Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 3. С. 67–70
ISSN: 2658-3100 (online)
Как организовать проект в группе первоклассников с ОВЗ (ЗПР)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ОВЗ, коррекция, развивающие приемы, проект, УУД
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зихирева Н.В. Как организовать проект в группе первоклассников с ОВЗ (ЗПР) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 3. С. 67–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n3/Sigareva (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Дети с ОВЗ — это дети, которые хотят учиться, общаться, радоваться и быть успешными, но им для этого нужны особые условия. В школу, в силу ряда причин, таких детей приходит все больше, что требует переосмысления подходов к их обучению.
В основу Федерального государственного образователь- го стандарта начального общего образования обучающихся раниченными возможностями здоровья (Стандарта для обучаюихся с ОВЗ) положены деятельностный и дифференцированый подходы. Их осуществление предполагает разнообразие: ганизационных форм образовательного процесса;
— индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.
Данные подходы обеспечивают ребенку рост творческого потенциала и познавательных мотивов, обогащение форм его взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности [1].
В этом году к нам в первый класс пришли учащиеся с глубокой задержкой психического развития на грани интеллектуальных нарушений. Период их работоспособности длился меньше минуты, затем деятельность превращалась в хаотическую — они могли ходить по классу, переключать внимание с предмета на предмет, отвлекаться, разговаривать.
Развито преимущественно конкретное мышление. Оно поверхностное, направлено на случайные признаки. Ответы на вопросы давались наугад, дети не задумывались, часто имитировали деятельность, не вникая в сущность задания, подражали одноклассникам по внешним признакам поведения (поза пишущего, но само письмо не производится).
Недостатки тактильно-двигательного и мелкомоторного развития не позволяли выполнять письменные работы.
Данная работа была представлена на Городских педагогических чтениях в г. Норильске и стала победителем.
Познавательная активность очень низкая, быстрое пресыщение деятельностью. Общий запас знаний и представлений о мире был крайне беден, дети даже не знали названий цветов.
При этом наблюдалась сниженная потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видах деятельности, повышенная тревожность по отношению к взрослым. Новый человек привлекал их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет.
В результате традиционная индивидуальная коррекционно-развивающая работа с психологом оказалась малоэффективной: тревожность наедине со взрослым у ребенка возрастала, уровень познавательной активности не позволял развивать целенаправленную деятельность, предлагаемые задания по сути соответствовали коррекционным задачам, но интерес у учащихся практически не вызывали, быстро надоедали, а часто ребенок даже не старался вникнуть в суть задания и не приступал к нему.
В то же время проектная деятельность развивает целенаправленность и произвольность, обучает самостоятельной работе и работе в группе, позволяет осваивать различные способы деятельности, развивает общий кругозор ребенка. Возникло предположение, что такая форма работы позволит вывести коррекционную работу на необходимый уровень эффективности.
Очевидно, что при работе с детьми с ЗПР проектная деятельность имеет свои особенности. В процессе реализации этой практики я выделила следующие моменты.
1. Проектная идея принадлежит взрослому, выбирается с учетом:
— максимального решения коррекционных задач в процессе проектной деятельности;
— уровня индивидуального развития и интересов каждого ребенка.
При этом сама коррекционная задача может быть ребенку неизвестна (например, развитие мелкой моторики, управление эмоциональным состоянием).
2. Более эффективны проекты, направленные на преобразование объектов окружающей среды, практически ориентированные. Такие проекты понятны детям с ЗПР, так как соответствуют конкретному типу мышления, позволяют им справиться с проектной задачей, чувствовать себя успешными.
3. Планирование проектной деятельности осуществляет взрослый, он же следит за выполнением плана и обсуждает успешность выполнения с детьми.
4. Рекомендуются групповые проекты (малые группы детей с небольшой разницей в интеллектуальном развитии). Это позволяет снизить тревожность по отношению к взрослому, и при этом в малой группе дети с удовольствием идут на контакт со взрослым, тогда как при индивидуальных занятиях — быстро теряют интерес к общению.
5. При выборе практических способов деятельности следует отдавать предпочтение тем, которые: — развивают сенсорное восприятие (использование различных материалов с переменной температурой, различных цветов, текстур, звуков, запахов и пр.);
— позволяют уделять внимание исследованию самого материала, его свойств, как с ним лучше работать.
Б. Прейер говорил: «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь». Просто упражнения на развитие мелкой моторики, тонкой дифференциации сенсорного восприятия часто не вызывают энтузиазма у детей с ОВЗ, им трудно их делать, и психологу сложно мотивировать на достаточно длительное их выполнение. В тоже время в процессе проектной деятельности, увлекшись групповой работой, дети могут сделать настолько большой объем такой работы, что сами удивляются.
6. Каждый способ деятельности нужно отрабатывать достаточно долго, пока все участники проектной группы его не освоят, поощрять взаимопомощь, совместную деятельность, но в тоже время — отмечать вклад каждого в общее дело. Осваивать различные виды работ следует от простого к сложному. Взрослый в процессе работы помогает и обучает способам деятельности. В разработке проектов с детьми с ОВЗ сам процесс изготовления продукта более важен, чем продукт.
7. Презентацию продукта нужно проводить для одноклассников, педагогов, что развивает социализацию детей с ОВЗ в детском коллективе, поднимает самооценку участников проекта.
8. Дополнительным стимулом в развитии мотивации является угощение сладостями в конце каждого занятия. Необходимо оговаривать правила этого ритуала: конфеты только после выполнения работы, количество строго определенное. Это помогает ребятам с удовольствием развивать самоконтроль (в процессе работы они часто спрашивают, будут ли сегодня конфеты, затем уже сами привыкают и подбадривают себя, что в конце работы будут сладости), кроме того, количество конфет помогает освоить счет предметов.
Приведу описание нескольких проектов.
Проект «Зимняя мастерская»
Проектная задача: изготовить изделие из снега.
Планирование, поиск информации. Для развития мотивации к выполнению работы мы изучали фотографии в Интернете с различными скульптурами из снега, и ребята выбирали, чтобы им хотелось сделать. Вначале их планы были нереалистичны (они выбирают самые красивые и сложные скульптуры), но я не вмешивалась, чтобы дать возможность детям самим определить уровень своих возможностей.
Создание продукта. Затем мы начали изучать снег (я приносила миску со снегом с крыши). Ребята его рассматривали в лупу, определяли, что когда он немного подтает, то становится липким, делали пробные изделия и поняли, что слишком сложное у них не получается, и хотя их это расстраивало, в конце концов решили, что хорошо они смогут сделать из снега тортик. Когда была определена посильная задача, работа закипела — они с удовольствием делали украшения для снежного торта из пластилина, саму форму из снега.
Презентация. Ребята приглашали на перемене одноклассников, учителей и других учащихся школы и с гордостью показывали свое изделие.
Во время осуществления проекта выполнились следующие коррекционные и развивающие задачи.
Развитие познавательных УУД. Развитие сенсорного восприятия за счет работы с материалами разных температур. Дети впервые узнают, что снег превращается в воду, причем, эта вода, к сожалению, грязная. Здесь стало очевидным, почему снег нельзя кушать. Можно затем воду заморозить и получить лед. Все эти операции дети осуществляли впервые осознанно и удивлялись каждому этапу.
Развитие метапредметных УУД. Развитие способности к наблюдению и анализу через изучение снега как материала для творчества. Его можно рассматривать сквозь лупу через определенные промежутки времени и замечать, чем отличается снег, только что принесенный с мороза, от снега, который уже начал таять.
Развитие регулятивных УУД. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности в процессе разработки проекта. Развитие способности к анализу результатов своей деятельности, выбор адекватной задачи.
Развитие коммуникативных УУД. Умение работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность.
Развитие личностных УУД. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Формируется способность заботиться о своем здоровье: дети обучаются тому, как массажем можно быстро согреть ручки, если они замерзли, это называется закаливание. Когда снег растает — остается грязная вода, это повод к разговору об экологии и о том, что снег нельзя кушать. Сама презентация проекта поднимает самооценку детей и их оценку в глазах одноклассников.
Проект «Улыбка радуги»
Проектная задача: создать плакат с улыбками, чтобы поднять настроение одноклассников.
Планирование, поиск информации. Мы начали с изучения понятия «настроение». Выясняли, что оно бывает веселым, грустным и спокойным. Для этого мы изготавливали различными способами лица с настроением: бумажный шаблон лица, а черты из пластилина; полностью лица и черты лица из пластилина; рисовали лица на шарике.
Следующим этапом было изготовление веселой, грустной и спокойной маски. Здесь у ребят появилась возможность примерять на себя маски и прочувствовать, что маска может поменять настроение. Мы сделали вывод, что если ты видишь грустное лицо — тебе хочется грустить, спокойное — успокаиваешься, веселое поднимает настроение. Мы пришли к выводу, что если мы сделаем плакат с улыбающимися лицами, то он поднимет настроение одноклассникам. Для этого было предложено сфотографировать улыбающихся одноклассников. Для того чтобы плакат был красивым, я предложила сделать на нем радугу, так как она похожа на улыбку.
Изготовление продукта. Фотографии одноклассников ребятам помогли сделать семиклассники, занимающиеся факультативно психологией. Радуга изготавливалась поэтапно: сначала раскрашивались салфетки в цвета радуги, затем их разрезали на маленькие кусочки, сминали и приклеивали к плакату — таким образом, получилось объемное изображение.
Презентация. Готовый продукт был вывешен в классе, и авторы отвечали на вопросы одноклассников, как они смогли это сделать.
Во время осуществления проекта выполнились следующие коррекционные и развивающие задачи.
Развитие познавательных УУД. Изучение названий цветов, изучение понятия «настроение». Развитие умения изображать простейшие эмоции.
Развитие метапредметных УУД. Освоение различных способов выполнения работы, в том числе творческих, развитие способности к выделению общего и отличий. Ознакомление с природным явлением радуги, развитие поисковых умений (было задание увидеть в морозный день зимнюю радугу). Создание межпредметных связей: улыбка — радуга. Выбор ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.
Развитие регулятивных УУД. Распознавание и управление собственными эмоциями. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности в процессе разработки проекта. Умение доводить дело до конца, получать продукт.
Развитие коммуникативных УУД. Умение работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность, управлять настроением окружающих.
Развитие личностных УУД. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, становление социальных отношений обучающихся в различных средах, формирование мотивации к обучению и познанию.
Проект «Я — школьник»
Проектная задача: изготовление собственного изображения.
Планирование и поиск информации. Работу начали с изучения понятия силуэт. 1 этап — сначала соотносили картинки животных и предметов с их силуэтами. 2 этап — пальчиковый театр теней, где дети учились с помощью рук изображать силуэты различны животных. 3 этап — изготовление кукол школьников и одежды для них из шаблонов.
Изготовление продукта. Изготовление собственных силуэтов в полный рост.
Презентация. Представление готовых силуэтов друг другу и педагогам.
Во время осуществления проекта выполнились следующие коррекционные и развивающие задачи.
Развитие познавательных УУД. Освоение понятий «силуэт», «тень», развитие мелкой моторики рук.
Развитие метапредметных УУД. Развитие способности к анализу формы объекта, развитие пространственных представлений, установление логических связей.
Развитие регулятивных УУД. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности в процессе разработки проекта. Развитие способности к анализу результатов своей деятельности, выбор адекватной задачи.
Развитие коммуникативных УУД. Умение работать в группе, договариваться, выполнять совместную деятельность. Умение работать самостоятельно.
Развитие личностных УУД. Развитие самооценки, представлений о себе.
В процессе осуществления проектной деятельности дети научились длительной целенаправленной работе — время продуктивной деятельности стало не меньше 30-40 минут. Это же отразилось и на работоспособности на уроке. Учитель отметила, что дети соблюдают правила поведения на уроке, и хотя не все задания им под силу, они стремятся к улучшению результатов, обладают высокой мотивацией к обучению и занимаются весь урок. Произошло значительное развитие мелкой моторики рук, уровень выполнения письменных работ возрос. Развились операции сравнения, обобщения. У детей завязалась дружба, возросла учебная мотивация, они с удовольствием идут в школу.
Зихирева Наталья Валерьевна — педагог-психолог высшей категории МБОУ «СОШ №20» г. Норильска.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 596
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 194
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1