III съезд Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

172

Аннотация

8–10 апреля 2014 года в Москве состоялось выдающееся по своим масштабам мероприятие: III съезд Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: III съезд Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 3–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/organizations (дата обращения: 18.05.2024)

Полный текст

8-10 апреля 2014 года в Москве состоялось выдающееся по своим масштабам мероприятие: III съезд Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России».

На съезд съехалось более 300 представителей из 60 субъектов Российской Федерации. На съезде присутствовали делегаты от региональных отделений Федерации психологов образования России, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных организаций субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Событие такого масштаба можно назвать историческим.

Основными организаторами выступили:

Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»;

—   Министерство образования и науки Российской Федерации;

—   Российская академия образования;

—   Департамент образования г. Москвы;

—   Федеральный институт развития образования;

—   Институт психологии РАН;

—   Психологический институт РАО;

—   Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; — Московский городской психолого-педагогический университет.

В Программный комитет съезда вошли такие известные деятели науки, как:

—   Каганов Вениамин Шаевич — доктор экономических наук, заместитель Министра образования и науки РФ;

—   Рубцов Виталий Владимирович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Президент Федерации психологов образования России;

—   Алехина Светлана Владимировна — кандидат психологических наук, проректор ГБОУ ВПО МГППУ;

—   Асмолов Александр Григорьевич — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования»;

—   Васильева Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, заместитель Руководителя Департамента образования города Москвы;

—   Вихристюк Олеся Валентиновна — кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ;

—   Волкова Елена Николаевна — доктор психологических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, директор Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости», член Международного (ISPCAN) и Британского (BASPCAN) обществ по предотвращению насилия над детьми (Н. Новгород);

—   Волошина Ирина Александровна — кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных стандартов НИИ труда и социального страхования Минтруда России;

—   Деркач Анатолий Алексеевич — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО;

—   Дубровина Ирина Владимировна — доктор психологических наук, профессор, академик РАО;

—   Ельцова Любовь Юрьевна — кандидат экономических наук, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ;

—   Ениколопов Сергей Николаевич — кандидат психологических наук, профессор МГППУ;

—   Журавлев Анатолий Лактионович — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии РАН;

—   Забродин Юрий Михайлович — доктор психологических наук, проректор МГППУ;

—   Зинченко Юрий Петрович — доктор психологических наук, профессор, главный ученый секретарь РАО, декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Президент Российского психологического общества;

—   Клюева Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, директор «Регионального социопсихологического центра» (Самара);

—   Кравцов Сергей Сергеевич — доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

—   Мелентьева Ольга Станиславовна — исполнительный директор Федерации психологов образования России;

—   Романова Евгения Сергеевна — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ;

Стаховская Валентина Петровна — директор Областного центра диагностики и консультирования детей и подростков (Калининград);

—   Хайкин Валерий Леонидович — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, советник Министра образования и науки РФ;

—   Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО.

В качестве информационных партнеров выступили:

—   Научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования» (главный редактор — В.В. Рубцов);

—   Журнал «Школьный психолог»;

—   Информационно-аналитический портал «Российская психология» www.rospsy.ru;

—   Информационный портал «Детская психология» www.childpsy.ru

—   Информационные порталы УМО по психолого-педагогическому образованию;

—   Информационный портал МГППУ www.mgppu.ru.

Программа Съезда включала в себя два масштабных мероприятия: Отчетно-выборное собрание Общероссийской общественной организации «Федерация образования психологов России» (на основании Устава Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России») и X Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов».

Открытие съезда состоялось 8 апреля. Съезд начался с отчетно-выборного собрания общественной организации «Федерация психологов образования России», на котором осуществлялись выборы мандатной и счетной комиссий, президента, исполнительного директора и президиума ФПО России.

Ведущей съезда была О.С. Мелентьева, секретарь — Е.В. Буренкова.

После оглашения распорядка работы съезда и процедуры действия выборов были выбраны мандатная и счетная комиссии. В состав мандатной комиссии вошли: Кучегашова П.П., Буланова О.Е., Реше­тина С.Ю. В состав счетной комиссии вошли: Рыженко С.К.(Краснодар), Оливер О.О. (Хабаровск), Каверина Н.Д. (Петропавловск), Клюева Т.Н. (Самара), Стаховская В.П. (Калининград).

Был заслушан отчетный доклад по итогам и работе Федерации в течение 10 лет Президента Федерации психологов образования России Виталия Владимировича Рубцова.

Исполнительный директор ФПО России Ольга Станиславовна Мелентьева зачитала отчет о деятельности исполнительной дирекции ФПО России, в котором выразила благодарность председателям региональных отделений за оперативную работу.

По результатам проверки ревизионной комиссии первичная комиссия сделала вывод о том, что работа управляющих органов Общероссийской общественной организации «Федерации психологов образования России» соответствует Уставу, нарушения не выявлены. В соответствии с решением ревизионной комиссии работа признана правомерной и может быть принятой. Отчет был принят единогласно.

По результатам работы мандатной комиссии: на III съезде Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» присутствовали 78 делегатов, представлены 67 отделений.

После оглашения отчетов прошло голосование, единогласным решением президентом ФПО России был избран В.В. Рубцов, исполнительным директором ФПО России — О.С. Мелентьева.

В завершение были выбраны кандидаты в Президиум ФПО России. Голосование проходило списком кандидатов и открытым голосованием. Единогласным решением были выбраны следующие кандидаты: Забродин Ю.М., Дубровина И.В., Баева И.А., Журавлев А.Л.. Романова Е.С., Зинченко Ю.П., Алехина С.В., Клюева Т.Н., Чаусова Л.К., Вихристюк О.В., Волкова Е.Н., Холодная М.А., Шадриков В.Ю., Олифер О.О., Хайкин В.Л., Асмолов А.Г., Чернышев А.С., Буренкова Е.В., Стаховская В.П., Булано­ва О.Е.

В заключение хотелось бы отметить ставшее традиционным в рамках работы съезда торжественное награждение членов Федерации психологов образования России и юбиляров. В этом году в честь 10-летия Федерации образования психологов России вручались памятные значки с логотипом ФПО России.

Грамоты вручали Президент Федерации психологов образования России Виталий Владимирович Рубцов, вице-президент Федерации психологов образования России Юрий Михайлович Забродин и исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Станиславовна Мелентьева.

Были вручены награды от Федерации психологов образования России представителям региональных отделений за активную работу. Также были вручены именные грамоты за активное участие в ежегодных конференциях ФПО России педагогам-психологам, руководителям — кураторам школьников (победителей конкурса психологических работ); членам жюри Всероссийского конкурса «Педагог-психолог». Кроме того, была вынесена благодарность организациям и издательствам: «Амал- тея», «Генезис», «Иматон». Также были вручены свидетельства новым региональным отделениям ФПО России: Красноярский край, Республика Мордовия, Республика Дагестан, СВО Москвы, Московской области.

Вторая половина дня была посвящена мастер-классам. Ведущие приехали из разных городов, таких как Волгоград, Бердск (Новосибирская область), Саратов, Оренбург, Ставрополь и др.

Всего 8 апреля прошло 11 мастер-классов по разной тематике:

—   «Кино как инструмент психологического просвещения» (Балова Ж.А.);

—   «Принципы успешности в системе психологического сопровождения образовательного процесса» (Краснощекова Т.Н.);

—   «Школьные службы примирения. Три культуры в поле» (Кучегашева П.П.);

—   «Эмоционально-образное восприятие художественного произведения на уроках литературы через призму психологического знания» (Ломакина М.В.);

—   «Доверие и безопасность как состояние, отношение и способ взаимодействия» (Якиманская И.С.);

—   «Игра на духовых как инструмент психокоррекционной работы» (Сит­никова О.В.);

—   «Профилактика профессиональных деформаций личности педагога с использованием арт-терапевтических технологий» (Новикова Н.А.);

—   «Студент как субъект модернизации системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов» (Дол­гова В.И.);

—   «Проведение психологической акции “Жизнь прекрасна”» (Лазарева Н.Н.);

—   «Школа раннего развития» (Тимофеева Т.С., Безрукова А.Н.);

—   «Технология функционального биоуправления на основе аппаратно­программных комплексов с биологической обратной связью (БОС) в психолого-педагогической практике образовательного учреждения» (Чуксин А.В., Степанова Е.М., Волкова Н.В., Перегуд А.А.).

После завершения всех мастер-классов состоялось собрание представителей региональных отделений ФПО России.

9 и 10 апреля в рамках съезда состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов».

Конференция способствовала консолидации усилий профессионального психологического сообщества для решения актуальных задач модернизации общего и высшего профессионального образования.

Основные направления работы:

— Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов: педагога и педагога-психолога.

— Концепция педагогического образования: психолого-педагогическая подготовка педагогических кадров.

— Психолого-педагогическая подготовка в системе дополнительного профессионального образования по психолого-педагогическому направлению.

—   Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

—   Психология безопасности образовательной среды.

—   Психология инклюзивного образования.

—   Психолого-педагогическая работа с детьми с особыми нуждами, в том числе с проблемой аутизма.

—   Опыт работы практических психологов образования в региональных образовательных организациях и специализированных центрах РФ.

—   Опыт применения фундаментальных и прикладных психологических исследований в образовательных системах: результаты, методы, проблемы, в том числе изучение семьи, молодежи.

—   Психолого-педагогические аспекты воспитания.

—   Психолого-педагогическая работа с подростками, в том числе с подростками «группы риска».

—   Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических, педагогических и руководящих кадров системы образования.

—   Формирование психологической культуры в современном обществе.

—   Преподавание психологии в школе: региональный опыт.

—   Психологические технологии в образовании.

—   Новая нормативно-методическая база деятельности педагогов-психологов в системе образования.

Тематика научно-практических направлений была отражена в докладах и выступлениях на пленарных и секционных заседаниях, семинарах, круглых столах и мастер-классах.

9 апреля научно-практическую конференцию «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов» открыл Юрий Михайлович Забродин.

Первая половина дня была посвящена секциям и мастер-классам. Были освещены следующие темы: — «Рассказ как средство формирование толерант­

ной личности» (рук. Миназова В.М.);

—   «Опыт применения фундаментальных и прикладных психологических исследований в образовательных системах: результаты» (рук. Журавлев А.Л.);

—   «Психолого-педагогическая работа с детьми со специальными потребностями, в том числе с проблемой аутизма, и психология инклюзивного образования» (рук. Алехина С.В., Семаго Н.Я.);

—   «Навигатор центров психологической помощи населению РФ» (рук. Тряшина М.А.);

—   «Формирование психологической культуры в современном обществе. Преподавание психологии в школе» (рук. Дубровина И.В., Мелентьева О.С., Степанова М.А.).

Во второй половине дня состоялось пленарное заседание.

С приветственным словом к участникам обратились:

— Президент Федерации психологов образования России Виталий Владимирович Рубцов;

—   директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгений Александрович Сильянов;

—   советник Министра образования и науки РФ Валерий Леонидович Хайкин;

—   заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Викторовна Васи­льева;

—   директор Федерального института развития образования Александр Григорьевич Асмолов;

—   главный ученый секретарь Президиума РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко.

С докладами выступили:

—   Юрий Петрович Зинченко — «Подготовка психологов для системы образования»;

—   Александр Григорьевич Асмолов — «Психология в эпоху перемен»;

—   Аркадий Аронович Марголис — «Модернизация психолого-педагогического образования»;

—   Валерий Леонидович Хайкин — «Психологическая работа в дополнительном образовании»;

—   Юрий Михайлович Забродин — «Введение новых стандартов профессиональной деятельности: “Педагог”, “Педагог-психолог”»;

—   Виталий Владимирович Рубцов — «Развитие психологической службы образования: новые направления».



Далее работа была продолжена в секциях, мастер-классах и семинарах в рамках направлений конференции. Были освещены следующие темы:

—   «Опыт применения фундаментальных и прикладных психологических исследований в образовательных системах: результаты, методы, проблемы, в том числе изучение семьи молодежи» (рук. Жу­равлев А.Л.);

—   «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки в системе дополнительного профессионального образования» (рук. Романова Е.С.);

—   «Профессиональные стандарты педагогических работников: апробация и введение в действие» (рук. Забродин Ю.М., Мозглякова С.В., Фальковс- кая Л.П., Мелентьева О.С.);

—   «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (рук. Клюева Т.Н., Стахов- ская В.П.);

—   мастер-класс: «Телесность и выразительность в образовательной среде: психолого-педагогические технологии» (вед. Буренкова Е.В.).

10 апреля — последний день конференции — был открыт пленарным заседанием. С докладами выступили:

— доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов — «Психологическое сопровождение участников ЕГЭ как механизм повышения качества образования»;

— доктор психологических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, директор Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости», член Международного (ISPCAN) и Британского (BASPCAN) обществ по предотвращению насилия над детьми Елена Николаевна Волкова — «Средовые детерминанты насилия и жестокого обращения с детьми»;

— кандидат психологических наук, профессор МГППУ Сергей Николаевич Ениколопов — «Психологические проблемы агрессивного поведения подростков»;

— кандидат психологических наук, доцент Нижегородского филиала Высшей школы экономики, директор по развитию Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости» Оксана Михайловна Исаева — «Доказательный подход в оценке программ подготовки специалистов для работы со случаями насилия над ребенком»;

— кандидат психологических наук, заведующая учебно-производственной лабораторией факультета «Психология образования» МГППУ Ирина Борисовна Умняшова и кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ Вихристюк Ольга Валентиновна — «О работе специалистов психологов в условиях ЕГЭ».

Вторая половина дня была посвящена мастер- классам, круглым столам и секциям. Были проведены секции по темам:

—   «Современные междисциплинарные исследования проблемы насилия и жестокого обращения с детьми» (рук. Волкова Е.Н.);

—   «Психолого-педагогическое сопровождение безопасности школьной среды и субьектов образовательного пространства» (рук. Баева И.А., Вихри- стюк О.В., Гаязова Л.А.);

—   «Психопрофилактика, психолого-педагогическая и медико-социальная помощь участникам образовательного взаимодействия: актуальные проблемы теории и практики» (рук. Буланова О.Е.);

Круглый стол «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации психологических, педагогических и руководящих кадров системы образования» (рук. Айсмонтас Б.Б.).

Мастер-классы:

—   «Особенности преодоления психологической травмы у химически зависимых клиентов» (вед. Одинцова М.А.);

—   «Диагностика и выявление случаев насилия и жестокого обращения с детьми» (вед. Скитневская Л.В., Гришина А.В.);

—   «Методический тренинг по подготовке междисциплинарных команд для работы со случаем насилия над ребенком» (вед. Бирюкова Л.А.);

«Пирком, мирком да за свадебку (исследование вопроса, почему сказки заканчиваются свадьбой.

А что бывает потом? Гендер, роль семьи и т. д.)» (вед. Вирясова Е.И.);

— «Использование методов интегративной сказко- терапии в работе со взрослыми» (вед. Мелентье­ва О.С.).

Всего программа съезда включила 5 круглых столов, 7 секционных заседаний и 18 мастер-классов.

Все мероприятия (секции, круглые столы, мастер- классы) отличались плодотворными обсуждениями основных проблем, которые были обозначены в пленарных докладах. Отметим некоторые из них.

На круглом столе, посвященном подготовке, переподготовке и повышению квалификации психологических, педагогических и руководящих кадров системы образования, руководителем которого был Айсмонтас Б.Б., активно обсуждались вопросы качественного повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных технологий. Работа над поставленными вопросами отличалась деловитостью и строгостью. Именно такого отношения требует проблема новых требований к квалификации психологов и педагогов, руководителей, которые необходимо предъявлять в целях оптимизации их деятельности. Наибольший интерес вызвали доклады Н.А. Новиковой (Смоленск) «Психологическое сопровождение личности педагога в процессе профессионализации», С.А. Гильманова (Ханты-Мансийск) «Склонность к психолого-педагогической деятельности как фактор повышения уровня профессионализма педагогов-психологов».

На секции «Современные междисциплинарные исследования проблемы насилия и жестокого обращения с детьми», руководителем которой была Е.Н. Волкова, обсуждались такие проблемы, как: влияние насилия и жестокого обращения на развитие ребенка на разных стадиях онтогенеза, в разных социальных и образовательных институтах; буллинг и ки­бербуллинг в подростковой среде; психологические и педагогические исследования интернет- и гейм- зависимого поведения детей и подростков; практика помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия; этические нормы и правила проведения исследований и вмешательства при работе с детьми и подростками.

Среди мастер-классов можно отметить мероприятие Е.В. Буренковой «Телесность и выразительность в образовательной среде: психолого-педагогические технологии», на котором всем участникам предоставлялась возможность прочувствовать новейшие технологии на себе.

Хотелось бы также отметить и мастер-класс М.А. Одинцовой, на котором обсуждались вопросы преодоления психологической травмы у химически зависимых клиентов. Все участники были ознакомлены с результатами интереснейшей работы с химически зависимыми клиентами с использованием сказко- терапевтических методов. Мастер-класс включал и практическую часть: мини-тренинг по работе с психологической травмой через сказкотерапию.

Закрывал съезд Ю.М. Забродин, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России (Москва). Поблагодарив участников за большую проделанную работу, он подвел итоги, обозначил дальнейшие планы научно-исследовательской, научно-практической и научно-просветительской деятельности российского психологического сообщества и зачитал итоговую резолюцию конференции.

Метрики

Просмотров

Всего: 467
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 172
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5