Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития

257

Аннотация

Родительские семьи детей с особенностями развития испытывают множество трудностей разного уровня и нуждаются в специальной помощи. Анализ психологических теорий и опыта помогающих служб показывает, что методологической основой такой помощи должна являться ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьёй и фасилитацию родительской активности. Технологическое обеспечение такой помощи должно включать: информационную поддержку родителей, организацию взаимодействия родителей, включение родителей в работу специалистов, обратную связь о позитивных эффектах родительского вклада, положительное подкрепление продуктивных изменений.

Общая информация

Ключевые слова: ребёнок с особенностями развития, родительская семья, родительская субъектность, информационная поддержка родителей, организация взаимодействия родителей, включение родителей в работу специалистов, активная обратная связь, положительное подкрепление

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 75–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Alikin_Lukyanchenko (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Отношение социума к «особому детству» менялось по мере гуманизации общества, утверждения ценности индивидуальной жизни и уникальности каждой личности. В обозначенном контексте очевидна позитивная направленность изменений: от крайней степени неприятия детей с особенностями развития через признание равноправия к стремлению понять и создать условия для полноценного существования. Критерием полноценности при этом выступает максимальная включённость в жизнедеятельность общества.

Литература

  1. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Формирование позитивной родительской идентичности в семьях детей с особенностями развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Т. 1. Психолого-педагогические науки. — 2012. — №3 (21). — С. 17–22.
  2. Голубева М.С. Качество социальной поддержки родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями // Другое детство: Сборник тезисов участников второй Всероссийской конференции по психологии развития. — М.: МГППУ, 2009. — С. 182–188.
  3. Левтерова Д. Другое детство — дети со специальными потребностями в Болгарии // Другое детство: Сборник тезисов участников второй Всероссийской конференции по психологии развития. — М.: МГППУ, 2009. — С. 84–87.
  4. Лукьянченко Н.В. Возможности прикладной социальной психологии в оптимизации работы служб сопровождения (на примере взаимодействия с родителями детей, имеющих особенности развития) // Социальная психология и общество. — 2015. — Т. 6. — №2. — С.117–131.
  5. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, её диагностика и тренинг // Видеоматериалы института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. — М., 2002.
  6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Райкус Дж., Хьюз Р. Социально_психологическая помощь семье и детям групп риска: Практ. пособие: в 4 т. — Т. III. Развитие и благополучие детей. — М.: Эксмо, 2009.
  8. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. — М.: АСТ, 2007.
  9. Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МГППУ, 2011. — С.103–105.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 1999.
  11. Bennet T., DeLuca D. A. Families of children with disabilities: positive adaptation across the Life Cycle // Social Work in Education. — 1995. — Jan. — Vol. 18. — Issue 1.
  12. Bowen M. Family therapy in practice. — N.Y.: Jason Aronson, 1978.
  13. Davidson-Arad B., Kaznelson H. Comparison of parents, social worker, assesments of quality of life of children and risk // Children and Youth Services Review. — 2010. — Vol. 32. — P. 711–719.
  14. De Marle D. J., Le Roux P. The life cicle and disability: experiences of discontinuity in child and family development // Jounal of Loss & Trauma. — 2001. — 6.
  15. Finkelstein V., Stuart O. Developing new services // Hales G. (ed). Beyond Disability: towards an Enabling Society. — L., 1996.
  16. Petr C. G., Barney D. Reasonable efforts for children with disabilities: The parents perspective // Social Work. — 1993. — №38 (3). — Р. 247–255.
  17. Seligman M. E. R. Helplessness. — San Francisko, 1975.
  18. Wikler M. Pathways to treatment: How Orthodox Jews enter therapy // Social Casework: The Journal of Contemporary Social Work. — 1986. — 67. — P. 113–118.
  19. Ziolko M. E. Counceling parents of children with disabilities: a review of the literature and implicathions for practice // Journal of Rehabilitaytion. — 1991. — April_June.

Информация об авторах

Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9787-1512, e-mail: alikinia@mail.ru

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 573
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 257
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2