Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области

320

Аннотация

Статья посвящена проблеме активного внедрения занятий АФК и спортом как средства комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. В работе освещен опыт разработки и реализации модели абилитации и социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов средствами АФК в ОГКУ Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области. Предлагаемая модель базируется на принципах межведомственного взаимодействия и межсекторального социального партнерства в вопросах внедрения адаптивной физической культуры и спорта. Реализация модели абилитации и социальной реабилитации строится поэтапно, определяется последовательность задач, решаемых различными специалистами. Определен алгоритм действий получателей услуг Центра, зоны ответственности основных специалистов, важные критерии оценки эффективности комплексной реабилитации средствами АФК и спорта

Общая информация

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, лица с инвалидностью

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160412

Для цитаты: Зайфиди П.К., Макина А.П. Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 111–123. DOI: 10.17759/bppe.2019160412

Фрагмент статьи

В настоящее время в связи с возросшими интегративными тенденциями в обществе достаточно актуальным является вопрос поиска действенных, эффективных методов реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из методов, доказавшим свою состоятельность, является адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. 158 с.
  2. Галкина Е.В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы II международной научной конференции. Уфа: Лето, 2012. С. 32–36.
  3. Завьялова Т.Н., Запорожец Е.В. Коррекция психофизического состояния родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями, средствами иппотерапии // Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016 г. / Под ред. А.И. Денисенкова, Н.С. Роберта, Н.А. Сладковой, А.В. Цымбал. СПб: ЛЕМА, 2016. С. 27–37.
  4. Зайфиди П.К. Роль адаптивного спорта в социальной реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы современного непрерывного образования: Сборник научных и методических трудов / Под общ. ред. А.Р. Лопатина. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 118–121.
  5. Макина А.П., Куфтяк Е.В. Занятия спортом и оптимизация эмоционально-личностных особенностей спортсменов-инвалидов // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / Отв. ред. Н.П. Фетискин, А.И. Субетто, Т.И. Миронова: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 178–180.
  6. Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Cерия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2. С. 165–168.
  7. Методические разработки «Технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта» / Сост. Н.Ю. Матвеева. Кострома: ОГ КУ Романовский реабилитационный центр инвалидов, 2013. 18 с.
  8. Пасичник М.О., Марченкова У.А., Чунин А.И. Адаптивная физическая культура как средство комплексной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] // V Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум – 2013». URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006830 (дата обращения: 29.12.2019).
  9. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 2 августа 2019 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 12.12.2019).
  10. Шипова Н.С. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 183–187.
  11. Шипова Н.С. Роль психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой // Педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и молодых ученых / Сост. Т.Е. Коровкина; науч. ред. Ж.А. Захарова. Выпуск 2. Кострома: Костромской государственный университет, 2016. С. 88–91.
  12. Шипова Н.С. Роль родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной верховой ездой // Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016 г. / Под ред. Денисенкова А.И., Роберта Н.С., Сладковой Н.А., Цымбал А.В. СПб: ЛЕМА, 2016. С. 37–44.
  13. Яценко А., Кириленко М. Мама ребенка-инвалида: груз ответственности // Зеркало недели. № 29 (658). 11–17 августа 2007.

Информация об авторах

Зайфиди Павел Кириллович, директор, Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области (ОГКУ «Романовский РЦ инвалидов»), Кострома, Россия, e-mail: rrc44@yandex.ru

Макина Анастасия Павловна, заместитель директора по учебно-методической работе, Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области (ОГКУ «Романовский РЦ инвалидов»), Кострома, Россия, e-mail: makina44@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 758
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 320
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6