Принципы и направления коррекции состояния беспомощности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

12

Аннотация

В статье дается описание программы, направленной на коррекцию состояния беспомощности у старших дошкольников, страдающих ЗПР. Полная версия статьи, включающая программу тренинговых занятий для детей и родителей «Мы вместе», представлена в электронной версии журнала на CD-диске.

Общая информация

Ключевые слова: тренинг, коррекция, ЗПР, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Особые дети

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Завертяева А.А. Принципы и направления коррекции состояния беспомощности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 74–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Zavertyaeva (дата обращения: 02.04.2023)

Фрагмент статьи

Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем, — это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Минобразования РФ, 1998. — С. 85–92.
  2. Батурин Н.А., Выбойщик И.В. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов. — Т. 2. — Челябинск: ЮУрГУ, 2000. — С. 116–127.
  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство в 2_х частях. — М.: Генезис, 2001. — 160 с.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. — М., 2000.
  5. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. — Т. 4. — М., 1984. — 432 с.
  7. Галажинский Э.В. Некоторые психологические проблемы изучения самореализации личности // Современная психология: состояние и перспективы. — Т. 2. — М., 2002.
  8. Залевский Г.В., Завертяева А.А. Состояние беспомощности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и возможности его коррекции // Сибирский психологический журнал. — 2016. — №61. — С. 78–90.
  9. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития человека и его здоровья // Сибирский психологический журнал. — 2009. — №33. — С. 99–103.
  10. Залевский Г.В. К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. — 1999. — №10. — С. 53–56.
  11. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. — М.: ИП РАН, 2007. — 336 с.
  12. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный подход. — Томск: ТГУ, 2000.
  13. Кузьмина А.С. Выученная беспомощность в контексте когнитивно-бихевиорального направления // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2010. — №7. — С. 290–292.
  14. Кулаков С.А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств. — СПб: Речь, 2007. — 294 с.
  15. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989. — 92 с.
  16. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 1990. — 196 с.
  17. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. — М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  18. Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. — Ростов-на-Дону: Южно-Российский гуманитарный институт, 2000.
  19. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. — Томск: ТГУ, 1988.
  20. Скоромец А.П., Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции [Электронный ресурс] // Лечащий врач. — 2011. — №5/11. — URL: http:// www.lvrach.ru/2011/05/15435193/ (дата обращения 14.05.2013).
  21. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990. — 96 с.
  22. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
  23. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: Автореф. дисс. ...д-ра психол. наук. — М., 1983. — 38 с.
  24. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие. — М.: Академия, 2007. — 176 с.
  25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
  26. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с.
  27. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб: Речь, 2005. — 477 с.

Информация об авторах

Завертяева Анна Александровна, учитель, дефектолог, МАДОУ д/с №20, аспирант направления подготовки «Психологические науки», направленность «Медицинская психология», кафедры психологии и социальной работы Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 29
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 12
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0