Введение
Физические упражнения способствуют становлению основных движений ребенка, развитию физических качеств и координационных способностей (Li et al, 2021). По мнению ряда исследователей, грамотное вмешательство в физическую активность детей оказывает положительное влияние на двигательные и коммуникативные навыки, а также на их способности к социальному взаимодействию (Alvarez et al., 2022; Gritti et al., 2003). Средства адаптивной физической культуры (АФК), применяемые в коррекционной работе, направлены на устранение недостатков моторной сферы, а также на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с РАС (Bhat, 2021; Jin et al., 2023).
Большинство существующих программ, разработанных для детей с РАС, нацелены либо на их пси хологическую адаптацию, либо на улучшение физического состояния, в них эти два компонента не соединяются (Stoppelbein et al., 2006). Между психическим и физическим здоровьем существует очевидная связь, если речь идет о нормотипичном развитии, в ходе которого ребенок осваивает физические, психологические, эмоциональные и когнитивные навыки. Однако детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами (Аншукова, 2025).
В связи с этим целью настоящего исследования являлось изучение влияния АФК на моторное и когнитивное развитие детей с РАС, основанное на современных исследованиях. Была выдвинута гипотеза: средства АФК с целью коррекции двигательных нарушений являются важным компонентом комплексной программы физической и психической реабилитации детей с РАС.
Методы и материалы
Исследование проводилось в 2024—2025 годах. Методом контент-анализа проанализированы материалы 38-ми научных исследований, опубликованных в открытых источниках, включая периодические издания и электронную библиотеку Elibrary. ru, оценивающих влиянию АФК на развитие и коррекцию моторно-когнитивной сферы и социальных навыков у детей с РАС. Подбор и анализ результатов проводился по критериям включения рандомизированных контролируемых исследований с высокой практической значимостью. Исследования, в которых отсутствовали данные о методах рандомизации и объективные изменения моторных и когнитивных данных детей с РАС, исключались из рассмотрения.
Развитие двигательных навыков у детей с РАС способствует регулированию взаимосвязи между когнитивными и социальными навыками, так как дает возможность практиковать данные навыки, совершенствуя при этом тонкую и крупную моторику.
Двигательные расстройства у детей с РАС
В работах A.N. Bhat отмечается, что 88% детей с РАС имеют риск двигательных нарушений. По сравнению с детским населением в целом, у детей с РАС относительный риск двигательных нарушений в 22,2 раза выше (Bhat, 2021). Двигательная сфера детей с РАС характеризуется общим дефицитом двигательных навыков (Bremer, Lloyd, 2021), что включает однотипность движений (Alvarez et al., 2022), нарушения походки, атаксические движения и общую неуклюжесть (Li Y. et al, 2021), нарушение координационных способностей (Xavier et al., 2018). Двигательные проблемы при аутизме проявляются нарушением постурального контроля (например, нарушениями устойчивости, проблемами координации и особенностями мышечного тонуса) и могут оказать влияние на любой отдел опорно-двигательного аппарата (Date, Munn, Frey, 2024).
Одна из характерных клинических особенностей людей с расстройствами аутистического спектра — стереотипные движения и действия (McCarty, Brumback, 2021). В части исследований уделяется большое внимание регистрации стереотипных движений у детей с РАС, проводятся работы по их классификации и количественной оценке (Stopelbein, Greening, Kakooza, 2006). Отмечаются раскачивания или застывания, повторяющиеся покачивания тела, взмахи руками, похлопывания по туловищу. В наблюдениях специалистов показано, что каждый ребенок с аутизмом имеет арсенал своеобразного стереотипного поведения, от простых рефлекторных движений до гораздо более сложных двигательных паттернов (Волошина и др., 2023; Мастюкова, 1992; Мельников и др., 2023). Коррекция стереотипных действий и движений у детей с РАС проводится на специально организованных занятиях с использованием физических упражнений, направленных на сокращение числа повторяющихся движений с помощью вовлечения детей в игру с использованием игрового и спортивного инвентаря.
В ряде исследований подтверждается наличие у детей с аутистическими расстройствами измененных моделей координации во время ходьбы и бега, по сравнению с детьми, не имеющими РАС (Bhat, 2021; Bremer, Lloyd, 2021). Дети с РАС часто демонстрируют «неуклюжую», «тяжелую» походку и грубые двигательные паттерны, которые связаны с мышечной слабостью и ограничением активных произвольных движений. По мнению Е.Ю. Мельникова с коллегами, коррекционная программа физических упражнений в первую очередь должна быть направлена на формирование «фундаментальных навыков моторики» — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазаний, перелазаний и др. (Мельников и др., 2023, с. 59).
Исследование 27-ми старших дошкольников с РАС, проведенное Л.Н. Волошиной с коллегами, показало, что только 1/3 дошкольников способны сохранять устойчивость вертикальной позы, соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности (Волошина и др., 2023). В целом, это свидетельствует о том, что реализация игровых адаптивных программ физического воспитания на занятиях с детьми данной нозологической группы позволит восполнить имеющийся двигательный дефицит.
О.Ю. Солодовник отмечает своеобразие зрительно-моторной координации у дошкольников с РАС, которое проявляется в недостаточности зрительного контроля над действием, расфокусировке взгляда, дискоординации движений и в нарушении зрительно-двигательной функции (Солодовник, 2022, с. 10—11). Следует отметить результаты недавнего отечественного исследования итогов применения программы развития зрительно-моторной координации в группе детей с РАС: в нем показано наличие положительной динамики в развитии согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов (Репина, 2021).
Исследователи также подчеркивают, что дети с РАС имеют задержку в развитии как тонкой, так и крупной моторики. Большинство авторов при тестировании двигательной сферы детей отмечают однотипность и стереотипность движений, сложность в формировании простейших бытовых навыков и предметных действий, особенности зрительно-моторной координации (Lidstone, Mostofsky, 2021).
Когнитивные нарушения у детей с РАС
В отечественной и зарубежной психологической литературе выделены два вида дефицита когнитивных функций у детей с аутизмом: когнитивный дефицит частного характера и когнитивный дефицит общего характера, связанный с нехваткой навыков переработки информации, планирования и концентрации внимания (Мастюкова, 1992; Bhat, 2021). Другими словами, дети с РАС испытывают затруднения в понимании информации, поступающей от органов чувств, и ограничены в способности выражать свои эмоции (Сакаева, Боброва, Жукова, 2022). Нарушение обработки сенсорной информации может вызывать непонятные и непредсказуемые поведенческие реакции. Например, ребенок с РАС может проявлять сенсорную доминантность, когда предпочитает зрительные стимулы слуховым, фокусируя свое внимание на стимулах в определенной модальности, некоторым детям с РАС свойственна чрезмерная избирательность, т.е. фокусировка внимания на отдельных характеристиках стимулов или предметов. Такие особенности в восприятии и обработке сенсорной информации становятся источником проблем при обучении, в частности, серьезно страдает функция внимания, поскольку утрачивается возможность концентрироваться на значимых стимулах, объектах и предметах. Как отмечает Е.М. Мастюкова, дефект внимания проявляется в застывании в одной позе или в навязчивых повторных движениях и действиях (Мастюкова, 1992, с. 10).
Интеллектуальное развитие детей с РАС также имеет свои особенности. Исследования показывают, что у таких детей уровень интеллекта, по сравнению со здоровыми детьми, может быть ниже, но в то же время выше, чем у детей с умственной отсталостью. По мнению А.Б. Сорокина, взаимосвязь уровня интеллекта и аутизма остается недостаточно изученной, и данные исследований в этой области не отличаются системностью и последовательностью (Сорокин, 2018).
Кроме того, дети с РАС отличаются трудностями в социальном взаимодействии, вербальном и невербальном взаимном общении; можно с уверенностью сказать, что для всех таких детей характерны проблемы с коммуникацией. Вхождение в контакт с другими людьми становится для них настоящей проблемой: они часто не реагируют на обращенную речь, затрудняются при формулировке фраз целиком, имеют нетипично интонированную речь, необычные скорость и громкость речи. Проявления нарушений речевого развития у детей очень многообразны (Дубникова, Насибуллина, 2021). Известно, что способность к эффективному общению является важным жизненным навыком, а трудности в общении могут иметь ряд неблагоприятных последствий, включая поведенческие и социальные проблемы, трудности при обучении, снижение качества жизни. Сенсорное восприятие и невербальная коммуникация при аутизме также нарушены: у детей обнаруживаются трудности в установлении зрительного контакта, при описании и передаче чувств, при понимании смысла, содержащегося в выражениях лица и в жестах партнера по общению.
Результаты
Проведенный анализ и обобщение результатов исследований влияния адаптивной физической культуры на моторную и когнитивную сферу детей с РАС, а также на их социализацию, позволил зафиксировать следующие результаты.
Адаптивная физическая культура для детей с РАС нацелена прежде всего на формирование двигательных умений и навыков, при этом многие исследователи приходят к выводу, что занятия АФК не только обеспечивают положительную динамику в процессах формирования двигательных функций, развития общей и тонкой моторики, но имеют и социализирующий эффект (Воробьев, Набойченко, 2023). Исследования с участием 50-ти детей с РАС из специальной школы, проведенные M. Zhao, S. Chen (Zhao, Chen, 2018), показали, что специальная структурированная программа физической активности положительно повлияла на коммуникативные навыки детей и их способности к социальному взаимодействию.
Применение средств адаптивной физической культуры в работе по двигательному и когнитивному развитию детей с РАС
Доказано, что адаптивная двигательная рекреация (McDaniel Peters, Wood, 2017), креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики, адаптивная физическая реабилитация (Воробьев, Набойченко, 2023) и другие направления АФК оказывают положительное воздействие на параметры поступательного контроля и на функциональное состояние основных систем организма (Викулова, Грумберг, 2020; Малыгина, Файер, Малыгин, 2016; Репина, Тимофеева, Салимов, 2021).
Направления адаптивной физической культуры, построенные на деятельности, предусматривающей общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия и др.), являются весьма востребованными и эффективными (Белоусова и др., 2021; Бовть, Медведева, 2020; Малыгина, Файер, Малыгин, 2016; Sissons et al., 2022). Во взаимодействии ребенка, имеющего РАС, с животным, ребенок получает представление о своих действиях и их последствиях (реакциях животного), также с животным и тренером устанавливается доверительный контакт, налаживается возможность общения, и это способствует развитию у ребенка коммуникативных навыков. А.Д. Белоусова подчеркивает, что, помимо улучшения социальных навыков, занятия с лошадьми помогают формированию координационных способностей как важного условия активной деятельности ребенка в будущем (Белоусова и др., 2021, с. 157). Н.Н. Викулова с коллегой пришли к выводу, что занятия иппотерапией помогают детям с РАС поддерживать контакт с окружающим миром, активизируют познавательные психические процессы (Викулова, Грумберг 2020). По мнению В.И. Малыгиной, взаимодействие детей с РАС с собаками способствует более быстрому налаживанию эмоционального контакта и доверительных отношений, а это в свою очередь повышает уровень ответственности, самостоятельности и «взрослости» детей (Малыгина, Файер, Малыгин, 2016). В ряде исследований, посвященных тематике влияния дельфинотерапии на физическое и психологическое развитие детей с РАС, отмечено, что после курса занятий наблюдается уменьшение проявлений стереотипных движений, снижение уровня тревожности, агрессии, а также стабилизация эмоционального состояния и улучшение речевых навыков (Бовть, Медведева, 2020). Специалисты учитывают, что при некоторых заболеваниях, например, эпилепсии, инфекционных заболеваниях или тяжелых формах аутизма, анималотерапия должна проводиться с большой осторожностью.
Использование методов музыкальной терапии или ритмической пластики в занятиях АФК также предоставляет возможности для развития ребенка с РАС. Комплексы двигательных и речевых упражнений способствуют коррекции крупной и тонкой моторики, развивают и повышают координационные способности детей. Занятия по ритмопластике включают ритмические, речедвигательные упражнения, пальчиковые игры, подвижные игры с элементами сюжета, а также игры с музыкальным сопровождением. Педагоги подчеркивают необходимость в развивающих занятиях, применении ритмопластики, поскольку важная цель абилитации — научить детей с аутизмом выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих.
Занятия в рамках перечисленных направлений АФК для детей с РАС играют важную роль в формировании двигательных умений и навыков, что способствует становлению двигательных стереотипов, корригирует и компенсирует моторные и когнитивные нарушения. По мнению И.Н. Мархотиной с коллегами, основными задачами АФК являются: развитие способностей к выполнению простых инструкций, выработка навыков организации движений, обучение действиям с различными предметами, обучение перемещающим действиям и социальная адаптация (Мархотина, Мазалова, Хан, 2019).
Выбор между индивидуальными и групповыми занятиями АФК для детей с РАС зависит от множества факторов, в том числе от уровня социализации ребенка и его сенсорной чувствительности. Индивидуальные занятия имеют более ограниченные возможности для социализации в сравнении с групповыми, однако ребенку с аутизмом работать в паре с инструктором АФК, как правило, психологически комфортнее. Большое число детей — участников групповых занятий у ребенка с РАС может вызвать сенсорную перегрузку, что повлияет на эффективность занятия. Педагоги могут постепенно включать детей в групповые занятия, начиная от мини-групп из двух детей.
Проведенный анализ результатов исследований подтверждает, что направления АФК, включающие анималотерапию, музыкально-ритмические практики и двигательную рекреацию, оказывают комплексное положительное воздействие на моторную и когнитивную сферу, а также и на социальные навыки детей с РАС.
Адаптивное самбо представляет собой перспективное направление АФК, сочетающее в себе элементы борьбы, самостраховки и общую физическую подготовку, что способствует физическому развитию, когнитивному прогрессу и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС.
Адаптивное самбо как инструмент развития моторной и когнитивной сферы детей с РАС
В 2023 г. в Краснодарском крае насчитывалось 30093 ребенка-инвалида, и это свидетельствовало о продолжающейся тенденции к росту, по сравнению с периодом 2010-2022 г.г. По данным за 2022 г., в Краснодарском крае число детей с первичной инвалидностью, установленной в возрасте до 18-ти лет, увеличилось на 1347 человек, по сравнению с 2020 г. Число детей с повторной инвалидностью в Краснодарском крае в 2022 г. на 10 тыс. детского населения составило 44,6 ребенка, в то время как в 2021 г. — 41,8 детей, в 2020 г. — 31,0 ребенок соответственно (Галеев, 2024). В структуре заболеваний, обусловивших первичную инвалидность российских детей, превалируют психические расстройства и расстройства поведения (Кондакова, Нацун, 2019). Адаптивный спорт является неотъемлемой частью комплексной реабилитации детей с РАС и направлен на физическую реабилитацию и на социальную адаптацию.
В спортивной школе № 16 города Сочи проводятся индивидуальные и групповые занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ, в том числе и с РАС. В начале деятельность расположенного в спортивной школе Центра адаптивного самбо Федерации борьбы дзюдо и самбо города Сочи, созданного при поддержке Фонда президентских грантов, была направлена на реабилитацию детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, однако в скором времени занятиями этим видом спорта заинтересовались семьи, воспитывающие детей с РАС. Профессорско-преподавательский состав кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» оказывает комплексную поддержку и помощь в разработке и апробации программы по адаптивному самбо для детей с ОВЗ и с РАС.
Система занятий АФК в центре адаптивного самбо построена на основании техники национальной борьбы самбо и направлена на реабилитацию и абилитацию детей, в том числе с РАС. В программу АФК включены упражнения на развитие скоростно-силовых, координационных способностей, ловкости и гибкости. Комплексы упражнений подбираются индивидуально для каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей. Элементы самбо на ковре способствуют формированию двигательных умений и навыков. Специальные движения адаптивного самбо (например, захваты) способствуют развитию ручной умелости, а значит улучшают навыки самообслуживания, выполнения бытовых и трудовых действий. Регулярное систематическое выполнение упражнений программы по адаптивному самбо в сочетании с упражнениями по развитию тонкой моторики помогает согласованной и координированной работе мышечных групп и пальцев рук, что служит основой для многих моторных процессов, а также улучшает когнитивные функции.
Известно, что у детей с РАС наблюдаются проблемы в формировании навыков межличностного взаимодействия, однако групповые занятия в центре проводятся под руководством нескольких специалистов — инструкторов по АФК и опытных тренеров самбо при консультативной помощи психолога. Ключевой задачей специалистов является активное вовлечение детей с РАС в тренировочный процесс, а также формирование положительных эмоций через здоровый образ жизни. За юными самбистами следят терапевт и невролог, проводящие комплексную оценку состояния здоровья каждого ребенка.
Центр адаптивного самбо в Сочи — единственный в России. Дети тренируются на основе утвержденных Министерством спорта программ и методик, разработанных ведущими специалистами в области лечебной физической культуры (Об утверждении методических рекомендаций…, 2023). Программа по адаптивному самбо нацелена на максимально возможное развитие детей с ОВЗ, приобретение теоретических и практических навыков самостраховки и самозащиты, на укрепление здоровья, социализацию и адаптацию к жизни в обществе. В процессе занятий формируются различные коммуникативные и социальные навыки, новые двигательные умения и действия, совершенствуется зрительно-моторная координация, преодолеваются нежелательные формы поведения и развивается целенаправленное и социально приемлемое поведение.
Оценка влияния адаптированной дополнительной общеобразовательной программы (АДОП) «Адаптивная физическая культура с элементами самбо» на развитие двигательных способностей детей с ОВЗ Выполнение специализированных упражнений программы адаптивного самбо в режиме трех занятий в неделю положительно влияет на развитие двигательных функций, коррекцию двигательных и когнитивных нарушений детей с РАС и может рассматриваться как одно из перспективных направлений АФК. Исследование, проведенное на базе отделения АФК муниципального бюджетного учреждения дошкольного образования спортивной школы № 16 г. Сочи, в котором приняли участие 7 детей с РАС, свидетельствует о достоверном улучшении результатов по всем тестам (р<0,05). Исследование проводилось в течение 6-ти месяцев с сентября 2024 года по март 2025 года. В начале эксперимента был определен исходный уровень физической подготовленности детей, в конце эксперимента итоговый уровень. Занятия проводились два раза в неделю по 60 минут. Дети выполняли физические упражнения на развитие силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, играли в подвижные игры. Один раз в неделю занятия проводились по программе адаптивного самбо. Скоростно-силовые способности детей, которые являются необходимыми для совершенствования и освоения сложных элементов в спорте, определялись с помощью упражнений «поднимание туловища за 30 с» и «бросок мяча из-за головы 0,5 кг». Результаты увеличились на 29,7% и на 2,7%, соответственно. Показатели силы мышц разгибателей рук в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях, кол-во раз», увеличились на 25%. В тесте «проба Ромберга», характеризующем координационные способности, результаты улучшились на 5,7%. Гибкость в нашем исследовании определялась с помощью упражнения «наклон вперед из положения сидя». За время эксперимента показатели гибкости увеличились на 35,6%. Сила мышц кисти определялась электронным динамометром и увеличилась у всех семерых детей в правой руке на 30,2%, а в левой руке на 31,8%. Положительные результаты экспериментальных исследований можно объяснить тем, что в адаптированной дополнительной общеобразовательной программе с элементами самбо имеются упражнения на развитие физических качеств и упражнения коррекционно-профилактической направленности.
Разработанная специалистами ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» программа адаптивного самбо открывает широкие возможности для развития двигательной активности детей с ОВЗ, с РАС, обогащения арсенала моторных движений, для развития когнитивной сферы детей. Таким образом, занятия адаптивным самбо могут рассматриваться как одно из перспективных направлений совершенствования двигательной и коммуникативной сфер детей с РАС.
В дальнейшем планируется работа по изучению влияния персонифицированных программ адаптивного самбо на развитие двигательных навыков и на способности к социальному взаимодействию детей с ОВЗ, с РАС.
Выводы
Важное значение для полноправного включения в жизнь общества лиц с РАС имеет физическая реабилитация, одним из направлений которой является адаптивная физическая культура и адаптивный спорт. Как показывают исследования и практическая деятельность, занятия АФК у детей с РАС приводят к умеренному или выраженному эффекту, который проявляется в улучшении физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости) и навыков социального взаимодействия (Викулова, Грумберг, 2020; Воробьев, Набойченко, 2023; Bennett et al., 2022; Lidstone, Mostofsky, 2021).
Проведенный анализ научных исследований подтвердил значимое влияние АФК на моторно-когнитивную сферу детей с РАС. Установлено, что систематическое применение средств и методов АФК способствует не только коррекции двигательных нарушений (улучшению координации, равновесия, тонкой моторики), но и положительно воздействует на когнитивные и социальные навыки. Результаты исследования поддерживают выдвинутую гипотезу о том, что АФК является неотъемлемым компонентом комплексной реабилитации, объединяющим физическое, психическое и социальное развитие детей с РАС.