Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей

1050

Аннотация

Авторы характеризуют противоречивую ситуацию большого числа теоретических и практических работ по психологическим аспектам воспитания, высокой значимости жизнестойкости для продуктивной жизнедеятельности личности в современном обществе и неразработанности вопросов родительского влияния на ее формирование. Представлены результаты исследования связи жизнестойкости юношей и девушек студенческого возраста с характером их субъективного образа семьи детства и актуальным отношением отца и матери. Выборка исследования — 119 студентов (43 юноши и 76 девушек).Методическое обеспечение исследования: Тест жизнестойкости (адаптированный Д.А. Леонтьевым опросник Hardiness Survey С. Мадди); две шкалы опросника BIV (Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstörungen), выявляющие у респондентов характер образа семьи детства; методика «Операционализированная психодинамическая диагностика», оценивающая состояние ключевых аспектов отношений. Показано, что уровень жизнестойкости респондентов тесным образом связан с характером образа семьи раннего детства: чем он положительнее, тем выше жизнестойкость. Связь жизнестойкости с актуальным отношением родителей имеет как общие, так и гендерно специфические тенденции. Заботливость и высокая заинтересованность родителей в привязанности со стороны ребенка затрудняют проявления жизнестойкости молодых людей. Гендерная специфика благоприятных для жизнестойкости молодых людей аспектов отношения родителей не совпадает с общепринятыми образцами родительского отношения.

Общая информация

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, студенческий возраст, родительская семья, образ семьи, родительское отношение

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250307

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 75–89. DOI: 10.17759/pse.2020250307

Фрагмент статьи

Отношения отцов и детей — проблема одновременно и вечная, и актуальная, значимая в контекстах и микро-, и макросоциума бытия человека, имеющая выраженную общественно-историческую природу. Характеристики социальных отношений и отношений родителей с детьми взаимообусловлены.

Литература

  1. Александрова А.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Материалы Всероссийской научной конференции «Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований» (Москва, 25—26 сентября 2015 г.) М.: Изд-во ИП РАН, 2015.С. 16—21.
  2. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Особенности родительского отношения отцов и матерей к детям разных возрастов // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Возможности и риски цифровой среды» (Москва, 12—13 декабря 2019 г.).Том 2.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.С.233—237.
  3. Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2017.Том 10.№ 54.URL: http:// psystudy.ru/ index.php/num/2017v10n54/1457- belinskaya54.html (дата обращения: 18.04.2020).
  4. Бронсон П., Мерримен Э. Мифы воспитания.Наука против интуиции.М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.240 с.
  5. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей // Азимут научных исследований: педагогика и психология.2018.Том 7.№ 2 (23).С.358—362.
  6. Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2019.Том 8.№ 1.С.90—102.DOI:10.17759/ cpse.2019080106
  7. Григорьев П.Е., Васильева И.В. Связь экзистенциальных характеристик и жизнестойкости с психосоматической кардиосимптоматикой у лиц молодого возраста // Бюллетень сибирской медицины.2018.Том 17.№ 4.С.33—41.DOI:10.20538/1682-0363-2018-4-33-41
  8. Демоз Л. Психоистория.Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.512 с.
  9. Ермолаева М.В., Смирнова О.В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 1.С.51—62.DOI:10.17759/pse.2020250105
  10. Кашапов А.С. Связь интернальности в семейных отношениях с типами поведения в конфликте у представителей разных профессий // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире / под ред.В.Л.Ситникова.СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017.С. 224— 230.
  11. Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2017.Том 6.№ 2.С.15—26.DOI:10.17759/jmfp.2017060202
  12. Колмакова Л.А. Особенности мировоззрения, жизнестойкости и выраженности травматического стресса у лиц, переживших различные по степени экстремальности ситуации // Труды академии управления МВД России.2009.№ 4.С.82—86.
  13. Кричевец А.Н., Солодушкина М.В. Мужество быть.Жизнестойкость и вера // Консультативная психология и психотерапия.2014.Том 22.№ 5.С. 103—117.DOI:10.17759/cpp.2014220505
  14. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.М.: Смысл, 2006.63 с.
  15. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред.Д.А.Леонтьева.М.: Смысл, 2011.680 с.
  16. Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: Автореф.дис. … канд.психол.наук.М., 2010.31 с.
  17. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал.2005.Том 26.№ 6.С.87—101.
  18. Операционализированная психодинамическая диагностика (ОПД)-2.Руководство по диагностике и планированию терапии: Пер.с англ./ под ред.А.М. Гончарова.М.: Академический проект, 2019.454 с.
  19. Психология раннего студенческого возраста / под ред.Е.Л.Бережковской.М.: Проспект, 2014.192 с.
  20. Fromm E. The Art of Loving: An Inquiry Into the Nature of Love.New York: Rinehart & Company, 1956.133 p.
  21. Handbook on Parent Education.Edited by Marvin J.Fine.New York: Academic press, 1980.341 p.
  22. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress.Homewood (IL): Dow Jones-Irwin, 1984.131 p.
  23. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.).San Diego (CA): Academic Press, 1998.P.323—335.
  24. Khoshaba D., Maddi S. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment.1994.Vol. 63.№ 2.P.265—274.

Информация об авторах

Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9787-1512, e-mail: alikinia@mail.ru

Аликин Марк Игоревич, магистрант, институт социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0737-4454, e-mail: alikin-1995@mail.ru

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1618
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 1050
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16