Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 3. С. 3–10
doi:10.17759/autdd.2024220301
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Формирование логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на основе информационной теории развития психики Л.М. Веккера
Аннотация
Актуальность и цель. Современные методы развития логического мышления у детей дошкольного возраста с тя желыми нарушениями речи (ТНР) позволяют сгладить проблемы неуспеваемости в школе и трудности социаль ной адаптации. Проведена апробация авторской программы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с ТНР. Программа основана на информационной теории развития психики Л.М. Веккера.
Методы и методики. Реализация экспериментальной программы формирования логического мышления включала создание психолого-педагогических условий: моделирования окружающих отношений и процес сов; последовательного введения моделей разного уровня абстракции; создания проблемных ситуаций между окружающими объектами и явлениями. В исследовании участвовали дети с диагнозом ТНР (7 мальчиков, 2 девочки) в возрасте от 6-ти до 7-ми лет (M=6,5), посещающие дошкольную образовательную организацию. Для выявления дефицитов словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи сформирована груп па детей без нарушений речи (4 мальчика, 5 девочек) того же возраста (M=6,5). Проведены два замера — до и после реализации формирующей программы. Для диагностики параметров словесно-логического мышления использовалась Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой.
Результаты. Сравнение показателей уровня развития мышления у детей с ТНР с результатами детей без на рушений речи на первом этапе исследования показало достоверные различия (p≤0.01) по следующим параме трам: речевые и визуальные классификации, абстрактное мышление. На втором, развивающем, этапе позитив ный сдвиг на достоверном статистическом уровне произошел по параметрам: речевой анализ-синтез (p≤0.05), подбор антонимов (p≤0.05), речевые аналогии (p≤0.01), речевые классификации (p≤0.01), визуальный анализ синтез (p≤0.01), визуальные классификации (p≤0.01).
Выводы. Результаты исследования показали, что дети с ТНР научились использовать знаковые и речевые модели для понимания логических отношений на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мыш ления. По показателю визуальный анализ-синтез дети с ТНР продемонстрировали результаты даже более вы сокие, чем дети без речевых нарушений. Планируется работа по дальнейшему пополнению речевого запаса детей, по включению в программу блока обучения разным типам суждений и умозаключений.
Общая информация
Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), развитие логического мышления, информационная теория развития психики Л.М. Веккера, развитие мыслительных операций, мыслительное моделирование, программа формирования логического мышления
Рубрика издания: Научные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220301
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования заведующую детским садом № 150 города Ярославль Чарушину Марину Михайловну и методиста Попутьеву Екатерину Александровну.
Получена: 08.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Симановский А.Э., Корниенко А.О. Формирование логического мышления у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на основе информационной теории развития психики Л.М. Веккера // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 3–10. DOI: 10.17759/autdd.2024220301
Полный текст
- Главным инструментом развития когнитивных процессов у ребенка стало моделирование окружа ющих объектов, явлений, отношений, процессов.
- Определение последовательности введения мо делей разного уровня конкретизации и на разном ма териале: от конкретно-предметных моделей к кине тическим, далее к рисуночным и графическим. Затем вводятся знаковые и речевые модели.
- Условием запуска мыслительного поведения у ребенка стало создание проблемных ситуаций, в ко торых объекты окружающего мира рассматриваются как субъекты фантастических, сказочных отношений. Чаще всего проблема преподносится детям как со циальный конфликт между объектами (операндами). Разрешение такого конфликта может происходить с помощью нахождения нужного действия (оператора), которое разрешает конфликт между заданными объек тами (или их образами). Так операция сравнения рас сматривается как поиск похожих или различающихся признаков у различных предметов, операция обобще ния — как группировка предметов на основе сходного (семейного) признака, операция абстрагирования — как выделение одного свойства на фоне всех осталь ных и поиск предметов с таким же свойством. Все это можно рассматривать в ситуациях поиска и обнару жения предметов-друзей и предметов-врагов, сбора предметов в общую семью, сопоставления и опознания предметов-родственников, в ситуациях определения: какое свойство является главным, что является при чиной, и что — следствием. В ходе работы с ребенком происходило также развитие у него способности ис пользовать умозаключения и передавать указанные мыслительные операции в речевой форме.
- Моделирование перцептивных образов (обра зов представлений).
- Создание моделей-концептов (моделирование речевых конструкций, выражающих пространствен но-временные отношения).
- Моделирование сложных логических отноше ний (соподчинения причинно-следственных отноше ний управления, условий и т.п.).
Показатель |
Среднее значения по группам |
Сравнение 1А и Б Uэмп. |
Сравнение 1А и 2А Тэмп. |
Сравнение 2А и Б Uэмп. |
||
1А ТНР*в начале работы |
2А ТНР* по окончании работы |
Б Дети без нарушений |
||||
Речевой анализ-синтез |
2,44 |
3,33 |
3,0 |
23 |
6** |
30 |
Речевые аналогии |
1,44 |
3,22 |
2,56 |
23,5 |
1*** |
29,5 |
Речевые классификации |
2,06 |
3,22 |
3,44 |
11,5*** |
3*** |
30,5 |
Визуальный анализ-синтез |
1,44 |
2,78 |
1,89 |
30,5 |
3*** |
14,5** |
Визуальные классификации |
2,22 |
3,44 |
3,56 |
8*** |
3*** |
36 |
Абстрактное мышление |
1,78 |
2,44 |
3,0 |
9*** |
10 |
18** |
Антонимы |
1,22 |
2,0 |
1,78 |
29 |
6** |
33 |
Визуальные аналогии |
2,9 |
4,2 |
3,3 |
36 |
3*** |
22,5 |
Литература
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников на вербальном материале: [Окончание] // Дошкольное воспитание. 2019. № 6. С. 17—22.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. Москва: Смысл, 1998. 679 с. ISBN 5-89357-041-3.
- Давыдова В.С., Дацкова Е.А. Особенности развития у школьников с ТНР логического мышления // Современное образование: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции (Пенза, 30 мая 2022 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 73—75. ISBN 978-5-00173-349-2.
- Карпенко Е.С. Особенности развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями и пути коррекции // Вестник БГУ: Образование: Личность: Общество. 2022. № 2. С. 35—41. DOI: 10.18101/2307-3330-2022-2-35-41
- Новак О.В. Развитие логического мышления у дошкольников // Образование и воспитание. 2019. № 5. С. 15—18.
- Нольд Н.В., Скочилов Р.В., Березина Т.Н. и др. Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Санкт-Петербургского университета: Психология. 2020. Т. 10. № 4. С. 428—441. DOI: 10.21638/spbu16.2020.404
- Семенова М.С. Особенности развития мыслительных операций младших школьников с общим недоразвитием речи // Всероссийский исследовательский форум студентов и учащихся: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (Петрозаводск, 27 мая 2021 г.). Петрозаводск: Новая Наука, 2021. С. 305—311. ISBN 978-5-00174-255-5.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство: Ч. 1 / Госстандарт России. Изд. 6-е, испр. и доп. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2020. 223 с. ISBN 978-5-7822-0107-4.
- Feldman H.M. How Young Children Learn Language and Speech // Pediatrics in Review. 2019. Vol. 40. № 8. Pp. 398— 411. DOI:10.1542/pir.2017-0325
- Jin F., Schjølberg S., Eadie P. et al. The association of cognitive abilities with language disorder in 8-year-old children: A population-based clinical sample // International Journal of Language and Communication Disorders. 2023. Vol. 58. № 4. Pp. 1268—1285. DOI:10.1111/1460-6984.12861
- Larson C., Mathée-Scott J., Kaplan D. et al. Cognitive processes associated with working memory in children with developmental language disorder // Journal of Experimental Child Psychology. 2023. Vol. 234. Article № 105709. 47 p. DOI:10.1016/j.jecp.2023.105709
- Nursanti R.R., Purbani W. A Deep Scanning on Mild Mental Retardation Individual’s Language Acquisition and Development // VELES: Voices of English Language Education Society. 2022. Vol. 6. № 2. Pp. 453—465. DOI:10.29408/veles.v6i2.5223
- Oesch N. Social Brain Perspectives on the Social and Evolutionary Neuroscience of Human Language // Brain Sciences. 2024. Vol. 14. № 2. Article № 166. 24 p. DOI:10.3390/brainsci14020166
- Park J., Miller C.A., Sanjeevan T. et al. Non-linguistic cognitive measures as predictors of functionally defined developmental language disorder in monolingual and bilingual children // International Journal of Language and Communication Disorders. 2021. Vol. 56. № 4. Pp. 858—872. DOI:10.1111/1460-6984.12632
- Sakalidis K.E., Menting S.G.P., Hettinga F.J. The Role of Cognition and Social Factors in Competition: How Do People with Intellectual Disabilities Respond to Opponents? // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023. Vol. 20. № 3. Article № 2670. 14 p. DOI:10.3390/ijerph20032670
- Tseng Y.T., Hsu H.J. Not only motor skill performance but also haptic function is impaired in children with developmental language disorder // Research in Developmental Disabilities. 2023. Vol. 134. Article № 104412. 12 p. DOI:10.1016/j.ridd.2022.104412
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 152
В прошлом месяце: 87
В текущем месяце: 60
Скачиваний
Всего: 59
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 19