Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

1591

Аннотация

В статье рассматривается организационная модель психолого-педагогической диагностики и сопровождения детей и подростков с нарушениями поведения. Предложен подход к анализу факторов предрасположенности к возникновению и закреплению девиантных форм поведения в рамках проведения комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Общая информация

Ключевые слова: модель обследования, девиантное поведение, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое обследование, психологическая коррекция, реабилитация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пестова И.В., Сергеева М.С. Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 74–77. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Pestova_Sergeeva (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

 

Проведение обследований детей и подростков с отклоняющимся поведением и подготовка соответствующих рекомендаций является в настоящее время актуальной задачей для ПМПК. В рамках отклоняющегося (девиантного) поведения выделяются две различающиеся тяжестью и выраженностью формы. К первой относится девиантное поведение в узком смысле, нарушающее общие возрастные нормы и требования (прогулы школы, побеги из дома, употребление пси­хоактивных веществ, агрессивное поведение и др.), но не являющееся уголовно наказуемым. Вторая, более тяжелая, форма включает в себя делинквентное (противоправное) поведение, которое уже является уголовно наказуемым (в случае если его допускают совершеннолетние граждане). Однако, в силу различных обстоятельств, несовершеннолетние не подлежат уголовной ответственности. К ним примеяюся коррекционно-воспитательные меры, которые осуществляются образовательными организациями.

Соответственно, ПМПК обследует две категории детей и подростков с отклоняющимся поведением:

•      несовершеннолетних с девиантным поведением;

•      несовершеннолетних с делинквентным поведением, то есть находящихся в конфликте с законом.

Комплексное всестороннее обследование на ПМПК детей и подростков с девиантным поведением, а также находящихся в конфликте с законом, требует особого методологического обоснования для применения диагностического инструментария, разработки модели деятельности комиссии, специфических организационных процедур и межсистемных взаимодействий (с судом, прокуратурой, следствием и другими органами) с учетом юридически значимого контекста, возрастной и клинической специфики обследуемых.

 

Существуют разные модели процедуры обследования на ПМПК.

Одна из таких моделей — «традиционная» — заключается в однократном обследовании несовершеннолетнего в течение 1-1,5 часов, составлении заключения комиссии по результатам обследования и выработке рекомендаций по созданию специальных образовательных условий. В работе комиссии участвуют все специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Вторая модель — «экспертная» — отличается более глубоким обследованием несовершеннолетнего и тщательным анализом имеющейся информации. Данная модель разработана группой авторов ФГБОУ ВО МГППУ [1].

Мы предлагаем свой вариант «экспертной» модели, действующий на территории Свердловской области (г. Полевской, ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо») с 2011 года. Приведем краткое описание каждого этапа этой модели.

На первом этапе социальный педагог, входящий в состав ПМПК, изучает и анализирует материалы, в которые могут входить различные документы, описывающие социальную ситуацию несовершеннолетнего, педагогические характеристики, ранее имевшиеся психологические заключения, медицинские документы, документы ТКДНиЗП, ПДН, при наличии — решение, постановление или приговор суда. После этого социальный педагог представляет результаты анализа материалов специалистам комиссии, на основе которого выстраивается диагностическая гипотеза для каждого конкретного случая.

На втором этапе проводится обследование несовершеннолетнего в «традиционной» модели. Данный этап включает в себя проведение клинической беседы, комплексного экспериментально-психологического исследования и наблюдения в процессе обследования при обязательном присутствии второго психолога (включен приказом в состав

ПМПК), осуществляющего целенаправленное включенное наблюдение за несовершеннолетним и выстраивание диагностической гипотезы дальнейшего обследования.

На третьем этапе проводится дополнительное расширенное диагностическое обследование педагогом-психологом согласно выстроенной диагностической гипотезе и, при необходимости, обследование врача- психиатра.

На четвертом этапе осуществляется совместный анализ результатов обследования, сопоставление данных с материалами, изученными на первом этапе, после чего составляется подробное заключение с выводами и рекомендательной частью, включающей определение специальных условий получения образования, а также оценку ресурсных возможностей и прогноз социально-эмоциональной адаптированности, ориентировочные стратегии ресоциализации. Коллегиально определяются возможности оптимизации процесса развития ребенка, а также вырабатываются пути помощи в решении проблем социально-психологического характера.

Проведение комплексного обследования и составление развернутого заключения ПМПК имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, но и для профилактики правонарушений в широком смысле [5].

Качественные выводы, полученные в ходе анализа анамнестических данных, а также включенное наблюдение в ходе обследования и в процессе консультирования играют чрезвычайно важную роль в формировании гипотезы обследования ребенка и подборе оптимального набора адекватных и ресурсо­емких диагностических методик каждого специалиста ПМПК [1].

С целью экономии временных ресурсов при работе ПМПК в традиционной модели обследования несовершеннолетнего, как уже было отмечено, принимает участие второй педагог-психолог (либо социальный педагог, прошедший специальную подготовку), осуществляющий включенное наблюдение и выстраивающий последующую диагностическую гипотезу обследования по дополнительным методикам, выполнение которых предполагает повторную встречу от 1-го до 3-х раз. Результаты дополнительного обследования интерпретируются вместе с результатами качественного анализа данных традиционного обследования.

При разработке рекомендаций в рамках деятельности ПМПК целесообразно проведение комплексного анализа факторов, влияющих на формирование отклоняющихся от общепринятых норм установок и специфических особенностей развития детей и подростков.

Выявление этих наиболее «уязвимых» сфер психического развития, которые потенциально могут выступать как причинами, так и стабилизаторами проблемного поведения, является необходимым условием успешной коррекции поведенческих нарушений, в том числе через создание специальных условий в образовательных организациях.

Факторы, влияющие на возникновение и закрепление девиантных форм поведения у несовершеннолетних, через ряд критериев могут быть исследованы на ПМПК путем подбора соответствующего диагностического инструментария. Тогда на основе результатов диагностики представляется возможным сделать обоснованные выводы и сформировать рекомендации по созданию специальных образовательных условий.

Коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность в образовательной организации является одним из возможных путей возвращения девиантного ребенка к жизни в обществе, к восстановлению его нормативного, личностного и социального статуса.

 

В качестве одного из примеров реализации концепции комплексной реабилитации и коррекции при работе с несовершеннолетними с девиантными формами поведения в системе образования может служить опыт ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».

Специалистами ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» разработана программа по реабилитации и сопровождению несовершеннолетних с девиантными формами поведения. Программа основана на современных теоретических и научно-практических разработках ведущих научно-исследовательских учреждений и реабилитационных центров страны, а также на опыте зарубежных специалистов.

Программа включает индивидуальную и групповую психотерапию, методы лечебно-реабилитационного воздействия, программы обучения навыкам жизненной адаптации, системную работу с семьей и значимым окружением, а также другие мероприятия по социально-психологической реабилитации.

В основе программы — формирование нормативного личностного и социального статуса несовершеннолетнего, раскрытие и реализация его духовных, нравственных, творческих, эмоциональных и интеллектуальных потенциалов, восстановление либо выстраивание детско-родительских отношений.

Реализация данной программы сопровождения осуществима при участии в реабилитационном процессе полипрофессиональной команды, состоящей из дипломированных специалистов в области детско-подростковой психотерапии, психологии, реабилитологии, педагогики и социальной работы. В данном контексте реабилитация детей и подростков с девиантными формами поведения рассматривается как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на формирование устойчивой нормативной направленности личности, ресо­циализацию и реинтеграцию несовершеннолетнего в общество [2].

Система работы с несовершеннолетними с деви­антными формами поведения, включающая мероприятия в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, сложилась в результате более чем десятилетней практики и является одним из приоритетных направлений деятельности Центра.

Центром осуществляется работа с детьми, родителями, педагогами, специалистами органов управления образованием, областной и территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими субъектами профилактики — с целью создания единого информационного пространства для всех субъектов профилактической деятельности.

Кроме того, осуществляется информационно-методическое сопровождение образовательных организаций в части помощи при составлении профилактических программ, индивидуальных программ сопровождения и выстраивании межведомственных связей; проводится обучение педагогов по дополнительным программам профессионального образования (повышения квалификации) с целью обучения их технологиям работы в образовательной среде с детьми с де­виантными формами поведения.

Основа концепции реабилитации отражается в идее диалектической связи между психолого-педагогическими и медицинскими воздействиями на ребенка и адекватным отражением этих воздействий через субъективное восприятие [4].

Положительные результаты деятельности специалистов по профилактике дезадаптивных и девиант­ных форм поведения достигаются путем создания условий для развития самосознания и гармонизации личности несовершеннолетних, компенсации девиа­ций личностного развития и замены неадекватных форм поведения альтернативными, социально приемлемыми паттернами и функциональными жизненными стратегиями [4].

Ресурсы ПМПК в настоящее время позволяют осуществлять профессиональную деятельность по оказанию методической помощи и экспертной поддержке образовательных и специальных учебно-воспитательных организаций при проектировании ими индивидуального образовательного маршрута, организации комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся несовершеннолетних и воспитанников с нарушениями поведения.

 

Литература

  1. Алехина, С.В. Методические рекомендации по организации обследования детей с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и созданию для них специальных образовательных условий / С.В. Алехина и др. — М.:ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 116 с.
  2. Валентик, Ю.В. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами: материал для обсуждения Министерства образования РФ / Ю.В. Валентик, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш // Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. — 2001. — №1. — С. 143–148.
  3. Гурьева, В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. Гурьевой В.А. / В.А. Гурьева, Т.Б. Дмитриева и др. — М.: МИА, 2007. — 483 с.
  4. Делибалт, В.В. Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с несовершеннолетними с девиантным поведением / В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: Сборник материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. — С. 117–118.
  5. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Методические рекомендации / Под общ. ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2017. — 108 с.
  6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общей ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. — М., АРКТИ, 2014. — 368 с.

Информация об авторах

Пестова Ирина Васильевна, аспирант, Уральский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО УрГЭУ), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), председатель, Свердловское региональное отделение, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2499-5976, e-mail: petrovalado@mail.ru

Сергеева Мария Сергеевна, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1595-2755, e-mail: sergeeva.ms.lado@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1042
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1591
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0