Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу

1694

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 46–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29043 (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

Психологическая служба образования призвана ставить и совместно с педагогами решать проблемы, возникающие в учебном процессе. К одной из таких проблем относится слабое развитие учебной мотивации, препятствующее эффективному обучению детей. Отметим, что эта проблема актуальна не только для России, но и для большинства развитых стран.

Проводимое лонгитюдинальное исследование показывает особенности развития учебной мотивации в современной начальной школе, а анализ и обсуждение результатов позволяют понять причины существующего положения дел.

Введение в контекст проблемы

Учебная мотивация включает в себя разнообразные мотивы обучения, которые можно объединить в три большие группы: познавательные мотивы учения, социальные мотивы учения и мотивы достижения (Божович Л.И., 1968, 1972; Маркова А.К., 1983; Матюхина М.В., 1984; Хекхаузен X., 1986 и др.).

В самом общем виде к познавательным мотивам учения относят мотивы, связанные непосредственно с процессом узнавания и освоения нового материала, с интеллектуальной активностью ребенка, а к социальным мотивам учения относят мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми (Божович Л.И., 1972). Среди социальных мотивов учения могут быть мотивы, связанные со стремлением избегать неприятностей. П.М. Якобсон (1969) относит эти мотивы к отрицательной мотивации.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальные мотивы учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательные мотивы учения). Тесное переплетение этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника» (1968). Этому новообразованию она придавала очень большое значение при изучении адаптации ребенка в школе. Но она предупреждала, что и внутренняя позиция школьника, и широкие социальные мотивы учения — явления сугубо исторические.

Помимо познавательных и социальных мотивов учения выделяют мотивы достижения (см. Хекхау- зен Х., 1986). Мотивы достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной характеристикой мотивационной сферы человека, проявляющейся в его стремлении к достижению результата. Так, в основе мотива достижения может быть надежда на успех или стремление достичь успеха, а может быть боязнь или избегание неудачи. Соответственно, говорят о разных мотивах достижения.

Как показывает практика и научные исследования, для каждого ученика характерно наличие нескольких мотивов учения, соотношение которых может меняться.

Разные по содержанию мотивы учения могут определять различные уровни учебной мотивации ребенка.

Гипотеза и задача исследования

В основе данного лонгитюдинального исследования, часть которого уже была опубликована в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2005 год, лежит гипотеза о том, что у большинства сегодняшних первоклассников учебная мотивация развита слабо и, соответственно, не сформирована внутренняя позиция школьника. Кроме того, предполагается, что обучение в начальной школе приводит не к развитию мотивации учения, а, наоборот, к ее отрицательной динамике.

Соответственно выдвинутой гипотезе была поставлена задача: изучить динамику учебной мотивации учащихся начальной школы. В рамках данной статьи будут изложены результаты, позволяющие оценить динамику учебной мотивации от второго к третьему классу.

Выборка испытуемых

Первоначальная выборка испытуемых для четырехлетнего лонгитюдинального исследования состояла из 181 ученика первых классов нескольких московских школ. Во втором классе количество испытуемых, принявших участие в обследовании одновременно и в первом, и во втором классе, сократилось до 158 человек. Все три года в обследовании участвовало 145 детей.

Для чистоты исследования первоначальная выборка составлялась таким образом, чтобы в нее попало приблизительно равное число школьников из классов, куда набирались хорошо развитые дети, и классов, куда попали дети с неважными показателями развития. Заметим, что речь идет не о показателях психологической готовности к школе, а о показателях педагогической готовности к обучению, то есть владение ребенком простейшими школьными умениями и навыками, типа чтения и счета, на момент начала обучения в первом классе.

Методика исследования

В исследовании использовались три методики, позволяющие определить наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения. Среди них: методики Н.И. Гуткиной («Сказка» и «Внутренняя позиция школьника») и методика Н.Г. Лускановой («Анкета по оценке уровня школьной мотивации»). Методика «Сказка» позволяет экспериментальным путем определить доминирование познавательного или игрового мотива у ребенка, а методики «Внутренняя позиция школьника» и «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» представляют собой опросники, из которых можно узнать, есть ли у ребенка внутренняя позиция школьника.

При исследовании детей в первом классе использовались методики Н.И. Гуткиной (2002, 2004, 2006) «Сказка» и «Внутренняя позиция школьника», при этом по двум методикам высчитывался единый балл, характеризующий степень развития учебной мотивации в первом классе. При исследовании учащихся во втором и третьем классах применялась методика Н.Г. Лускановой (1999) «Анкета по оценке уровня школьной мотивации». Данные о развитии учебной мотивации соотносились с результатами этих же детей, полученными в первый год исследования. Для корректности сравнения уровень развития мотивации учения в первом, втором и третьем классах оценивался по единой трехбалльной системе. Для этого была разработана специальная процедура пересчета баллов, полученных испытуемым по методике Н.Г. Лускановой по пятибалльной шкале, в баллы по трехбалльной шкале, в которых оценивались результаты по методикам Н.И. Гуткиной.

Методика «Сказка» (Н.И. Гуткина, 2002)

Методика предназначена для экспериментального определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Суть ее заключается в том, что ребенок в конфликтной ситуации должен сделать выбор между дослушиванием новой для него сказки с неизвестным концом и игрой с малопривлекательными игрушками.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. За такой выбор ребенок получает 3 балла. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают игру. Их выбор оценивается в 1 балл. Если ребенок сначала выбирает игрушки, но, не начиная игры, возвращается к экспериментатору и просит дочитать сказку до конца, то в таком случае его выбор оценивается в 2 балла.

Методика «Внутренняя позиция школьника» (НИ. Гуткина, 2002)

Методика представляет собой опросник, состоящий из 12 вопросов (6 ключевых и 6 неключевых).

Для того чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внутренней позиции школьника у ребенка, необходимо проанализировать его ответы на ключевые вопросы по специальному алгоритму. Наличие внутренней позиции школьника оценивается в 3 балла. Отсутствие — в 1 балл. Промежуточный результат, означающий, что внутренняя позиция школьника находится в стадии формирования, оценивается в 2 балла.

Ответы на неключевые вопросы позволяют лучше представить особенности познавательного интереса детей.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова, 1999)

Анкета состоит из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок за каждый ответ испытуемого (от 1 до 3). В зависимости от суммарного количества полученных баллов ребенок относится к тому или иному уровню школьной мотивации. Всего было установлено 5 основных уровней (1 — высший, 5 — низший): чем больше баллов получает испытуемый, тем более высоким уровнем школьной мотивации он характеризуется.

Результаты

В первом классе срез делался в ноябре, то есть эти данные можно рассматривать как исходный уровень учебной мотивации, с которым дети пришли в школу. Во втором классе срез делался во втором полугодии: эти данные характеризуют уровень развития учебной мотивации второклассников. В третьем классе срез делался также во втором полугодии: эти данные характеризуют уровень развития учебной мотивации третьеклассников.

Уровни учебной мотивации обозначены баллами 1, 2, 3. Самый высокий балл — 3, самый низкий балл — 1.

Соответственно:

3 уровень учебной мотивации — высокий,

2 уровень учебной мотивации — средний, 1 уровень учебной мотивации — низкий.

В первом классе:

—   к 3 уровню отнесены дети, получившие по методикам «Сказка» и «Внутренняя позиция школьника» по 3 балла;

—   ко 2 уровню отнесены дети, получившие по методике «Внутренняя позиция школьника» 3 балла, и по методике «Сказка» — 1 или 2 балла, дети, получившие по методике «Внутренняя позиция школьника» 2 балла, и по методике «Сказка» 3 балла или 2 балла, а также дети, получившие по методике «Внутренняя позиция школьника» 1 балл и по методике «Сказка» 3 балла;

—   к 1 уровню отнесены дети, получившие по методике «Внутренняя позиция школьника» 1 балл, и по методике «Сказка» 1 балл или 2 балла, а также дети, получившие по методике «Внутренняя позиция школьника» 2 балла, а по методике «Сказка» 1 балл.

Во втором и третьем классе:

—   к 3 уровню отнесены дети, попавшие в 1 уровень школьной мотивации по анкете Н.Г. Лускановой;

—   ко 2 уровню отнесены дети, попавшие во 2 уровень школьной мотивации по анкете Н.Г. Луска­новой;

—   к 1 уровню отнесены дети, попавшие в 3, 4, 5 уровни школьной мотивации по анкете Н.Г. Лус­кановой.

Сравнение результатов проводилось с помощью критерия Стьюдента для процентов (см. Плохинс- кий Н.А., 1970).

Прежде чем переходить к изложению результатов по развитию учебной мотивации в третьем классе, напомним основные результаты исследования по развитию мотивации учения в первом и втором классах, опубликованные в предыдущей статье.

1.  Среди поступающих в школу первоклассников самую многочисленную группу (65%) образуют дети со средним уровнем развития учебной мотивации. Группа с высоким уровнем развития мотивации учения содержит 24% детей, а группа с низким уровнем развития учебной мотивации — 11%.

2.   Во время обучения в первом и втором классах наблюдается отрицательная динамика учебной мотивации: статистически достоверно уменьшается группа с высоким и средним уровнем учебной мотивации и увеличивается группа с низким уровнем учебной мотивации (и в том, и в другом случае разность процентов достоверна на 0,1% уровне значимости).

Табл. 1. Распределение детей по уровням учебной мотивации в третьем классе

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

Кол-во детей в %

Высокий уровень (3 балла)

51

35%

Средний уровень (2 балла)

51

35%

Низкий уровень (1 балл)

43

30%

Всего:

145

100%

3.   На протяжении первых двух лет обучения в школе у 67% испытуемых не происходит развития (нет положительной динамики)учебной мотивации. Положительная динамика (развитие) отмечается лишь у 26% учащихся; данное исследование не позволяет сделать вывод, происходит ли развитие учебной мотивации у оставшихся 7% испытуемых.

В табл. 1 показано количественное распределение испытуемых по уровням учебной мотивации в 3 классе.

Из таблицы видно, что в третьем классе учащиеся делятся поровну между высоким и средним уровнем учебной мотивации (по 35%) и чуть меньше группа третьеклассников, обладающих низким уровнем учебной мотивации (30%). Для сравнения полученных результатов с результатами предыдущих годов исследования, то есть с первым и вторым классами, объединим все данные в общую таблицу. В табл. 2 показано количественное распределение испытуемых по уровням учебной мотивации в первом, втором и третьем классах.

Табл. 2. Распределение детей по уровням учебной мотивации в первом, втором и третьем классах

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей (1 класс)

Кол-во детей (2 класс)

Кол-во детей (3 класс)

Высокий уровень (3 балла)

38 (24%)

49 (31%)

51 (35%)

Средний уровень (2 балла)

102 (65%)

49 (31%)

51 (35%)

Низкий уровень (1 балл)

18 (11%)

60 (38%)

43 (30%)

Всего:

158 (100%)

158 (100%)

145 (100%)

Из табл. 2 видно, что количественное распределение учащихся по уровням учебной мотивации во втором и третьем классе различается несущественно. Статистическая проверка с помощью критерия Стъюдента для процентов подтверждает, что различий между группами нет даже на 5% уровне значимости. Это говорит о том, что количество детей отдельно на высоком, среднем и низком уровнях учебной мотивации не меняется от второго к третьему классу, то есть наблюдается стагнация в развитии мотивации учения. Для наглядности представим полученные результаты в виде диаграммы (рис.1).

Обсуждение результатов

Интересно сопоставить данные нашего исследования с данными о развитии мотивов учения младших школьников, полученными в середине прошлого века в лаборатории Л.И. Божович. Было показано (Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С., 1951), что на протяжении первого и второго классов обучения происходит развитие как познавательных, так и социальных мотивов учения, в результате чего учащиеся этих классов характеризуются достаточно выраженным ответственным и добросовестным отношением к учению. Было отмечено, что в I—II классе школьники очень любят учиться, а мотивы их учения характеризуются в общем теми же чертами, что и у детей, поступающих в школу. Но приблизительно с третьего класса наблюдается перелом в отношении детей к учению.


Результаты нашего исследования показывают, что сегодня уже во втором классе учащиеся обладают значительно более низкими показателями учебной мотивации, чем в начале первого класса. А в третьем классе показатели развития учебной мотивации не отличаются от показателей во втором классе. Значит, в современной начальной школе, по крайней мере на втором году обучения (а у нас есть основания полагать, что еще раньше), происходит изменение отношения школьников к учению в отрицательную сторону. Опираясь на результаты нашего исследования, можно говорить, что учебная мотивация в современной начальной школе почти не развивается: наибольший процент детей с хорошим и средним уровнем мотивации учения наблюдается в первом классе, к концу второго класса этот процент значительно ниже, и в третьем классе он практически не меняется по сравнению со вторым. Значит, большинство детей приходит в школу с желанием учиться, а уже через год или год с небольшим это желание пропадает. Что же происходит? Почему?

Анализируя учебные мотивы детей начальной школы середины XX века, Л.И. Божович отмечала, что в первом и втором классах были очень сильны социальные мотивы учения. Во многом это было связано с тем, что до школы (а в то время в школу шли с 7—8 лет) ребята занимались сугубо детскими занятиями. Поэтому начало обучения в школе воспринималось ими как начало взрослой трудовой деятельности, к которой они относились очень серьезно. В то время у большинства первоклассников отмечалась внутренняя позиция школьника, которая и определяла позитивное отношение к школе большинства учеников младших классов и позволяла им ответственно относиться к учебе, даже если было не очень интересно.

Перелом в отношении детей к школе и учению с третьего класса, по мнению Л.И. Божович, объяснялся, с одной стороны, ослаблением социальных мотивов учения (с приближением подросткового возраста ослабевала ориентация на мнение значимого взрослого, что очень сильно выражено в младшем школьном возрасте), а с другой стороны — ослаблением познавательных мотивов учения из-за недостатков содержания и организации начального школьного обучения (недостаточное использование интеллектуальной активности учащихся). В результате внутренняя позиция школьника начинала терять свою силу, что и отражалось в изменении отношения учащихся к школе.

Сопоставив этот анализ с сегодняшним днем, можно увидеть следующие различия и сходство.

Различия:

1.   Дети идут сегодня в школу в целом на год раньше: в 6—7 лет. В детском саду начиная с 5 лет они готовятся к школе на специальных занятиях, очень похожих на школьные. Поступив в школу, ребята не ощущают существенной разницы между своей дошкольной и школьной жизнью. Исследования показывают, что внутренняя позиция школьника сегодня формируется плохо и выражена у небольшого количества детей. Отсюда — социальные мотивы учения не играют существенную роль в побуждении детей к учебе.

2.   В современном первом классе учащиеся испытывают недостаток в новом познавательном учебном материале: детям приходится повторять программу обучения, которую они в несколько облегченном варианте проходили в детском саду и на подготовительных занятиях при школе. Отсюда — познавательные мотивы учения не играют существенную роль в побуждении детей к учебе.

Сходство

В современном третьем классе содержание и организация обучения так же, как и в 50-е годы прошлого столетия, не слишком ориентированы на интеллектуальную активность учащихся, поэтому они не стимулирует развитие познавательных мотивов учения.

В силу указанных причин в современной начальной школе достаточно рано (гораздо раньше, чем 50 лет назад) может наблюдаться ослабление побуждающей силы мотивов учения с последующей стабилизацией ситуации, что мы и обнаружили в нашем исследовании.



[I] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Динамика учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста в условиях реформы школьного образования. (Лонгитюдинальное исследование)», Проект № 05-06-06027а.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
  3. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.
  4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению. — М., 2002.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2004, 2006.
  6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1999.
  7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.

Информация об авторах

Гуткина Нина Иосифовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе», ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, старший научный сотрудник Психологического института РАО, Москва, Россия, e-mail: n-gootkina@mail.ru

Печенков Василий Васильевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ПИ РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психологическая готовность к школе», доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vvpech@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1442
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1694
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6