Туймазинское отделение ФПО России (Башкортостан)

89

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Туймазинское отделение ФПО России (Башкортостан) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 1. С. 78–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n1/Tuimazy_branch (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Об отделении

Туймазинское отделение было создано доктором психологических наук, профессором, зав.каф. психологии развития БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа) Сороки­ной Анной Ивановной, которая все годы и поныне является его председателем.

За время работы психологи Туймазинского отделения Башкирии стремились проявить себя квалифицированными специалистами, добросовестными и надежными. В своих работах они отражали взгляды Л.С. Выготского, И.В Дубровиной, С.Б. Панова, А.М. Прихожан, М.М. Кабардова, В.И. Моросановой, С.Б. Малых, Т.Д. Марцинковской, С.Ю. Мещеряковой, В.В. Рубцова, А.Г. Рузской, В.Э. Чудновского, Д.И. Фельд­штейна, Д.Б. Эльконина (и многих других ученых, прежде всего, из Психологического института РАО). Особое значение в нашей работе имеют труды доктора психологических наук, академика Ирины Владимировны Дубровиной, Варвары Ильиничны Моросано- вой. Предложенные проекты — не просто абстрактные научные исследования, это путеводные маршруты- ориентиры, которые ведут нас в практической психологии в работе с детьми в образовательном процессе. Результатом явились такие достижения, как защиты кандидатских диссертаций членами Туйма- зинского отделения по педагогической психологии: Фаттахова Г.Р., Моисеева Н.Н., Лямина Л.В., Сорокина Я.В. и др.

Нами были организованы:

—   Международная научно-практическая конференция «Образование как институт социально-психологической защиты детства» (Уфа — Москва, 2006) — издан одноименный сборник материалов;

—   Международная научно-практическая конференция «Формирование мотивации к успеху как фактор развития профессионального самосознания» (Уфа — Москва, 2011) — издан одноименный сборник материалов.

В работе конференций принимали участие выдающиеся ученые России, гости из 26 городов и 9 стран.

Члены Туймазинского отделения ежегодно принимали участие во всех Всероссийских научно-практических конференциях, организованных Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» и публиковали свои материалы.

Представители Туймазинского отделения принимали участие в работе конференций Федерации психологов образования России и публиковались: во второй национальной научно-практической конференции — «Психология образования: Региональный опыт». (Москва, 13-15 декабря 2005 г). «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты»: Материалы III Национальной научно-практической конференции 12-14 декабря 2006 г. «Умение разрешать конфликты как средство формирования психологической культуры» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.), публиковали Материалы IV Национальной научно-практической конференции. «Формирование правосознания детей как залог их психологической безопасности» опубликовали в сборнике «Психология и современное российское образование»: Материалы Всероссийского съезда психологов образования России. (Москва, 8-12 декабря 2008). «Психологические особенности

формирования правовых представлений и понятий в детском возрасте» опубликовали в сборнике «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы » (Москва, 27-29 января 2010 г), который отражал Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. «Воспитательный потенциал матери в формировании личности ребенка» опубликовали в сборнике «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества». (Москва, 13-15 декабря 2011), который являлся Материалами VII Всероссийской научно-практической конференции.

Совместно с ФПО России были изданы сборники трудов молодых ученых, опубликованы статьи в источниках с признанием ВАК.

Сборники:

— В сборнике «Опыт работы по формированию правосознания подростков» (Туймазы — Уфа: 2007) была рассмотрена проблема формирования правосознания как одна из ключевых в области педагогической психологии.

— В сборнике «Основы формирования правосознания», который был создан на основе материалов научно-исследовательской работы, проведенной в г. Белебее и районах РБ, рассмотрели вопросы, связанные с психологическим исследованием де­виантного поведения подростков. (Уфа, 2008).

— Психологическое исследование правового мышления представили в сборнике «Формирование правосознания детей и подростков» (Уфа, 2009).

— Законы как основа формирования позитивности правосознания детей в контексте защиты их прав проанализированы в сборнике «Психологическая безопасность образовательной среды» (Уфа, 2009). Формирование ценностно-смысловых компетен­ций как основы правосознания в процессе учебной деятельности в СОШ рассмотрели в сборнике «Психологические особенности формирования образовательных компетенций», который являлся материалами II научно-практической конференции с международным участием (17-18 февраля 2010 г, Уфа).

— Личностно-социальные компетенции как основа профессиональной мобильности — в сборнике «Формирование компетенций как основы профессиональной мобильности» (Уфа, 2010).

— Психологические особенности обучения одаренных детей являются одной из тем, над которыми работают представители Туймазинского отделения психологов, что позволило создать сборник «Психологическое исследование одаренности» (Уфа, 2012).

— Развитие одаренности в процессе учебной деятельности представлено в сборнике «Сборник научных трудов. Формирование образовательных компетенций как основа развития одаренности личности» (Уфа, 2012).

— Издали сборник «Юридическая психология в образовании», где рассматривалось разрешение конфликтов как основа конструктивности в юридической психологии и формирование правосознания одаренных детей (Уфа, 2013).

— Сборник «Развитие правосознания детей в семье» (Уфа, 2014).

Научное направление работы Туймазинского отделения связано с психологическим сопровождением детей и подростков, нуждающихся в безопасности в образовательной среде. Для этой цели разрабатываются специальные методики для учета экспериментальных данных. Цикл состоит из вопросов, связанных с рассмотрением проблем в учебной и игровой деятельности на различных возрастных стадиях развития ребёнка. Психологи разрабатывают программы для проведения спецкурсов: «Психология инноватики» (Моисеева Н.Н.), «Детская конфликтология» (А.И. Сорокина), «Коррекция эмоциональных нарушений» (Лямина Л.В.).

Одно из направлений работы — безопасность образовательной среды и юридическая психология. Психологами издается рукописный журнал «Психология правосознания детей и подростков», где печатаются материалы, представленные детьми, родителями, психологами и учителями. Для сотрудничества привлекаются специалисты из области юридической психологии. Ведущие специалисты данного направления: капитан Низамов Ф.Г., капитан Гришин А.Е., капитан Ямалетдинова Г.Ю., старший лейтенант Мамаев Э.В., Аксенова Д.Ф., Белкина И.А. и др.. Совместно организуется «Малая детская академия», в ходе которой осуществляются проекты с родителями, психологами школ и учителями по курсу специальной и коррекционной психологии, психотерапии и конфликтологии.

Психологами создан уникальный кабинет «Куклы народов Башкортостана», в котором организуются и проводятся учебно-методические семинары и научно-практические конференции для родителей, психологов, воспитателей детских образовательных учреждений, учителей начальных классов средних образовательных школ и дошкольных учреждений Республики Башкортостан.

Члены Туймазинского отделения принимали участие в работе 19 международных конференций, где представляли куклы в национальных нарядах: башкирский, татарский, русский, украинский, чувашский, марийский, удмуртский, немецкий, литовский, сопровождая показом видеофильма «Куклы народов Баш­кортостана», где акцентируется внимание на играх, песнях и танцах народов, олицетворяющих дружбу народов Республики Башкортостан. 7 из них проходили за рубежом: США (Вашингтон, Чикаго, Эвенстон, Александрия), Германия (Берлин, Бонн, Ена), Бельгия (Брюссель), Англия (Фолкенстон), Венгрия (Будапешт), Дания (Роскильде), Швеция (Мальмо).

Туймазинское отделение работает над научной проблемой: «Социально-психологические аспекты разрешения конфликтов и формирования правосознания в детском возрасте». Исследование влияния общения на формирование умений разрешать конфликтные ситуации в детском возрасте опирается на общенаучные принципы познания, важнейшие положения психологии развития. В обосновании теоретических основ исследования, заложенных в ПИ РАО, учитываем психологические подходы, касающиеся развития личности ребенка в процессе деятельности и отраженные в трудах И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.В. Рубцова, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой. В истории детского развития понятие «конфликт» рассматривается как противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального (Л.С. Выготский). Результаты творческого сотрудничества с Психологическим институтом РАО внедряются в Башкортоста­не на базе ФПО России в городе Туймазы.

Направления деятельности и перспективы развития отделения включают инновационные подходы в области психологии управления образовательными учреждениями, личностно-ролевое и профессиональное развитие психологов образовательных учреждений, повышение эффективности психологической подготовки инспекторов РУВД, исследования в области педагогической психологии.

Особые заслуги

Сорокина Анна Ивановна за многолетнюю плодотворную работу награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации, награждена знаком «Отличник образования Республики Башкортостан», нагрудным знаком «Почетный работник Высшего профессионального образования Российской Федерации».

Метрики

Просмотров

Всего: 363
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0