Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 72–79
doi:10.17759/bppe.2019160407
ISSN: 2658-3100 (online)
Центр социально-психологического партнерства «Три Кита» как субъект региональной инновационной системы «вуз — будущий педагог — ДОО»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: региональная инновационная система, социально активный вуз, центр социально-психологического партнерства, система «вуз — будущий педагог — ДОО», психологическая культура, психологическая профилактика, уровни психопрофилактики
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160407
Для цитаты: Майорова Т.Е., Савчина М.Д. Центр социально-психологического партнерства «Три Кита» как субъект региональной инновационной системы «вуз — будущий педагог — ДОО» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 72–79. DOI: 10.17759/bppe.2019160407
Полный текст
В российской системе современного высшего образования происходят кардинальные перемены [7; 10]. Согласно Е.Ю. Ливенцовой, Т.Б. Румянцевой, Е.Г. Сырямкиной, «изменения вызваны, во-первых, вхождением современных университетов в рыночные отношения и обострением конкуренции между ними, во- вторых, постоянным поступательным приростом нового знания, а значит, и содержания образования, что требует непрерывного пересмотра программ, изучаемых дисциплин и разработки новых образовательных технологий, которые должны обеспечить освоение студентами большего объема необходимой информации в более короткие сроки, но с сохранением качества подготовки» [10, c. 174].
Сегодня университеты рассматриваются как:
• действующий на постоянной основе субъект инноваций,
• ядро формирования и развития региональной инновационной системы (РИС),
• реализующие инновационный вектор развития региона и страны в целом [7; 10].
В современной научно-психологической литературе интенсивно используется понятие «социально активный вуз». В частности, в работе Е.Ю. Ливенцовой, Т.Б. Румянцевой, Е.Г. Сырямкиной дается следующее определение понятию: «социально активный вуз — организация, открытая местному сообществу, эффективно использующая внешние инфраструктурные ресурсы и в ответ вносящая свой вклад в развитие региона через реальное участие своих студентов и сотрудников в решении локальных социальных проблем» [10, с. 174-175].
На наш взгляд, первоочередной задачей модернизации сферы образования в вузе (в контексте содержания образовательного процесса) является выстраивание управленческой деятельности, которая направлена на организацию и осуществление единой политики в направлении усиления открытости, расширения возможностей для активности и инициативы профессорско-преподавательского состава как одного из основных субъектов образовательных услуг. При этом руководству вуза необходимо отталкиваться от актуальной потребности современного общества в конкурентноспособных, востребованных молодых специалистах, готовых к оперативному решению профессиональных задач, к гибкому реагированию на постоянно изменяющиеся условия в профессиональной деятельности. Для этого необходима разработка и внедрение инновационно-образовательных технологий субъектами вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательским составом. Мы считаем, что профессорско-преподавательскому составу вуза как основному разработчику эффективных практик инновационно-образовательных технологий необходимо быть готовым распространять их на все регионы России.
Изменение социокультурных условий функционирования системы высшего образования ориентирует на необходимость не только расширять и углублять профессиональные компетенции профессорско- преподавательского состава, но и усиливать профессиональные знания, практико-ориентированную направленность у студентов как будущих специалистов. Следует иметь в виду, что если длительное время целью образования, в том числе и высшего образования, являлось получение знаний, навыков и умений, то требования стандартов сегодня на первый план выдвигают развитие личности, а знания, навыки и умения выступают в качестве средств этого развития. При этом переход к реализации этой цели требует пересмотра позиций и взглядов всех участников, осуществляющих образовательный процесс, начиная с раннего и дошкольного образования.
Важно отметить, что современные социокультурные процессы, которые происходят в российском обществе, имеют интенсивную, динамическую и зачастую неоднозначную природу. Такая социокультурная ситуация приводит к стремительным изменениям детства: меняется пространство его функционирования, уровень социального созревания (Д.И. Фельдштейн) [11]; сложности, переживаемые детьми в процессе социализации в транзитивном обществе, сказываются на фрагментарности и отсутствии целостности в их картине мира (О.В. Гребенникова) [2]. Все вышеперечисленные факторы, несомненно, затрудняют процессы социализации и индивидуализации личности ребенка в социокультурном пространстве (Т.Д. Марцинковская) [9].
Так, в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» одной из главных задач является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Стоит обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе широко стали освещать данную проблематику. И в качестве одной из основных задач дошкольных организаций рассматривают создание условий для успешной социализации формирующейся личности. Задачу эту решить реально, в том числе с учетом возможностей ресурсов нескольких организаций (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон об образовании в РФ, ст. 15) [1; 5; 8; 13]. На наш взгляд, высшее учебное заведение может способствовать успешному решению поставленных задач, поскольку содержит в себе потенциальные возможности для формирования и развития региональной системы, реализующей инновационный вектор развития региона и страны в целом [7; 10].
Кроме того, в государственной программе РФ на 2012-2020 годы «Развитие образования» ключевыми целями являются следующие:
• радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку;
• изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов дошкольного и школьного образования;
• повысить эффективность существующих педагогических вузов и колледжей.
А.А. Марголис особо подчеркивает, что достижение данных целей невозможно без анализа проблем педагогического образования в РФ, которые он подразделяет на 2 группы:
• проблемы педагогического образования в контексте профессии педагога: низкий социальный престиж работы в сфере дошкольного образования, почти полный развал профориентационной работы в этой сфере;
• проблемы педагогического образования: отсутствие взаимосвязи ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога, недостаточная практическая подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности [8].
Таким образом, подготовка педагогов дошкольного образования связана с разработкой комплекса мер, позволяющих повысить качество подготовки педагогов путем приведения всех параметров их образования в соответствие с:
• Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО),
• Стандартом профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования мы считаем организацию связи и взаимопроникновения учебных дисциплин, учебных практик будущих специалистов на базе системы «высшее учебное заведение — будущий педагог — дошкольная образовательная организация» (далее «вуз — будущий педагог — ДОО»). Мы предполагаем, что усиление практической направленности подготовки воспитателя возможно в сетевом взаимодействии вуза и дошкольных образовательных организаций в форме социально-психологического партнерства, при котором увеличивается ответственность и заинтересованность всех участвующих в подготовке современного педагога.
В настоящее время социально-психологическое партнерство в образовании рассматривают в контексте взаимосвязей различных уровней:
• партнерство внутри системы образования — между социальными группами определенной профессиональной общности;
• партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями других сфер общественного воспроизводства;
• партнерство, которое исходит от самой системы образования.
В реальной психолого-педагогической ситуации социального взаимодействия различные уровни социально-психологического партнерства могут быть представлены одновременно. Содержательный психологический контекст взаимоотношений в большинстве случаев является значимым для выстраивания партнерских взаимоотношений и их эффективного, устойчивого развития [6, с. 35].
Система «вуз — будущий педагог — ДОО» в аспекте подготовки специалистов дошкольного образования до последнего времени практически не рассматривалась [1; 5].
Мы считаем, что одним из решений проблемы формирования единого образовательного пространства «вуз — будущий педагог — ДОО» является создание Центра социально-психологического партнерства «Три Кита». При этом вуз выступает как социально активный субъект и является базовой платформой для формирования и развития РИС, реализующей инновационный вектор развития региона, в контексте профессионального психологического сопровождения дошкольных образовательных организаций. Центр представляет собой единый целостный субъект рассматриваемой системы, связующее звено между дошкольным и высшим образованием.
Основная цель работы Центра социально-психологического партнерства «Три Кита» состоит в повышении психологической культуры субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». При рассмотрении понятия «психологическая культура» мы придерживаемся определения И.В. Дубровиной. Согласно Дубровиной, «психологическая культура личности — очень емкое и многоаспектное понятие. Суть феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек, владея знаниями научной психологии, испытывает потребность и приобретает умение использовать эти знания в обществе — с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей.
Центральным моментом этого феномена является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека, его жизни, его внутреннего мира. Психологическая культура личности не только проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных, — но и обуславливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия — стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни, неприемлемость манипулирования их сознанием, чувствами, отношениями» [3, с. 43].
Если исходить из стратегической цели центра, то можно прийти к выводу: роль приоритетного направления его работы играет первичная психологическая профилактика. Наш выбор ведущего направления работы продиктован тем, что именно первичная профилактика является основным направлением деятельности психолога в системе образования, в рамках которой он работает со всеми субъектами образовательного процесса, создавая условия для повышения уровня психологической культуры в образовательной среде [4; 12; 14]. При этом мы обращаем внимание на то, что при планировании и реализации деятельности центра необходимо учитывать все уровни психопрофилактики (предупреждение, предотвращение, преодоление), задействованные в проблеме субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». Кроме того, предполагается реализация специалистами центра таких видов деятельности, как диагностика, просвещение, консультативная и коррекционно-развивающая работы.
Т.Г. Харитонова подчеркивает, что уровни психопрофилактики требуют от специалистов корректного их использования:
• в формулировках предмета профилактики;
• при описании специфики своей деятельности (работа со всеми участниками профессионального взаимодействия, с «группой риска» или отдельными субъектами);
• при обозначении вида используемых программ — развивающих, коррекционно-развивающих и коррекционных [12].
Тем самым, перспективными направлениями работы в контексте функционирования Центра социально-психологического партнерства «Три Кита» в системе «вуз — будущий педагог — ДОО» являются:
• разработка задач функционирования Центра на разных уровнях:
руководство вуза — руководство ДОО,
преподаватели вуза — педагоги детского сада,
преподаватели вуза — дошкольники,
преподаватели вуза — семьи дошкольников,
преподаватели вуза — студенты (как подготовка к взаимодействию с детьми, родителями и педагогами ДОО),
студенты — дети,
студенты — родители,
студенты — педагоги ДОО;
• обозначение предмета первичной психологической профилактики (как приоритетного направления деятельности Центра) на всех уровнях взаимодействия субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО», учитывая природу вторичной и третичной психопрофилактики;
• определение целесообразности видов программ и их содержания на всех уровнях взаимодействия субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО».
Таким образом, комплексная систематическая первичная психологическая профилактика в системе «вуз — будущий педагог — ДОО», осуществляемая на базе Центра социально-психологического партнерства «Три Кита», будет способствовать созданию психолого-педагогических условий для повышения психологической культуры субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». Кроме того, реализация стратегической цели Центра будет сопровождаться решением таких ключевых задач, как:
• повышение уровня привлекательности вуза для абитуриентов, студентов;
• повышение уровня подготовки высококвалифицированных кадров;
• увеличение возможностей привлечения дополнительных региональных инвестиций для инновационных проектов и инновационной инфраструктуры вуза;
• создание новых рабочих места;
• повышение конкурентоспособности, инновационного имиджа и деловой репутации вуза.
По нашему мнению, самое главное состоит в том, что данный проект может выступить в качестве ресурса становления высшего учебного заведения — как одного из центров инновационного развития региона, создающего новый уровень развития образования.
Литература
- Болдырихина В.Н. Проблема организации педагогического взаимодействия вуза и детского сада на современном этапе // ГАУДЕАМУС. 2017. Том 16. № 2. С. 117–119.
- Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Том 10. № 53. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1428-grebennikova53.html (дата обращения: 20.12.2019).
- Дубровина И.В. Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетентности // Гуманизация образования. 2013. № 5. С. 40–47.
- Забродин Ю.М., Пахальян Э.В. Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9. № 1. C. 135–147. doi: 10.17759/psyedu.2017090114
- Захарова Л.М. Сетевое взаимодействие дошкольной организации и вуза в условиях социального партнерства // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Тольятти, 15–17 мая 2015 года) / под общ. ред. Э.Ф. Николаевой, Е.А. Денисовой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. С. 61–65.
- Зедгенидзе В.Я. Особенности социально-психологического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанника [Электронный ресурс] // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 45. С. 35–37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15196202 (дата обращения: 20.12.2019).
- Иода Е.В., Иода Ю.В. Студенческий бизнес-инкубатор как инфраструктурная площадка интеграции региональных проблемно-индуцированных проектов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 2 (72). С. 41–51.
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 41–57. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2014/n3/71565.shtml (дата обращения: 20.12.2019).
- Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015. 248 с.
- Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. Образовательный потенциал технологии «социальный акселератор» для развития социально-предпринимательской компетентности с тудентов в классическом университете // Образование и наука. 2018. Том 20. № 1. С. 171–187.
- Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.
- Харитонова Т.Г. Неопределенность феноменологии психопрофилактики в деятельности практического психолога [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 15. С. 2216–2220. URL: http://e-koncept.ru/2016/96363.htm.
- Хузеева Г.Р. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Том 10. № 54. C. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1453-khuzeeva54.html (дата обращения: 20.12.2019).
- Цветкова Л.А., Алехин А.Н., Королева Н.Н. Профилактическая модель деятельности психолога в системе образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. № 4. doi:10.26795/2307-1281-2017-4-10
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 448
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 76
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0