы
Речевые нарушения |
ЭГ 1 |
КГ 1 |
ЭГ 2 |
КГ 2 |
|
N |
25 |
25 |
29 |
36 |
|
Нет речевых расстройств |
6 24% |
8 32% |
6 20% |
16 44% |
|
Дизартрия |
4 16% |
5 20% |
15 51% |
11 30% |
|
Алалия |
7 28% |
1 4% |
4 13% |
2 5% |
|
Дислалия |
7 28% |
8 32% |
4 13% |
5 13% |
|
Заикание |
1 4% |
0 0% |
0 0% |
0 0% |
Заключение
Часто встречающаяся психическая и неврологическая патология у детей, зачатых путем ВРТ, требует более внимательного изучения разных факторов возможного влияния на дальнейшее развитие ребенка: состояния здоровья родителей, протекания беременности и периода родовой деятельности и др.
Качественное и всестороннее изучение влияния ВРТ на когнитивное и речевое развитие детей возможно только при междисциплинарном подходе к организации исследования. Это позволит всесторонне и более детально оценить влияние выбранного метода репродукции на дальнейшее развитие ребенка. Объединение специалистов разного профиля: репродуктологов, гинекологов, неонатологов, педиатров, психологов и педагогов при проведении исследований позволит создать более целостную картину развития детей, зачатых искусственным путем.