Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 43–52
doi:10.17759/bppe.2019160404
ISSN: 2658-3100 (online)
Инклюзивная технология взаимодействия специалистов ДОУ «За рамками кабинета» как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, дети с особыми образовательными потребностями, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160404
Благодарности. автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования и организацию условий для апробации инклюзивной технологии Алееву Л.В., заведующего МАДОУ «Детский сад № 13», Брюханцеву Н.В., научного руководителя, кандидата философских наук, Терешкову Н.Ю., старшего воспитателя МАДОУ «Детский сад № 13».
Для цитаты: Акулова Е.Г. Инклюзивная технология взаимодействия специалистов ДОУ «За рамками кабинета» как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения детей с ООП [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 43–52. DOI: 10.17759/bppe.2019160404
Полный текст
В современном педагогическом сообществе предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями (далее «дети с ООП»).
На сегодняшний день на уровне Российской Федерации и регионов разработаны стандарты образования, нормативные документы, в которых прослеживается одна из важнейших задач — предоставить каждому ребенку, независимо от физических и умственных способностей, возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении образования, адекватного уровню его развития.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» показывает, что в настоящее время особое внимание требуется уделить уязвимым категориям детей, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимо разрабатывать и внедрять формы работы, позволяющие преодолевать «социальную исключенность» и способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество, а также проводить работу по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р:
• указывает на необходимость повышения гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,
• обеспечивает поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей,
• определяет стратегической целью государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» говорится о том, что в ДОО группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно соответствует программе дошкольного образования, которая адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей). Программа также обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на то что проблема формирования законодательной базы на уровне РФ уже решена, основным барьером для внедрения инклюзии в практику образовательных учреждений является отсутствие эффективных и результативных инклюзивных практик.
Особенно актуальна проблема взаимодействия специалистов, реализующих коррекционноразвивающие задачи в развитии и обучении детей с ООП. По данным мониторинга, проведенного в дошкольных образовательных организациях г. Томска, количество развивающих занятий у детей с ОВЗ и детей-инвалидов из групп комбинированного вида значительно превышает нормативные. Переутомление и истощение всех видов детской активности возникает из-за дополнительных обязательных коррекционноразвивающих занятий учителей-логопедов, педагогов-психологов и других специалистов, которые обязаны следовать рекомендациям и заключениям городских психолого-педагогических комиссий. Таким образом, возникла необходимость решения проблемы прямого коррекционного воздействия специалистов ДОУ и ОУ на развитие детей с ООП.
Проблемы, связанные с большим количеством детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (28 человек) и детей с отклоняющимся развитием, интегрированных в группы детей с типичным развитием, потребовали создания единого образовательного пространства, в котором экспериментальным путем возникла технология психолого-педагогического сопровождения детей с ООП.
Разработанная и апробированная на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 13» г. Томска технология получила название «За рамками кабинета», так как она способствует созданию единого инклюзивного пространства, в рамках которого любой специалист ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, воспитатель) входит в пространство детской группы как участник:
• утреннего сбора,
• проектной деятельности,
• сопедагог, выполняющий коррекционно-развивающие задачи образовательного процесса.
Задачи инклюзивной технологии «За рамками кабинета»:
1) создать пространство принятия философии инклюзии в детско-родительском и педагогическом сообществах образовательного учреждения;
2) наладить эффективное взаимодействие всех участников инклюзивного образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, внешних партнеров);
3) своевременно выявлять изменения (регресс, прогресс) в актуальном развитии ребенка, осуществляя принцип гибкого пластичного индивидуально-педагогического подхода;
4) снять тревожность у ребенка с ООП и научить его:
• бороться с фрустрациями во время социальных неудач,
• делать самостоятельный социальный выбор,
• определять наиболее успешные формы и способы коммуникации,
• создавать вокруг себя комфортное коммуникативное поле,
• использовать свои преимущества, компенсаторные механизмы организма;
5) содействовать изменению родительской позиции непринятия детей с ООП в общеразвивающей группе в сторону толерантности и вооружения родителей инклюзивной группы позитивными способами коммуникации;
6) непрерывно повышать уровень компетентности педагогической команды образовательного учреждения через обучение и развитие новых форм и методов психолого-педагогической коррекции и инклюзивных технологий. Тем самым, создавать атмосферу психологической и профессиональной готовности к работе с новыми формам отклоняющего развития детей в инклюзивных группах;
7) создать ребенку с ООП условия для самостоятельного преодоления дистанции: от состояния изоли рованности в обществе к успешной социализации и полноценной жизни;
8) сформировать, отработать на практике современную эффективную позицию инклюзивного педагога в образовательном учреждении, на основе которой можно включать ребенка с ООП в среду типично развивающихся сверстников.
Инклюзивные технологии предполагают признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который больше подходит ребенку.
В основе научно-методической идеи технологии «За рамками кабинета» лежит культурноисторическая концепция развития психических функций выдающегося ученого Л.С. Выготского.
Все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством задают ближайшую перспективу развития ребенка. Поэтому технологией «За рамками кабинета» предусмотрены психолого-педагогические условия сопровождения инклюзивного обучения и основные положения системно-деятельностного подхода. Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин предполагают в своих трудах вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ООП. Вариативность и индивидуализация обеспечивают:
• расширение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
• успешную социализацию и адаптацию,
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера.
Описание участников реализации инклюзивной технологии представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Участники реализации инклюзивной технологии «За рамками кабинета»
Целевая группа |
Заинтересованные стороны |
1. Дети с ООП и дети-инвалиды от 2 до 8 лет: слабослышащие; слабовидящие; незрячие; дети с синдромом Дауна; дети с ЗПР, ЗРР; дети с сочетанными диагнозами (ДЦП + незрячий и др.); дети с сахарным диабетом 2. Типично развивающиеся дети от 2 до 7 лет |
1. Педагогическая команда ДОУ и ОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, младший воспитатель, логопедическая служба, психологическая служба, педагог-психолог, нейропсихолог, учитель-дефектолог, специалист по адаптивной физкультуре, музыкальный руководитель (орф-педагог), инструктор ЛФК, специалист по БОС-технологиям, педагоги дополнительного образования. 2. Родительское сообщество 3. Внешние партнеры |
Описание технологии «За рамками кабинета».
1 шаг.
Создается teambuilding-стратегия повышения квалификации всех педагогов, имеющих инклюзивную практику. Цель — создать модель системы командообразующего обучения, в рамках которой необходимо выбрать ведущий эффективный метод развития, отвечающий требованиям инклюзивного образования, освоить его независимо от профессии, определить границы «интегрирования» всех специалистов, создать командное профессиональное пространство.
В процессе реализации технологии необходимо учитывать профессионально-личностную готовность педагогов к работе с детьми с ООП. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной командной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование.
Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. Учитывая, что ребенок с ООП получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.
2 шаг.
Специалисты выносят коррекционно-развивающий процесс за рамки своего кабинета, участвуют в проектной деятельности вместе с детьми, обогащают детскую среду своим опытом и специальными дидактическими пособиями и играми. Пространство детской группы делится на центры активности различной направленности (литература, строительство, математика, песок и вода, природа и т.д.). Образовательный процесс в детской группе начинается с утреннего сбора — самостоятельного выбора ребенком тематики проекта и центра активности. Затем дети работают по интересам, что повышает их уровень мотивации к обучению. Специалист может присоединиться к детской деятельности на любом этапе проекта исходя из цели коррекционно-развивающей работы.
Ребенок с ООП, нуждающийся в помощи специалиста, не находится в отдельном кабинете, а получает адаптированное образование вместе со сверстниками. Задания и пособия, подготовленные специалистом для ребенка с ООП, становятся открыты и для нормотипичных детей. В том числе, они остаются в центрах активности, расширяя и адаптируя дидактическую среду группового пространства. Это позволяет снять тревожность у ребенка с ООП, определять наиболее успешные формы и способы коммуникации, создавать вокруг себя комфортное коммуникативное поле, использовать свои преимущества, компенсаторные механизмы организма.
3 шаг.
Работа в фокус-группах. Каждый специалист ДОУ взаимодействует с другим в рамках реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы и адаптированного образовательного маршрута ребенка с ООП. Фокус-группа включает куратора ребенка с ООП, воспитателя, родителей, представителя внешних партнеров (ученые, врачи) и специалистов инклюзивной практики. Она является интерактивным малым объединением, которое корректирует адаптированную программу, инициирует новые формы и способы «включенности» ребенка с ООП в социальное пространство. В сферу деятельности фокус-группы входит ряд мероприятий по созданию толерантного климата в социально-культурном пространстве учреждения (тренинги, опросники, совместная деятельность детей и взрослых).
4 шаг.
Специалист участвует в жизнедеятельности детского сообщества как сопедагог, выполняющий коррекционно-развивающие задачи образовательного процесса, вносящий обогащение в дидактическую среду детского пространства. Каждый специалист может стать «сопедагогом» — активным участником «утреннего сбора», прогулки, музыкального занятия, спортивных соревнований, праздников, релаксационных упражнений, засыпания. В ситуации активного взаимодействия с воспитателем детской группы специалист является полноценным партнером по выполнению развивающих и воспитывающих функций, а также коррекционноразвивающих задач.
Желательно, чтобы количество сопедагогов в группе не было больше 2-3 человек. Приветствуется изготовление и использование самодельных пособий и дидактического материала. Продолжительность участия сопедагогов в жизни детской группы зависит от поставленных задач и должна быть логически понятна и четко структурирована. Результатом совместной деятельности сопедагога и детей может быть творческий продукт (выученная песня, поделка, составленный рассказ и т.д.). Поэтому важен ритуал завершения встречи: песня, ритмико-двигательная композиция, итоговая беседа.
Основное условие успешного взаимодействия — поддержка индивидуальности инициативы детей (ФГОС ДО). Достичь успешного взаимодействия можно с помощью:
• предметно-пространственной среды и центров активности (ЦА),
• коррекционно-развивающего обучения по принципу реагирования,
• работы в небольших детских группах,
• вариативного подбора материалов и обеспечения гибкости в ходе осуществления коррекционноразвивающей деятельности,
• отсутствия прямого воздействия коррекционной направленности,
• самостоятельного выбора ребенка заданий по силам.
5 шаг.
В рамках внешнего партнерства простроены взаимоотношения «детский сад — вуз», «детский сад — НИИ», «детский сад — общественные сообщества». В МАДОУ «Детский сад № 13» г. Томска созданы и успешно функционирует две кафедры: кафедра образовательной политики и кафедра инклюзивного пространства. Цель объединения — предоставление квалифицированной новейшей научной практикоориентированной помощи детям ООП и их родителям (консультирование, диагностика, выбор коррекционноразвивающих программ). А также сопровождение реализации инклюзивного процесса образования в ДОУ:
• «педагоги для педагогов» — ученые в помощь педагогам-практикам,
• повышение компетентности сотрудников,
• стажировки,
• участие в научно-практических конференциях,
• публикации статей в сборниках,
• формирование педагогического акме.
В процессе взаимодействия «За рамками кабинета» необходимо соблюдать основные технологические принципы:
• следовать за ребенком в его развитии;
• коррекция основана на игре, причем организация и выбор видов активности обусловлены интересами и предпочтениями ребенка;
• человек не может упражняться в том, чего не умеет;
• не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка;
• целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы;
• тщательно выбирать задания и силу воздействия.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации инклюзивной технологии «За рамками кабинета».
Основной состав специалистов, реализующих предлагаемую технологию:
• воспитатели;
• учителя-дефектологи;
• учителя-логопеды;
• педагоги-психологи;
• социальные педагоги;
• педагоги дополнительного образования;
• музыкальные руководители;
• инструкторы по физическому воспитанию;
• младшие воспитатели.
Результаты, подтверждающие эффективность реализации технологии «За рамками кабинета».
1. Созданы новые эффективные формы взаимодействия всех участников инклюзивного образовательного процесса:
• teambuilding-стратегия повышения квалификации всех педагогов;
• фокус-группа как мобильная команда взаимодействия всех участников инклюзивного образования;
• «сопедагогика», активное участие специалистов в жизни детской группы;
• привлечены специалисты, ученые, консультирующие родителей, имеющих детей ОВЗ, и оказывающие практическую поддержку педагогам, встречающимся впервые с различными проявлениями ди- зонтогенеза.
Наряду с традиционным ПМПк такие формы позволили эффективно выявить динамику развития детей с ООП, своевременно оказать психолого-педагогическую и консультативную помощь.
2. Определены эффективные формы и методы инклюзивных технологий:
• педагогические,
• нейропсихологические,
• психотерапевтические,
• двигательные,
• арт-терапия,
• эрготерапия,
• сенсорная интеграция.
3. Педагогической командой ОУ получены психологические знания и практический профессиональный опыт, создана «диспетчерская педагогическая служба», цель которой — своевременно направлять родителей и детей, имеющих особенности развития, к специалистам по профилю детского затруднения. Данная служба отслеживает и выявляет вновь появляющиеся современные методы и технологии инклюзивного образования, помогает своевременно и эффективно внедрять их в практику.
4. В ОУ сформирован благоприятный психологический климат вокруг инклюзии: большинство родительского сообщества позитивно относится к включению детей с ООП в группы типично развивающихся детей, социальный статус детей с ОВЗ в детском коллективе не зависит от их «особенностей»,
5. Выявлена и сформирована психологическая и профессиональная готовность педагогической команды ОУ к инклюзивной практике с помощью комплекса психологических методик.
6. Создана и организована высокотехнологическая безбарьерная среда для детей, имеющих особенности развития. Среда отличается не только доступностью, но и выходит за рамки детской группы, позволяет успешно ориентироваться в пространстве и формирует социально-бытовую уверенность. Дети с ООП могут жить и развиваться без сопровождения. Кроме того, среда отвечает всем программным и нормативным требованиям. Ценным является активное участие семей в организации среды для детей с ООП.
Главным результатом реализации инклюзивной технологии «За рамками кабинета» в образовательном процессе МАДОУ «Детский сад № 13» г. Томска является успешная социализация детей с ООП, индикатор результативности — готовность ребенка с ООП к обучению в образовательной школе: 58% выпускников — детей-инвалидов, обучавшихся в инклюзивных группах, идут в общеобразовательную школу и 42% — в специальные коррекционные учреждения.
Успешный опыт инклюзивного образования доказывает, что процесс инклюзии приводит не только к нормализации жизни детей с особенностями развития и их семей, но и к большей успешности их типично развивающихся сверстников. В первую очередь, за счет повышения доступности качественного образования через внедрение эффективных технологий по предотвращению «социальной исключенности» детей и обогащению их социального опыта.
Литература
- Андреева Е.Г. Создание образовательно-реабилитационного пространства как принципиально нового компонента коррекционно-развивающей деятельности ДОУ // Детский сад XXI века: «нестандартный» педагог в мире стандартов. Томск, 2017. С. 15–19.
- Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Том. 5. М.: Педагогика,1983. С. 196–218.
- Гакаме Ю.Д. Организация психологически безопасной образовательной среды в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Том 37. С. 251–255. URL: http://e-koncept.ru/2015/95673.htm (дата обращения: 12.10.2019).
- Лампман В.Е., Желтикова И.А. «Родитель — ребенок — педагог»: модели развития взаимоотношений. Волгоград: Учитель, 2011. 143 с.
- Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 100–106.
- Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 3–18.
- Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1996. 250 с.
- Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // Ребенок в современном мире. СПб, 2008. C. 49–85.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/6744437/ (дата обращения: 20.12.2019).
- Неустроева Е.Н., Прокопьева Ю.П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе // Инновационные педагогические технологии: Материалы VII Международной научной конференции. Казань: Бук, 2017. С. 45–48.
- Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=304883#06023063691937065 (дата обращения: 20.12.2019).
- Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=331458#07759437210956648 (дата обращения: 20.12.2019).
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#009886298724466802 (дата обращения: 20.12.2019).
- Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания). Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2003. С. 14–16.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=346766&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.021165824600956284#05160031983978082 (дата обращения: 20.12.2019).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 423
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 100
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0