Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области

262

Аннотация

В настоящей статье обобщен опыт апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Свердловской области. Описана региональная модель, в основу которой заложены принципы единства централизации и децентрализации, межведомственного и сетевого взаимодействия внедрения профессионального стандарта. Представлены наиболее эффективные формы, методы и механизмы внедрения профессионального стандарта. Особое внимание уделено процедурам выявления кадровых дефицитов и построения персонифицированных траекторий профессионального развития педагогов-психологов в регионе. Приводятся промежуточные результаты внедрения и определяются приоритетные задачи на ближайшую перспективу: разработка региональных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов-психологов, применение профессионального стандарта педагога-психолога при формировании кадровой политики в сфере образования, а также модернизация системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов-психологов

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, персонифицированные траектории профессионального развития педагогов-психологов, региональная система непрерывного психолого-педагогического образования

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Региональная модель внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 32–40. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Vasyagina_Minyurova_Pestova (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Региональное разнообразие России является важнейшим условием формирования кадровой политики, учет которого позволяет развивать адресность при внедрении профессиональны стандартов. А также, сохраняя принятые в образовательном пространства страны требования к специалистам, создавать условия для существования множественных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона государства.

Литература

  1. Алехина С.В., Забродин Ю.М. Межведомственное взаимодействие при внедрении профессионального стандарта педагога-психолога // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 42–49.
  2. Васягина Н.Н. Апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» в Свердловской области [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО УрГПУ. URL:http://uspu.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/setevoe_partnerstvo/item/3290_pedagog_psiholog.html.
  3. Васягина Н.Н., Минюрова С.А., Пестова И.В. Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в Свердловской области [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. №3. C. 48–60. doi: 10.17759/psyedu.2017090306.
  4. Васягина Н.Н., Казаева Е.А. Опыт сетевого взаимодействия при реализации магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. №3. С. 63–75. doi:10.17759/psyedu.2016080306.
  5. Волошина И.А., Зайцева О.М. Применение профессиональных стандартов в сфере труда // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 7–12.
  6. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
  7. Минюрова С.А., Васягина Н.Н., Мурзина И.Я. Региональная модель внедрения профессиональных стандартов работников сферы образования в Свердловской области // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 202–211.
  8. Минюрова С.А., Леонова О.И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. №2. С. 66–75. doi:10.17759/pse.2016210208.

Информация об авторах

Васягина Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, заместитель директора, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3899-3768, e-mail: vasyagina_n@mail.ru

Минюрова Светлана Алигарьевна, доктор психологических наук, профессор, ректор, заведующая кафедрой общей психологии Института психологии, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: minyurova@uspu.ru

Пестова Ирина Васильевна, аспирант, Уральский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО УрГЭУ), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»), председатель, Свердловское региональное отделение, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Полевской, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2499-5976, e-mail: petrovalado@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 609
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 262
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4