Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 2. С. 102–118
doi:10.17759/jmfp.2024130210
ISSN: 2304-4977 (online)
Психосоциальный портрет успешного директора школы российского мегаполиса
Аннотация
Исследователи во всем мире изучают директоров школ с разных сторон, пытаясь составить психосоциальный профиль успешного директора школы. Авторы использовали качественный подход, который включал проведение фокус-группы с директорами и заместителями школ мегаполиса для выявления управленческих практик и представлений о ключевых характеристиках успешного лидера. По результатам исследования авторы выделили пять доменов психосоциального профиля директора школы мегаполиса: выстраивание отношений, ведение организации, управление в ситуации неопределенности, менеджмент и улучшение школы. Авторы выделили сходства и различия в характеристиках директора школы российского Мегаполиса, обусловленные спецификой контекста, при сравнении с профилями других стран. Результаты исследования выявили, что успешный директор, как в России, так и за рубежом, должен быть эффективным коммуникатором и обладать такими личностными характеристиками, как честность, справедливость и эмпатия. Особенностью профиля директора школы российского мегаполиса является акцент на навыках администрирования (операционное видение, управление процессами и способность к делегированию), которые не были выявлены в международных исследованиях. Более того, умение решать конфликты и проявлять решительность также являются ключевыми характеристиками директора школы мегаполиса.
Общая информация
Ключевые слова: директор школы, управление школой, лидерство, психосоциальное профилирование, компетенции, российский мегаполис
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130210
Благодарности. The authors are grateful for assistance in data collection to Isaeva N.V., Seregin K.S.
Получена: 02.05.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Павлова М.К., Цатрян М.А. Психосоциальный портрет успешного директора школы российского мегаполиса [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 102–118. DOI: 10.17759/jmfp.2024130210
Подкаст
Полный текст
Краткое изложение содержания статьи на русском языке
Введение
Методы
- индивидуально;
- в парах;
- в группе из четырех человек.
- каждый респондент составил свой собственный список;
- списки респондентов были объединены;
- респондентам было предложено ранжировать проблемы;
- респондентам было предложено разработать решения в парах и составить список лидерских качеств, необходимых для решения проблемы.
Результаты
Литература
- Брит Н.В. Современный портрет эффективного руководителя: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С. 159—167. DOI:10.17223/19988648/50/11
- Казанцев Д.И., Минюрова С.А. Исследование психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческой деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2021. № 4(7). С. 87—101. DOI:10.17853/2686-8970-2021-4-87-101
- Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. № 2(82). P. 70—85. DOI:10.22394/2078-838X-2020-2-70-85
- Миронова С.Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. P. 71—82. DOI:10.17759/psylaw.2017070306
- Приказ от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Москва, 2021. 33 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109020036?index=1 (дата обращения: 27.06.2024).
- Хаджиева Д.Х. Социально-психологический портрет современного предпринимателя // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1—2(71). С. 186—188. DOI:10.24411/2411-0450-2021-1094
- Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т. Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2020. Том 10. № 3. С. 85—99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44391183 (дата обращения: 27.06.2024).
- Abdullajanova D. Socio-Psychological Criteria For The Construction Of A Psychological Profile In Training Personnel For Innovative Management Activities // SPAST Reports. 2024. Vol. 1. № 1. Preprint. DOI:10.69848/sreports.v1i1.4616
- Analysis of the psychosocial profile of pre-service teachers / I. García Martínez, J.M. Augusto-Landa, E. Pérez-Navío, S.P. León // Educación XX1. 2022. Vol. 25(1). P. 41—65. DOI:10.5944/eduxx1.30236
- Awodiji O.A., Naicker S.R. Preparing school leaders for the fourth industrial revolution: An assessment of their continuous professional development needs // Social sciences & humanities open. 2023. Vol. 8. № 1. Article ID 100521. 8 p. DOI:10.1016/j.ssaho.2023.100521
- Bergee M.J., Grashel J.W. Psychosocial profiles of music education undergraduates based on Erikson's principles of epigenetic development [Электронный ресурс] // Visions of Research in Music Education. 2021. Vol. 16. Article ID 4. 13 p. URL: https://digitalcommons.lib.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1795&context=vrme (дата обращения: 27.06.2024).
- Boshkovska V. Required leadership skills and characteristics of a modern school principal [Электронный ресурс] // Knowledge-International Journal. 2022. Vol. 51. № 2. P. 375—378. URL: http://ikm.mk/ojs/index.php/kij/article/view/5127 (дата обращения: 27.06.2024).
- Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative research in psychology. 2006. Vol. 3. № 2. P. 77—101. DOI:10.1191/1478088706qp063oa
- Bredeson P.V. A profile of prospective principals: School leader for the next century [Электронный ресурс] // Education. 1991. Vol. 111. № 4. P. 510—515. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1619698 (дата обращения: 27.06.2024).
- Building a Generation of Qualified Leaders: Leadership Education Strategies in Schools [Электронный ресурс] / A.S. Cahyono, L. Tuhuteru, S. Julina, S. Suherlan, A.M.A. Ausat // Journal on Education. 2023. Vol. 5. № 4. P. 12974—12979. URL: https://www.jonedu.org/index.php/joe/article/view/2289 (дата обращения: 27.06.2024).
- Building leadership skills in educational leadership: A case study of successful school principals / O.K.T. Kilag, M. Heyrosa-Malbas, D.D. Ibañez, G.A. Samson, J.M. Sasan // International Journal of Scientific Multidisciplinary Research. 2023. Vol. 1. № 8. P. 913—926. DOI:10.55927/ijsmr.v1i8.3571
- Burning passion, burning out: The passionate school principal, burnout, job satisfaction, and extending the dualistic model of passion / M. Horwood, H.W. Marsh, P.D. Parker, P. Riley, J. Guo, T. Dicke // Journal of Educational Psychology. 2021. Vol. 113. № 8. P. 1668—1688. DOI:10.1037/edu0000664
- Bush T. Assessing successful school leadership: What do we know? // Educational Management Administration & Leadership. 2021. Vol. 49. № 5. P. 687—689. DOI:10.1177/17411432211034675
- Bush T. Challenges facing school principals: Problems and solutions // Educational Management Administration & Leadership. 2022. Vol. 50. № 4. P. 533—535. DOI:10.1177/17411432221096238
- Craig J.B. The relationship between the emotional intelligence of the principal and teacher job satisfaction: dr. Sci. (Education) diss [Электронный ресурс]. Philadelphia: University of Pennsylvania, 2008. 143 p. URL: https://www.proquest.com/docview/304494361 (дата обращения: 27.06.2024).
- Day C., Sammons P., Gorgen K. Successful School Leadership [Электронный ресурс]. Highbridge: Education development trust, 2020. 59 p. URL: https://www.edt.org/research-and-insights/successful-school-leadership-2020-publication/ (дата обращения: 27.06.2024).
- Fernandes V., Wong W., Noonan M. Developing adaptability and agility in leadership amidst the COVID-19 crisis: experiences of early-career school principals // International Journal of Educational Management. 2023. Vol. 37. № 2. P. 483—506. DOI:10.1108/IJEM-02-2022-0076
- Fosco S.L.D. Educational leader wellbeing: A systematic review // Educational Research Review. 2022. Vol. 37. Article ID 100487. DOI:10.1016/j.edurev.2022.100487
- Grissom J.A., Egalite A.J., Lindsay C.A. How principals affect students and schools [Электронный ресурс]. N.Y.: Wallace Foundation, 2021. 136 p. URL: https://my.vanderbilt.edu/jasongrissom/files/2012/05/Grissom-Egalite-Lindsay-How-Principals-Affect-Students-and-Schools.pdf (дата обращения: 27.06.2024).
- Gülcan M.G. Research on instructional leadership competencies of school principals [Электронный ресурс] // Education. 2012. Vol. 132. № 3. P. 625—636. URL: https://openurl.ebsco.com/EPDB:gcd:5:7322581/detailv2?sid=ebsco:plink:scholar&id=ebsco:gcd:73342110&crl=c (дата обращения: 27.06.2024).
- Gunnulfsen A.E. Conceptualizing Successful School Leadership in Norway: Political and Cultural Practices // Education Sciences. 2023. Vol. 13. № 8. Article ID 787. 11 p. DOI:10.3390/educsci13080787
- Gurr D. A model of successful school leadership from the international successful school principalship project // Societies. 2015. Vol. 5. № 1. P. 136—150. DOI:10.3390/soc5010136
- Huber S.G., Hiltmann M. Competence Profile School Management (CPSM) — an inventory for the self-assessment of school leadership // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2011. Vol. 23. P. 65—88. DOI:10.1007/s11092-010-9111-1
- Kara S.B.K., Ertürk A. Mental models of the school principals on “leadership” // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 2145—2152. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.02.014
- Krasnoff B. Leadership qualities of effective principals [Электронный ресурс] // Education Portland: Northwest, 2015. 10 p. URL: https://compcenternetwork.org/sites/default/files/archive/research-brief-leadership-qualities-effective-principals.pdf (дата обращения: 27.06.2024).
- Lambert M., Bouchamma Y. Leadership requirements for school principals: similarities and differences between four competency standards [Электронный ресурс] // Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2019. № 188. P. 53—68. URL: https://cdm.ucalgary.ca/index.php/cjeap/article/view/43249 (дата обращения: 27.06.2024).
- Leithwood K., Jantzi D. Transformational school leadership effects: A replication // School effectiveness and school improvement. 1999. Vol. 10. № 4. P. 451—479. DOI:10.1076/sesi.10.4.451.3495
- Managing to lead? Contemporary perspectives on principals’ practices in Russia / A. Harris, A. Kasprzhak, M. Jones, N. Isaeva // The Wiley International Handbook of Educational Leadership / Eds. D. Waite, I. Bogotch. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2017. P. 397—413. DOI:10.1002/9781118956717.ch21
- McHugh R. A six-component conceptualization of the psychosocial well-being of school leaders: devising a framework of occupational well-being for Irish primary principals // International Journal of Leadership in Education. 2023. 33 p. Preprint. DOI:10.1080/13603124.2023.2218112
- Mombourquette C. The Role of Vision in Effective School Leadership // International Studies in Educational Administration (Commonwealth Council for Educational Administration & Management (CCEAM)). 2017. Vol. 45. № 1. P. 19—37.
- Personality traits of expert teachers of students with behavioural problems: a review and classification of the literature / S. Buttner, S.J. Pijl, J. Bijstra, E. van den Bosch // The Australian educational researcher. 2015. Vol. 42. P. 461—481. DOI:10.1007/s13384-015-0176-1
- Portillo A.E., Mancera-Valencia F.J. The processes of recruitment and selection of personnel: Between objectivity and subjectivity // International Journal of Social Sciences Perspectives. 2021. Vol. 9. № 1. P. 1—8. DOI:10.33094/7.2017.2021.91.1.8
- Professional development needs analysis of school administrators and teachers in Turkey / İ. Aydin, B. Toptaş, A. Kaysılı, G. Tanrıverdi, N. Güngören, Ş. Topçu // Kastamonu Education Journal. 2021. Vol. 29. № 2. P. 428—441. DOI:10.24106/kefdergi.821505
- Profiling political leaders: Cross-cultural studies of personality and behavior / Eds. O. Feldman, L.O. Valenty. Westport: Praeger Publishers, 2001. 320 p.
- Reviews of National Policies for Education Netherlands 2016 Foundations for the Future [Электронный ресурс] / OECD. Paris: OECD Publishing, 2016. 161 p. URL: https://www.oecd.org/netherlands/netherlands-2016-9789264257658-en.htm (дата обращения: 27.06.2024).
- Roslan S., Sharifah M.N., Thirumalai V.N. The burnout phenomenon: Changes in psychosocial profiles of secondary school teachers [Электронный ресурс] // Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2012. Vol. 20. P. 157—174. URL: http://www.pertanika.upm.edu.my/pjtas/browse/regular-issue?article=JSSH-0667-2012 (дата обращения: 27.06.2024).
- School Principal Test [Электронный ресурс] // Creative Organisational Design. Waterloo, 2024. URL: https://www.creativeorgdesign.com/tests/school-principal-test/ (дата обращения: 28.06.2024).
- Should I stay or should I go? Associations between occupational factors, signs of exhaustion, and the intention to change workplace among Swedish principals / I. Arvidsson, U. Leo, A. Oudin, K. Nilsson, C. Håkansson, K. Österberg, R. Persson // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 10. Article ID 5376. 20 p. DOI:10.3390/ijerph18105376
- Sudharta V.V.A., Rosidah A.A., Mujiati M.M. School Principal's Leadership Behavior in Psychology Perspective // 2nd International Conference on Educational Management and Administration (CoEMA 2017). Amsterdam: Atlantis Press, 2017. P. 28—33. DOI:10.2991/coema-17.2017.6
- Supportive and demanding managerial circumstances and associations with excellent workability: a cross-sectional study of Swedish school principals / R. Persson, U. Leo, I. Arvidsson, K. Nilsson, K. Österberg, C. Håkansson // BMC psychology. 2021. Vol. 9. Article ID 109. 15 p. DOI:10.1186/s40359-021-00608-4
- Van der Vyver C.P., Van der Westhuizen P.C., Meyer L.W. Caring school leadership: A South African study // Educational Management Administration & Leadership. 2014. Vol. 42. № 1. P. 61—74. DOI:10.1177/1741143213499257
- Wang C., Teng M.F., Liu S. Psychosocial profiles of university students’ emotional adjustment, perceived social support, self-efficacy belief, and foreign language anxiety during COVID-19 // Educational and Developmental Psychologist. 2023. Vol. 40. № 1. P. 51—62. DOI:10.1080/20590776.2021.2012085
- Zaccaro S.J., Kemp C., Bader P. Leader traits and attributes [Электронный ресурс] // The nature of leadership / Eds. J. Antonakis, A.T. Cianciolo, R.J. Sternberg. Thousand Oaks: Sage Publications Inc, 2004. P. 101—124. URL: https://psycnet.apa.org/record/2017-45289-002 (дата обращения: 28.06.2024).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 237
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 68
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8