Стресс учащегося — неизбежное зло или педагогический инструмент?

962

Аннотация

В статье рассматривается суть теории физиологического стресса Ганса Селье, анализируется влияние стресса на работоспособность (обучаемость) учащегося. Обосновывается важность учета уровня стресса учащегося при планировании и организации учебного процесса. На основании результатов анализа показывается возможность использования управляемого стресса в качестве педагогического инструмента. Продемонстрированы примеры изменения состояния учащегося в зависимости от уровня стресса, рассмотрена возможность использования этих изменений.

Общая информация

Ключевые слова: стресс, дистресс, эустресс стрессор, адаптация, сопротивляемость (резистентность), стрессовая ситуация, отношение к стрессовой ситуации

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Залесский М.Л. Стресс учащегося — неизбежное зло или педагогический инструмент? [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 91–96. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Zaleski (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Некоторое время назад автору довелось принять участие в исследовании процессов, связанных с адаптацией первокурсников к условиям вуза. В ходе исследования отслеживалось, в том числе, изменение уровня тревожности студентов в течение первого года обучения. Очевидно, что новый коллектив, новая организация обучения должны вызывать у студента состояние стресса, уровень которого можно оценить по изменению уровня тревожности.

Литература

  1. Залесский М.Л., Винник В.К., Нацвалова М.Ю. Использование возможностей социальных сетей в решении психологических проблем адаптации первокурсников в вузе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — Т. 156. — № 22(4). — С. 121–128.
  2. Залесский М.Л. Некоторые аспекты работы школьной секции туризма // Педагогическое обозрение. — 1999. — №3. — С. 17–24.
  3. Залесский М.Л., Скобло М.Р. К вопросу о преподавании физики студентам гуманитарных специальностей: теория и практика // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — Т. 132. — №4. — С. 147–153.
  4. Залесский М.Л. Соревнования по ОБЖ: побеждают все! // ОБЖ. — 2001. — №2. — С. 34–36
  5. Селье Г. Стресс жизни. — [Электронный ресурс] URL: http://www.6lib.ru/books/stress_jizni_23887.html
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
  7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2007. — 256 с.
  8. Элкин А. Стресс для «чайников». — М.: Вильямс, 2006. — 320 с.

Информация об авторах

Залесский Михаил Львович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель руководителя отдела дневного обучения по воспитательной работе, ННГУ ФУП

Метрики

Просмотров

Всего: 1259
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 962
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7