Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 4. С. 43–48
ISSN: 2658-3100 (online)
Что такое талант, и нужно ли его открывать?
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: талант, способности, одаренность, профессиональное самоопределение, самореализация, ассоциативно-проективные карты
Рубрика издания: События
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Серебрякова К.А. Что такое талант, и нужно ли его открывать? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 43–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n4/Serebryakova (дата обращения: 11.12.2024)
Полный текст
В статье рассматривается феномен таланта. Автор отмечает, что не существует никаких диагностических методик, с помощью которых можно было бы определить, что талант у конкретного человека есть, и понять, в чем он заключается. По мнению автора, талант — это скорее житейское понятие, чем научное. Автор делится своим опытом выявления таланта посредством ассоциативно-проективных карт, рассматривает условия возникновения и развития таланта, а также причины отсутствия его реализации в трудовой, общественно-полезной и творческой деятельности.
Первая часть из названных тем — и это очень малая часть — относится к сфере конкретных решений по выбору оптимального места работы, навыков самопрезентации и коммуникации.
Вторая часть — и к ней обычно приходят (рано или поздно) в подавляющем большинстве случаев — связана с темой самооценки в различных ее аспектах. Сюда часто относятся такие темы, как: — несоответствие успеха в понимании клиента и результатов, оцениваемых клиентом как значимые;
— уровень притязаний, не позволяющий насладиться достигнутыми результатами;
— чересчур строгие требования к себе и окружающим;
— смешение личных и рабочих контекстов и т. д.
И третья часть вопросов, которая, конечно, не исключает и первых двух блоков, касается проблемы применения имеющихся сил и полной реализации своих способностей.
Наиболее часто такие вопросы волнуют людей в связи с окончанием вуза или колледжа при дальнейшем профессиональном самоопределении (особенно если выбранная профессия или специальность оказалась не соответствующей первоначальным представлениям о ней), при потере работы, после длительного перерыва, например, в связи с отпуском по уходу за детьми. И практически всегда эти вопросы возникают просто в процессе психотерапевтической работы.
«Если бы у меня был талант...»— со вздохом говорят клиенты, как бы заранее отказывая себе в наличии чего-то исключительного, уникального, что может приносить удовольствие, удовлетворение и свободу в деятельности. С чем я никак не могу согласиться, так как это противоречит парадигме гуманистического подхода, которая мне близка. Поэтому я попыталась разобраться, с чем же конкретно работать и можно ли действительно открыть и/или развить талант, или мне остается вздыхать вместе с клиентами, что если уж не дано, то и стараться нечего, или же, наоборот, поддерживать клиентов в поисках этого самого таланта, не будучи самой уверенной в его наличии.
И если для теоретических и исследовательских целей расхождения и споры имеют важнейшее значение, так как продвигают науку к дальнейшему упорядочиванию знаний, выдвижению гипотез и их проверке, то для практической работы с людьми важность принятой точки зрения на то или иное явление трудно переоценить. В случае с талантом наличие твердой позиции задает направление всей дальнейшей работе психолога-практика.
Талант как научное понятие
На данный момент не существует единой концепции, в рамках которой можно было бы дать точное определение таланта и его основных характеристик. В одних источниках талант выделяется в самостоятельную категорию как обозначение высокого уровня развития способностей, который стоит между способностями и гениальностью (задатки, способности, талант, гениальность), в других же источниках талант отождествляется со способностями или, чаще всего, с одаренностью. Считается, что талант — это совокупность способностей, и что даже самая высокоразвитая отдельная способность не может называться талантом [6].
От одаренности, которая также понимается как совокупность способностей [8, 9], его отличает наличие видимых успехов в деятельности. Одаренность означает лишь возможность достижения результата, тогда как талант — это реализованная одаренность. Если же талант отождествлять со способностями, то ему присущи все характеристики данной категории: разделение на общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, социальные и т. д.
Тогда возможно и наличие какой-то одной высокоразвитой способности, которую можно назвать талантом. Поэтому так же, как не существует «музыкальных», «кулинарных» и «педагогических» способностей [10], получается, что не существует и «музыкального», «кулинарного» и «педагогического» таланта. И тогда талант тоже является лишь возможностью, которая определяет успешность в деятельности, но никак не тождественна ему.
Кроме того, как предположил В.Н. Дружинин, способности могут проявляться не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах активности человека [3]. В таком случае говорить о наличии таланта исходя из успешности в деятельности недостаточно. И можно ли в таком случае говорить вообще о наличии или отсутствии таланта, если он, как и способности, возникает в ходе естественной активности человека, которой не может не быть.
Отсюда возникают два первых вопроса:
— может ли талант быть не совокупностью способностей, а всего лишь одной, но высокоразвитой способностью, или это сочетание способностей?
— всегда ли талант проявляется в общественно-полезных видах деятельности, или талант связан с естественной активностью человека, и поэтому не может не проявляться?
Еще один вопрос, который волнует исследователей: врожденный или приобретенный характер имеет талант? Сторонники одного подхода указывают на врожденный характер. Как и способности, он биологически обусловлен. Другие же указывают на определяющий характер воспитания и обучения, при отсутствии которых талант может не раскрыться, так и остаться нереализованным.
Этот вопрос уже относится к условиям возникновения, раскрытия и развития таланта. И возникает третий, важнейший, вопрос: все ли люди обладают талантом, или это удел только избранных? И можно ли трудом достичь высот в выбранном деле, если нет таланта?
Можно видеть, что мнения различных теоретиков и исследователей принципиально различаются. В «Большом психологическом словаре» отмечается, что талант — это скорее житейское понятие, так как не существует каких-либо методов его диагностики [7]. И именно с житейскими представлениями психологи- практики чаще всего имеют дело.
Житейские представления о таланте
В обыденном сознании все, что касается таланта, также крайне противоречиво. Например, считается, что «талант всегда дорожку найдет», но, с другой стороны, его нужно открыть. Или «таланту все дается легко» и, с другой стороны, без пота и труда талант не разовьется. С одной стороны, существует мнение, что талант либо есть, либо его нет, и тут уж ничего не поделаешь, а с другой — что любой человек талантлив.
В речи это слово используют как в обобщенном плане, например, талант руководителя, либо в очень узком значении, например, талант быстро переключаться с одной мысли (или фантазии) на другую.
Мы часто говорим: «это сделано талантливо», «он талантливый руководитель, врач, плотник и т. д.». Что мы подразумеваем под этим? Почему, глядя на картину одного художника, мы замираем в восхищении, а произведение другого художника той же школы и той же манеры письма мы равнодушно пропускаем? Почему одни песни трогают душу практически всех без исключения, а другие нравятся лишь определенной группе? Почему работу одного специалиста мы оцениваем как хорошую, а другого как талантливую?Я хочу подчеркнуть именно то отличие, которое делает одну работу талантливой, а другую просто хорошей при прочих равных условиях.
Возможно, что дело здесь не только или не столько в наличии сочетания высокоразвитых способностей и, тем более, не в успешности деятельности и ее результативности, а в наличии какой-то одной составляющей, вокруг которой далее уже выстраиваются различные сопутствующие способности, позволяющие реализовывать этот талант в трудовой, творческой или общественной жизни.
Талантливый специалист, или художник, или чиновник всегда находит оптимальный вариант решения проблемы или удивительным образом находит ту звенящую ноту, на которую эмоционально откликается душа.
Наверное, музыкальные, литературные, художественные критики как раз больше всех озабочены поиском той самой искры таланта, которая заставляет любое произведение быть ярчайшим явлением. Они пытаются разложить на отдельные кусочки комплексное видение и ощущение. И именно они в том, что касается искусства, удивительно точно определяют этот самый талант. И это, оказывается, только лишь одна составляющая целостного произведения. Например, удивительное чувствование различных оттенков цвета или улавливание тончайших нюансов человеческих эмоций.
То есть произведение тогда талантливо, когда в нем присутствует что-то уникальное, что-то очень правдивое. Тогда прощаются и ошибки в исполнении, и недостаточность мастерства у художника, и огрехи в стиле. Наоборот, их позже начинают воспринимать как признаки особого стиля исполнителя или художника.
То же самое касается и специалистов самых разных направлений. Примером может служить известный сериал «Доктор Хаус», в котором показан такой специалист. Талантливый диагност невыносим в общении, пренебрегает всеми другими обязанностями врача, не любит людей и не жалеет их, но он незаменим в своем деле. Его страсть — это решение задачек, связанных с диагностикой сложных и нестандартных медицинских случаев (когда у пациента есть какой-то набор болезненных симптомов, но что является причиной — сначала понять невозможно, классическая медицина «разводит руками»). И чем сложнее задачка, тем интереснее она для доктора Хауса.
Его талант — видеть суть любого явления. Его не интересуют больные, их проблемы и страхи (например, когда для получения дополнительной информации о болезни, которая кажется пустяковой, доктор Хаус требует взять у пациента на анализ спинномозговую жидкость, что обычно делается лишь в самых крайних случаях).
Доктор не успокаивается до тех пор, пока не найдет решения. И если бы его выбор пал не на медицину, он был бы так же талантлив в решении ребусов, например, в следовательской работе, или адвокатской, или в математике — везде, где была бы возможность решать задачи и докапываться до сути.
То, какую область применения выбирает человек, зависит не только от таланта, а от способностей, сферы интересов, сформированных навыков. То есть любой талант можно применять в совершенно различных сферах. Некоторые таланты имеют большую зону применения, а для некоторых зона ограничена.
В житейском понимании талант — это уникальность, яркость, красота работы. Он связан с творчеством, свободой, удовольствием, легкостью исполнения действий. Талантливый человек счастлив и доволен жизнью. Фактически, наличие таланта, в житейском представлении, обеспечивает человеку счастье. Поэтому он так привлекателен, поэтому его и хотят открыть, чтобы получить вдобавок и весь набор счастливой жизни.
Выявление таланта
При попытках определения таланта у клиентов я стала исходить из следующих соображений:
— в каждом человеке есть талант;
— если люди так хорошо чувствуют и видят талант в других людях, то значит, они прекрасно знают и свой талант, только не определяют его таковым;
— талант совсем не обязательно находит свое воплощение в трудовой и общественно-полезной деятельности, а значит, он не всегда приводит к успеху;
— возможно, что талант — это не сочетание способностей, а узкая специфическая отдельная способность, доведенная до совершенства.
Я решила проверить, как люди сами определяют свой талант. Для этого был выбран метод работы с ассоциативно-проективными картами, чтобы исключить возможность продуманных ответов и использования шаблонных выражений об успехе и результативности деятельности.
Как известно, проективные методы считаются особенно эффективными при определении неосознаваемых сторон личности [1]. В нашем случае талант не осознается (не называется) таковым.
Инструкция давалась самая простая: «Выберите, в чем Ваш талант». Выбиралось любое количество карт из наборов. Далее клиенты давали свободные ассоциации на каждую из выбранных карт, все ассоциации записывались, и выводилась некая способность, которая называлась довольно вольно.
При выявлении таланта необходимо учитывать всю информацию, которую дает клиент в процессе работы с картами:
1) ассоциации анализируются с точки зрения «выпадения» отдельных ассоциаций из общего фона. Обычно собственно талант окружают различные ассоциации, связанные с желательным результатом, эмоциональным состоянием, другими интересами, препятствиями в достижении гармонии, счастья и самореализации, — то есть с тем, что в данный момент волнует клиента;
2) невербальные проявления — на ассоциациях к какой карте наблюдается изменение голоса, эмоционального состояния, энергии;
3) помогает знание о самом клиенте: событиях его прошлой и настоящей жизни, какие темы поднимаются на терапии, какие задачи для себя он сейчас решает. Однако с этим знанием нужно обращаться очень осторожно, это только дополнительная информация, но не основная.
Пример: Ольга, 39 лет, в терапии 2 года.
Ассоциации:
1. Даль, восторг.
2. Гибкость, способность обтекать.
3. Стойкость, решительность, жесткость.
4. Свобода.
5. Тишина, развилка, пути, варианты, движение.
6. Путь извилистый.
7. Грызть, удерживать внимание, настойчивость.
8. Путешествие, непознанное, движение.
9. Полет, дружба.
Был выведен талант «способность находить все возможные варианты». К таланту относятся пункты 5, 6, 7. Пункты 1, 4, 8, 9 относятся к темам, которые были актуальны на данный момент ее жизни. Пункты 2, 3 относятся к ее детскому опыту.
При озвучивании ассоциаций эмоциональное состояние менялось: на ассоциациях, относящихся к детскому опыту, в голосе была жесткость и много энергии, при озвучивании ассоциаций, связанных с актуальными задачами, голос был мечтательным и спокойным, а ассоциации, связанные с талантом, были проговорены неэмоционально и скороговоркой. На этих ассоциациях клиентка удивилась и сказала: «Не понимаю, почему я выбрала эти карты».
При дальнейшей беседе выяснилось, что она всегда и во всем ищет различные варианты, что это ее страсть, от которой она никак не может избавиться, считая ее недостатком. Что поиск как можно большего количества вариантов в любом вопросе приносит ей несказанное удовольствие, и что она постоянно применяет эту способность везде, где только можно, порой в ущерб деятельности.
К числу недостатков проективных методик относится отсутствие нормативных данных и зависимость от надежности оценщика [1]. Но нас в данном случае интересует не надежность или валидность теста, а проверка предположения о том, что люди чувствуют свой талант как отдельную высокоразвитую способность. И только проективная методика помогает отсечь общепринятые шаблонные представления о таланте и выявить личное знание о своей уникальной способности.
Действительно, невозможно определить по данной методике талант, который связан с определенной областью применения, — музыкальный либо математический. Ведь в свободных ассоциациях люди не давали определение сферы деятельности, но всегда ассоциации были связаны с чем-то очень узким, специфическим.
Как раз этому узкому и специфическому и давалось определение. Например: «умение сочетать несочетаемое», «талант создавать иные реальности», «талант чувствовать эмоциональное состояние», «талант находить закономерности», «талант упорядочивать пространство» и т. д. Все прекрасно знали о своем таланте, постоянно и повсеместно его применяли, не прилагая для этого никаких усилий. И даже получая от людей обратную связь в виде восхищения или признания именно этой своей особенности, абсолютно никаким образом не связывали это с наличием таланта.
Оказалось: что бы человек ни делал, он непременно находит возможность применить свой талант. И неважно, в работе ли, в общении, в творчестве. Именно вокруг таланта выстраивалась любая деятельность. Это страсть, которая требует постоянного насыщения.
Естественно, и навык оттачивается до фантастического мастерства. Эта страсть начинает выстраивать вокруг себя пространство, подтягивая развитие других необходимых навыков и способностей, которые начинают обеспечивать таланту необходимое применение.
Если талант находит свое применение в работе, то человек удовлетворен ею, даже когда большая часть работы не вызывает особо положительных эмоций. Человек готов делать большое количество рутинной или даже ненужной работы, только чтобы была возможность использовать свой талант. Если же в работе нет абсолютно никаких способов его реализовать, то никакие дивиденды в виде денег, значимости, успеха не позволят человеку чувствовать себя хорошо. Работа превращается в каторгу.
Если человек по каким-то причинам не работает, то его талант все равно находит свое применение в других видах деятельности. Например, талант «создавать игровые ситуации» может прекрасно реализовываться в общении с детьми или с друзьями, а иногда быть неуместным и даже неприятным для окружающих.
Не реализованный в трудовой, общественно-значимой или творческой деятельности, талант может уходить в дисфункциональное поведение. Видимые успехи и наличие таланта — это разные вещи.
Итак, если подытожить, то можно предложить следующие характеристики таланта, которые можно использовать в практической работе с клиентами: — талант — это очень узкая, специфическая способность, наиболее часто применяемая и, в силу этого, доведенная до совершенства;
— талант реализуется в деятельности, но не обязательно в трудовой, общественно-полезной или творческой;
— каждый человек обладает каким-либо талантом, и каждый знает о его наличии у себя.
Таким образом, талант — это то, что человек не может не делать, это страсть, поглощающая его целиком. Его не нужно открывать или развивать, а нужно создать ему условия для наиболее полной реализации.
Условия возникновения таланта
Сложно сказать, что способствует возникновению таланта. Пока можно предположить, что формируется он не сразу, не имеет врожденной природы и что какая-то одна из способностей в результате собственной активности ребенка и под влиянием неких внешних условий приобретает статус таланта. Возможно, что эта страсть рождается либо в результате свободного выбора ребенком интересных для него занятий при наличии больших возможностей, либо при необходимости адаптации к сложным условиям жизни. Скажем, в дисфункциональной семье или в условиях депривации.
Например, у одной моей клиентки талант «чувствовать малейшие нюансы и оттенки эмоций» развился в результате общения с эмоционально неустойчивой и непредсказуемой матерью, настроение которой менялось мгновенно и часто. Веселое настроение внезапно менялось на раздражительное, вспышки гнева бывали молниеносны и ужасны. В гневе мать могла ударить девочку, а в спокойном состоянии приласкать. Способом выживания для этой клиентки стало угадывание эмоции матери как можно раньше, чтобы вовремя либо спрятаться, либо подойти за порцией ласки. Так она жила многие годы: все детство, отрочество и юность, постоянно приспосабливаясь. Эта ее способность развилась до фантастического мастерства, и нашла свое применение в общественной жизни.
Будучи руководителем небольшого коллектива, она удивительным образом не допускала конфликтов, заранее предвидя реакцию каждого члена сообщества, умела вовремя подойти к человеку, эмоциональное состояние которого внушало ей опасение. Она даже не задумывалась над тем, почему она это делает, какие слова нужно находить, это было естественно и легко.
Другой талант («создавать иные реальности») сформировался еще у одной клиентки в раннем детстве — как спасение от громких и грубых разборок между родителями. Каждый раз, когда они начинали ссориться (а это происходило почти каждый день), она забиралась в свой угол и создавала там свой мир. Со временем эта привычка превратилась в самую настоящую страсть, которая поглотила ее полностью. После школы она сама, без помощи репетиторов поступила на факультет журналистики МГУ и долгое время работала журналисткой. Это можно было бы назвать фантазированием, уходом от реальности, и так оно поначалу и было. Но потом туда добавились интерес к литературе и наличие (или развитие) определенных способностей. Все это, в свою очередь, дало подкрепление в виде признания ее литературных опытов в школе. Конечно, как уже было сказано, в данном случае совпали и интерес — в детстве много читала, — и способности, и развитые навыки.
Человек, который реализует свой талант в общественно-полезном труде, уважает себя, счастлив в работе, имеет хороший достаток. К сожалению, далеко не всегда талант может реализоваться в трудовой, общественно-полезной и творческой деятельности. В консультативной и психотерапевтической практике осознание человеком своего таланта далеко не всегда приводит к его реализации в обществе. И это очень печальная история, так как многие составляющие этой реализации становятся к зрелому возрасту практически недоступными или несформиро- ванными.
Условия реализации таланта в труде, общественной жизни и в творчестве
Первое и непременное условие — это умение трудиться. Умение прилагать усилия, работать. Талант без умения трудиться будет работать против своего владельца, вырываясь на свободу в самых неожиданных и малоприменимых ситуациях. Так, вышеупомянутый талант «создавать иные реальности» может проявляться в создании интриг, вранье по любому поводу. Тогда вместо созидательной функции он будет выполнять функцию разрушения. Кроме того, труд позволяет человеку развивать свои способности, а следовательно, у него будет больше возможностей для применения своего таланта.
Второе — развитый интерес к познанию. Талант без интереса к познанию имеет очень узкую «специализацию», так и оставаясь средством адаптации, а не созидания.
В-третьих, обязательно наличие разнообразных интересов, чтобы таланту было из чего выбирать.
Особо стоит категория власти. Если ведущей потребностью человека становится властвовать, то ей подчиняется все существование данного человека. По силе удовольствия власть успешно конкурирует с радостью от реализации таланта. И в таком случае выбор почти всегда делается в пользу власти. И если от таких потребностей, как значимость, нужность, важность, явный успех, человек может отказаться в пользу таланта, то от власти — нет. Но это особая тема о взаимоотношении человека с властью, главное, что талант и власть несовместимы.
Конечно, оптимальный вариант применения таланта — это трудовая деятельность. Однако, проблемы с самооценкой очень часто закрывают для человека применение таланта в той области, которая ему нравится. Осознанно или неосознанно человек выбирает либо вообще не связанный с талантом вид деятельности и пытается добиться успехов в ней, либо облегчает себе путь, страшась полностью раскрыть свой талант и берясь за более легкие задачи.
Например, Ольга, о которой говорилось выше, будучи студенткой, писала диплом на тему «Несколько способов расчета эффективности производства», где рассматривала все возможные варианты расчетов. Ее научный руководитель настоятельно рекомендовал ей аспирантуру. Но страх провала, неуверенность в собственных интеллектуальных способностях заставили ее отказаться от научной карьеры. Она пошла работать бухгалтером и хорошо справлялась с работой, а свою страсть, свой талант — «умение находить все возможные варианты решения любой проблемы или задачи» — она постоянно применяла в жизни, считая это недостатком и тщетно пытаясь бороться с ним.
Когда же в ходе терапии многие проблемы с самооценкой уходят, то становится возможной резкая смена сферы деятельности или направления в работе. Например, художница, добившаяся признания в определенном направлении, чувствуя себя не до конца реализованной, пошла учиться, став обыкновенной студенткой в новом для себя виде искусства. Или начальница крупного отдела в кадровом агентстве ушла работать парикмахером. Для такого шага им нужно было отказаться от всех ранее достигнутых результатов, пойти за своей страстью и начать все сначала.
Таким образом, определение таланта как отдельной высокоразвитой способности позволяет более предметно работать с клиентами, не принимая на веру их слова о том, что таланта нет, и, следовательно, бесполезно ждать от себя каких-то успехов, и не заявляя голословно, что каждый человек обладает талантом. Такой подход к категории таланта дает возможность работать с отдельными составляющими большой темы самореализации человека в обществе, разделяя, собственно, наличие таланта и условия его реализации.
Литература
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб: Питер, 2002. — С. 475–481.
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. — 1984. — №1.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Питер, 2008.
- Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991.
- Лейтес И.С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб: Питер, 2001.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПб: Прайм Еврознак, 2006.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
- Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1991. — С. 11.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2596
В прошлом месяце: 223
В текущем месяце: 61
Скачиваний
Всего: 2439
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1