Психосоциальный портрет успешного директора школы российского мегаполиса

68

Аннотация

Исследователи во всем мире изучают директоров школ с разных сторон, пытаясь составить психосоциальный профиль успешного директора школы. Авторы использовали качественный подход, который включал проведение фокус-группы с директорами и заместителями школ мегаполиса для выявления управленческих практик и представлений о ключевых характеристиках успешного лидера. По результатам исследования авторы выделили пять доменов психосоциального профиля директора школы мегаполиса: выстраивание отношений, ведение организации, управление в ситуации неопределенности, менеджмент и улучшение школы. Авторы выделили сходства и различия в характеристиках директора школы российского Мегаполиса, обусловленные спецификой контекста, при сравнении с профилями других стран. Результаты исследования выявили, что успешный директор, как в России, так и за рубежом, должен быть эффективным коммуникатором и обладать такими личностными характеристиками, как честность, справедливость и эмпатия. Особенностью профиля директора школы российского мегаполиса является акцент на навыках администрирования (операционное видение, управление процессами и способность к делегированию), которые не были выявлены в международных исследованиях. Более того, умение решать конфликты и проявлять решительность также являются ключевыми характеристиками директора школы мегаполиса.

Общая информация

Ключевые слова: директор школы, управление школой, лидерство, психосоциальное профилирование, компетенции, российский мегаполис

Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130210

Благодарности. The authors are grateful for assistance in data collection to Isaeva N.V., Seregin K.S.

Получена: 02.05.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Павлова М.К., Цатрян М.А. Психосоциальный портрет успешного директора школы российского мегаполиса [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 102–118. DOI: 10.17759/jmfp.2024130210

Подкаст

Полный текст

Краткое изложение содержания статьи на русском языке

Введение

Важность создания психосоциального профиля личности подтверждается различными исследованиями и практиками [36; 37]. Психосоциальный анализ может выявить взаимосвязь психического и социального, позволяя провести глубокий анализ ситуативной природы опыта отдельного человека для различных показателей профессиональной деятельности. Особенно это важно в контексте лидерства, поскольку лидеры несут ответственность за влияние, вдохновение, интеллектуальное стимулирование и развитие своих сотрудников [30]. Исследователи предпринимали различные попытки создать психосоциальные профили лидеров в различных областях [1; 6], однако большинство из них опираются на теории лидерства или управленческих практик и не фокусируются на психосоциальных профилях личности. Информация о психосоциальных и эмоциональных характеристиках, которые часто воспринимаются как компетенции [37], также привлекает внимание компаний, которые хотят не только учитывать знания и профессиональный опыт кандидатов, но и располагать информацией о личностных качествах кандидата [8]. Такая же тенденция может быть замечена и в изучении психосоциального профилирования директоров школ, которое используется при оценке будущих кандидатов на их роли [37].
Директор школы сегодня является ключевой фигурой в общем образовании, ответственной за выстраивание отношений между различными участниками образовательного процесса, формирование общего видения школы, ориентированного на высокие стандарты и успех всех учеников, обеспечение качества и ведение школы к достижению результатов [25; 35]. Подготовка успешного лидера должна включать не только учет его/ее знаний, но также личностные черты и навыки, формирующие его/ее психосоциальный портрет. Заккаро и др. (2004) доказали важность психологических атрибутов и призвали к более широкому анализу черт личности. Они утверждали, что лидерство лучше всего предсказывается комбинацией характеристик, включающих когнитивные способности, ориентацию личности, мотивы и ценности, социально-психологические навыки восприятия, решения проблем, общего и специфического опыта. Более того, психосоциальное профилирование потенциальных директоров используется для понимания психологической готовности будущих директоров [2; 14]. Наконец, четкое психосоциальное профилирование позволяет создавать психометрические инструменты для оценки компетенций будущих и текущих директоров [28; 37].
Следует отметить, что психологическое профилирование директоров школ различается в различных контекстах. Американская и британская оценки школьного лидерства концентрируются на его трансформационных и педагогических сторонах. Оба конструкта отражены в различных показателях поведения директоров. Таким образом, трансформационное лидерство направлено на способность школьного лидера влиять на школьный климат и культуру своими действиями [32], следовательно, им нужно демонстрировать харизму и способность интеллектуально стимулировать своих сотрудников. В Индонезии социальный аспект страны требует от директора быть не только объективным, демократичным, дружелюбным, честным, дисциплинированным, уверенным, способным контролировать эмоции, ценить, мотивировать, справедливым и сильным, но также быть религиозным человеком, который адаптирует управление с учетом религиозных особенностей страны [44]. В Южной Африке компетенции успешного школьного лидера включают такие характеристики, как гибкость, творчество, ораторские навыки, сотрудничество, критическое мышление и способность решения проблем [10].
Российские исследователи уже предпринимали шаги к составлению портрета успешного российского директора. Однако они не учитывали специфику требований системы образования Метрополиса, контекст которой требует определенных психологических качеств и компетенций от директора школы [2]. Более того, важность изучения директоров школ российских мегаполисов отдельно подтверждается и в других исследованиях [3; 33]. Тем не менее существующие исследования профилей руководителей школ мегаполиса в основном сосредоточены на управленческих практиках и стилях принятия решений директорами [3; 33].
Таким образом, целью данного исследования является профилирование директора школы российского Мегаполиса, определение его/ее психосоциальных характеристик и рассмотрение их в срезе международных исследований. Фактически, создание отдельного психосоциального профиля директора школы российского мегаполиса имеет решающее значение, поскольку представляет собой уникальный контекст с централизованной системой, в которой директора школ управляют огромными образовательными комплексами.

Методы

Участниками исследования стали 7 опытных директоров и 5 заместителей (4 мужчины) из 12 школ одного из самых больших российских мегаполисов. Специфика данного мегаполиса в том, что школы представляют собой огромные образовательные комплексы. Так, 80% школ имеют пять и более зданий, которые могут быть расположены в разных районах.
Сбор данных происходил в формате фокус-групп с участием двух модераторов. Все участники дали вербальное согласие на аудиозапись. Анализ данных был проведен с помощью методологии поведенческого анализа, предложенной Фельдманом и Валенти (2001), включающей три основных этапа: сбор информации о поведении директора школы мегаполиса с помощью качественных данных (фокус-группы), классификация по категориям на основе содержания и анализ (выявление ключевых компетенций успешного директора) [39].
Для проведения исследования мы использовали матрицу директора школы — концептуальную рамку, разработанную лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ. Матрица была сформирована на основе профессионального стандарта директора школы [5], требований к аттестации на должность директора, интервью с директорами и заместителями школ мегаполиса, анализа профессиональных профилей и опыта успешного школьного руководства в других странах. Таким образом, матрица, с учетом контекста, охватывает ключевые направления управления и задачи директора школы Мегаполиса. Матрица включает четыре ключевых направления управления: образовательный процесс, управление школой, развитие школы, построение отношений и сотрудничество со стейкхолдерами.
Матрица директоров школ служила основанием для проведения фокус-групп с директорами и их заместителями и позволила нам раскрыть поведенческие паттерны, проявляемые управленцами. Всего мы провели три фокус-группы с опытными руководителями и заместителями российского мегаполиса. Каждая сессия была разделена на две части и длилась пять часов с 30-минутным перерывом.
В первой части респондентам предложили развернуть каждый из блоков, включенных в матрицу. Например, внутри направления «образовательный процесс» респонденты должны были предложить реальные поведенческие проявления и действия, осуществляемые директором школы мегаполиса. Процедура проводилась в несколько этапов, что позволило детализировать разнообразие управленческих практик директоров школ в мегаполисе:
  • индивидуально;
  • в парах;
  • в группе из четырех человек.
Во второй части респондентам было предложено поделиться вызовами и сложностями, с которыми они столкнулись в конкретных направлениях матрицы:
  • каждый респондент составил свой собственный список;
  • списки респондентов были объединены;
  • респондентам было предложено ранжировать проблемы;
  • респондентам было предложено разработать решения в парах и составить список лидерских качеств, необходимых для решения проблемы.
Результаты обсуждений были записаны с помощью приложения для записи звука «Диктофон» на iPhone-12 и впоследствии расшифрованы авторами статьи вручную.
Анализ и обработка данных были произведены с использованием метода качественного контент-анализа, а точнее методологии, разработанной Брауном и Кларком (2006), которая предусматривает шесть ключевых этапов: знакомство с данными, генерация исходных кодов, поиск тем, обобщение тем, их определение, наименование и составление отчета [13].

Результаты

Оба автора принимали участие в анализе транскриптов и были знакомы со всем объемом данных, содержащих различные случаи из ежедневных практик директора школы мегаполиса. После этого результаты исследования были систематизированы на группы, представляющие различные практики, соответствующие матрице, используемой для сбора данных. На основе анализа полученных данных были выявлены ключевые компетенции «успешного директора» мегаполиса и произведена их классификации.
В процессе анализа выяснилось, что названия блоков матрицы недостаточно четко описывают использование конкретных поведенческих характеристик и личностных качеств, поэтому они были переименованы. В результате мы получили психосоциальный профиль директора школы мегаполиса, состоящий из пяти доменов: выстраивание отношений, ведение организации, управление в ситуации неопределенности, менеджмент и улучшение работы школы.
Анализ данных сессии фокус-группы показал, что при решении задач в рамках одного домена директора школ могут использовать несколько компетенций одновременно, например, была подчеркнута важность навыков делегирования в процессе управления школой и в ситуациях неопределенности.
После определения доменов мы осуществляли поиск и анализ тем с помощью таблицы индуктивного кодирования [7] с двумя столбцами, в которой брали фрагменты транскрипта, разделенные на предложения, и присваивали каждому из них коды, в том числе опираясь на названия компетенций, которые встречались в зарубежных исследованиях.
Руководители школ российских мегаполисов подчеркнули, что большую часть времени они тратят на выстраивание отношений, в том числе на общение с органами власти, внешними партнерами, преподавателями, учащимися, коллегами и т. д. Согласно их моделям поведения в этом направлении, наиболее значимы такие компетенции, как коммуникативность, адаптивность и эмоциональный интеллект, который включает в себя самосознание, самоуправление, социальную осведомленность и управление отношениями [20].
Наконец, директор школы должен создавать общий климат в школе, где он должен продемонстрировать навыки сотрудничества, трудовую мотивацию, надежность, дружелюбие. Компетенции, связанные с построением взаимоотношений, переплетаются с доменом ведения организации. В этом блоке респонденты настаивали на важности проявления честности, твердости, напористости и нравственности.
Директору школы мегаполиса также следует проявлять смелость, быстроту мышления и действий, а также хорошо справляться со сложностями и даже с унижением. Также он должен быть готов к сотрудничеству с партнерами и коллегами.
Следующий домен связан с управлением в ситуации неопределенности, когда директору приходится демонстрировать свою гибкость, ловкость, саморазвитие (желание учиться), а также навыки делегирования. Более того, директор школы мегаполиса должен уметь работать не только в неопределенной, но и даже в агрессивной среде и быть устойчивым к стрессу.
Другой домен, определяющий управленческие практики директоров школ мегаполиса, связана с менеджментом организации. В то время как, проанализированные в обзоре литературы директора школ других стран управляют одной школой, директор школ российского мегаполиса отвечает за образовательный комплекс. Такой специфический контекст определяет потребность в таких компетенциях, как навыки делегирования, операционное видение и системное мышление. Фактически, контекст мегаполиса затрудняет участие директора в школьной жизни, поскольку невозможно появляться во всех местах одновременно. Тем не менее респонденты подтвердили, что если возникает ситуация с учителями или учениками, требующая их личного внимания, они должны продемонстрировать такие качества и навыки, как справедливость, умение решать проблемы и сочувствие.
Стратегическое планирование, умение следовать определенному алгоритму, конкурентоспособность, аналитическое мышление и ответственность играют ключевую роль в другом домене деятельности директоров — улучшении аботы школы (school improvement). Фактически, улучшение работы школ в первую очередь осуществляется посредством анализа школьных данных, поскольку директора школ должны гарантировать, что они соответствуют требованиям системы. Директор школы мегаполиса контролирует общешкольные показатели эффективности, установленные подотчетное системой. Кроме того, директор школы несет ответственность за результаты работы школы перед государственными структурами, что влияет на заработную плату его подчиненных, финансовую поддержку, рейтинг школы.
Таким образом, анализ результатов, касающихся психосоциального профиля директора школы мегаполиса, показывает, что, несмотря на влияние характеристик контекста, некоторые категории профиля школьного руководителя кажутся универсальными. Как в международном, так и в контексте российского мегаполиса успешные директора должны демонстрировать высокий уровень коммуникативных навыков и выстраивания отношений, которые также подразумевают наличие определенных психологических качеств, таких как честность, сочувствие, надежность, справедливость и дружелюбие. Однако некоторые характеристики, такие как открытость и оптимизм, прослеживающиеся в зарубежных исследованиях, не встречаются в ответах респондентов. При этом респонденты уделяли большое внимание разрешению конфликтов и напористости. Проанализированные ситуации подтвердили, что успешный директор мегаполиса должен уметь донести свою точку зрения до всех вовлеченных сторон (органов управления образованием, заместителей, учителей, родителей и т.д.) и решать возникающие проблемы.
Подобную ситуацию можно наблюдать и в других доменах. Некоторые черты личности и поведенческие характеристики совпадают в большинстве наблюдаемых профилей, в том числе в российском мегаполисе, например, стрессоустойчивость, гибкость, стратегическое мышление, системное мышление, способность решать проблемы и стойкость. Тем не менее некоторые компетенции, вытекающие из домена менеджмента, такие как умение действовать согласно алгоритму, оперативное видение, навыки делегирования, по-видимому, не являются специфичными для директоров школ, представленных стран, в отличие от российского мегаполиса. Действительно, отдельный фокус в профиле директора школы мегаполиса сделан на навыки администрирования. Мы предполагаем, что эти компетенции характерны не только для конкретного профиля директора школы мегаполиса, но также справедливы и для российских директоров в целом. Ряд исследований, проведенных в России, продемонстрировал, что российские директора тратят 1/3 своего времени на выполнение административных задач [3; 33]. Респонденты также отметили, что они получают оперативные задания каждый день. В связи с этим несмотря на то, что они подтвердили важность управления образовательным процессом, время, которое они тратят на такие задачи, ограничено.
Анализ литературы, а также наши исследования еще раз подчеркнули, что психосоциальные профили директоров школ разных стран имеют как сходства, так и различия. Мы полагаем, что учет таких различий имеет важное значение, поскольку они помогают отразить особенности подходов разных образовательных систем к определению и понятия «успешный директор». Такие характеристики задаются контекстом и подчеркивают различия в вызовах, с которыми сталкиваются директора, а также подчеркивают фокус образовательных систем.
Результаты данного исследования следует анализировать, учитывая следующие ограничения. Во-первых, исследование не преследует цели обобщения результатов на другие мегаполисы России. Во-вторых, мы считаем необходимым реплицировать результаты исследования, используя количественную методологию для уточнения и обоснования валидности полученного списка психосоциальных характеристик, поскольку результаты исследования характеризуют относительно небольшую по размеру выборку и не содержат демографических характеристик респондентов. Несмотря на то, что качественная методология, использованная в этом исследовании, облегчила построение обобщенного профиля успешного директора, который может быть использован в широком спектре школьных контекстов, важно признать, что дальнейшая сегментация школ внутри мегаполиса может способствовать дальнейшему развитию этого профиля, повышая его применимость при разработке программ профессионального развития и способствуя более целенаправленным инициативам, направленным на развитие лидерства.

Литература

  1. Брит Н.В. Современный портрет эффективного руководителя: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С. 159—167. DOI:10.17223/19988648/50/11
  2. Казанцев Д.И., Минюрова С.А. Исследование психологической готовности руководителей образовательных организаций к управленческой деятельности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2021. № 4(7). С. 87—101. DOI:10.17853/2686-8970-2021-4-87-101
  3. Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. № 2(82). P. 70—85. DOI:10.22394/2078-838X-2020-2-70-85
  4. Миронова С.Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. P. 71—82. DOI:10.17759/psylaw.2017070306
  5. Приказ от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Москва, 2021. 33 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109020036?index=1 (дата обращения: 27.06.2024).
  6. Хаджиева Д.Х. Социально-психологический портрет современного предпринимателя // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1—2(71). С. 186—188. DOI:10.24411/2411-0450-2021-1094
  7. Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т. Метод тематического анализа в изучении представлений о женском лидерстве [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2020. Том 10. № 3. С. 85—99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44391183 (дата обращения: 27.06.2024).
  8. Abdullajanova D. Socio-Psychological Criteria For The Construction Of A Psychological Profile In Training Personnel For Innovative Management Activities // SPAST Reports. 2024. Vol. 1. № 1. Preprint. DOI:10.69848/sreports.v1i1.4616
  9. Analysis of the psychosocial profile of pre-service teachers / I. García Martínez, J.M. Augusto-Landa, E. Pérez-Navío, S.P. León // Educación XX1. 2022. Vol. 25(1). P. 41—65. DOI:10.5944/eduxx1.30236
  10. Awodiji O.A., Naicker S.R. Preparing school leaders for the fourth industrial revolution: An assessment of their continuous professional development needs // Social sciences & humanities open. 2023. Vol. 8. № 1. Article ID 100521. 8 p. DOI:10.1016/j.ssaho.2023.100521
  11. Bergee M.J., Grashel J.W. Psychosocial profiles of music education undergraduates based on Erikson's principles of epigenetic development [Электронный ресурс] // Visions of Research in Music Education. 2021. Vol. 16. Article ID 4. 13 p. URL: https://digitalcommons.lib.uconn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1795&context=vrme (дата обращения: 27.06.2024).
  12. Boshkovska V. Required leadership skills and characteristics of a modern school principal [Электронный ресурс] // Knowledge-International Journal. 2022. Vol. 51. № 2. P. 375—378. URL: http://ikm.mk/ojs/index.php/kij/article/view/5127 (дата обращения: 27.06.2024).
  13. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative research in psychology. 2006. Vol. 3. № 2. P. 77—101. DOI:10.1191/1478088706qp063oa
  14. Bredeson P.V. A profile of prospective principals: School leader for the next century [Электронный ресурс] // Education. 1991. Vol. 111. № 4. P. 510—515. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=1619698 (дата обращения: 27.06.2024).
  15. Building a Generation of Qualified Leaders: Leadership Education Strategies in Schools [Электронный ресурс] / A.S. Cahyono, L. Tuhuteru, S. Julina, S. Suherlan, A.M.A. Ausat // Journal on Education. 2023. Vol. 5. № 4. P. 12974—12979. URL: https://www.jonedu.org/index.php/joe/article/view/2289 (дата обращения: 27.06.2024).
  16. Building leadership skills in educational leadership: A case study of successful school principals / O.K.T. Kilag, M. Heyrosa-Malbas, D.D. Ibañez, G.A. Samson, J.M. Sasan // International Journal of Scientific Multidisciplinary Research. 2023. Vol. 1. № 8. P. 913—926. DOI:10.55927/ijsmr.v1i8.3571
  17. Burning passion, burning out: The passionate school principal, burnout, job satisfaction, and extending the dualistic model of passion / M. Horwood, H.W. Marsh, P.D. Parker, P. Riley, J. Guo, T. Dicke // Journal of Educational Psychology. 2021. Vol. 113. № 8. P. 1668—1688. DOI:10.1037/edu0000664
  18. Bush T. Assessing successful school leadership: What do we know? // Educational Management Administration & Leadership. 2021. Vol. 49. № 5. P. 687—689. DOI:10.1177/17411432211034675
  19. Bush T. Challenges facing school principals: Problems and solutions // Educational Management Administration & Leadership. 2022. Vol. 50. № 4. P. 533—535. DOI:10.1177/17411432221096238
  20. Craig J.B. The relationship between the emotional intelligence of the principal and teacher job satisfaction: dr. Sci. (Education) diss [Электронный ресурс]. Philadelphia: University of Pennsylvania, 2008. 143 p. URL: https://www.proquest.com/docview/304494361 (дата обращения: 27.06.2024).
  21. Day C., Sammons P., Gorgen K. Successful School Leadership [Электронный ресурс]. Highbridge: Education development trust, 2020. 59 p. URL: https://www.edt.org/research-and-insights/successful-school-leadership-2020-publication/ (дата обращения: 27.06.2024).
  22. Fernandes V., Wong W., Noonan M. Developing adaptability and agility in leadership amidst the COVID-19 crisis: experiences of early-career school principals // International Journal of Educational Management. 2023. Vol. 37. № 2. P. 483—506. DOI:10.1108/IJEM-02-2022-0076
  23. Fosco S.L.D. Educational leader wellbeing: A systematic review // Educational Research Review. 2022. Vol. 37. Article ID 100487. DOI:10.1016/j.edurev.2022.100487
  24. Grissom J.A., Egalite A.J., Lindsay C.A. How principals affect students and schools [Электронный ресурс]. N.Y.: Wallace Foundation, 2021. 136 p. URL: https://my.vanderbilt.edu/jasongrissom/files/2012/05/Grissom-Egalite-Lindsay-How-Principals-Affect-Students-and-Schools.pdf (дата обращения: 27.06.2024).
  25. Gülcan M.G. Research on instructional leadership competencies of school principals [Электронный ресурс] // Education. 2012. Vol. 132. № 3. P. 625—636. URL: https://openurl.ebsco.com/EPDB:gcd:5:7322581/detailv2?sid=ebsco:plink:scholar&id=ebsco:gcd:73342110&crl=c (дата обращения: 27.06.2024).
  26. Gunnulfsen A.E. Conceptualizing Successful School Leadership in Norway: Political and Cultural Practices // Education Sciences. 2023. Vol. 13. № 8. Article ID 787. 11 p. DOI:10.3390/educsci13080787
  27. Gurr D. A model of successful school leadership from the international successful school principalship project // Societies. 2015. Vol. 5. № 1. P. 136—150. DOI:10.3390/soc5010136
  28. Huber S.G., Hiltmann M. Competence Profile School Management (CPSM) — an inventory for the self-assessment of school leadership // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. 2011. Vol. 23. P. 65—88. DOI:10.1007/s11092-010-9111-1
  29. Kara S.B.K., Ertürk A. Mental models of the school principals on “leadership” // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 2145—2152. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.02.014
  30. Krasnoff B. Leadership qualities of effective principals [Электронный ресурс] // Education Portland: Northwest, 2015. 10 p. URL: https://compcenternetwork.org/sites/default/files/archive/research-brief-leadership-qualities-effective-principals.pdf (дата обращения: 27.06.2024).
  31. Lambert M., Bouchamma Y. Leadership requirements for school principals: similarities and differences between four competency standards [Электронный ресурс] // Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2019. № 188. P. 53—68. URL: https://cdm.ucalgary.ca/index.php/cjeap/article/view/43249 (дата обращения: 27.06.2024).
  32. Leithwood K., Jantzi D. Transformational school leadership effects: A replication // School effectiveness and school improvement. 1999. Vol. 10. № 4. P. 451—479. DOI:10.1076/sesi.10.4.451.3495
  33. Managing to lead? Contemporary perspectives on principals’ practices in Russia / A. Harris, A. Kasprzhak, M. Jones, N. Isaeva // The Wiley International Handbook of Educational Leadership / Eds. D. Waite, I. Bogotch. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2017. P. 397—413. DOI:10.1002/9781118956717.ch21
  34. McHugh R. A six-component conceptualization of the psychosocial well-being of school leaders: devising a framework of occupational well-being for Irish primary principals // International Journal of Leadership in Education. 2023. 33 p. Preprint. DOI:10.1080/13603124.2023.2218112
  35. Mombourquette C. The Role of Vision in Effective School Leadership // International Studies in Educational Administration (Commonwealth Council for Educational Administration & Management (CCEAM)). 2017. Vol. 45. № 1. P. 19—37.
  36. Personality traits of expert teachers of students with behavioural problems: a review and classification of the literature / S. Buttner, S.J. Pijl, J. Bijstra, E. van den Bosch // The Australian educational researcher. 2015. Vol. 42. P. 461—481. DOI:10.1007/s13384-015-0176-1
  37. Portillo A.E., Mancera-Valencia F.J. The processes of recruitment and selection of personnel: Between objectivity and subjectivity // International Journal of Social Sciences Perspectives. 2021. Vol. 9. № 1. P. 1—8. DOI:10.33094/7.2017.2021.91.1.8
  38. Professional development needs analysis of school administrators and teachers in Turkey / İ. Aydin, B. Toptaş, A. Kaysılı, G. Tanrıverdi, N. Güngören, Ş. Topçu // Kastamonu Education Journal. 2021. Vol. 29. № 2. P. 428—441. DOI:10.24106/kefdergi.821505
  39. Profiling political leaders: Cross-cultural studies of personality and behavior / Eds. O. Feldman, L.O. Valenty. Westport: Praeger Publishers, 2001. 320 p.
  40. Reviews of National Policies for Education Netherlands 2016 Foundations for the Future [Электронный ресурс] / OECD. Paris: OECD Publishing, 2016. 161 p. URL: https://www.oecd.org/netherlands/netherlands-2016-9789264257658-en.htm (дата обращения: 27.06.2024).
  41. Roslan S., Sharifah M.N., Thirumalai V.N. The burnout phenomenon: Changes in psychosocial profiles of secondary school teachers [Электронный ресурс] // Pertanika Journal of Social Science and Humanities. 2012. Vol. 20. P. 157—174. URL: http://www.pertanika.upm.edu.my/pjtas/browse/regular-issue?article=JSSH-0667-2012 (дата обращения: 27.06.2024).
  42. School Principal Test [Электронный ресурс] // Creative Organisational Design. Waterloo, 2024. URL: https://www.creativeorgdesign.com/tests/school-principal-test/ (дата обращения: 28.06.2024).
  43. Should I stay or should I go? Associations between occupational factors, signs of exhaustion, and the intention to change workplace among Swedish principals / I. Arvidsson, U. Leo, A. Oudin, K. Nilsson, C. Håkansson, K. Österberg, R. Persson // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 10. Article ID 5376. 20 p. DOI:10.3390/ijerph18105376
  44. Sudharta V.V.A., Rosidah A.A., Mujiati M.M. School Principal's Leadership Behavior in Psychology Perspective // 2nd International Conference on Educational Management and Administration (CoEMA 2017). Amsterdam: Atlantis Press, 2017. P. 28—33. DOI:10.2991/coema-17.2017.6
  45. Supportive and demanding managerial circumstances and associations with excellent workability: a cross-sectional study of Swedish school principals / R. Persson, U. Leo, I. Arvidsson, K. Nilsson, K. Österberg, C. Håkansson // BMC psychology. 2021. Vol. 9. Article ID 109. 15 p. DOI:10.1186/s40359-021-00608-4
  46. Van der Vyver C.P., Van der Westhuizen P.C., Meyer L.W. Caring school leadership: A South African study // Educational Management Administration & Leadership. 2014. Vol. 42. № 1. P. 61—74. DOI:10.1177/1741143213499257
  47. Wang C., Teng M.F., Liu S. Psychosocial profiles of university students’ emotional adjustment, perceived social support, self-efficacy belief, and foreign language anxiety during COVID-19 // Educational and Developmental Psychologist. 2023. Vol. 40. № 1. P. 51—62. DOI:10.1080/20590776.2021.2012085
  48. Zaccaro S.J., Kemp C., Bader P. Leader traits and attributes [Электронный ресурс] // The nature of leadership / Eds. J. Antonakis, A.T. Cianciolo, R.J. Sternberg. Thousand Oaks: Sage Publications Inc, 2004. P. 101—124. URL: https://psycnet.apa.org/record/2017-45289-002 (дата обращения: 28.06.2024).

Информация об авторах

Павлова Мария Константиновна, cтажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании, аналитик лаборатории управления школой, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0813-5157, e-mail: mkpavlova@hse.ru

Цатрян Марина Арменовна, эксперт лаборатории управления школой Института образования, преподаватель Департамента образовательных программ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8998-9382, e-mail: marinatsatrian57@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 237
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 68
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8