Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

457

Аннотация

В своей статье автор делится опытом организации региональной работы по развитию творческого потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: нарушения детского развития, коррекционное образование, психодиагностика, реабилитация, творческий потенциал семьи

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шишкина О.В. Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 85–94. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Shishkina (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст



О.В. Шишкина

Шишкина Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», автор грантовых социальных проектов (2011—12 гг., 2015—16 гг.).

В своей статье автор делится опытом организации региональной работы по развитию творческого потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения интеллектуального развития детей являются одной из актуальных междисциплинарных проблем современной педиатрии и психологии (Иовчук Н.М., Северный А.А., 2001; Вельтищев Ю.Е. и др., 2006; Шев­ченко Ю.С., Венгер А.Л., 2006; Шишова А.В., 2007). В Российской Федерации распространенность задержки психического развития среди учащихся начальных классов составляет, по разным данным, от 4 до 8,2% (Рожавский Л.А. с соавт., 1997; Безменов П.В., 2001; Козак Л.М. с соавт., 2002;

Шевченко Ю.С. с соавт., 2006; Александрова И.Э., 2007; Улано­ва С.А., 2007). Среди неуспевающих учеников начальных классов доля детей, страдающих данной патологией, достигает 40-60% (Меликян З.А. с соавт., 2002; Гритченко И.В., 2006).

На конец 2001 г. основными заболеваниями, приводящими к инвалидности (60% всех детей-инвалидов, то есть около 400 тыс. человек), являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения и врожденные аномалии. 96,3 тысячи детей-инвалидов (14,6% от общего числа детей-инвалидов) страдают интеллектуальной недостаточностью [7].

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития [8].

По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста [5].

По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14­15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции. Статистика свидетельствует о росте количества детей с ЗПР в России: В 1990/91 учебном году существовало 4 специальных школы для детей с ЗПР, в которых обучалось до 1 тысячи учащихся, к 2010/11 учебному году количество таких школ увеличилось до 122, а количество учащихся возросло до 19,8 тысяч [8].

По данным МО РФ (2010 г.), среди детей младшего школьного возраста свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в дошкольном возрасте были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы. Число ребят, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более [2].

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют примерно 1-3% от общей детской популяции. Большинство из них учится в школах-интернатах. В настоящее время существует тенденция увеличения количества детей с интеллектуальной недостаточностью. Статистика утверждает, что 20-30% учащихся испытывают трудности в освоении основной общеобразовательной программы начальной школы, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных коррекционно-образовательных формах и методах обучения. Им необходимо усиление медицинской, социально-психологической и педагогической помощи, так как общество заинтересовано, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли адекватно реализовать себя в самостоятельной общественно-полезной деятельности [2].

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат. Родители остро нуждаются в психологической и педагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи детям и родителям с первых дней жизни ребенка пока нет.

Программы специального (коррекционного) образования предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое. В программе обучения этих школ представлены основные разделы общеобразовательного цикла, выделены специальные разделы: ознакомление с окружающим, социально­бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать детей к достаточно самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки. Развитие этого направления в отечественной системе специального образования задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педагогической и социально-педагогической работы с населением, не- сформированности служб социально-педагогической помощи этой категории семей. Вся коррекционно­педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, работа становится для них потребностью, средством самореализации.

Однако за последнее время произошли значительные перемены в обществе, изменилось не только отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с интеллектуальной недостаточностью, но и взгляды на возможности их умственного и социального развития. В современных теоретических и прикладных исследованиях в области специальной психологии и коррекционной педагогики, а также в педагогической практике получены новые данные об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные технологии.

Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире — он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр. [6].

Проводя анализ научной литературы и коррекци­онно-развивающих программ, мы пришли к выводу, что на развитие творческого потенциала ребенка с интеллектуальной недостаточностью обращается мало внимания. А так как развитие ребенка идет в семье, где родители часто не обладают достаточными психолого-педагогическими знаниями, то системного подхода к взаимодействию семьи и социума для воздействия на коррекционное развитие ребенка не возникает.


Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи в Республике Марий Эл, показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей, реализации их возможностей. Приняв во внимание запросы родителей, специалисты автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Межрегиональный открытый социальный институт» (МОСИ) решили на его базе организовать работу с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нарушениями речи (НР).

Главной идеей в работе с семейными группами является психолого-медико-логопедическая поддержка и сопровождение семьи, формирующие социально­психологические условия для успешного обучения и развития ребенка в ситуации образовательного взаимодействия. Автором и руководителем проекта является О.В. Шишкина, канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики МОСИ.

Межрегиональный открытый социальный институт начал реализацию социального проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья», направив его на аудиторию семей с детьми с интеллектуальной недостаточностью младшего и среднего школьного возраста. Но при этом принимались в проект и семьи, воспитывающие детей с детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом и другими отклонениями в здоровье детей. Несколько детей были дошкольного возраста и двое детей старшего школьного возраста (9 класс). При реализации проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России по договору гранта № 228/79-1 от 17.08.2015 года.

Проект направлен на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности. Целью проекта была организация психолого-медико-логопедической поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи.

Задачи, которые решал проект:

    диагностика детей с ОВЗ и НР;

    повышение компетентности родителей посредством обучения и тренингов;

    коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей с ОВЗ;

   помощь семье и детям с ограниченными возможностями здоровья;

   подготовка и издание буклетов, методических материалов и монографии.

На современном этапе понятие «сопровождение» увязывается с понятием «сохранение» позитивного здоровья и пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде — с одной стороны. И с поддержанием его оптимальной адаптации в социальной среде — с другой.

Наиболее обобщенной гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав ребенка. Данная программа распространяется на семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи различных категорий со всеми видами заболеваний. Программа реализуется в Республике Марий Эл. Обучение родителей происходит посредством семинаров и тренингов. Развитие детей направляется по выявленным в ходе диагностики интересам и способностям, а также путем коррекционного развития тех ограничений здоровья и нарушений речи, которые определены у детей.

Предполагается, что успешная реализация проекта будет способствовать:

1)    развитию новых видов (направлений) работы по психолого-педагогическому сопровождению и социальной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ и НР: профилактике; диагностике (индивидуальной и групповой (скрининг); консультированию (индивидуальному и групповому); развивающей работе (индивидуальной и групповой); коррекционной работе (индивидуальной и групповой); психологическому просвещению и образованию: формированию психологической культуры, развитию психолого-медико­педагогической компетентности родителей-слушателей; организации инклюзивного образования;

2)    улучшению психологического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья (50 семей). Всего в проекте приняли участие 72 семьи, но полностью прошли диагностику 60 семей. Некоторые семьи вышли из проекта, какие-то семьи не прошли контрольную диагностику, так как уехали с детьми в отпуск или в санаторий и по другим причинам.

Среди мероприятий проекта были намечены: диагностика детей с ОВЗ (констатирующая и контрольная, выявление проблем и возможностей ребенка), диагностика детско-родительских отношений; тиражирование и распространение программ работы творческих студий по семьям по каждому кварталу 2015-2016 гг; проведение занятий в девяти творческих студиях; проведение форумов-фестивалей с он- лайн-трансляцией для представления достижений детей; повышение уровня компетентности родителей путем проведения тренингов с родителями (гармонизация отношений с детьми, изменение отношения к ОВЗ) и семинаров (обучение новым формам коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, развитие творчества детей); организация круглых столов (обмен опытом, взаимодействие со специалистами социальных и логопедических служб, соцзащиты, здравоохранения, культуры, спорта); организация онлайн-кон- ференции на сайте «Дверь в мир» (расширение контактов, обмен опытом); издание методических материалов и монографии (распространение — в библиотеки, учреждения соцзащиты, здравоохранения, образовательные учреждения, семьи детей с ОВЗ).

Проект поддержали такие образовательные организации, как ГБОУ РМЭ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Йошкар-Олы», МАОУ «Мед­ведевская гимназия», ГБОУ РМЭ «Специальная коррекционная школа №1 г. Йошкар-Олы», ГБОУ СПО РМЭ «Марийский политехнический техникум». Сейчас эти учреждения переименованы: ГБОУ РМЭ «Школа №2 г. Йошкар-Олы», ГБОУ РМЭ «Школа №1 г. Йошкар-Олы», ГБПОУ РМЭ «Марийский политехнический техникум».

3 сентября 2015 года состоялось родительское собрание, на котором выступили авторы проекта и руководители творческих студий. Приглашены представители родительских комитетов начальных классов Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №2 г. Йошкар-Олы и Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №1 г. Йошкар-Олы, учителя 2 и 3 классов, родители, посещающие реабилитационный центр для детей. Родители восприняли возможность участвовать в проекте с большим воодушевлением. Они записались в различные студии и сразу же выяснили даты начала занятий в студиях и занятий по образовательной программе «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей».

Образовательная программа для родителей «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» разработана и реализована в проекте О.П. Заболотских, канд. пед. наук, доцентом кафедры общей и специальной психологии и педагогики МОСИ.

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание современного семейного и дошкольного образования недостаточно ориентировано на становление благоприятных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. А ведь именно семья для ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте является основой для самопознания, формирования более адекватной самооценки, положительного самопринятия, творческой самореализации.

Специфика представленной программы состоит в том, что она включает в себя разнообразные формы работы, уделяет особое внимание практической подготовке (практические, семинарские занятия, тренинги, видеоконференции и др.), позволяющей не только обеспечить овладение родителями различными знаниями, умениями и навыками, но и актуализировать их посредством открытого диалога, проигрывания разнообразных ситуаций, включения в совместную поисковую и творческую деятельность.

Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока. Первый — «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» — включает в себя диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, а также тренинговые занятия.

Второй — «Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенностями семейного воспитания таких детей» — раскрывает специфику нарушений у детей и особенности семейного воспитания детей с отклонениями.

Третий — «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребенка-инвалида и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания» — характеризует различные модели семейного воспитания и взаимодействие семей, имеющих ребёнка с отклонениями, с различными институтами социального воспитания.

Цель курса: повышение профессиональной родительской компетентности в гармонизации семейных отношений и социальном воспитании детей с отклонениями в развитии.

Задачи курса: сформировать у родителей общие представления о сущности и специфике процесса гармонизации семейных отношений и социального воспитания ребенка с отклонениями в развитии; сформировать у родителей общие представления о семейных отношениях как базисе успешного развития ребенка с отклонениями в развитии; познакомить родителей с современными методами и приемами воспитания детей с отклонениями в развитии; обеспечить формирование у родителей умений организовывать процесс воспитания детей с отклонениями в развитии в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки; стимулировать профессиональный рост и самообразование родителей.

В процессе реализации проекта с сентября 2015 г. по июнь 2016 г. проведено 88 академических часов по образовательной программе для родителей «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей» (из них: 58 часов — семинары, 30 часов — тренинги). В июле-августе 2016 года проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей.

Реализация проекта включала в себя занятия в творческих студиях по следующим направлениям: прикладное творчество (пластилинография, бумаго- пластика, бисероплетение); кружевоплетение (изготовление кружева на коклюшках); лозоплетение; работа с берестой; работа с металлом (чеканка и проволока); изобразительное и театрально-сценическое творчество (мультипликация и постановка музыкальных сказок); хореография; спортивно-оздоровительное творчество. В этих студиях дети занимались не одни, многие посещали студии вместе с бабушками, мамами, братьями и сестрами. В процессе реализации проекта с сентября 2015 г. по июнь 2016 г. проведено 746 академических часов занятий в творческих студиях. В июле-августе занятия продолжаются, но детей в эти два месяца стало значительно меньше (время отпусков и каникул), поэтому контрольную диагностику мы провели в июне.

Студия прикладного творчества создана для развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой студии дети приобретали умения работать с пластилином, создавая пластилиновые картины, развивали умение работать с бисером, создавая плоские и объемные фигурки. Здесь у детей развивали воображение и эстетический вкус.

Студия кружевоплетения помогала овладеть сложным народным промыслом — изготовлением кружева на коклюшках. Для этого необходимо развить усидчивость, внимательность, желание создать прекрасное изделие. Занятия помогали освоить различные приемы плетения кружева и сформировать навыки тонкой моторики пальцев.

Студия лозоплетения развивала силу пальцев и кистей рук, координацию движений и пространственное воображений, усидчивость и внимательность. В этой студии дети приобретали навыки народного промысла, который в будущем может стать им хорошей основой для профессиональной работы. Многие дети и родители после экскурсии в марийский политехнический техникум захотели в нем после школы учиться.

Студия работы с берестой развивала кропотливость и внимательность, усидчивость и глазомер, ведь здесь надо овладеть навыком вырезать очень маленькие детали, причем так расположить лекала, чтобы исключить изъяны бересты и в то же время сэкономить расходный материал.

Студия работы с металлом создана для развития навыков работы с инструментами, развития силы руки, кисти, улучшения координации мелких движений и пространственного воображения. Здесь дети осваивали различные техники работы с проволокой, изготавливая плоские и объемные картинки, объемные фигурки из проволоки, используя для этого и фанеру, и гальку, и краски, и клей, и лак. Это направление тоже внесло свой вклад в профессиональную ориентацию детей, позволив им увидеть красоту работы и испытать гордость за свои изделия.

Студия изобразительного творчества создана для улучшения пространственного, цветового и динамического восприятия и художественного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой студии дети занимались акварелью и гуашью, пластилином и пастелью, углем и карандашом. Они познакомились с разными видами техники художественного изображения и научились пользоваться кистями, мольбертом, разными видами бумаги. В этой студии вместе с ними работали не только мамы, но и здоровые дети-волонтеры, что расширяло возможности общения и социальной адаптации детей-инвалидов.

Студия театрально-сценического творчества способствовала развитию музыкального слуха и голоса, постановке дикции и эмоциональной экспрессивности речи, дети учились создавать сценарии к мультфильмам, озвучивать отснятый видеоматериал и ставить музыкальные сказки. И в этой студии участвовали дети-волонтеры.

Хореографическая студия развивала у детей пластику и ритмику, умение владеть своим телом, понимать левую и правую стороны, зеркальные позиции и общую картину коллективных движений. Занятия воспитывали «ощущение партнера», учет его движения и расположения в пространстве, помогали освоить отношение к зрителю, умение контролировать эмоции и тщательно выполнять любое танцевальное движение.

Спортивно-оздоровительная студия реализовала возможности гибкости и пластики, силы и ловкости, координации движений и создания коллективных выступлений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия помогали детям укрепить здоровье и расширить круг общения.

Для широкого информирования и обсуждения текущих результатов проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» проводились круглые столы с онлайн-трансляцией 23 октября 2015 г. и 24 марта 2016 г. с приглашением представителей Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, Всероссийского общества инвалидов. Были также приглашены семьи-участники проекта и представители дошкольных образовательных учреждений и школ.

После выступлений были оглашены обобщенные результаты психодиагностики, а потом проведено обсуждение участия семей в данном проекте в творческих студиях, демонстрация изделий, которые выполнены в студиях. Родители участвовали в индивидуальных беседах с руководителями студий, с психологом и специалистом Центра патологии речи и нейрореабилитации. Потом было уточнение планирования дальнейших мероприятий по календарному плану. Например, в марте после обсуждения итогов родители оформили заявки на участие в республиканских конкурсах «Руки сердечное тепло» и «Семейная мастерская», где будут выставлены поделки детей.

В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития» 29 января 2016 г. была сформирована Площадка №4 «Профориентационная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как фактор подготовки к самостоятельной жизни», где обсуждались также результаты грантовой деятельности с детьми с ОВЗ в ходе реализации проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Приглашены представители Министерства образования и науки Республики Марий Эл, представители средних профессиональных образовательных учреждений и школ. Выступления были на практической части секции в форме круглого стола. После выступлений было обсуждение участия семей в социальных проектах, в творческих студиях, демонстрация изделий, которые выполнены в студиях.

Проведена стартовая диагностика детей с ОВЗ на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации нейросенсорных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения РМЭ по следующим методикам:

    доска Сегена — выявляет доступность простых целенаправленных действий, а также пространственную ориентировку;

    методика Кооса — выявляет конструктивное мышление, пространственную ориентировку, сообразительность, внимание;

    установление последовательности событий при использовании серии картинок — раскрывает сообразительность, понимание связи событий, построение последовательных умозаключений;

    классификация предметных картинок — показывает возможность установления обобщений и умозаключений;

    исключение неподходящих предметов — раскрывает возможность аналитико-синтетической деятельности ребенка, умение строить обобщения;

    ориентировка в «право-лево»;

    исследование зрительного и слухового гнозиса;

    исследование пространственного гнозиса;

    исследование тактильного гнозиса;

    заучивание стихов;

    рассказ по картинке;

    рисование различных предметов;

    использование таблиц нейропсихологического обследования.


Табл. 1. Результаты диагностики творческого потенциала детей по методике «Круги». (1) — констатирующий этап, (2) — контрольный этап

Психолог проводила набор различных методик, используемых при обследовании ребенка с ОВЗ в зависимости от возраста и болезненного состояния. После диагностики в течение всего периода реализации проекта осуществлялось консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации нейросенсор­ных и двигательных нарушений Министерства здравоохранения РМЭ.


В процессе реализации проекта был проведен мониторинг творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи, который показал позитивную динамику психических процессов и свойств личности (восприятия, воображения, внимания, памяти, творческих способностей). Проведена констатирующая диагностика творческого потенциала детей с ОВЗ в Специальной (коррекционной) школе №2, Специальной (коррекционной) школе №1 по следующим методикам: Методика Вартега «Круги», «Оценка склонностей ребенка родителями и воспитателями».

На первом этапе проекта проведена стартовая диагностика детско-родительских отношений по методикам «Рисунок семьи» (дети) и «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина (родители). Также была организована логопедическая диагностика. По результатам диагностики в течение сентября 2015 г. — июня 2016 г. выполнено 86 индивидуальных консультаций психологом и 84 индивидуальных консультаций логопедом.

Надо отметить, что участие семей в проекте оказало положительное влияние на развитие творческого потенциала детей с ОВЗ. Увеличилось количество направлений творчества, повысилось количество баллов по каждому направлению творчества.

Результаты диагностики детско-родительских отношений также показывают позитивные изменения в отношениях родителей к своему ребенку.

Высокие баллы по шкале «кооперация» — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. У нас произошло увеличение числа родителей с высоким уровнем по шкале «кооперация» с 23 до 35%.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. Число родителей в проекте с высоким уровнем по шкале «симбиоз» изменилось с 13 до 54%.

Высокие баллы по шкале «контроль» показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по шкале «контроль», напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки. Здесь также результаты улучшились — с 25 до 61%.

Низкие баллы по шкале «принятие — отвержение» говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Количество родителей с низким уровнем по шкале «принятие — отвержение» уменьшилось с 4 до 0%.

Низкие баллы по шкале «отношение к неудачам» свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в его талантливость, считая ребенка вундеркиндом. Высокие баллы говорят о том, что взрослый считает ребенка неудачником. Средние результаты свидетельствуют об адекватной оценке своего ребенка, возможности анализировать неудачи и исправлять ошибки. Здесь мы также наблюдаем улучшение показателей: число родителей со средним уровнем по шкале возросло с 22 до 61%.

В процессе реализации проекта были организованы занятия семейных групп в творческих студиях. Студии народных промыслов и прикладного творчества были созданы для развития мелкой моторики детей с ОВЗ. В этих студиях дети приобрели умения работать с бисером и пластилином, нитками и бумагой, с деревом и соломкой, берестой и лозой, здесь развивались воображение и эстетический вкус. Студия кружевоплетения помогала овладеть сложным народным промыслом — изготовлением кружева на коклюшках. Спортивно-оздоровительная и хореографическая студии реализовали возможности пластики и гибкости, силы и ловкости, координации движений и создания коллективного выступления детей с ограниченными возможностями здоровья и наруше
ниями речи. Студия изобразительного творчества улучшила свойства пространственного, цветового и динамического восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья, повысила потенциал художественного воображения. Студия театрально-сценического творчества способствовала развитию музыкального слуха и голоса, постановке дикции и эмоциональной экспрессивности речи. Здесь дети учились создавать сценарии к мультфильмам, делать озвучку к отснятому видеоматериалу и ставить музыкальные сказки. Созданы мультфильмы «Будь послушным!», «Город-сказка, город-мечта», «Я хочу быть космонавтом!».

Табл. 2. Результаты диагностики по методике «Оценка склонностей детей родителями, воспитателями» (1) — констатирующий этап, (2) — контрольный этап

Склонности детей

Частота преобладающих склонностей, баллы

(1)

(2)

двигательные

53

40

художественные

18

45

склонность к общению

20

15

творческие

15

25

академические

5

18

интеллектуальные

13

19

 

Главным итоговым событием проекта являются семейные форумы-фестивали, на которых участниками проекта представлены достигнутые результаты.

16 декабря 2015 года главным событием подведения промежуточных итогов проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» явился республиканский семейный форум-фестиваль с онлайн-трансляцией, на котором участниками проекта были представлены достигнутые результаты. Созданы мультфильмы «Будь послушным!» и «Город- сказка, город-мечта». Мультфильм «Будь послушным!» посмотрели с большим удовольствием и долго аплодировали создателям. На сцене танцевали, пели песни, демонстрировали презентации. После выступления каждой студии участникам проекта вручали небольшие сувениры и сертификаты.

На сцене с поздравлениями с успехами и с Новым годом выступили представители Межрегионального открытого социального института, Школы №1, Школы №2, Медведевской гимназии и Марийского политехнического техникума. Руководители студий кратко подвели итоги и представили своих воспитанников. Поздравили участников проекта и студенты МОСИ, они подготовили песню и сыграли на скрипке. Студенты Марийского республиканского колледжа культуры и искусств развлекали детей перед началом программы и по окончании. В фестивале участвовали около 150 человек: дети с ограниченными возможностями, родители детей, работники системы образования, преподаватели и студенты Межрегионального открытого социального института, студенты Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.

Второй форум-фестиваль с онлайн-трансляцией, посвященный реализации проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья», проведен 26 мая 2016 года с приглашением всех участников проекта и организаций-партнеров. В программе форума-фестиваля были приветственные слова участникам проекта от администрации МОСИ, концертный номер от студентов МОСИ, выступления руководителей студий с поздравлениями в честь достигнутых результатов с показом электронных презентаций. Но в основном выступали сами дети — они принесли свои изделия на выставку, представили русский и эстрадный танцы, выступили с программой, подготовленной ко Дню защиты детей, где были декламирование стихов, исполнение песен, демонстрация нового мультфильма «Я хочу быть космонавтом!». Всем участникам проекта были вручены футболки и бейсболки с эмблемой проекта и диски с фото- и видеоматериалами. В завершение выступили представители школ и родителей со словами благодарности в адрес МОСИ. Данный форум-фестиваль явился главным событием подведения итогов проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» за 2 квартал 2016 года.

Весь процесс реализации проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» подробно освещается в Интернете на сайте «Дверь в мир», информация о проекте и работе творческих студий размещается по адресу: http:// doorinworld.ru/road-map/. На главной странице на него ведет ссылка с кнопки-баннера. Тема на форуме под проект создана по адресу http://doorinworld.ru/forum/ forum49/topic213/, создана возможность общения на он-лайн форуме этого сайта, создана возможность еженедельных онлайн-конференций по обсуждению возможных путей развития психолого-медико-логопедической поддержки и сопровождения семей (по пятницам с 18.00 до 20.00) [1]. На официальном сайте МОСИ по адресу: http://mosi.ru выкладывались новости о всех крупных мероприятиях по проекту [4].



Табл. 3. Частота встречаемости различных баллов по шкалам опросника детско-родительских отношений, в % от числа родителей. (1) — констатирующий этап, (2) — контрольный этап

 

Проделанная работа за период с 1 сентября 2015 г. по 30 июня 2016 г. выявила востребованность психолого-медико-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом говорит факт расширения контактов с семьями и рост желающих участвовать в проекте (вместо запланированного количества в 50 семей участников было более 70).

Завершена программа психолого-педагогического просвещения родителей, активно проводится индивидуальное консультирование семей. Проведена контрольная психологическая диагностика детей и родителей, показавшая позитивные изменения творческого потенциала детей и детско-родительских отношений.

Проведенные занятия в творческих студиях показали, что дети с ОВЗ с удовольствием занимаются вместе со своими родителями и бабушками, намечается позитивный рост детско-родительских отношений, улучшаются возможности мелкой моторики детей, корректируется дикция и речь в целом, растет мотивация к занятиям и общий эмоциональный фон настроения детей. Кроме того, налаживаются новые контакты среди семей, посещающих занятия как в творческих студиях, так и в родительской группе. Родители узнали много новой информации о своих детях и увидели их потенциальные возможности, произошел рост числа родителей, посещающих занятия не только для родителей, но и совместных занятий с детьми. Родители расширили свои знания и умения в области работы с интернет-ресурсами, научились новым видам народных промыслов, которые могут стать в будущем их увлечениями или возможностью нового материально-финансового обеспечения.

В семьях появилось много новых изделий, созданных вместе с детьми, эти изделия приняли участие в различных выставках и конкурсах. Родители рады позитивным изменениям, происходящим с их детьми. Особое значение для семей имели занятия, проводимые с волонтерами (здоровые дети из общеобразовательной школы). У детей с ограниченными возможностями появились новые друзья, которые с ними общаются на равных, вместе провели праздник Дня защиты детей. Это повысило у детей с ОВЗ уверенность в себе, выросла их самооценка, увеличились возможности самореализации.

Республиканский форум-фестиваль, проведенный 16 декабря 2015 года, показал, что организованное психолого-медико-педагогическое сопровождение дало возможность максимально использовать потенциал детей, укрепить семейные группы, и фестиваль стал стимулом к дальнейшему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мультфильм «Будь послушным!», созданный в студиях изобразительного и театрально-сценического творчества, принял участие во Всероссийском дистанционном конкурсе для детей и педагогов «Золотая рыбка» 05.02. 2016 и занял почетное 2 место.

Шесть изделий-поделок, изготовленных детьми в студиях работы с деревом и металлом, прикладного творчества, изобразительного и музыкального творчества, и мультфильм «Будь послушным!» были направлены на II Республиканский фестиваль-конкурс «Руки сердечное тепло» для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвященный Году российского кино. В этом конкурсе было представлено 7 номинаций. Мы приняли участие в 3 номинациях: «Анимация», «Изобразительное творчество» и «Прикладное искусство». В номинации «Анимация» — коллективная работа студии «Мультяшки» мультфильм «Будь послушным!» занял 1 место. В номинациях «Изобразительное творчество» и «Прикладное искусство» представлены индивидуальные работы из бисера, пластилина, бумаги, лозы участников студий прикладного творчества и лозоплетения. Здесь тоже были призовые места: 1 место и 3 место. Все остальные участники получили сертификаты и призы.

Семнадцать изделий-поделок, изготовленных в студиях работы с деревом и металлом, прикладного творчества и бисероплетения, направлены на Первый Республиканский конкурс детского творчества «Семейная мастерская» в рамках телевизионного проекта «Семейные ценности». Работы выставлены в Детском мире, Театре кукол и на сайте ООО «Канцелярская компания», их после выставки продавали, а вырученные средства отправили на благотворительность. 27 апреля 2016 года на стадионе «Дружба» состоялся праздник подведения итогов конкурса «Семейная мастерская». Везде были игры, танцы, активные мастер-классы с детьми, участникам после регистрации выдавали сертификаты и мороженое. Потом всех пригласили занять места на трибунах и началось награждение призеров. Всего участников было более 2700, в каждой из 3 секций — несколько номинаций. В одной из номинаций секции «Прикладное творчество» мальчик с синдромом Дауна стал победителем.

Мультфильм «Я хочу быть космонавтом!», созданный в студиях изобразительного и театрально-сценического творчества, на Всероссийском творческом конкурсе «Солнечный свет» в номинации «Фильмы, мультфильмы», который состоялся 20 мая 2016 г. занял 1 место (диплом 1 степени). Этот же мультфильм участвовал еще в одном Всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Созвездие талантов» в номинации «Мультфильмы» (23 мая 2016 г.) и тоже занял 1 место.

В августе 2016 года в городе Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) состоится семейный форум-фестиваль «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» под девизом: «Мы вместе и мир без границ!».

Главная цель Форума — активизация творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в интересах развития личности гражданина Российской Федерации. В программе форума-фестиваля состоятся: мастер-классы по направлениям: «Кружевоплетение», «Работа с берестой», «Театрально-сценическое творчество», «Лозоплетение», «Работа с металлом», «Вышивка-бисероплетение», «Хореография», «Мультипликация», «Изобразительное и музыкальное творчество», «Спортивно-оздоровительная студия»; различные дискуссионные площадки; мероприятия, приуроченные к летним национальным праздникам «Ага пайрем» (Праздник пашни), «Пеледыш пайрем» (Праздник цветов), «Сярем» (Очищение), «Угинде» (Праздник урожая); факультативные мероприятия: спортивные игры, творческие концерты, тренинги ко­мандообразования и личностного роста, индивидуальные консультации, культурный и экскурсионный досуг.

Форум-фестиваль — это площадка для встреч всех тех, кому небезразлично развитие личности, развитие семьи, где жители нашей республики оказываются вовлеченными в обсуждение самых важных вопросов.

Литература

  1. Дверь в мир (сайт для инвалидов). — [Электронный ресурс] URL: http://doorinworld.ru.
  2. Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. — М., 2015. — 174 с.
  3. Зиновьева Г.А. Изучение развития наглядно-действенного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1343– 1346.
  4. Межрегиональный открытый социальный институт: официальный сайт. — Электронный ресурс] URL: http:// mosi.ru.
  5. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия: Учебное пособие / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — СПб: Питер, 2008. — 384 с.
  6. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №1. — С. 42–54.
  7. Специальный доклад российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR) по теме «Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию» (доклад представлен в связи с рассмотрением Комитетом ООН в ноябре 2003 г. Четвертого периодического доклада Российской Федерации). — Электронный ресурс] URL: http://www.osoboedetstvo.ru/right/specialnyy-doklad-rossiyskih-nepravitelstvennyh-organizaciy.
  8. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах 2016 г. — Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16-11/Main.htm.

Информация об авторах

Шишкина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики, АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»

Метрики

Просмотров

Всего: 738
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 457
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0