Система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми

619

Аннотация

В статье приводится пример системы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях «Адаптивной школы — детского сада № 292» города Омска. Психолого-медико-педагогический консилиум — это то звено, которое позволяет отследить динамику и эффективность работы специалистов адаптивного учреждения. Названы цели психолого-педагогического сопровождения, раскрыты основные этапы психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи в образовательном процессе. Дается пример взаимодействия педагога-психолога с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Пример построения системы работы учреждения наглядно показывает необходимость взаимодействия всех специалистов учреждения с целью подготовки детей к обучению в общеобразовательных школах. Особое внимание уделяется работе с родителями и педагогами с целью повышения психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, ОВЗ, дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), коррекционно-развивающая работа

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160405

Финансирование. работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-14029.

Благодарности. автор благодарит за помощь директора КОУ Омской области «Адаптивная школа — детский сад № 292» Белову Л.С., заместителя директора Васильеву В.В., учителя-логопеда Черемнову О.В. и методиста Игнатьеву Е.П.

Для цитаты: Михайлова О.В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 53–61. DOI: 10.17759/bppe.2019160405

Полный текст

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не ограничивается только подготовкой обучающихся, набором знаний и умений, но и связано с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрываемым через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «безопасность» [6]. Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может ограничиваться задачами преодоления трудностей в обучении. Она также включает задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Особенности речевого развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи влияют на формирование его личности, а также на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого­педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. При относительном сохранении семантической памяти (ассоциации) у детей, как правило, снижается вербальная память, страдает продуктивность памяти. Нередко низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением [3].

У 43% детей наблюдается соматическая слабость и задержка развития опорно-двигательных функций. Они характеризуются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы — недостаточной координацией движений, снижением скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесным указаниям. Часто наблюдается недостаточная координация пальцев руки, неразвитость мелкой моторики.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Для детей характерны неустойчивость интересов, снижение наблюдательности, снижение мотивации, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в установлении контактов со сверстниками. Такие дети часто испытывают трудности в формировании саморегуляции и самоконтроля.

Эти особенности в развитии детей с тяжелой речевой патологией не преодолеваются спонтанно. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционно-развивающей работы.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелой речевой патологией практически не освещена в современной литературе. В интернет-пространстве можно встретить практические наработки по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, но это, как правило, разработки отдельных специалистов, не включенных в систему взаимодействия всех специалистов учреждения.

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа — детский сад № 292» создано для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с тяжелой речевой патологией.

Сегодня «Адаптивная школа — детский сад № 292» имеет основное и 3 структурных подразделения. В учреждении обучаются 323 ребенка дошкольного возраста и 49 детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

На базе учреждения работает консультационный пункт для родителей детей от 0 до 18 лет в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», работает телефон доверия. Цель пункта: создать к 2024 году условия для повышения компетентности родителей обучающихся в сфере образования и воспитания путем оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей. Специалисты пункта предоставляют бесплатные консультации по вопросам развития, воспитания и обучения детей.

Также на базе учреждения функционирует служба ранней помощи. Специалисты службы проводят диагностику развития детей от 0 до 3 лет, консультации по развитию и воспитанию дошкольника, проводят индивидуальные занятия с целью обучения родителей эффективному взаимодействию с ребенком, воспитанию и коррекции познавательных процессов на ранних этапах жизни малыша.

При необходимости родителям рекомендуется пройти психолого-медико-педагогическую комиссию.

На обучение и воспитание в учреждение воспитанники поступают по заключению психолого-медико­педагогической комиссии. Группы и классы компенсирующей направленности комплектуются в соответствии с возрастом детей.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем.

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

•    осуществление мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик ребенка;

•    помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

•     создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

•       формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

•       развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов [7].

На первом этапе психолого-педагогическое сопровождение включает в себя диагностическую работу. Целью данной работы является получение информации об уровне развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса (адаптация детей к школе и детскому саду, готовность к школе и переходу в среднее образование, динамика развития детей с тяжелыми нарушениями речи), определение базового уровня, на котором возможно построение коррекционно­развивающего процесса. Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения и составлении календарного плана, основанного на принципах тесной взаимосвязи и преемственности педагогов в работе.

На втором этапе, по окончании диагностической работы, специалисты учреждения проводят психолого-педагогический консилиум по определению направлений коррекционной помощи, форм и методов работы, а также дальнейшего сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи. В состав консилиума входят следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, а также воспитатель и заместитель директора.

На третьем этапе проводится коррекционно-развивающая работа, целью которой является создание условий для раскрытия потенциала детей с тяжелыми нарушениями речи, коррекция речевых нарушений и развитие психических процессов. По данным направлениям работают все педагоги учреждения. В начале учебного года разрабатывается понедельное календарно-тематическое планирование, по темам которого работают все специалисты. Это позволяет проводить коррекционно-развивающую работу по разным направлениям в рамках одной изучаемой темы, что быстрее обогащает словарь ребенка, помогает ему применить знания, полученные на занятиях, в разных областях непосредственно образовательной деятельности.

Четвертый этап включает в себя вторичную диагностику и заседание психолого-педагогического консилиума. Этот этап предполагает обсуждение результатов деятельности специалистов сопровождения по решению задач воспитания и образования детей с тяжелыми нарушениями речи, выявление наиболее эффективных форм и методов работы, позволяет наметить цели и задачи на следующий учебный год.

На протяжении всего учебного года проводится консультативная работа, которая обеспечивает специальную непрерывную поддержку детей и их семей. Цель поддержки — помощь в реализации необходимых психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников и учащихся.

Наряду с консультациями в течение года проводится специальная воспитательно-профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса: родителями (законными представителями), воспитателями, родственниками из близкого окружения ребенка (бабушками, дедушками). Ее цель — разъяснительная деятельность и профилактика проблем, связанных с особенностями образовательного процесса для каждой категории детей.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении приобретено уникальное оборудование (мультимедийный комплекс, набор психолога «Пертра», звуковые и тактильные панели, ножная панель «Лабиринт», сухой дождь и бассейн, центр воды и песка, коррекционный комплекс биологической обратной связи (БОС)), создан кабинет психолого-педагогической поддержки детей.

Созданная развивающая среда вызывает у детей яркие эмоции, позитивное отношение к учебному заведению и воспитательно-образовательному процессу, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, стимулирует активную деятельность, способствует интеллектуальному и личностному росту воспитанников, социализации и адаптации к переходу в общеобразовательные учреждения.

Педагоги-психологи включаются в работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с момента поступления ребенка в учреждение. Особое внимание уделяется адаптации детей к условиям учреждения. Проводятся: наблюдение, беседы с педагогами, анкетирование родителей. В октябре дети посещают адаптационные занятия в кабинете психолого-педагогического сопровождения с целью профилактики дезадаптации. За последние три года положительная динамика составила более 14%.

Коррекционно-развивающие занятия у педагога-психолога в центре психолого-педагогического сопровождения проводятся в подгрупповой и индивидуальной формах. В качестве наиболее эффективных средств индивидуальной формы коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с нарушениями речи используются элементы песочной терапии, сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии.

Психолого-педагогическое сопровождение — это комплексная деятельность специалистов (учителя- логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя, учителя начальных классов), направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации детей.

Целями сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем учреждении являются: содействие личностному развитию ребенка; определение психологических и логопедических причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательной программы; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди участников образовательного процесса.

Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога обеспечивает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка [5].

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, выполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь педагога-логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при соответствующем четком распределении задач, решаемых каждым участником коррекционно­воспитательного процесса, преемственности и соблюдении единства требований к детям. Поэтому кален­дарно-тематическое планирование образовательного процесса является единым для всех специалистов учреждения.

Коррекция нарушений речевого развития является прерогативой логопеда, задачей психолога является активизация речевой деятельности ребенка (игры и упражнения с речевым сопровождением).

Специальные приемы работы психолога с различными заданиями входят в работу педагога-логопеда, в то время как приемы, используемые в работе логопеда, часто используются психологом. Учитель-логопед использует упражнения-энергизаторы для привлечения внимания, элементы релаксационных упражнений. Педагог-психолог — произнесение слов по слогам, хлопки в ладоши (отхлопывание), упражнения для развития ритмической и интонационной стороны речи, упражнения для развития речевого дыхания.

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: последовательность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работы.

Таким образом, координация действий логопеда и психолога позволяет эффективно корректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в образовательной среде, успешно развиваться и обучаться.

В течение учебного года воспитанники и учащиеся посещают занятия по плаванию в бассейне нашего учреждения. Совместная работа инструктора по физкультуре и педагога-психолога делает занятия в бассейне интересными и эмоциональными. Участие педагога-психолога в занятиях по плаванию позволяет дифференцированно подходить к обучению и реабилитации детей, снизить уровень тревожности, обеспечивая высокий уровень освоения программы.

В своей работе специалисты используют следующие методы и приемы.

1.   Дыхательная гимнастика: уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма. Во время плавания при выполнении вдоха и выдоха (если выдох выполняется в воду) ребенку приходится прикладывать несколько большие усилия, чем во время дыхания на суше, нагрузка на дыхательные мышцы возрастает. Вот почему плавание является прекрасным средством и тренировки дыхательного аппарата, и постановки глубокого ритмичного дыхания.

2.   Психогимнастика: специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики. Она наиболее эффективна с детьми, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость.

3.     Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж имеют лечебный характер, так как у детей с речевой патологией наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук.

4.     Динамические паузы, логоритмические упражнения развивают психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм.

5.     Релаксация: глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения [5].

Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.

В воде происходит усиление мышц, используемых в речевом производстве. Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.

Работа инструктора по физической культуре для каждого ребенка, помимо общих занятий в группе, у детей с тяжелыми нарушениями речи несет в себе элементы индивидуальности как в плане двигательной активности, так и в психологическом плане, учитывая особенности личности.

Инструктор по физкультуре реализует следующие задачи:

•      развитие: оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, мелкой моторики пальцев рук;

•       использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи;

•         формирование психофизической основы речи путем развития процессов восприятия, внимания,

мышления на занятиях;

•         закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым

сопровождением;

•         соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Учитель-логопед и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с недоразвитием речи и подготовке воспитанников к переходу на следующий образовательный уровень.

Работа по музыкальному воспитанию детей осуществляется по следующим направлениям: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения (музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы, музыкальные игры), игра на детских музыкальных инструментах. Помимо этого занятия включают речевые игры и упражнения на развитие дыхания.

Перед музыкальным руководителем стоят следующие задачи:

•       развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

•       воспитание: темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодии; фонематического слуха;

•        автоматизация правильно произносимых звуков;

•        активизация словарного запаса.

Речевые игры, используемые на музыкальных занятиях, направлены на развитие координации движений и слова. Стихи подбираются очень яркие, образные, легко запоминающиеся. Ребенок словом и движением создает единый образ. В таких играх движение конкретизирует слово, делает его более понятным ребенку, а слово помогает более четко и выразительно исполнить то или иное движение. Ценность таких игровых упражнений не только в их образности, но и в том, что они помогают развивать у детей речь, память, внимание, слух, чувство ритма и темпа, различные двигательные умения и творческие способности.

Музыкальные игры в сочетании с пением, а также хороводы решают проблему с координацией детей, упорядочивают темп движений (игра «Яблочко», «Рябинка»; хоровод «Огородная-хороводная» Б. Можже- велова) [1].

Элементарное музицирование совершенствует чувство ритма и тембрового слуха. Полезно использовать такие произведения, как русские народные песенки, например, «Андрей-воробей», или классические — «Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского. Коррекционные задачи, выполняемые при игре на музыкальных инструментах, ориентированы также на развитие мелкой моторики — при использовании таких инструментов, как колокольчики, дудочки, металлофоны, ложки; развитие координации движений — бубен, барабан, металлофон и т.д. [2].

Тесная связь с музыкальным руководителем позволяет проводить совместные мероприятия, занятия, праздники с целью корректировки эмоционально-волевой сферы детей. Особое внимание уделяется социализации детей с речевой патологией. Наши воспитанники являются постоянными участниками конкурсов и фестивалей, проводимых в нашем регионе («Театральная весна», «День инвалидов» и др.). Участие в них позволяет детям раскрыться, проявить свои способности, встретить новых друзей.

Проведение совместных интегрированных занятий и совместных речевых праздников, взаимопосе- щения и анализ занятий, проведение педагогических советов и мастер-классов позволяют специалистам наиболее эффективно осуществлять сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает коррекционное воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, прогулках. В течение дня ребенок находится под наблюдением воспитателя, который исправляет и закрепляет в речи поставленные звуки, расширяет словарный запас и кругозор.

Задачи, которые ставят перед собой воспитатели, следующие:

•        формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора;

•         развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности;

•         автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда;

•         упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

•          развитие графических навыков;

•          развитие артикуляционной и мелкой моторики;

•          развитие познавательных способностей.

В конце учебного года все специалисты вторично проводят комплексную диагностику. Результаты вторичной диагностики позволяют сделать выводы о положительной динамике и эффективности коррекци­онно-развивающей работы.

Более 70% дошкольников продолжают свое образование в 1 классе общеобразовательной школы. 23% детей продолжают свое образование в 1 классе нашего коррекционного учреждения. Более 84% выпускников начальной школы продолжают свое образование в 5-м классе средней школы.

Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми с речевой патологией. Лекции, мастер-классы, родительские собрания, индивидуальные консультации позволяют повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, информировать их об изменениях в развитии детей, возрастных особенностях каждого периода детства. Выполнение домашних заданий демонстрирует успехи детей; участие в мероприятиях помогает родителям принимать детей с речевой патологией как обычных детей — не стесняясь их и не делая изгоями общества.

Перечислим ключевые моменты работы.

1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности. Цель же заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой — в слаженном взаимодействии взрослых между собой.

2. Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства обязан не только иметь верные представления о том, каким должно быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двустороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3.Важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.

4.Основное условие эффективности взаимодействия — нацеленность участников на достижение конкретного результата. А результат взаимодействия — качественная подготовка ребенка к школьному обучению, к обучению в среднем звене, возможность прогнозирования его школьных успехов и выработка четких рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению. А также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной и средней школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

Таким образом, созданная в нашем учреждении система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет эффективно решать задачи воспитания, обучения и социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. Отлаженная работа педагогов позволяет замечать любые изменения в развитии и поведении ребенка, направлять работу по более эффективному пути, используя разнообразные методы и приемы.

Литература

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 64 с.
  2. Буцкая Ж.Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 30. С. 114–115. URL: https://moluch.ru/archive/268/61800/ (дата обращения: 17.10.2019).
  3. Велижанцева Т.В. Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию дошкольников «Непокорные звуки» [Электронный ресурс] // Детский сад «Рябинушка». URL: http://www.dsryabinushka.ru/deyatelnost/korrektsionno-razvivayuchaya-rabota-s-vospitannikami/ (дата обращения: 17.10.2019).
  4. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 44. С. 1–8. URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm (дата обращения: 17.10.2019).
  5. Климова Е.В., Гребенникова И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи // Адаптивная физическая культура. 2009. № 2 (38). С. 6–8.
  6. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [Электронный ресурс] // Издательский дом 1 сентября. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200307215 (дата обращения: 17.10.2019).
  7. Пыркина В.А. Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/08/28/pedagogicheskiy-sovet-po-teme-psihologo (дата обращения: 17.10.2019).

Информация об авторах

Михайлова Ольга Владимировна, педагог-психолог, Адаптивная школа — детский сад № 292 (КОУ Омской области «АШДС № 292»), Омск, Россия, e-mail: olgaolesya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 742
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 619
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2