Новые технологии в профконсультировании старшеклассников

1344

Аннотация

Проблема самоопределения наиболее актуальна в юношеском возрасте. Именно в этот период попытка понять свое место в жизни выступает как главный психологический мотив, а готовность к переходу во взрослую жизнь определяется сформированностью жизненных целей и планов, субъектной позицией в их достижении. В качестве центрального звена в самоопределении личности выделяется осознанное стремление занять определенные позиции в жизни. Важное место в общей структуре самоопределения личности занимает профессиональное самоопределение, которое является проявлением психического развития и заключается в активном поиске возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего"то полезного, сообщества профессионалов.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Котова С.А. Новые технологии в профконсультировании старшеклассников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 121–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34696 (дата обращения: 06.12.2024)

Полный текст

Профессиональное самоопределение, предполагающее определение человеком своего места в мире профессий и поиск личностного смысла в выполняемой деятельности, задает не только вектор его профессионального развития. Оно, по сути, определяет биографию человека, придает жизни общественный и личностный смысл, позволяет реализовать себя в социуме и состояться в качестве субъекта этого социума. От успешности профессионального самоопределения напрямую зависит как эффективность жизни человека в будущем, так и появление риска утраты смысла жизни, нарушений, связанных с распадом личностных структур. Очень важно развивать методы и приемы профессионального консультирования молодежи.

В современной мировой психодиагностике накоплен широкий арсенал методов для изучения профессиональной пригодности молодежи, готовности к той или иной деятельности. Но методик, позволяющих вскрыть динамику становления профессиональной идентичности личности на ранних этапах онтогенеза, в детском возрасте и определить степень влияния различных факторов и условий на этот процесс, на сегодняшний день явно недостаточно. Например, нет возможности выявить роль опыта предшествующих поколений на профессиональный выбор.

Для восполнения этого пробела в диагностическом инструментарии мы разработали оригинальные диагностические методики, которые могут эффективно использовать в практике индивидуального консультирования как школьные психологи, так и психологи ППМС-центра. Методики структурированы в целостный комплекс, позволяющий диагностировать формирующееся

у старшеклассника поле профессионального самоопределения. В комплекс вошли следующие составляющие:

1.   Опросник «Лесенка профессиональных планов»;

2.   Анкета «Мои профессиональные ориентиры»;

3.    Методика «Социогенограмма»;

4.    Методика неоконченных предложений;

5.   Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;

6.   Методика ретроспекции значимых событий.

Цель комплекса — изучение ранних предпосылок профессионального самоопределения и их устойчивости в онтогенезе.

Опросник «Лесенка профессиональных планов» является вводным и создает настрой для выполнения методик всего диагностического комплекса. Поэтому в него включены пункты, отражающие достаточно традиционно задаваемые в профконсуль- тации вопросы. Письменное заполнение бланка с профилем лестницы ярче объективирует для кон­сультируемого и консультанта общую динамику профессионального самоопределения человека на разных этапах онтогенеза (рис. 1). Инструкция: «Заполни лесенку». Никаких дополнительных комментариев от испытуемого этот опросник не требует.

Последующие методики выполняют углубляющую и уточняющую функции.

Анкета «Мои профессиональные ориентиры» позволяет расширить представление о профессиональных ориентирах и механизмах становления профессиональной идентичности консультируемого. Для ориентировки в профессионально-смысловом поле опрашиваемого введены три положительных и три отрицательных выбора (по аналогии с социометрией). Эти выборы мы соотносим с профессиональным полем, выявляемым в других методиках, в том числе и методикой ДДО.

Важная часть опросника — выявление доминирующей причины выбора и характера ее осознания опрашиваемым (пункты 3 и 4). Пункт 4 является уточняющим и конкретизирует возможные традиционно встречающиеся мотивы выбора и характер их сочетания. Пункты 5, 6, 7, 8, 9 и 10 направлены на выявление успешности и привлекательности для опрашиваемого тех или иных областей знания, наличия или отсутствия определенных специальных способностей. Они достаточно традиционны для профориентационной работы, проводимой со школьниками. Сравнительно новым является введение в анкету пунктов 10 и 11, выявляющих имеющийся у опрашиваемого опыт совладания со стрессом и позволяющих более объективно оценить состояние здоровья опрашиваемого. В содержании пункта 11 мы использовали шкалу стресса. Известно, что стрессы, пережитые в период детства, откладывают значимый отпечаток на всю последующую биографию и повышают предрасположенность к определенным заболеваниям. Пункт 12 показывает степень устойчивости выбора и наличие ближайших профессиональных планов. Пункты 13, 14, 15 направлены на изучение ориентации человека в выборе конкретной профессии (в данном случае педагога), но могут быть отнесены к изучению любой другой профессии.

Анкета «Мои профессиональные ориентиры»

1.   Я выбрал(а) профессию ______________________

Я мог(ла) бы выбрать профессию _____________

И еще ______________________________________

2.   Я никогда бы не выбрал(а) профессию _________

И еще ______________________________________

И еще ______________________________________

3.    Выберите соответствующий Вашей ситуации ответ и выделите его кружком.

А) Мой выбор я сделал по совету родителей, родных, знакомых, учителей (нужное подчеркнуть). Чем они руководствовались, давая совет?

Б) Мой выбор я сделал под давлением родителей, родных, знакомых, учителей (нужное подчеркнуть).

 

Рис. 1. Опросник «Лесенка профессиональных планов»

 

Чем они руководствовались, выдвигая требование?          

С) Мой выбор я сделал самостоятельно и сознательно.

4.     Чем Вы руководствовались, делая выбор?

а)     социальной миссией профессии в обществе;

б)     престижностью, популярностью профессии;

в)    семейными традициями;

г)     настоятельными требованиями родных;

д)     материальными соображениями;

е)    местонахождением образовательного учреждения (вуза, лицея и др.);

ж)     опытом деятельности в этой сфере;

з)    желанием развить или исправить черты характера;

и)     другое.

5.    Какие из перечисленных учебных предметов вам давались труднее всего?

а)     математика;

б)     физика;

в)    биология, химия;

г)     история, обществознание;

д)     география;

е)     русский язык, литература;

ж)     иностранный язык.

6.    Какие из перечисленных учебных предметов Вам давались в школе лучше всего?

а)     математика;

б)     физика;

в)    биология, химия;

г)     история, обществознание;

д)     география;

е)     русский язык, литература;

ж)     иностранный язык.

7.    Какие из перечисленных способностей, по Вашему мнению, у Вас имеются?

а)     музыкальные;

б)     художественные;

в)    артистические;

г)     спортивные;

д)     к конструированию;

е)     организаторские;

ж)     технические;

з)     к научно-исследовательской работе;

и)     другие.

8.    Какие из перечисленных ниже способностей, по Вашему мнению, у Вас выражены недостаточно?

а)     музыкальные;

б)     художественные;

в)    артистические;

г)     спортивные;

д)     к конструированию;

е)     организаторские;

ж)     технические;

з)     к научно-исследовательской работе;

и)     другие.

9.    Ваша активность в общественной жизни школы?

а)     достаточно высокая;

б)     средняя;

в)    ниже среднего.

10.     Как Вы оцениваете свое здоровье?

а)     выше среднего;

б)     на уровне среднего;

в)    ниже среднего.

11.  Отметьте биографические события, оказавшие на Вас наиболее ярко выраженное отрицательное воздействие (обведите кружком):

а)     смерть родных, близких;

б)     конфликты в школе со сверстниками;

в)    развод родителей;

г)     повторный брак родителей;

д)    недостаток поддержки и понимания со стороны родителей;

е)     серьезная болезнь, своя или родителей;

ж)     серьезная болезнь друга;

з)     смерть друга;

и)     ссора, разрыв с близкой подругой, другом;

к)     разочарование влюбленности;

л)     конфликт с педагогом (ми);

м) поведение администрации школы;

н) курение, алкоголь, наркотики;

o)     первый сексуальный опыт;

п) отсутствие первого сексуального опыта;

p)     судимость друзей или близких;

с) таких событий не было.

12   . Пытались (будете пытаться) ли Вы поступать в другие учебные заведения?

Укажите куда и на какую специальность.

13    .Как давно у Вас возникла мысль стать педагогом?

а)     с детства;

б)     за 2—3 года до окончания школы;

в)    к моменту окончания школы.

14   .Какие стороны педагогической практики представили бы для Вас наибольшие трудности?

а)     высокая ответственность;

б)     публичность;

в)    глубокие предметные знания наряду с широким кругозором;

г)     физические нагрузки;

д)    сложность и множественность социальных контактов и ситуаций;

е)     взаимодействие с учениками;

ж)     взаимодействие с администрацией;

з)     взаимодействие с родителями;

и)     другое.

 

15   . Какие стороны педагогической практики были бы для Вас наиболее привлекательными и доступными?

а)   высокая ответственность;

б)   публичность;

в)   глубокие предметные знания наряду с широким кругозором;

г)    физические нагрузки;

д)   сложность и множественность социальных контактов и ситуаций;

е)   взаимодействие с учениками;

ж)    взаимодействие с администрацией;

з)    взаимодействие с родителями; и) другое.

При разработке методик комплекса мы опирались, в частности, на положения Е.А. Климова о том, что семья является фактором, оказывающим очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. Семья выступает базовым фактором социализации ребенка в любом обществе. Ее социализирующее влияние на ребенка осуществляется непосредственно и постоянно в многообразном диапазоне: от прямых высказываний (требований) до косвенных, скрытых, прямо не вербализуемых ожиданий (экспек- таций). Для семьи проблема профессионального самоопределения ребенка является достаточно значимой не только в настоящем, но и в будущем, так как от характера выбора во многом будет зависеть дальнейшее ее развитие как структуры. Взрослые могут занимать разнообразную позицию в отношении профессионального определения ребенка: от безразличия к этой проблеме, предоставления полной свободы выбора до жесткого навязывания. Степень осознания семьей значимости проблемы профессионального выбора, путей и форм ее решения также может быть различной. Несмотря на вариативность характеристик, понятно, что семья в решении этой проблемы опирается на свой ранее приобретенный опыт.

Задавшись вопросом, как объективировать семейный опыт профессионального выбора, мы обратились к биографическому направлению в психологии и медицине в изучении семьи. В медицине для изучения наследуемых признаков заболеваний (симптомов болезни) традиционно используется метод генограммы. Начиная с с 70-х годов он активно входит и в современную практику биографического направления в зарубежной психологии — для сбора данных о физическом, клиническом и эмоциональном наследии человека, а также часто применяется в семейной терапии как проективная методика. Использование этого метода основывается на теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии».

По аналогии с ним для изучения профессионального самоопределения членов семьи мы разработали методику «Социогенограмма профессионального выбора». Для объективации остановились на трехпоколенной семейной структуре как наиболее осознаваемой и удерживаемой в памяти. В бланке для заполнения мы использовали традиционную символику обозначения мужских и женских членов семьи; нуклеарная базовая структура семейных связей обозначена прямой линией, расширенная — пунктирной. Данный вариант бланка предлагается для использования в режиме анонимного анкетирования (рис. 2). В условиях индивидуальной работы возможно введение дополнительных обозначений. Так, с целью индикации паттернов семейных отношений можно использовать следующие: очень тесные отношения выделяются жирной линией, конфликтные — ломаной, отдаленные — точечным пунктиром, отчуждение или разрыв обозначаются прерывными вертикальными чертами, по возможности, с указанием года разрыва. Эти обозначения накладываются на бланковые линии, желательно другим цветом. Рекомендуется двухэтап­ное заполнение бланка. Первоначально испытуемый обводит реальную структуру своей семьи, возможно, добавляет недостающих членов в той же символике. На втором этапе он заполняет профессиональную атрибуцию членов семьи по следующим критериям: — уровень образования: а) высшее (двойное высшее); б) среднее специальное; в) среднее; г) неполное среднее; д) не знаю;

— сфера деятельности родственников: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт, связь; г) строительство; д) просвещение, культура; е) здравоохранение; ж) торговля; з) сфера обслуживания; и) не знаю;

— характер деятельности родственников: а) руководящая; б) творческая; в) исполнительская; г) не знаю.

Реальная практика консультирования с использованием данной методики позволяет старшекласснику объективировать опыт профессионального самоопределения, накопленный семьей, сформировать представления о семейном ресурсе, глубже осознать смыслы профессиональной деятельности в контексте жизненных ценностей, обеспечивая в итоге более взвешенный выбор развития профессионального пути.

Социогенограмма

Инструкция: «Обведите на социограмме структуру своей семьи. Укажите на социогенограмме слева уровень образования родственников (высшее (двойное высшее), среднее специальное, среднее, неполное среднее) и характер их деятельности (руководящая, творческая, исполнительская, не знаю). Справа — сферу деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, просвещение, культура, здравоохранение, торговля, сфера обслуживания и т. п.) и, по возможности, основные профессии, которыми владели родственники».

Широко известная в практике профконсультиро- вания методика ДДО Е.А.Климова в предлагаемом комплексе выступает как дополнительная для уточнения поля профессионального выбора в настоящий момент жизни консультируемого. В сочетании с вышеописанной методикой «Социогенограм- ма профессионального выбора» результаты методики ДДО, объективирующей профессиональные склонности, показывают степень преемственности выбора профессионального поля деятельности и его устойчивость.

Методики дополнения, как еще один вид проективных диагностических техник, традиционно используются для изучения доминирующих установок. В данном комплексе мы использовали модифицированную методику неоконченных предложений с целью изучения доминирующих установок родителей в контексте становления профессиональной идентичности.

Тест неоконченных предложений

Моя мама всегда говорила мне ____________________

Мой папа всегда говорил мне _____________________

В детстве я часто слышал(а), что я — ______________

Мои близкие думают, что самое большое, чего я смогу достичь в моей жизни, это            

Я думаю, что они ________________________________

В сочетании с описанными выше методиками можно провести сопоставительный анализ родительских установок и их реального профессионального статуса, а также идентичности с планами молодого поколения. Такой анализ даст возможность вскрыть наличие или отсутствие значимых противоречий и конфликтности в этом поле семейного взаимодействия.

Опора на традиции и культуру предшествующих поколений способствует ускоренному и глубокому процессу идентификации, так как строится на основе культуропреемлемого принятия отечественных традиций, а не на заимствовании шаблонов или стереотипов иноязычных культур, более отдаленных по своему содержательному наполнению.

Важнейшим направлением исследования профессионального самоопределения должно являться становление профессиональной идентичности в рамках персонального опыта. Здесь мы обратились к работам, позволяющим изучить жизненный путь человека в совокупности значимых для него событий. При разработке предлагаемой методики мы опирались на накопленный в отечественных работах опыт использования методик событийно-биографического подхода: методика Е.И. Головахи и А.А. Кро- ника и методика Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография». Метод основан на принципе ретроспекции, то есть воспоминании ранее произошедших событий.

Рис. 2. Бланк методики «Социогенограмма профессионального выбора»

Характеризуя методику «Психологическая автобиография» как экспрессивную проективную, ведущий отечественный специалист в области психодиагностики Л.Ф. Бурлачук отмечал, что на первый план выступает личностное значение ответов: как содержательных характеристик называемых событий (тип, вид, частота), так и их формальных особенностей (количество, «вес», степень значимости, время свершения).

Предложенная нами модификация метода ретроспекции жизненных событий человека направлена только на изучение событий, связанных с формированием профессиональной идентичности, которые имели место в жизненном опыте испытуемого. Цель методики — диагностика восприятия значимых для профессионального самоопределения жизненных событий.

Бланк методики ретроспекции значимых событий представлен на рис. 3.

Инструкция: «Выстройте на листе модель своего жизненного пути. Вдоль оси укажите не более 7 событий в соответствии с Вашим возрастом, повлиявших на Ваш профессиональный выбор. В зависимости от положительной или отрицательной модальности события размещайте его выше или ниже оси. К каждому событию сделайте подпись».

Рассмотрим технику проведения предлагаемой методики. Желательно проводить ее индивидуально, так как в этом случае консультируемый более откровенен и более внимателен к заданию, чем в условиях групповой работы. Вначале учащемуся предлагается вспомнить и воспроизвести наиболее значимые события прошедшей жизни, оказавшие влияние на профессиональное самоопределение в настоящем. Количество событий ограничено — семь, как показала практика, это оптимальное количество. После краткого обозначения событий в нижней части бланка консультируемого просят дать качественную оценку каждому событию и расположить его на хронологической шкале. Точка события размещается в поле выше или ниже шкалы в зависимости от модальности и силы переживания (события положительной модальности размещаются над шкалой, отрицательной — под шкалой; сила эмоционального переживания отражается через удаленность от временной оси). В заключение точка события соединяется под прямым углом с временной осью. Если событие имело временную длительность, то его проекция на листе отмечает начало и завершение временного периода (например, продолжительный вожатский педагогический опыт). Горизонтальная черта соединяет исходные точки между собой, образуя отрезок жизненного пути.

Обработка данных осуществляется через дифференцированный подсчет событий положительной и отрицательной модальности, выделение доминантных событий большего «удельного веса». При содержательном анализе выделенных жизненных событий важно проанализировать и их представленность в различные возрастные периоды. Это даст дополнительную информацию психологу о значимости события в биографии консультируемого. Дополнительно можно нанести другим цветом и наиболее значимые события личной жизни, а также перенесенный школьником стрессовый опыт, изучавшийся ранее с помощью опросника. Совмещение жизненных событий различной направленности позволяет получить ценную биографическую информацию в отражении, наиболее близком к реальному жизненному пути испытуемого, и повысить тем самым эффект консультирования.

Последовательное проведение методик комплекса дает возможность вскрыть динамику профессиональных и жизненных ориентиров личности, выраженность субъектной позиции в профессиональном выборе, готовность к овладению выбранной профессией. Или усилить готовность к сознательному профессиональному выбору. Побочный значимый эффект использования комплекса выражен как в осознании профессиональной идентичности кон­сультируемого с тем или иным профессиональным полем, так и в его личностном росте. В силу своих характеристик данный комплекс может использоваться не только на этапе профильной школьной подготовки, но и на последующих ступенях образования.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.,1991.
  2. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии. — М., 2006.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2005.
  4. Котова С.А. Методы изучения онтогенеза профессиональной идентичности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008, №1 (68). — С. 7—18.
  5. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. — СПб, 1997. — С. 72—73.
  6. Мудрик А.В. Социализация человека. — М., 2004.
  7. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара, 2004. — С. 569—572.
  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М. — Воронеж, 1996.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.
  10. Bowen M.Family Therapy in Clinical practice. — New York, 1978.

Информация об авторах

Котова Светлана Аркадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: SA-Kotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1588
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1344
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0