Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего

1418

Аннотация

Данная статья посвящена описанию и анализу профилактики деструктивного поведения подростков как основы для разработки превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Раскрываются причины, влияющие на деструктивное поведение личности несовершеннолетнего. Приведено содержание превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, деструктивное поведение, воспитательная и социально-психологическая работа, превентивная работа

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шиняев К.А. Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 78–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Chinaev (дата обращения: 23.07.2024)

Полный текст

Подростковый возраст — самый сложный период в жизни человека. Личностная нестабильность подростка порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одним из проявлений нестабильности является деструктивное поведение.

Профилактика деструктивного поведения подростков представляется сегодня исключительно важным и актуальным направлением. С каждым годом всё больше подростков вовлекается в такие формы противоправного поведения, как хулиганство, кражи, наркомания, бродяжничество и т. д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.

Среди ученых-правоведов проблема совершенствования профилактики девиантного поведения несовершеннолетних все чаще рассматривается в междисциплинарном аспекте [2, 3, 4, 6, 7].

В структуре российской системы исполнения наказаний функционируют 23 воспитательные колонии, в которых содержатся 1393 осужденных подростка. Более половины из них являются лицами, которые до осуждения состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Однако необходимо отметить, что в России за последние пять лет численность несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, снизилась в 1,6 раза. Связано это с либерализацией уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних. Тем самым в учреждениях уголовно-исполнительной системы оказываются наиболее криминализированные и педагогически запущенные подростки, чаще всего выросшие в социально неблагополучных семьях.

Воспитательная и социально-психологическая работа воспитательных колоний направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, основана на принципах социальной и гуманизма[I], приоритета общечеловеческих ценностей. Несовершеннолетние получают образование, профессии, востребованные на рынке труда, таким образом снижается риск повторного совершения преступления.

На долгом «пути следования» несовершеннолетнего правонарушителя, находящегося на свободе до вынесения судом обвинительного приговора и этапирования в места лишения свободы, проходит существенное количество времени. И становится действительно значимым то влияние, которое оказывает окружающий мир на формирование социальной позиции подростка, выбор его увлечений, успешность обучения.

Влияние на деструктивное поведение личности несовершеннолетнего оказывается с разных сторон: • неблагополучное воспитание и плохие условия проживания;

• транслирование негативных событий средствами массовой информации;

• лёгкий доступ к травмирующей психику информации в сети интернет [5, с. 465-468];

•  желание несовершеннолетнего идентифицироваться и одновременно показать свою индивидуальность ориентирует его на включение в неформальные молодежные субкультуры (музыкальные, геймерские, дворовые, а порой и в маргинальную молодежную субкультуру), члены которых, находясь в невыгодном положении вследствие бедности и занятой протестной социальной позиции, стремятся компенсировать непризнание в обычном обществе на основе решения возникающих проблем преступным способом.

Работа по предотвращению деструктивного поведения несовершеннолетнего должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Следует отметить, что превентивная работа с несовершеннолетними правонарушителями строится следующим образом:

• постоянное наблюдение за семьёй трудного подростка (по улучшению социальных, бытовых, культурных и материальных условий жизни), неформальных групп несовершеннолетних, проводимое командой социальных работников и сотрудников правоохранительной системы;

• разработка программы наставничества, состоящей в том, что проблемный подросток прикрепляется к взрослому, который оказывает ему всяческую посильную поддержку;

•  популяризация здорового образа жизни, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;

• вовлечение подростков в полезные виды деятельности (волонтёрское движение, деятельность по благоустройству города);

•  открытие кадетских классов;

•  привлечение специалистов служб психического здоровья [цит. по: 1, с. 85], органов социальной защиты населения, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Опыт отечественных и зарубежных исследователей показывает важность создания программ, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних. Осуществление ведется на основе координации со стороны госструктур, правоохранительных органов и социальных служб с широким привлечением гражданских специалистов и благотворительных фондов.

Только доброе сердце помогает жить в ладу с самим собой и конструктивно взаимодействовать с обществом в целом.

Даже если у подростка имеются признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах профилактической работы по деструктивному поведению личности несовершеннолетнего всё ещё можно исправить. Ведь еще Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».

Как дальше жить и действовать, чтобы не допустить потери поколений?! Верить, поддерживать и любить! Быть примером. К делу приучать и Родиной гордиться.

 


[I] Вопросам предупреждения подростковой преступности и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних посвящены Минимальные стандартные правила ООН (1985 г), известные под названием «Пекинские Правила», и Руководящие принципы ООН (1990 г) для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г).

Литература

  1. Ганишина, И.С. К вопросу об оказании помощи несовершеннолетним с девиантным, делинквентным и аддиктивным поведением / И.С. Ганишина // Совершенствование организации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: Сборник статей / Отв. ред. Иглина Н.Б. — Архангельск, 2010.
  2. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. — СПб, 2004. — 520 с.
  3. Гречишкин, Ю.Н. Предупреждение девиантного и преступного поведения несовершеннолетних / Под общ. ред. проф. О.В. Старкова / Ю.Н. Гречишкин, О.В. Старков. — Краснодар, 2004. — 248 с.
  4. Игнатенко, В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы): Монография / В.И. Игнатенко. — Рязань, 1996. — 168 с.
  5. Полухина, М.В. Позитивное и деструктивное влияние Интернета на современную российскую молодежь / М.В. Полухина // Молодежь и будущая Россия: Материалы Третьей всероссийской научной научно-практической конференции. — М., 2008. — С. 465–468.
  6. Пудовочкин, Ю.Е. Уголовно-правовые и криминологические проблемы предупреждения преступлений против несовершеннолетних: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук/ Ю.Е. Пудовочкин. — М., 2005.
  7. Шестаков, Д.А. Семейная криминология: криминофамилистика / Д.А. Шестаков. — СПб, 2003. — 288 с.

Информация об авторах

Шиняев Клим Александрович, старший психолог психологической лаборатории, ФКУ ИК-9 УФСИН, Россия, e-mail: box.450061@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2179
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1418
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0