Особенности взаимодействия педагога с потенциальными антисоциальными малыми группами в подростковом коллективе

288

Аннотация

В своей статье автор рассказывает о том, как педагогу провести коррекционную работу с классом, в котором уже сложилась своя структура отношений и есть не только про-социально, но и асоциально настроенные группы учеников. Статья представляет интерес для педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей и представителей школьной администрации.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый коллектив, социальные группы, лидерство, коррекция социальных отношений

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пономарева Г.М. Особенности взаимодействия педагога с потенциальными антисоциальными малыми группами в подростковом коллективе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 104–108. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Ponomareva_2 (дата обращения: 11.10.2024)

Полный текст

Что делать, если вам, уважаемый педагог, достался подростковый коллектив, в котором уже сформированы группы, но вы сами пока не являетесь их «верховным лидером на правах взрослого»?

Все, о чем мы говорили в предыдущей статье «Формирование малых групп подростков — в руках самого педагога» — это ваш план действий на тот случай, если предстоит начать работу с нуля, когда вы еще не знаете ребят, и они не знают — ни вас, ни друг друга.

Но гораздо чаще случаются ситуации, когда вам достается уже готовый класс со своими сложившимися традициями и отношениями. И не всегда со знаком «+». Нередко — «-». Последние вам предстоит менять и корректировать, часто преодолевая скрытое и открытое сопротивление самих подростков. Чтобы добиться в этом успеха, предлагаю действовать по следующему сценарию.

Первое, что вы делаете — изучаете результаты диагностики подросткового коллектива, проводите консультации с бывшим классным руководителем, учителями, другими воспитателями, которые работали с этими подростками и знают, как строятся взаимоотношения между детьми и взрослыми. Ваша цель — собрать как можно больше информации и ответить себе на вопросы: сколько малых групп уже сформировано? Кто является лидером в каждой группе? Кто лидер всего класса? Каков статус других подростков? Насколько социализированы отношения между детьми с позиции нравственности? В каких продуктах подростковой жизнедеятельности это проявляется?

Второе — определите, к какому типу можно отнести существующие в классе малые группы и каково их влияние на коллектив в целом.

1.    Нравственно-социализированные группы — это самодеятельные неформальные группы подростков, совместная деятельность которых имеет социальную направленность. Их интересуют общественно-политические, экологические, охранно-исторические, культурологические и другие проблемы школы и общества, в решении которых подростки принимают активное участие. Такие группы не будут создавать проблемы педагогу, более того, они могут во многом быть осознанными помощниками новому классному руководителю.

2.   Группы подростков асоциализированные, то есть стоящие в стороне от основных социальных проблем. Подростки замкнуты в системе узкогрупповых ценностей — это так называемые промежуточные досуговые группы («люберы», «фанаты», «фуфаечники», спортивные фанаты, «рокеры», «брейкеры», «металлисты» и т. д.) Они объединяются в асоциализированные малые группы на основе общности своих своеобразных эстетических вкусов, приверженности к отдельным музыкальным течениям, спортивным и музыкальным кумирам, новомодным танцам, экстравагантной моде и т. д. Подростки асоциальных групп не будут вступать в открытый конфликт с новым классным руководителем, однако они являются потенциальной угрозой межгруппового или межличностного конфликта.

3.   В коллективе имеются малые антисоциальные группы. Эти асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, называют еще криминогенными группами. Криминогенные группы — это среда, которая косвенно или намерено формирует и стимулирует у подростков мотивацию антиобщественного поведения. Хотя члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, нормы внутригруппового взаимодействия лидеров и последователей сформированы по примеру криминальной субкультуры. Они, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже — с правовыми. Новому классному руководителю стоит приготовиться к тому, что члены криминогенных групп могут совершать правонарушения и преступления, если будет создана конфликтная ситуация или благоприятные для этого условия[I].

Третье — установите стратегию педагогического влияния на лидеров и членов малых групп.

Социальные и асоциальные малые группы потребуют особой линии воспитания, которая закрепит адаптивное поведение подростков в первом случае или заменит потенциально конфликтное поведение на адаптивное во втором. Но в любом случае педагогу сначала следует наладить личные отношения с лидерами групп и только потом создавать ситуации социализации всех членов малой группы. Стать харизматичным лидером такого подросткового коллектива взрослому вполне возможно, затратив на этот процесс чуть больше времени, чем если бы педагог начинал формирование малых групп с чистого листа.

Другое дело — антисоциальные группы. Здесь от педагога потребуется психологически обоснованная длительная работа с привлечением специалистов, которые обеспечат новому классному руководителю не только педагогическую, но и правовую поддержку. Есть особые тонкости взаимодействия педагога с потенциальными антисоциальными малыми группами в подростковом коллективе.

Существует общепринятая стратегия взаимодействия педагога с антисоциальными группами, содержащая в себе несколько этапов.

1.    Этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в специально созданный новый социально-ориентированный коллектив, например, в спортивную секцию или музыкальную студию, прежде всего, за счет заинтересованности лидера группы.

2.    Этап лидерской реорганизации, когда происходит либо переориентация лидера за счет включения его в новую коллективную жизнь, либо разрушение системы «лидер — последователи», то есть дискредитация лидера в глазах членов криминальной группы за счет разрушения существующих форм и методов взаимодействия по образцу криминальной субкультуры — в коллективной социально ориентированной жизни новой группы.

3.    Этап слияния группы с новым коллективом, когда группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами нового коллектива. На этом этапе крайне необходимо разрушение первичной криминогенной группы и включение бывших ее членов в другие социально ориентированные малые группы.

Первый этап предполагает, что педагог создает условия , чтобы изменить актуальную цель объединения подростков в такие группы: изолированность от социально-деятельных групповых объединений сверстников. Причин, по которым подростки стремятся к изоляции, много, например, такие.

Будучи ребенком из неблагополучной семьи, подросток не обладает определенными материальными, эмоциональными и нравственными качествами. Уже с раннего возраста он сталкивается с тем, что другие дети не принимают его в свою группу, что воспринимается им как несправедливость и вызывает обиду. Понимание того, что он бессилен изменить ситуацию, толкает подростка на путь деструктивного поведения как способа защиты от внутриличностного или межличностного конфликта. Нахождение среди сверстников с похожими проблемами дает ему психологическую разрядку и возможность «отомстить» за себя.

Слишком жесткое воспитание в семье послужило причиной того, что в структуре личности подростка развился комформизм. У него нет своего мнения, он не способен критически воспринимать окружающие события с учетом собственных потребностей, он не научен способам поведения, адекватным ситуации, потому что постоянно старался быть «хорошим ребенком». Подростка легко вовлечь в антисоциальную группу только потому, что он сам не понимает, с кем теперь он «дружит», а новые формы поведения воспринимает как «правильные, раз так сказали старшие».

Подростки, воспитание которых шло по пути вседозволенности, при определенных обстоятельствах начинают протестовать против ограничения их желаний. В детском саду и школе им предлагают правила, которые не стыкуются с их неразвитым волевым регулированием собственного поведения. Такое протестное поведение используется лидерами антисоциальных групп, чтобы привлечь подростка в свою среду. Впоследствии подросток или заслужит от лидера положительное подкрепление, получив высокий статус в группе, или, поняв свою ошибку, вынужден будет смириться с жесткими правилами внутригруппового общения и начнет отыгрываться на изгоях группы.

Группа намеренно изолируется от общества, чтобы создать внутри себя новые правила жизни, которые они считают истинно верными, потому что правила диктуются им сильным лидером. Созданная строгая иерархия между членами группы, движение от сверхобязанностей к сверхправам, ритуалы вхождения в группу и испытательного срока пребывания в ней, определенные традиции при встречах и расставаниях, уникальный сленг, материальная и моральная поддержка, противопоставление «мы» и «они» — все это создает иллюзию межличностного сплочения и взаимопонимания. Подростки начинают сознавать, что жизнь внутри группы менее опасна, чем вовне, и со временем их изоляция от общества нарастает.

Педагог сделает правильно, если воспользуется тем, что количественный состав малых антисоциальных групп невелик. Надо намеренно включить подростков в другие социально-деятельностные группы, разбив тем самым группу антисоциальную. Но лидерам этих групп следует дать подробные инструкции, как социализировать нового члена группы, смещая акцент с его изолированности на вовлеченность. Если лидер антисоциальной группы пойдет на контакт с педагогом, то начинать надо с его переориентации на социально приемлемые тактики взаимодействия с новыми группами, в противном случае необходимо разбить антисоциальную группу, используя тактику дискредитации лидера.

Второй этап содержит комплекс мероприятий, преследующих две цели:

1)    удовлетворение потребности подростков в групповом взаимодействии за счет замещения антисоциальных форм поведения на социально-приемлемые

2)   и, если необходимо, дискредитация лидера и разрушение группы.

Цель (1): педагогу необходимо иметь на руках точную характеристику развития личности подростка, чтобы знать все его сильные и слабые стороны характера. Любое качество личности, даже внешне негативное, всегда можно направить в нужное русло, если подобрать «ключики» к душе подростка. Это произойдет не скоро, но обязательно произойдет, потому что сама личность подростка пока в процессе развития, а значит, личность может измениться. Подчеркну, работа педагога должна быть направлена не на формирование «идеального» члена общества с высокими нравственными качествами личности, а на воспитание у подростка социально приемлемых форм поведения.

В качестве иллюстрации приведу такой пример. Агрессивному подростку, который был «грозой» всего класса, было предложено заменить свою агрессию на другое поведение. Для этого сначала, как только он чувствовал, что волна злости захлестнула его, он шел к аквариуму с рыбками, доставал из судка червяков, резал их ножницами на мелкие кусочки и кормил рыбок. Через некоторое время настоящих червяков заменили на рисунки, затем — на полоски бумаги, далее предложили представлять, как он режет бумажных червяков, пока смотрит на своего обидчика. Подростка научили особому взгляду и позе, поэтому визуально было понятно, о чем он сейчас думает. Подростку дали возможность произнести вслух тихим голосом фразу «Уйди в сторону, если не хочешь, чтобы я порезал тебя и скормил рыбкам!», если кто-то не поймет его визуальных реплик. Подросток освоил приемы «психологического айкидо» при общении с людьми, которые его обижают и злят. В завершении работы подросток смог переориентировать свое явно агрессивное поведение на вербальную и визуальную агрессию. В тех редких случаях, когда он все-таки вступал в драку, его поведение считалось уже социально приемлемым — он сделал все, чтобы его поняли, но иногда тому, кто не понимает слов, можно и физически объяснить это.

У подростка есть актуальные потребности, которые необходимо удовлетворить в социальной группе. Акцент нужно сделать на ведущем типе деятельности подросткового возраста — интимно-личностном общении. В новой группе подросток должен найти нового друга, пусть даже если это будет пока только сам педагог. Индивидуальные беседы с подростком должны быть направлены на раскрытие его души перед взрослым как человеком, который будет его защитником от внешней среды, которой подросток пока не доверяет. Педагог сделает правильно, если будет учитывать специфику открытого общения подростка:

1)   подросток легче соглашается на общение, если вы идете одной дорогой домой и делаете это в одно и то же время каждый день или как можно чаще;

2)   подросток разговорчив, когда вы делаете одно дело и желательно руками, чтобы не смотреть при разговоре в глаза;

3)   подростка надо сначала приучить к общению со взрослым, когда он эмоционально стабилен, просто постояв рядом с ним и перебросившись парой незначительных слов;

4)   когда подросток испытывает негативные эмоции, он хочет, чтобы рядом был кто-то молчаливый и не упрекающий его за его «плохой поступок»;

5)   подросток не любит первым говорить о себе, зато подхватывает тему разговора, если взрослый расскажет о себе с позиции «Я тебя понимаю... был и у меня в жизни похожий случай»;

6)   подросток готов обсуждать свои чувства и эмоции перед тем, как ему будут предложены альтернативные способы его поведения в похожей ситуации, но выбор останется за ним самим.

Только тогда, когда педагог будет уверен, что подросток доверяет ему, можно предлагать подростку новые формы его поведения. Не раньше, а вот когда наступит этот момент, никто не скажет. Но он обязательно наступит, если педагог будет терпелив в достижении своей цели — переориентации подростка на социально приемлемые тактики поведения.

Педагог должен быть готов к тому, что подростки будут часто демонстрировать свое негативное поведение. Это произойдет потому, что, во-первых, они пока не доверяют взрослому, во-вторых, не знают других способов поведенческой реакции и не осознают ценности таких реакций. Подростки нарываются на замечание взрослого, вызывая у вас, уважаемый педагог, привычную для их идеологии поведение. Долгое время, проведенное в изолированной антисоциальной группе, сформировало у них понимание того, что он, подросток, плохой, его нужно ругать, наказывать, бить, делать замечания.., он как бы провоцирует взрослого на то, чтобы получить эту негативную оценку и в очередной раз сказать самому себе: я был прав! Педагог сделает правильно, если разрушит цепочку «поступок — наказание — недоверие» и заменит ее на другие, например, такие.

1.   Предупреждение негативного поступка — другой социально приемлемый поступок — похвала — доверие. Например, зная, что подросток может использовать ненормативную лексику, предложить ему произнести фразу, заменив нежелательные слова на названия головных уборов, а потом похвалить за то, что в 3 случаях из 10 он справился с заданием, молодец! Уверен, что в следующий раз будет уже 4 хороших слова, причем заметь, тебя ведь все правильно поняли! Ведь так?

2.   Поступок — игнорирование — неуверенность. Например, иногда следует не заметить негативного поступка и просто перевести разговор на другую тему. Это непривычная для подростка реакция взрослого, он растеряется перед выбором своего нового поведения. Закрепите его растерянность тем, что вовлеките в обсуждение разговора на новую тему: «Ты знаешь, я долго хотел спросить у тебя, да все как-то не получалось. Отойдем в сторонку, мне нужен твой совет».

3.   Негативный поступок — демонстративная похвала с оценкой того, что он получит в будущем — осознание проигрыша. Например, скажите так: «Я восхищаюсь твоим умением стащить вещи у одноклассников. Это круто! У тебя золотые руки и точный взгляд! Ты тонко чувствуешь проколы людей и умело ими пользуешься! Правда, теперь у тебя поубавится друзей, и слухи по школе пойдут неприятные, тебе не будут доверять вещи и специально при тебе будут убирать подальше кошельки и телефоны, а еще могут поколотить за углом школы, когда учитель не видит, я не удивлюсь, если на спину незаметно для тебя прицепят надпись «Я — вор!». Стоит ли всего этого твое новое малое приобретение?»

4.   Поступок — защита — доверие. Например, громким и уверенным голосом скомандуйте: «Класс! Всем молчать! Только я и никто другой могу оценить поступок Сергея. Я не позволю вам без учета всех причин, по которым он поступил так, а не иначе, устраивать тут бичевание. Сейчас все замолчали, а с Сергеем мы поговорим после уроков!»

Цель (2): педагогу необходимо понимать, что сила лидера в антисоциальной группе держится на его стремлении к уважению, признанию, поддержке прежде всего со стороны своего близкого окружения (это 2-3 человека) и только потом всех других последователей. Казалось бы, это вполне нормальное стремление, в социально ориентированных малых группах лидеры имеют такую же цель, вот этим и надо воспользоваться. Педагог сделает правильно, если начнет дискредитацию лидера с влияния на его слабое звено — изоляцию от его близкого окружения. Сила лидера в том, что он может руками приближенных навязывать свою идеологию другим. Узкий круг приближенных он создал, умело манипулируя их слабыми качествами, а те, в свою очередь, уже манипулируют остальными подростками в группе в том объеме силового влияния, который разрешает лидер. Изучив личности приближенных, можно найти у них «кнопки», на которые в свое время нажал лидер. Нажав на эти «кнопки» заново, можно повернуть дело так, чтобы подросток ощутил себя предателем лидера. Пообещав ему защиту от гнева лидера, можно навязать подростку ощущение должника. Чтобы не испытывать это чувство, подросток согласится делать так, как вы ему скажете, а вы, надеюсь, развернете его в педагогически оправданном направлении.

Ваши действия могут быть такими.

1.   Создайте ситуацию, когда лидер останется без помощи своего близкого окружения. Вы дадите подросткам поручение вне учебной аудитории, и такое, которое не вызовет настороженности. Например, Вячеслав отправится в столовую последить за первоклассниками, пока их учитель отсутствует, ведь ты, Слава, сильный и можешь усмирить баловников, если понадобится. А Дмитрий, как вежливый и культурный человек, умеющий забивать гвозди, поможет нашей старенькой библиотекарше повесить картину на стену. Ты же сможешь сдержаться от нецензурных слов, если вдруг ударишь себя по пальцу?..

2.    Теперь создайте ситуацию управляемого вами конфликта с лидером. Спровоцируйте его, обратившись к нему с вопросом. Ваш вопрос должен быть связан с проблемой, которая неизвестна подростку. Подловите его на растерянности и начинайте раскручивать монолог: «Не знаешь? Я думала, ты умнее. Мне говорили, что ты красноречив и имеешь обширный кругозор, а ты двух слов связать не можешь и не знаешь таких элементарных вещей. Уверена, сейчас тот, кто тебя знает, задумается, нужно ли уважать такого ограниченного человека? Ты собираешься мне грубить? Давай, начинай, я разрешаю, пусть все узнают, что кроме грубости и сквернословия ты ни на что не способен. Молчишь? Так ты еще и трус, оказывается. Может быть тебе нужна помощь? Ребята, кто согласится сейчас помочь нашему герою?» Если вы — человек с «острым язычком», переходите к пункту 3. Если же вы против уничижающих приемов манипуляции, то приложите все силы своего педагогического мастерства, чтобы на этой фразе прекратить диалог и дать возможность подросткам самим раздумывать, «это что сейчас было?».

3.    Заготовьте заранее ваши возможные поведенческие реакции на агрессию лидера. Не сомневайтесь, агрессия будет, потому что вы спровоцировали ее своим уничижающим монологом. Вы спровоцировали публичный конфликт и вам надо выйти из него победителем.

4.    Установите критерий вашей победы над подростком и подготовьте завершающую реплику, которую вы адресуете не столько лидеру, сколько его последователям:

1)   он выбежит из класса — «Легко принуждать к подчинению других руками сильных помощников, а самому вступить в борьбу с сильным человеком не хватает ни ума, ни силы. Все поняли, что я сейчас сказала?»

2)    он сядет на место и замолчит — «Молодец против овец. А против молодца и сам овца! Этот урок для всех, вам понятно?»

3)    он привлечет к перепалке с вами одноклассников — «Мне не нужно приглашать группу поддержки из учительской или кабинета директора. Но тебе я разрешаю попросить помощи у одноклассников. Кто хочет поддержать слабого, поднимите руку! Вот такие у тебя друзья, ты все понял?»

5.    Разыграйте конфликт в зависимости от личности и характера лидера и постепенно подводите его к выбранному вами способу победы. В ходе перепалки используйте психологические ловушки: «Ты что-то сказал? Я так и знала, что ничего существенного!», «Я думала, что ты можешь (знаешь), а ты оказывается... (уничижающее молчание)», «Своего ума не хватает, пользуешься чужим?», «Если я тебе не нравлюсь, разрешаю поплакать!», «Не огорчайся, у многих людей нет таланта спорить с умным человеком!». Завершающая фраза должна прозвучать сразу за поведением подростка, и после нее без лишних реплик переходите к другой теме разговора.

6.    Вы можете проиграть с лидером еще несколько раз похожую ситуацию уже по другому сценарию. Каждая такая игра должна показывать подросткам слабость их лидера и его неумение управлять ситуацией. Ваша цель — зародить зерно сомнения в душе последователей лидера антисоциальной группы, расшатать его устойчивость и харизму в глазах подростков, дать им понять, что только вы — сильная личность во вверенном вам классе и только вы диктуете правила поведения в коллективе. Но подготовьтесь к тому, что униженный лидер захочет получить сатисфакцию. Настройтесь на борьбу и каждый раз переводите ее на ваше поле: на вашу территорию — «Пройдем для разговора в другую аудиторию», на вашу тему — «Мне это неинтересно, но на тему экзальтированной вульгарности при нанесении акварели мы можем поговорить, если хочешь», на ваше желание вообще о чем-то говорить — «Сейчас не время и не место. Я дам тебе знать, когда буду готова к разговору», на окружение по вашему выбору — «Ты только в присутствии этих товарищей можешь говорить, без них никак?» и т. д. У вас есть хорошая возможность подготовиться к такой схватке, потому что реакции поверженного лидера стереотипные и предсказуемые: вербальная агрессия в ваш адрес, демонстративное нарушение дисциплины во время урока, отказ от выполнения поручений, хамство и пререкания, запугивание возможными невзгодами по отношению к вам как к личности — все эти реакции обиженного ребенка, не правда ли? Настройтесь на эти реакции и заранее подготовьте свои педагогически обоснованные ответы. Вы — взрослый человек и имеете намного больше возможностей достойного ответа, вплоть до привлечения сторонней помощи, например, административной или юридической.

7.    Не упустите момент, когда лидер сдаст свои позиции и тогда. пожалейте его публично. Посочувствуйте, похлопайте по плечу, подбодрите по-отечески, пообещайте изменить свое поведение в обмен на изменение им своего, похвалите его за мужество в борьбе с сильным взрослым и дайте понять, что вы сможете его научить новому поведению, чтобы его лидерство в группе к нему вернулось, если он захочет с вами сотрудничать. И выполните это обещание!

На третьем этапе вам, уважаемый педагог, можно заново сформировать малые группы подростков. Конфликт обязательно приведет к распаду не только антисоциальной группы, но и внесет смуту в душу каждого подростка класса. Воспользуйтесь этим моментом, чтобы у вас появились новые лидеры и новые малые группы. Напишите хороший сценарий классного часа на тему «Как мы построим свой новый дом под номером 9 Б» и, воспользовавшись рекомендациями психолога, создайте новый подростковый коллектив, состоящий из нравственно-социализированных малых групп и социально приемлемой стратификации ее членов.


[I] В этой связи стоит вспомнить скандально знаменитый роман японского писателя Косюна Такими «Королевская битва» и одноименный фильм, снятый по нему же. Суть сюжета: в недалёком будущем с целью «поднятия былого самурайского духа у японской нации» правительство устраивает кровавые шоу с участием подростков. Для этого регулярно случайным образом выбирается школьный класс. Его похищают — например, во время экскурсии — и отвозят на остров-полигон. Там ребятам раздают оружие и дают время разбрестись по острову. После этого они начинают охотиться друг на друга, пока в живых не остается только один (если кто-то пытается отказаться от участия в шоу, его убивают на месте на глазах одноклассников). Очень четко показан один примечательных момент: большая часть подростков, поняв, что с ними случилось и что предстоит делать, пребывают в глубоком шоке. Но несколько человек — местных хулиганов и вечных нарушителей дисциплины — буквально потирают руки в радостном предвкушении (прим. ред.).

Информация об авторах

Пономарева Галина Михайловна, начальник организационно-методического отдела, КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования в г. Комсомольске-на-Амуре»

Метрики

Просмотров

Всего: 619
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 288
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0