Круглый стол «Психология на страже детства»

841

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Дубровина И.В. Круглый стол «Психология на страже детства» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 30–31. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47604 (дата обращения: 14.07.2024)

Полный текст

 

Круглый стол «Психология на страже детства» состоялся в рамках выездного заседания Президиума РАО в Брянске. На встрече присутствовали доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии наук Ирина Владимировна Дубровина, руководитель департамента образования Брянской области Александр Викторович Напреенко, директор Брянского института повышения квалификации работников образования Иван Николаевич Пихенько, педагоги-психологи образовательных учреждений Брянской области, всего более 50 человек.

Заседание продолжалось более трех часов без перерыва, выступили почти все присутствующие.

Выступающие отмечали, что их профессиональная деятельность направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования.

Психологи подчеркнули мысль о том, что в настоящее время возрастает уровень востребованности психологических услуг системой образования, так как в новых стандартах образования большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья.

Опираясь на свой опыт, психологи отмечали, что каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на социальную ситуацию развития ребенка. Педагог-психолог как семейный врач, знает обстановку, сложившуюся в данном образовательном учреждении, систему отношений, социальный и культурный состав его субъектов и др. Поэтому, обсуждая проблемы современной психологической службы образования, они подчеркивали и обосновывали специфику задач и форм работы педагога-психолога в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором он работает.

В настоящее время перед психологической службой системы образования все более остро встает вопрос о целостном психологическом обеспечении образовательного процесса, включающего обучение и воспитание растущего человека. Развитие и формирование психического здоровья, психологического здоровья, психологической грамотности и психологической культуры личности школьников — реальная группа взаимосвязанных проблем, решение которых находится в компетенции практических психологов. Иными словами, психологическая служба призвана и способна создавать особую социально-психологическую ситуацию, стимулирующую личностное развитие субъектов образовательного процесса и благоприятно влияющую на их эмоциональное благополучие.

Обсуждались следующие вопросы:

—   потребность и готовность педагога-психолога решать проблемы детей в тесном взаимодействии с их воспитателями, учителями, родителями;

—   пути и методы реализации в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития на каждом возрастном этапе (выявление, учет и развитие индивидуальных особенностей — интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр.);

помощь учителям в осуществлении индивидуального подхода к ребенку на уроке и во внеурочном общении;

подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;

оценка возможных рисков, выявление и профилактика психолого-социальных факторов, обуславливающих нарушения личностного и социального развития детей;

определение подходов и методов работы психолога с детьми, педагогами, родителями в связи с введением в школе инклюзивного образования; психолого-педагогические условия, благоприятные для реализации творческого потенциала детей и школьников;

опыт работы психологов по оказанию помощи детям разного возраста, когда у них возникают проблемы в учении, отношениях, переживаниях, в понимании учебных или жизненных ситуаций, в самоопределении — личностном, социальном, гражданском, профессиональном и пр.;

помощь в установлении позитивного контакта между родителями и педагогами, привлечение к решению проблем обучения, развития и воспитания ребенка института семьи, что дает возможность психологу служить в какой-то степени посредником между школой (детским садом) и семьей;

позитивное взаимодействие всех взрослых, работающих в образовательном учреждении, которое не только способствует их собственному личностному взаимообогащению и развитию, но и составляет основу психологической поддержки личностного становления растущего человека;

умение психолога инициировать и укреплять культурное взаимодействие педагогов и родителей как необходимое условие нормального развития ребенка дошкольного и школьного возраста;

методы работы психолога, приближающие создание в образовательном учреждении обстановки психологической безопасности и психологического здоровья для всех субъектов образовательного процесса;

пути решения задачи укрепления психического и психологического здоровья ребенка в контексте его общего, в том числе физического, здоровья; приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей учреждений образования к психологической культуре;

осознание педагогами-психологами границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;

— необходимость и умение устанавливать профессиональную взаимосвязь со специалистами психолого-педагогических медико-социальных центров.

При подведении итогов обсуждения было отмечено следующее.

1.   С одной стороны, повышается роль практической психологии в системе образования. С другой стороны, в регионе сокращают кадры педагогов-психологов, часть психологов переводится на 0,5 ставки. Это вызывает неуверенность в завтрашнем дне, снижает эффективность деятельности педагогов-психологов.

2.   Возросшая потребность в психологических услугах требует пересмотра приоритетов в выборе методов работы и видов деятельности психолога в условиях модернизации школы.

3.   Требуется пересмотреть и переосмыслить задачи, содержание, систему принципов и способов организации деятельности практических психологов на этапе инновационного развития системы современного образования.

4.   До настоящего времени отсутствует нормативно-правовая база, закрепляющая государственные гарантии на оказание психологических услуг в системе образования и регламентирующая порядок оказания данного вида услуг.

5.   Слабая психологическая грамотность родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений, отсутствие психологической культуры у большинства субъектов образовательного процесса, в том числе и у части педагогов-психологов, препятствует реализации в педагогической практике гуманитарного потенциала, которым обладает практическая психология образования.

6.   Необходимо развивать психологическое просвещение населения, прежде всего, родителей учащихся, педагогов, самих школьников как важное направление деятельности педагога-психолога.

7.   Программу повышения квалификации педагогов-психологов следует привести в соответствие с необходимостью решения новых задач в условиях модернизации системы образования.

8.   Низкая правовая грамотность педагогов-психологов не позволяет им в полной мере реализовывать свою гражданскую позицию, активно влиять на си- ;I > ~ туацию в системе образования, решать профессиональные задачи на основе безусловного соблюдения прав и интересов обучающихся и других участников образовательного процесса.

9.   Необходимо обратить внимание пси- .,,i|,,|,,|: ||а Ил ,,,б,||:е||||,,.. Ирофе'.'.иоИаИь- ное и культурное развитие. Масштаб личности педагога-психолога должен соответствовать масштабу решаемых им профессиональных задач.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1157
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 841
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0