Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 2. С. 68–74
doi:10.17759/bppe.2019160210
ISSN: 2658-3100 (online)
Подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации: возможности постреабилитационного сопровождения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогическая технология, постреабилитационное психолого-педагогическое сопровождение
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160210
Для цитаты: Елизаров С.Г., Нарыкова И.Н., Орлова О.И. Подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации: возможности постреабилитационного сопровождения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 68–74. DOI: 10.17759/bppe.2019160210
Полный текст
Ведущим учреждением такого типа в Курской области является ОКУ «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». На его базе был разработан и реализуется проект постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект получил название «Возрождение надежды».
Актуальность проекта обусловлена тем, что по окончании процесса реабилитации в социально-реабилитационном центре подросток, как правило, оказывается вновь вне системы необходимой ему социальной поддержки. Он снова возвращается в семью, где позитивные изменения в его поведении и личности, сформированные в процессе реабилитации, оказываются недостаточно устойчивыми. А часто — и невостребованными вследствие того, что семья, в которую возвращается ребенок, зачастую все еще продолжает оставаться в группе социального риска.
Естественно, что такая ситуация способствует рецидиву прежних, «дореабилитационных», форм поведения ребенка. Кроме того, в силу индивидуальных особенностей, значительная часть воспитанников уже после стандартного курса реабилитации (продолжительностью 2-3 месяца) нуждается в пролонгации целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Это связано с сохраняющейся у многих из них низкой учебной мотивацией, недостаточно сформированными учебными навыками, навыками эффективного общения со сверстниками и взрослыми и умения работать в команде. Зачастую для таких подростков характерны проявления трудовой дезадаптации, отсутствует основа допрофессиональной ориентации.
Все это приводит к тому, что приобретенные в период реабилитации в центре социальные навыки и положительный социальный опыт требуют дальнейшего развития, что создает условия для повторного помещения ребенка в реабилитационное учреждение. Особенно часто возвращаются в центр подростки 13-17 лет, у которых трудная жизненная ситуация осложняется преодолением возрастных кризисов.
Целью проекта «Возрождение надежды» является повышение эффективности системы реабилитации подростков-выпускников центра за счет внедрения пролонгированного постреабилитационного комплекса психолого-педагогических мероприятий, которые способствуют их полноценной интеграции в общество. Целевой группой выступают подростки в возрасте от 13 до 17 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Основой постреабилитационного сопровождения подростков в ходе реализации проекта является разработанная нами психолого-педагогическая технология постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей, в которых они воспитываются.
Как известно, в современной психолого-педагогической литературе понятия «педагогическая технология», «психологическая технология», «технология психолого-педагогической деятельности» пока еще не приобрели общепризнанного определения. В то же время, технологии психолого-педагогической деятельности стали одним из важных направлений в современной отечественной педагогике и психологии, характеризуя, по замечанию В.А. Сластенина [5], стиль научно-практического мышления педагога и психолога.
В рамках проекта «Возрождение надежды» мы исходили из следующего понимания категории «технология»:
— психологическая технология — это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы. Ее цель — формирование психических процессов, свойств и качеств личности воспитанника в соответствии с требованиями возраста и его индивидуальными возможностями [2];
— педагогическая технология — это научно обоснованная, продуманная во всех деталях модель деятельности по проектированию, организации и осуществлению педагогического процесса с обеспечением комфортных условий для педагогов и воспитанников, это систематическое воплощение на практике заранее спроецированного воспитательного процесса [1]. Нами используются преимущественно воспитательные технологии, под которыми понимается система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению такой системы отношений между субъектами взаимодействия, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель.
Теоретической основой психолого-педагогической технологии постреабилитации выступают положения деятельностного и личностного подходов в психологии и педагогике. Данные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль педагогов и психологов в общей системе психолого-педагогического постреабилитационного сопровождения подростка — как в процессе его реабилитации, так и по завершении этого процесса (в постреабилитационный период).
Структура технологии постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает в себя следующие элементы:
— психолого-педагогическая ситуация, возникшая у подростка по окончании процесса реабилитации в специализированном реабилитационном учреждении (центре);
— установление психологического контакта с подростком;
— гипотеза (гипотезы) о причине (причинах) возникшей психолого-педагогической ситуации;
— определение инструментария (психодиагностических средств), необходимого для выявления причин возникновения психолого-педагогической ситуации;
— использование необходимых психодиагностических средств для выявления причин, которые привели к возникновению психолого-педагогической ситуации у подростка в постреабилитационный период;
— интерпретация полученных в результате психодиагностического исследования данных;
— разработка программы психолого-педагогической коррекции личности подростка (группы) в постреабилитационный период — на основании полученных данных;
— реализация программы психолого-педагогической коррекции личности подростка (группы) в постреабилитационный период;
— контроль за ходом процесса коррекции личности подростка в постреабилитационный период.
Под психолого-педагогической ситуацией нами понимается взаимодействие подростка с его ближайшим социальным окружением, которое возникает после завершения периода реабилитации. В основе взаимодействия лежат существенные различия между подростком и его окружением: — в нормах, — в ценностях, — в интересах.
Также различия проявляются в том, что способы поведения, которые подросток реально демонстрирует, существенно отличаются или противоречат тому, что от него ждут.
Установление психологического контакта с подростком. Основой контакта служит искренняя заинтересованность во всем, что связано с ребенком, искреннее любопытство к его проблемам, желание понять, что происходит в душе и сознании несовершеннолетнего. Психологический контакт осуществляется в форме диалога. Главное в организации общения в диалоговом режиме — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий.
В то же время, точка зрения взрослых и несовершеннолетних различна, что вполне естественно при различиях опыта. Наиболее существенная характеристика диалогичного общения заключается в установлении равенства позиций подростка и специалиста, осуществляющего постреабилитационное сопровождение (педагог, психолог, специалист по социальной работе центра и т. д.).
Гипотеза (гипотезы) о причине (причинах) возникшей психолого-педагогической ситуации после завершения курса реабилитации — это предположения о возможных причинах ее возникновения. Гипотеза (гипотезы) выстраиваются на основании:
— имеющихся у специалистов (психологов, педагогов), осуществляющих постреабилитационное сопровождение, профессиональных знаний, умений и навыков;
— опыта практической профессиональной психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной деятельности.
Эти основания связаны с определением инструментария для решения психолого-педагогической проблемы (подбор психодиагностических методик), его практическим применением и интерпретацией полученного с его помощью диагностического материала.
В качестве основы для выстраивания гипотез с последующей их проверкой с помощью психодиагностических средств выступает психологический профиль личности, в который включаются основные личностные и психологические свойства подростка. В процессе совершенствования профессионально-психологического опыта возможно изменение данного профиля в зависимости от особенностей контингента детей, нуждающихся в постреабилитационном сопровождении.
В качестве психодиагностических методов и методик при внедрении технологии постреабилитации используются психодиагностические средства. Какие именно — зависит от конкретных проблем подростков, диагностического опыта и профессиональной квалификации специалистов, осуществляющих диагностику (при ведущей роли наблюдения). Обязательным является соблюдение требований к проведению той или иной методики, ее обработке и анализу, а также отказ от применения ненадежных, невалидных и не соответствующих задачам измерения методик. Кроме того, любая психодиагностическая методика не должна быть основанием для принятия каких-либо административных мер воздействия на личность диагностируемого подростка.
Разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции личности подростка (группы) в постреабилитационный период осуществляется на основании данных, полученных в процессе диагностики.
Контроль за ходом коррекционно-реабилитационного процесса на этапе постреабилитации осуществляется с помощью:
— наблюдения за поведением ребенка,
— проведения контрольных диагностических срезов с применением тех же психодиагностических методик, которые были использованы при постановке первоначального диагноза.
При отсутствии позитивных изменений в поведении и психодиагностических показателях профиля личности подростка производится коррекция программы постреабилитации. А возможно, и дополнительное уточнение диагноза путем выдвижения новой гипотезы (гипотез).
Технология постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработанная и реализуемая нами в рамках проекта «Возрождение надежды», включает в себя четыре этапа.
Первый этап посвящен установлению психологического контакта с подростком из целевой группы участников проекта. Он включает в себя первоначальное знакомство с ребенком, установление с ним доверительных отношений посредством диалогического общения. Содержанием данного этапа являлось снятие психоэмоционального напряжения у подростка — через совместный поиск его нейтральных интересов и увлечений, выяснение качеств личности, подлежащих коррекции.
Ведущим методом на данном этапе являлось включенное наблюдение, а также установление психологического контакта с помощью диалога. В основе контакта лежит заинтересованность во всем, что происходит с подростком, искреннее сочувствие его проблемам, желание понять происходящее в его душе и сознании. Чаще всего для организации и поддержания контакта с подростками специалистами центра используются хорошо известные техники нерефлексивного слушания, ободрения (например, «Давай думать вместе», «Человечек», «Психологический контакт» и т. п.).
Второй этап посвящен диагностической работе. Его цель — психологическая диагностика социальных, психологических и личностных проблем участников целевой группы. Содержанием данного этапа выступают включенное и невключенное наблюдение за участниками целевой группы, а также определение и использование надежного диагностического инструментария, проведение необходимых диагностических процедур, интерпретация полученных данных и, на их основе, построение гипотезы (гипотез) о причинах возникновения проблем в постреабилитационный период.
В качестве ведущих характеристик личности, подлежащих обязательной диагностике, выбраны особенности мотивационной сферы, эмоционально-волевая сфера личности, характерологические и поведенческие особенности, особенности темперамента, характер детско-родительских отношений, отношения с социальным окружением и ведущие профессиональные предпочтения. Кроме того, при необходимости проводится дополнительная диагностика с использованием методик, предназначенных для более углубленного изучения выявленных на этапе проведения основной диагностики проблем. В этом случае необходимый методический инструментарий определяется либо самим специалистом, осуществляющим диагностику, либо в процессе консилиума. На основании полученных диагностических данных определяются основные проблемы подростков и их семей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-реабилитационные программы для участников проекта на период постреабилитации.
Третий этап посвящен разработке и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической коррекции личности в постреабилитационный период. Определяя методы коррекционного воздействия в постреабилитационный период, мы исходили из ведущих методологических положений отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова и А.С. Чернышева.
Так, в основе методологии воздействия на личность лежат положения, сформулированные С.Л. Рубинштейном, о личности как результате и предпосылке социальной деятельности, и принципе детерминизма — как диалектике качественно усложняющихся зависимостей внешнего и внутреннего на разных уровнях бытия [4]. В положении Б.Ф. Ломова (о системной детерминации личности и группы) существенным для нашей технологии явилось положение о том, что активность социальных субъектов (личности и группы) определяет социальную среду, которая, в свою очередь, обуславливает поведение субъектов [3]. В работах А.С. Чернышева и сотрудников показано плодотворное влияние на личность особых, «развивающих» социальных сред, благодаря которым происходит социальное «обновление» личности [6].
В связи с этим ведущим принципом коррекционной работы в постреабилитационный период был избран принцип сочетания:
— методов непосредственного коррекционного воздействия на личность членов целевой группы проекта «Возрождение надежды»,
— методов опосредованного коррекционного воздействия, связанных с включением участников проекта в особые социальные среды, те, которые по своим характеристикам существенно отличаются от привычных им традиционных (семья, школа, дружеская компания по интересам и т. д.).
В качестве методов непосредственного коррекционного воздействия в постреабилитационный период выступают:
— непосредственное психолого-педагогическое консультирование подростков и их родителей психологами и педагогами центра (включая онлайн-консультирование),
— социально-психологические тренинги, — тимбилдинги,
— ситуационные игры и т. п.
Они позволяют подросткам:
— повысить уровень коммуникативной компетентности,
— улучшить качество общения и взаимодействия,
— научиться распределять роли в коллективе,
— сформировать навыки работы в команде и использовать ее сильные стороны,
— раскрыть способности, необходимые для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Группа методов опосредованного воздействия на личность участников целевой группы, прежде всего, предполагает их вовлечение в подростковые объединения по интересам, которые представляют собой особые социальные среды с выраженным позитивным коррекционно-воспитательным потенциалом.
— Деятельность данных объединений реализуется по следующим направлениям:
— спортивно-техническое,
— эстетическое,
— туристическо-краеведческое,
— правовое.
Некоторые возрастные особенности участников целевой группы проекта связанны с формированием профессионального самоопределения. В связи с этим ряд объединений, в деятельность которых вовлекаются подростки, носит выраженный предпрофессиональный и профориентационный характер. Особое место среди этих объединений занимает так называемая «Электронная школа». Его целью является общее интеллектуальное развитие участников-подростков.
Одну из важнейших ролей в опосредованном воздействии на личность подростков (в постреабилитационный период) играет семья, а также характер складывающихся детско-родительских отношений. В связи с этим одним из магистральных направлений постреабилитации выступает направление, получившее название «Эффективное родительство». Оно включает в себя проведение практикумов и мастер-классов для родителей подростков целевой группы. Эти мероприятия направленны на: — формирование психолого-педагогической культуры родителей, — развитие их представлений об эффективных способах воспитания, взаимодействия в семье.
Важное значение имеет и непосредственная индивидуальная работа с родителями подростков — в форме консультативной онлайн-службы «Диалог», которая осуществляет бесплатные онлайн-консультации родителей подростков целевой группы (по их обращениям). И прежде всего — для родителей, проживающих в отдаленных районах Курской области.
Одно из центральных мест в проекте на данном этапе принадлежит особой форме коррекции в постреабилитационный период, получившей название «Общий сбор». В его основу нами положены элементы технологии «развивающей социальной среды», разработанной психологами Курской социально-психологической научной школы Л.И. Уманского — А.С. Чернышева [6]. В рамках «Общего сбора» (который обычно проходит в условиях загородного детского оздоровительного лагеря под руководством специалистов центра и добровольцев) участники целевой группы и подростки из их ближайшего социального окружения становятся участниками интенсивных форм коррекционной работы. Она предусматривает включение в разнообразные коллективные творческие дела, которые в условиях реального взаимодействия и в естественных условиях жизнедеятельности позволяют:
— отработать стратегии преодоления жизненных трудностей,
— сформировать и развить базовые социальные (в том числе коммуникативные) умения и навыки.
Заключительный этап посвящен осуществлению контроля за ходом коррекционно-реабилитационного процесса на этапе постреабилитации. Его целью является осуществление систематического мониторинга динамики психологических и личностных качеств участников целевой группы проекта. Ведущим направлением содержания данного этапа выступает мониторинг результатов психолого-педагогической коррекции выявленных психологических и личностных проблем подростков — участников целевой группы. Это мероприятие реализуется через проведение контрольных срезов — с помощью соответствующего диагностического инструментария, который применялся на этапе первичной диагностики. С его помощью определяется степень эффективности психолого-педагогической коррекции в постреабилитационный период — в целом. И, в случае необходимости, коррекция самой индивидуальной программы.
Что же дает технология постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая разработана нами и реализуется в Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних? Среди прочего, она способствует:
— позитивным изменениям в поведении и учебной деятельности подростков — участников целевой группы данного проекта;
— формированию у них базовых знаний, умений и навыков, а также позитивных личностных качеств, связанных с будущим личностным и профессиональным самоопределением;
— формированию эффективной системы взаимоотношений «ребенок — ребенок», «ребенок — родитель», «ребенок — взрослый (педагог, воспитатель)»;
— переориентации подростков — участников проекта на занятость в детских объединениях по интересам, спортивных секциях и т. п.;
— восстановлению благоприятной семейной среды, необходимой для личностного роста и развития как самих подростков — участников целевой группы, так и их родителей.
Литература
- Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 288 c.
- Елизаров С.Г. Технологии постреабилитационного сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). URL: https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/3-30.pdf (дата обращения: 11.07.2019).
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ «Академия», 2012. 608 c.
- Чернышев А.С., Елизаров С.Г., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Беспалов Д.В., Матвеева А.В. Социально-психологические условия становления успешных лидеров-организаторов. Курск: Курский государственный университет, 2016. 216 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1562
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 398
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2