Особенности этических норм кризисного психолога

1141

Аннотация

Экстренная психологическая помощь является особой сферой психологической деятельности. В статье рассматриваются: особенности этических норм психолога экстренной психологической помощи, связанные с рядом характеристик данного типа практики (с тем, что она связана с работой с людьми, непосредственно переживающими психотравмирующее событие); бригадный подход и включенность в междисциплинарную, межведомственную систему; мобильность; требования к профессиональным и личностным качествам психолога; повышенное стрессовое воздействие на личность самого психолога; работа с группой. Обсуждается проблема этического принятия решений и шаги, направленные на решение этических дилемм. Делается вывод о необходимости разработки специального кодекса этики психолога экстренной психологической помощи.

Общая информация

Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, этика, чрезвычайная ситуация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю., Логинова Е.А. Особенности этических норм кризисного психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 40–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Vikhristyuk_Fedunina_Loginova (дата обращения: 03.12.2024)

Полный текст

Все основные профессиональные организации в области психического здоровья обладают своими этическими кодексами. Дополнительно специальные кодексы могут касаться сфер практики, которые недостаточно освещены в основном кодексе. Например, помимо центрального этического кодекса Американской психологической ассоциацией приняты также этические кодексы психотерапии с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации (АРА, 2000), руководство по оказанию психологических услуг лицам, принадлежащим к другим этническим, лингвистическим, культурным группам (АРА, 1993), и др. [7, 10].

Основной целью этического кодекса является защита благополучия клиента и специалиста путем выявления принципов, которыми можно руководствоваться в разрешении моральных проблем.

Выделяются несколько задач этических кодексов:

1) информирование специалистов о правильном и приемлемом этическом поведении (знание и осмысление этих стандартов может помочь психологу расширить свое профессиональное сознание и прояснить собственные ценности и установки в работе);

2)  этические стандарты представляют механизм обеспечения ответственности и профессиональной подотчетности (специалисты не только сами обязаны соблюдать этические принципы и нормы, но и побуждаются к поддержке этического поведения кол-лег; в этом смысле, лучшая забота о благополучии клиента связана с практикой в духе этического кодекса);

3)   этический кодекс служит катализатором совершенствования практики, в частности, в процессе интерпретации и применения положений кодекса к конкретному случаю, а также при разрешении этических проблем [7].

В проекте федерального закона о психологической помощи населению Российской Федерации (http: //www.psychologos.ru/articles/view/federalnyy-zakono-psihologicheskoy-pomoschi-naseleniyu-v-rossiyskoy federacii) экстренная психологическая помощь выделяется в качестве одной из основных форм помощи и описывается как «направленная на коррекцию актуального эмоционального состояния пострадавших и носящая завершенный характер, непосредственно на месте события оказывается: лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях физически, материально, психологически; членам семей, другим родственникам и иным лицам, имеющим личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных ситуациях; очевидцам чрезвычайных ситуаций, находящимся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуаций; специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Согласно закону города Москвы «О психологической помощи населению в городе Москве» от 7 октября 2009 года №43 (http://msph.ru/?page_id=5885), экстренная психологическая помощь представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1)   оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2)    профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества».

Интересно, что ряд этических норм представлен в основных принципах деятельности по оказанию психологической помощи (см. статью 4 федерального закона). Аналогично и в законе о психологической помощи города Москвы в статье

5 «Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве» приводятся нормы конфиденциальности, добровольности, профессионализма, являющиеся центральными в этических кодексах.

Статья 18 пункт 4.8 федерального закона обязывает специалиста соблюдать профессиональный кодекс этики психолога. На сегодняшний день основным этическим кодексом психолога, принятым в России, является кодекс Российского психологического общества (2012) (http://psyrus.ru/doc/ethics.pdf). Он охватывает все виды и формы деятельности психолога и включает те же основные принципы, которые приводятся в этическом кодексе европейского психологического сообщества (www.efpa.eu/ ethics/ethical-codes), во многом также повторяя этический кодекс Американской психологической ассоциации (https://www.apa.org/ethics/code/ethics-code-2017.pdf).

К основополагающим относятся принципы уважения, компетентности, ответственности и честности. Кроме того, был разработан кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071519/ #ixzz55k3E0fdg). Проблеме этики в деятельности психолога ЭПП посвящена работа Ю.С. Шойгу и М.В. Филипповой (2015). Однако в целом эта тема освещена недостаточно.

На сегодняшний день не существует отдельного этического кодекса психолога экстренной психологической помощи. Вместе с тем, экстренная психологическая помощь является особой сферой психологической практики [см., например, 1, 2, 3, 5]. Основными задачами являются:

•   работа с острыми реакциями на стресс, направленность на регуляцию психофизиологического состояния клиента [5];

•      восстановление контакта в поддерживающей, понимающей, ненасильственной манере;

•      повышение чувства безопасности;

•      помощь в выявлении нужд и потребностей, которые у человека появились вследствие переживаемой ситуации;

•      практическое и информационное сопровождение, связанное с удовлетворением актуальных нужд;

•    поддержка системы социальных связей, включая системы социальной поддержки, семью, друзей, соседей, доступные ресурсы;

•     поддержка адаптивных стратегий копинга, способствующих удовлетворению потребностей в само­эффективности, компетентности;

•  информирование о способах эффективного со­владания с психологическими последствиями чрезвычайной ситуации;

•     информирование о возможностях получения дополнительной помощи в случае необходимости [6]. Эти задачи и особенности деятельности по их реализации имеют следствия для представлений об этике экстренной психологической помощи. Рассмотрим специфические особенности оказания экстренной психологической помощи и этические составляющие, с ними связанные.

1.   Работа с людьми, непосредственно переживающими психотравмирующее событие. Представление о клиенте.

Психолог, оказывающий экстренную психологическую помощь, имеет дело с острыми реакциями на стресс, которые в своем выражении могут выходить за рамки общепринятых норм поведения. В сфере экстренной психологической помощи пострадавший не рассматривается как «пациент», как человек, априори имеющий проблему [6]. C таким видением клиента тесно связана специфика прочтения принципа уважения, неизменно включаемого как в отечественные, так и зарубежные этические кодексы.

В частности, социально-демографический состав потерпевших в ходе чрезвычайного происшествия может быть весьма неоднородным. В связи с этим особенно значимым оказывается пункт 1.1 этического кодекса РПО, согласно которому «психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований».

Так, например, в зоне поражения вследствие террористического акта могут оказаться состоятельный бизнесмен, человек без определенного места жительства, представители той же этнической группы или вероисповедания, к которой принадлежал преступник. В такой многоплановой ситуации, где сталкиваются различные предпочтения, ценности, собственные тревоги и страхи, предубеждения, крайне важно то, насколько психолог может остаться беспристрастным, не допустить предвзятого отношения к клиенту (пункт 1.ii), избежать дискриминации (пункт 1.iii). Ведь согласно федеральному закону (http:// www.psychologos.ru/articles/view/federalnyy-zakon-o-psihologicheskoy-pomoschi-naseleniyu-v-rossiyskoy- federacii), любой человек имеет право на получение бесплатной экстренной психологической помощи.

Одним из этических вопросов, возникающих в связи с этим, можно считать действие в ситуации понимания специалистом собственной предвзятости, невозможности равного уважения. Эти темы должны прорабатываться в ходе супервизий и в личной терапии, а также становиться специальным предметом осмысления в программах подготовки специалистов.

Помимо традиционно звучащих норм уважения достоинства, прав и свобод личности вне зависимости от каких бы то ни было оснований, с этим принципом тесно связано уважение к актуальному состоянию клиента, к индивидуальным и культурным различиям в проявлениях острого стресса. Данный пункт кодекса диктует особенности служебного поведения, начиная с внешнего вида и заканчивая реакцией на острые эмоциональные вспышки пострадавших. Согласно принципу ответственности (пункту ii), «Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность». Так, неприемлемым оказывается яркий макияж, вызывающие элементы одежды, диссонирующие с состоянием клиента и способные спровоцировать агрессивную или истероидную реакцию пострадавших и родственников. Напротив, опознавательные жилеты, особая форма одежды может способствовать выделению фигуры психолога в хаосе пространства чрезвычайной ситуации, делая его более дифференцированным и понятным.

Пример: психологи оказывали экстренную психологическую помощь в школе по поводу гибели обучающегося. Специалисты заходят в школу в своей одежде делового стиля, соответствующей случаю. Молодой сотрудник психологической службы совершил серьезную ошибку, придя в школу в одежде, орнаментированной черепами.

Организация экстренной помощи опирается на понимание, что переживание чрезвычайной ситуации может вызвать широкий спектр острых реакций. В этом смысле агрессия, истероидность и другие проявления должны приниматься спокойно и рассматриваться как нормальные реакции на ненормальные обстоятельства.

С этой специфичной особенностью острого актуального состояния связано раскрытие этического принципа уважения. Например, одной из реакций на воздействие чрезвычайной, кризисной человека ситуации является агрессия. В обыденной жизни человеку бывает сложно выдержать агрессивную реакцию на себя, не реагировать на нее агрессией или отстранением. Психологу, оказывающему экстренную психологическую помощь, требуется понимание этой реакции, умение работать с ней, уважение к клиенту.

Кроме того, многие пострадавшие могут испытывать страх и другие сильные переживания. Чрезвычайное происшествие, сильная стрессовая ситуация резко снижает наше чувство безопасности, предсказуемости мира, переживания возможности контроля над своей жизнью и самоэффективности. Процедура информирования клиентов о возможных реакциях, чувствах, которые они могут переживать, не только снижает степень возбуждения, стресса, но и способствует реализации этического принципа самоопределения клиента, его автономии за счет повышения ресурса ментализации, понимания себя и переживаемой ситуации.

Во время мероприятий по оказанию кризисной и экстренной психологической помощи должны учитываться культурные и религиозные различия людей, переживших психотравмирующую ситуацию. Например, в случае сопровождения несовершеннолетних в траурных мероприятиях важно учитывать, не противоречат ли ритуальные действия культурным и религиозным традициям. Так, на траурных мероприятиях во время отпевания часть класса может подождать у входа в церковь и присутствовать только на гражданской панихиде.

Полезно понимать, что культурные различия могут наблюдаться даже в рамках одной национальности, что предполагает необходимость изучения культурных установок и внимательного наблюдения за особенностями эмоциональных и поведенческих проявлений и принятых форм переживания.

Таким образом, сама организация экстренной психологической помощи базируется на этических принципах уважения к клиенту, его чувствам, реакциям, переживаниям. Не порицая и не отрицая, она способствует восстановлению, совладанию и посттравматическому росту. В этом смысле, найденные и отработанные в практике экстренной психологической помощи формы становятся надежным контейнером для острых процессов и переживаний, связанных с острой травмой.

2.   Бригадный подход и включенность в междисциплинарную, межведомственную систему.

Экстренная психологическая помощь осуществляется в системе межведомственного взаимодействия. Это работа в команде специалистов различных профилей. В связи с этой особенностью работы психолога экстренной психологической помощи особую значимость приобретает принцип компетентности, точнее пункт 2.1 (iv ) «В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь».

Первостепенной является задача координации действий психолога с работой других специалистов (врачей, спасателей, пожарных и др.). Например, психологу, осуществляющему оказание экстренной помощи несовершеннолетним, пережившим психотрав­мирующее событие, необходимо координировать (в том числе согласовывать) свою работу (помимо родителей (законных представителей) ребенка) с работой в отношении несовершеннолетних со стороны медицинских работников, иногда спасателей, представителей Следственного комитета, полиции, специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогов, администрации образовательной организации и пр.

Эффективность работы кризисного психолога во многом зависит от понимания организационного контекста, существующих процедур, доступных служб поддержки, точности информации о том, что будет происходить, где и как могут быть получены те или иные услуги.

Сбор и обеспечение клиента этой информацией является одним из ведущих факторов адаптивного совладания с чрезвычайной ситуацией [4]. Ошибкой психолога является противопоставление себя пострадавшим. С первых минут вхождения в школу психологи, оказывающие экстренную психологическую помощь, должны вливаться, встраиваться в существующую систему, не нарушая ее жизнеспособности и жизнедеятельности.

Работа по оказанию экстренной психологической помощи зачастую осуществляется группой специалистов. С этим связаны и системные аспекты функционирования группы, требования к сплоченности и гибкости самой системы команды психологов. Особое значение приобретает иерархия, налаженная система взаимодействия в команде. Оперативная группа становится единым целым и должна выполнять четко поставленные задачи.

В поле оказания помощи оказываются не только специалисты различных помогающих профессий, но и журналисты, освещающие происшествие. При взаимодействии со СМИ необходимо предоставление информации безоценочным и экологичным для всех участников способом. Следует учитывать целый ряд пунктов этического кодекса, касающихся конфиденциальности (особенно в случае несовершеннолетних, не всегда (впервые в жизни столкнувшихся с кризисной ситуацией), понимающих последствия того или иного высказывания, заявления, произнесенного для широкой аудитории). Принцип конфиденциальности, прежде всего, связан с целями обеспечения защиты, достоинства и благополучия клиентов. Хотя в большинстве случаев представители СМИ действуют корректно, к сожалению, иногда встречаются самые изощренные случаи «охоты за информацией».

3.  Мобильность.

Работа психолога зачастую осуществляется либо на месте чрезвычайной, кризисной ситуации, либо на базе организации (учреждение здравоохранения, образовательная организация, иное гос. учреждение), привлеченной для ликвидации последствий экстремальной ситуации; организации помощи в кризисной ситуации. Полевая работа и особенности такого сет­тинга имеют следствия как для консультативного процесса, так и для этических аспектов работы.

Согласно пункту vi принципа конфиденциальности, «клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц», однако зачастую работа психолога проходит в общем пространстве. Тем не менее, пространство для работы должно быть организовано. И не только пространство работы, но и пространство жизни специалистов. Например, питание и отдых психологов должны осуществляться в закрытом для пострадавших пространстве, чтобы не искушать и не спровоцировать эмоциональные реакции типа «у нас горе, а они тут отдыхают и чай пьют».

4.   Особые требования к профессиональным и личностным качествам психолога.

Работа специалиста экстренной психологической помощи предполагает гибкость в принятии решений (например, план работы с пострадавшими может корректироваться несколько раз в течение дня в связи с особенностями протекания острых стрессовых реакций, недостатком, переизбытком информации, необходимостью ее верификации) и вариативность форм работы (в зависимости от специфики ситуации, места оказания экстренной психологической помощи, возраста пострадавших).

Отмечается затрудненность в планировании профессиональной деятельности (экстренные и кризисные ситуации возникают неожиданно, специалисту необходимо планировать свою деятельность с постоянным учетом риска возникновения экстренных ситуаций в любой период времени). В связи с этим существуют требования к профессиональному образованию и специальному обучению в области экстренной психологической помощи, а также непрерывному повышению квалификации. Каждый случай уникален, поэтому важно, чтобы психолог экстренной психологической помощи был достаточно гибким.

Для повышения эффективности деятельности психологи оперативной группы, как правило, работают в парах, куда входят опытный и более молодой психолог. Такая стратегия зарекомендовала себя как эффективная в целях обучения и обеспечения компетентной работы. Менее опытному психологу предоставляется возможность вести работу, но в случаях затруднений более опытный психолог должен иметь возможность вовремя подключиться и скорректировать ситуацию.

Чувство поддержки, возможность получения помощи и обратной связи являются неотъемлемыми составляющими безопасного для психологов и клиентов приобретения опыта в сложной деятельности экстренной психологической помощи и отражает организационный аспект реализации принципа профессионализма этического кодекса психолога экстренной психологической помощи.

5.   Повышенное стрессовое воздействие на личность самого психолога.

Оказание экстренной психологической помощи, особенно в период острых стрессовых реакций большому количеству вовлеченных в переживание психо­травмирующего события, может вызвать чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение у психолога. Некомфортные условия труда — недостаток удобных помещений для работы, невозможность/сокращение перерывов на отдых и прием пищи, повышенный фон эмоциогенных воздействий — также может приводить к истощению ресурсов специалиста. Требования сохранения профессионализма, а также забота о психическом здоровье сотрудников и клиентов диктует особую организацию работы Службы экстренной психологической помощи, в процесс деятельности которой заложен обязательный шеринг после мероприятия и супервизии.

6.   Работа с группой.

Часто работа психолога в рамках оказания экстренной психологической помощи происходит с группой (учащихся, родителей, детей, пострадавших при ЧС, и др.). В связи с этим особую значимость приобретает принцип ответственности, согласно которому «Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом», психолог должен воздерживаться от публичных оценок.

Пример: одной из реакций горя является поиск виноватого. При возникновении таких вопросов психологу следует сгладить ситуацию: «Идет следствие (разбирательство). Пока заключения нет, мы пока не можем говорить о причине произошедшего».

Специалисты, проводящие мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи, в значительной степени вовлечены в обеспечение этичного и понимающего поведения в группе. Понимая и проводя информирование о логике переживания, о том, как по-разному могут проявляться чувства, психолог вносит вклад в культуру этического поведения и проводит профилактику девиаций в группе. Так, помимо принятых в культуре реакций печали, плача на смерть близкого, в некоторых случаях возможны в качестве первичной реакции и другие формы проявления горевания, например, смех или бравада.

Пример: после смерти одноклассника все ребята были подавлены. Только одна девочка не только не демонстрировала признаков горя и печали, но постоянно шутила и смеялась. Учительницу разозлило такое поведение, и она назвала девочку «эмоциональным уродом». Нетипичные эмоциональные реакции нередки. Этот случай показывает необходимость психологического просвещения, в т. ч. ближайшего окружения людей, переживающих психотравмирующее событие.

Информирование о том, что человек может смеяться и таким образом выражать страх, что это может происходить по разным причинам — например, в силу культурной нормы, что «мужчины не плачут», — приводит к тому, что члены группы с гораздо большей корректностью относятся друг к другу, к нетипичным реакциям на острую стрессовую ситуацию. Причем эта информация должна быть донесена не только непосредственно в группе пострадавших, но и представлена ближнему кругу вовлеченных в переживание пси­хотравмирующей ситуации с целью получения корректной реакции и взаимной поддержки пострадавших.

Принятие этических решений

и этические дилеммы

Пункт 3.3. принципа ответственности касается решения этических дилемм. «Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе».

Ответственная практика предполагает, что действия психолога являются обоснованными, поддерживаются интервизиями и супервизиями, что психолог осведомлен о научно-практических инновациях и подходах, проходит непрерывный процесс самоисследования и работы над собой (в частности, собственную терапию), а также открыт множественности ответов на этические вопросы [8]. Последнее приобретает особую значимость, учитывая многочисленные этические дилеммы, с которыми сталкивается психолог экстренной психологической помощи.

Как правило, этические кодексы профессиональных организаций являются общими и неспецифичны­ми. Поэтому от собственного этического сознания психолога и его навыков решения этических проблем зависит то, как наполняются и переводятся на практику общие положения. По точному замечанию Welfel (2006) [цит. по 7], этический кодекс меньше всего напоминает кулинарную книгу готовых рецептов профессионального поведения психолога. Скорее он предназначен для общего руководства и ориентации специалиста в этическом поле профессиональной деятельности. Handelsman, Gottlieb, Knapp (2005) подчеркивают, что становление этического самосознания специалиста предполагает нечто большее, чем четкое следование правилам [цит. по 7].

Конкретная ситуация клиента может быть уникальной и требовать своего собственного этического решения. Неудивительно, что процесс решения специалистом этической дилеммы выделяется сегодня в отдельную сферу и широко обсуждается [7, 8].

Заключение

Проблематика профессиональной этики находится сегодня на подъеме как в России, так и за рубежом. Появляются этические кодексы психологов разных направлений и типов работы. Экстренная психологическая помощь, оказываемая в ситуации страдания, кризиса, чрезвычайного происшествия, обладает рядом особенностей, которые выводят на первый план тот арсенал внутренних средств, которыми психолог может руководствоваться для эффективной работы. Среди них оказываются знание и признание этических норм и навыки решения этических дилемм, которые могут оказываться чрезвычайно острыми и значимыми в период кризиса.

Мы полагаем, что экстренная психологическая помощь уже в должной мере выделилась как отдельная область, чтобы разработать и осмыслить собственный этический кодекс, который бы учитывал специфику работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Банников, Г.С. Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим травматическое событие / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, К.А. Кошкин, Л.В. Миллер // Сборник научных трудов, посвященный 15-летию Московского городского психолого-педагогического университета — М.: МГППУ, 2012.
  2. Банников, Г.С. Особенности оказания кризисной психологической помощи детям, пережившим травматическое событие / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, К.А. Кошкин, ЛВ. Миллер // Социально-психологические проблемы исследования безопасности и оценки в образовании: Сборник научных статей. — М.: Экон-информ, 2012.
  3. Федунина, Н.Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра / Н.Ю. Федунина // Консультативная психология и психотерапия. — 2006. — № 4. — С. 6–25.
  4. Шойгу, Ю.С. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур / Ю.С. Шойгу, М.В. Филиппова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2015. — №3. — С. 108–116.
  5. Экстренная психологическая помощь / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. — М.: Объед. ред. МЧС России, 2012. (Настольная книга психолога МЧС России.)
  6. Brymer, M. Psychological first aid: field operations guide / M. Brymer, A. Jacobs, C. Layne, R. Pynoos, J. Ruzek, A. Steinberg, E. Vernberg, P. Watson. — 2nd Edition. — July, 2006.
  7. Corey, G. Issues and Ethics in the Helping Professions / G. Corey, M. Schneider Corey, C. Corey, P. Callanan. — Brooks/Cole Cengage Learning, 2014. — 544 р.
  8. Corey, G. Ethics in action. Workbook / G. Corey G., M. Schneider Corey, R. Haynes. — Cengage Learning, 2015. — 77 p.
  9. Ethical principles of psychologists and code of conduct [Электронный ресурс]. — URL: https://www.apa.org/ethics/code/ethics-code-2017.pdf (дата обращения 02.02.2017).
  10. Koocher, G.P. Ethics in Psychology and the Mental Health Professions: Standards and Cases / G.P. Koocher, P. Keith-Spiegel. — Fourth Edition. — 2016. — 672 р.

Информация об авторах

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Федунина Наталия Юрьевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), психолог, Центр спортивных технологий (ГКУ «ЦСТиСК Москомспорта»), Москва, Россия, e-mail: natalia_fedunina@mail.ru

Логинова Елена Александровна, руководитель сектора экстренного реагирования и психологического консультирования, Центра экстренной психологической помощи, Москва, Россия, e-mail: lea225@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1421
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1141
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0