В российской системе современного высшего образования происходят кардинальные перемены [Иода, 2019; Сырямкина, 2018]. Согласно Е.Ю. Ливенцовой, Т.Б. Румянцевой, Е.Г. Сырямкиной, «изменения вызваны, во-первых, вхождением современных университетов в рыночные отношения и обострением конкуренции между ними, во- вторых, постоянным поступательным приростом нового знания, а значит, и содержания образования, что требует непрерывного пересмотра программ, изучаемых дисциплин и разработки новых образовательных технологий, которые должны обеспечить освоение студентами большего объема необходимой информации в более короткие сроки, но с сохранением качества подготовки» [10, c. 174].
Сегодня университеты рассматриваются как:
• действующий на постоянной основе субъект инноваций,
• ядро формирования и развития региональной инновационной системы (РИС),
• реализующие инновационный вектор развития региона и страны в целом [Иода, 2019; Сырямкина, 2018].
В современной научно-психологической литературе интенсивно используется понятие «социально активный вуз». В частности, в работе Е.Ю. Ливенцовой, Т.Б. Румянцевой, Е.Г. Сырямкиной дается следующее определение понятию: «социально активный вуз — организация, открытая местному сообществу, эффективно использующая внешние инфраструктурные ресурсы и в ответ вносящая свой вклад в развитие региона через реальное участие своих студентов и сотрудников в решении локальных социальных проблем» [Сырямкина, 2018, с. 174-175].
На наш взгляд, первоочередной задачей модернизации сферы образования в вузе (в контексте содержания образовательного процесса) является выстраивание управленческой деятельности, которая направлена на организацию и осуществление единой политики в направлении усиления открытости, расширения возможностей для активности и инициативы профессорско-преподавательского состава как одного из основных субъектов образовательных услуг. При этом руководству вуза необходимо отталкиваться от актуальной потребности современного общества в конкурентноспособных, востребованных молодых специалистах, готовых к оперативному решению профессиональных задач, к гибкому реагированию на постоянно изменяющиеся условия в профессиональной деятельности. Для этого необходима разработка и внедрение инновационно-образовательных технологий субъектами вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательским составом. Мы считаем, что профессорско-преподавательскому составу вуза как основному разработчику эффективных практик инновационно-образовательных технологий необходимо быть готовым распространять их на все регионы России.
Изменение социокультурных условий функционирования системы высшего образования ориентирует на необходимость не только расширять и углублять профессиональные компетенции профессорско- преподавательского состава, но и усиливать профессиональные знания, практико-ориентированную направленность у студентов как будущих специалистов. Следует иметь в виду, что если длительное время целью образования, в том числе и высшего образования, являлось получение знаний, навыков и умений, то требования стандартов сегодня на первый план выдвигают развитие личности, а знания, навыки и умения выступают в качестве средств этого развития. При этом переход к реализации этой цели требует пересмотра позиций и взглядов всех участников, осуществляющих образовательный процесс, начиная с раннего и дошкольного образования.
Важно отметить, что современные социокультурные процессы, которые происходят в российском обществе, имеют интенсивную, динамическую и зачастую неоднозначную природу. Такая социокультурная ситуация приводит к стремительным изменениям детства: меняется пространство его функционирования, уровень социального созревания (Д.И. Фельдштейн) [Фельдштейн, 2013]; сложности, переживаемые детьми в процессе социализации в транзитивном обществе, сказываются на фрагментарности и отсутствии целостности в их картине мира (О.В. Гребенникова) [Гребенникова, 2017]. Все вышеперечисленные факторы, несомненно, затрудняют процессы социализации и индивидуализации личности ребенка в социокультурном пространстве (Т.Д. Марцинковская) [Марцинковская, 2015].
Так, в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» одной из главных задач является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Стоит обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе широко стали освещать данную проблематику. И в качестве одной из основных задач дошкольных организаций рассматривают создание условий для успешной социализации формирующейся личности. Задачу эту решить реально, в том числе с учетом возможностей ресурсов нескольких организаций (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон об образовании в РФ, ст. 15) [Болдырихина, 2017; Захарова, 2015; Марголис, 2014; Хузеева, 2017]. На наш взгляд, высшее учебное заведение может способствовать успешному решению поставленных задач, поскольку содержит в себе потенциальные возможности для формирования и развития региональной системы, реализующей инновационный вектор развития региона и страны в целом [Иода, 2019; Сырямкина, 2018].
Кроме того, в государственной программе РФ на 2012-2020 годы «Развитие образования» ключевыми целями являются следующие:
• радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку;
• изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов дошкольного и школьного образования;
• повысить эффективность существующих педагогических вузов и колледжей.
А.А. Марголис особо подчеркивает, что достижение данных целей невозможно без анализа проблем педагогического образования в РФ, которые он подразделяет на 2 группы:
• проблемы педагогического образования в контексте профессии педагога: низкий социальный престиж работы в сфере дошкольного образования, почти полный развал профориентационной работы в этой сфере;
• проблемы педагогического образования: отсутствие взаимосвязи ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога, недостаточная практическая подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности [Марголис, 2014].
Таким образом, подготовка педагогов дошкольного образования связана с разработкой комплекса мер, позволяющих повысить качество подготовки педагогов путем приведения всех параметров их образования в соответствие с:
• Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО),
• Стандартом профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования мы считаем организацию связи и взаимопроникновения учебных дисциплин, учебных практик будущих специалистов на базе системы «высшее учебное заведение — будущий педагог — дошкольная образовательная организация» (далее «вуз — будущий педагог — ДОО»). Мы предполагаем, что усиление практической направленности подготовки воспитателя возможно в сетевом взаимодействии вуза и дошкольных образовательных организаций в форме социально-психологического партнерства, при котором увеличивается ответственность и заинтересованность всех участвующих в подготовке современного педагога.
В настоящее время социально-психологическое партнерство в образовании рассматривают в контексте взаимосвязей различных уровней:
• партнерство внутри системы образования — между социальными группами определенной профессиональной общности;
• партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями других сфер общественного воспроизводства;
• партнерство, которое исходит от самой системы образования.
В реальной психолого-педагогической ситуации социального взаимодействия различные уровни социально-психологического партнерства могут быть представлены одновременно. Содержательный психологический контекст взаимоотношений в большинстве случаев является значимым для выстраивания партнерских взаимоотношений и их эффективного, устойчивого развития [Зедгенидзе, 2008, с. 35].
Система «вуз — будущий педагог — ДОО» в аспекте подготовки специалистов дошкольного образования до последнего времени практически не рассматривалась [Болдырихина, 2017; Захарова, 2015].
Мы считаем, что одним из решений проблемы формирования единого образовательного пространства «вуз — будущий педагог — ДОО» является создание Центра социально-психологического партнерства «Три Кита». При этом вуз выступает как социально активный субъект и является базовой платформой для формирования и развития РИС, реализующей инновационный вектор развития региона, в контексте профессионального психологического сопровождения дошкольных образовательных организаций. Центр представляет собой единый целостный субъект рассматриваемой системы, связующее звено между дошкольным и высшим образованием.
Основная цель работы Центра социально-психологического партнерства «Три Кита» состоит в повышении психологической культуры субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». При рассмотрении понятия «психологическая культура» мы придерживаемся определения И.В. Дубровиной. Согласно Дубровиной, «психологическая культура личности — очень емкое и многоаспектное понятие. Суть феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек, владея знаниями научной психологии, испытывает потребность и приобретает умение использовать эти знания в обществе — с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей.
Центральным моментом этого феномена является понимание и уважение уникальности, сложности и ценности человека, его жизни, его внутреннего мира. Психологическая культура личности не только проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных, — но и обуславливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия — стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни, неприемлемость манипулирования их сознанием, чувствами, отношениями» [Дубровина, 2013, с. 43].
Если исходить из стратегической цели центра, то можно прийти к выводу: роль приоритетного направления его работы играет первичная психологическая профилактика. Наш выбор ведущего направления работы продиктован тем, что именно первичная профилактика является основным направлением деятельности психолога в системе образования, в рамках которой он работает со всеми субъектами образовательного процесса, создавая условия для повышения уровня психологической культуры в образовательной среде [Забродин, 2017; Харитонова, 2016; Цветкова, 2017]. При этом мы обращаем внимание на то, что при планировании и реализации деятельности центра необходимо учитывать все уровни психопрофилактики (предупреждение, предотвращение, преодоление), задействованные в проблеме субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». Кроме того, предполагается реализация специалистами центра таких видов деятельности, как диагностика, просвещение, консультативная и коррекционно-развивающая работы.
Т.Г. Харитонова подчеркивает, что уровни психопрофилактики требуют от специалистов корректного их использования:
• в формулировках предмета профилактики;
• при описании специфики своей деятельности (работа со всеми участниками профессионального взаимодействия, с «группой риска» или отдельными субъектами);
• при обозначении вида используемых программ — развивающих, коррекционно-развивающих и коррекционных [Харитонова, 2016].
Тем самым, перспективными направлениями работы в контексте функционирования Центра социально-психологического партнерства «Три Кита» в системе «вуз — будущий педагог — ДОО» являются:
• разработка задач функционирования Центра на разных уровнях:
руководство вуза — руководство ДОО,
преподаватели вуза — педагоги детского сада,
преподаватели вуза — дошкольники,
преподаватели вуза — семьи дошкольников,
преподаватели вуза — студенты (как подготовка к взаимодействию с детьми, родителями и педагогами ДОО),
студенты — дети,
студенты — родители,
студенты — педагоги ДОО;
• обозначение предмета первичной психологической профилактики (как приоритетного направления деятельности Центра) на всех уровнях взаимодействия субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО», учитывая природу вторичной и третичной психопрофилактики;
• определение целесообразности видов программ и их содержания на всех уровнях взаимодействия субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО».
Таким образом, комплексная систематическая первичная психологическая профилактика в системе «вуз — будущий педагог — ДОО», осуществляемая на базе Центра социально-психологического партнерства «Три Кита», будет способствовать созданию психолого-педагогических условий для повышения психологической культуры субъектов системы «вуз — будущий педагог — ДОО». Кроме того, реализация стратегической цели Центра будет сопровождаться решением таких ключевых задач, как:
• повышение уровня привлекательности вуза для абитуриентов, студентов;
• повышение уровня подготовки высококвалифицированных кадров;
• увеличение возможностей привлечения дополнительных региональных инвестиций для инновационных проектов и инновационной инфраструктуры вуза;
• создание новых рабочих места;
• повышение конкурентоспособности, инновационного имиджа и деловой репутации вуза.
По нашему мнению, самое главное состоит в том, что данный проект может выступить в качестве ресурса становления высшего учебного заведения — как одного из центров инновационного развития региона, создающего новый уровень развития образования.