Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования

134

Аннотация

В работе представлен анализ научных исследований в области реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций. Выявлены научные и практические дефициты в области вторичной профессиональной реабилитации и профессионального переобучения лиц с инвалидностью данной категории. Изложены основные подходы авторской концепции профессионально-психологической реабилитации данного контингента в контексте психофизиологического, психологического, профессионально-педагогического и социально-средового направлений. Проанализирован ресурсный потенциал образовательных организаций высшего образования с точки зрения эффективности реализации данной концепции.

Общая информация

Ключевые слова: лица с инвалидностью, ветераны боевых действий, реабилитационный потенциал, психологическая реабилитация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280605

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 1022101100016-7-5.1.1;5.3.2 «Профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных операций» (FSRN 2023-0012).

Получена: 05.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Борозинец Н.М., Водолажская М.Г., Сальникова О.Д., Соловьева О.В., Шеховцова Т.С. Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 6. С. 53 – 61. DOI: 10.17759/pse.2023280605

Подкаст

Полный текст

Введение

Проблема реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных военных операций (далее – лица (человек) с инвалидностью данной категории),  имеет важное научно-практическое значение.

Участники боевых действий являются специфическим контингентом, требующим реабилитации, а лица с инвалидностью данной категории могут быть выделены в группу особого социального риска (В.С. Агеев, О.Н. Прудникова и др.) [9].

Приобретая инвалидность, большинство из них вынуждены выстраивать новую жизненную перспективу. У значительной части (87%) формируется инвалидизированная идентичность, обусловливающая реализацию ими деструктивных стратегий социального функционирования (Ю.М. Караяни) [8].

В отечественной науке исследования проблем участников военных действий сосредоточены в рамках социально-медицинского (Р.А. Абдурахманов, С.И. Съедин, П.А. Корчемный, Л.А. Китаев-Смык, И.В. Соловьев, Н.В. Тарабрина и др.) и медико-психологического подходов (Л.В. Смекалкина, Э.А. Нечаев, В.И. Захаров и др.) [8].

Фрагментарно рассматриваются вопросы педагогической реабилитации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи, с точки зрения профилактики поведенческих девиаций и формирования морально-психологической устойчивости (Е.И. Федак, С.В. Лопатько и др.) [11].

Единично на основе положений экономической теории труда представлено исследование профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов боевых действий и военной службы (Е.А. Захарова) [5].

Современная концепция комплексной реабилитации участников специальной военной операции на Украине (СВО) включает в себя медицинскую реабилитацию, психологическое и юридическое сопровождение, социальную поддержку, обучение по программам дополнительного профессионального образования отдельных категорий военных специальностей (Т.Н. Бонкало) [1].

Однако даже широкий спектр исследований не дает системного научно-обоснованного видения условий комплексной реабилитации лиц с инвалидностью данной категории в контексте утраты или ограничения трудоспособности, социально-психологической и профессиональной реадаптации.

Также отсутствуют исследования, отражающие современные реалии СВО, в которой участвуют разные контингенты граждан: кадровые военные, военные, начавшие службу по контракту до СВО, мобилизованные, добровольцы, имеющие разные базовые профессиональные навыки, ценностные ориентиры и социально-психологические приоритеты.

Именно поэтому авторам видится необходимой разработка научной концепции, ключевым понятием которой является профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью данной категории.

Основная часть

В нашем понимании профессионально-психологическая реабилитация не должна ограничиваться снятием симптоматики посттравматических стрессовых расстройств, а призвана ориентироваться на развитие и раскрепощение здорового потенциала личности, формирование нормальной социальной идентичности.

В данной концепции профессионально-психологическая реабилитация рассматривается как комплекс воздействий психофизиологического, психологического, профессионально-педагогического и социально-средового характера, направленных на выявление и актуализацию реабилитационного потенциала.

Сущность реабилитационного потенциала определяется на основе изучения и обобщения социально-психологического портрета человека с инвалидностью данной категории и компаративного анализа особенностей самоощущения при нормотипии и инвалидности в контексте различных условий ее приобретения.

Целью профессионально-психологической реабилитации является восстановление нормального социального и профессионального функционирования личности инструментами психонейрореабилитации, психопрофилактики и психокоррекции, вторичной профориентации и профессионального переобучения с учетом правовых (как?), институциональных (где?), кадровых (кем?) аспектов.

Рассмотрим направления профессионально-психологической реабилитации в рамках данной концепции.

Психофизиологическое направление базируется на комплексном психонейрокоррекционном подходе (М.Г. Водолажская и др.) [4].

Цель психонейрореабилитационной работы – усиление корково-подкорковых взаимодействий в головном мозге испытуемых.

В контексте данного подхода исследование движется по направлению «снизу-вверх» по церебральной вертикали. Данный уровень основывается на учете глубин диэнцефалона, характера их эмоциогенной генерации. Врожденные формы агрессивности характера, церебральный генератор которых залегает наиболее глубоко (6-8 аксиальный срез мозга), в случае их индивидуально высокой степени выраженности требуют особых инструментальных нейрореабилитационных воздействий, т.к. являются наиболее негативными. Именно на них направлена персонифицированная работа по нейробиоуправлению с помощью биологической обратной связи (далее – БОС) и электроэнцефалограммы (далее – ЭЭГ). Затем изучается психологический статус, то есть оптимизируется реализация функций вышерасположенного неокортикального уровня (психика, интеллект, поведение). В итоге оцениваются социальные устремления, то есть высшая нервная деятельность, обеспечивающаяся преимущественно конвекситально, по скальповой горизонтали еще более поверхностно по сравнению с предыдущим психологическим уровнем.

В результате расбалансированные вследствие инвалидизирующего влияния боевых действий кортикально-субкортикальные связи достигают баланса, о чем свидетельствуют критерии эффективности психонейрокоррекции: индекс и мощность пользовательского частотного диапазона 6-9 Гц (%) на финальном и итоговом этапе нейробиоуправления в виде альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ. Данный диапазон предложен разработчиками технологии нейробиоуправления и является общепринятым в контексте использования альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог).

Технология психонейрокорреции основана на алгоритмическом сочетании элементов киберспорта; диагностики церебрального генератора врожденных эмоциональных (агрессивных/антиагрессивных) черт личности с расчетом индекса глубинной агрессивности; нейробиоуправления с помощью альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ (Эгоскоп-Реакор-Медиком, г. Таганрог).

Психологическое направление базируется на выделении, анализе и развитии/психопрофилактике/психокоррекции трех компонентов психологического портрета человека данной категории.

Личностный компонент представляется адаптационным потенциалом, который отражает процесс активного приспособления к условиям социальной среды с учетом изменения психического и физического статуса. Сюда же включаются уровень и характер внутриличностной конфликтности, сильно обостряющейся у людей, получивших травмы и увечья в результате участия в боевых действиях. А также субъективная оценка эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека.

Поведенческий (конативный) компонент содержит оценку способов совладания (копинг-стратегий) с трудными жизненными обстоятельствами и наличие трансдиагностических дезадаптивных механизмов преодоления стресса. Важным элементом, определяющим поведенческую активность личности, является субъективная оценка качества жизни, в том числе в профессиональной деятельности. Для лиц с инвалидностью важным параметром самоощущения является образ тела, в частности вызывающий наибольший дискомфорт или неудовлетворенность, интенсивность которых определяет отношение к суицидальному поведению.

Когнитивный компонент критериально оценивается аттенционными способностями индивида, которые являются первостепенным условием эффективной интеллектуальной деятельности, а также включает особенности и степень развития социального интеллекта (О.В. Соловьева) [10].

Целями реализации психологического направления являются: активизация адаптационного потенциала и здоровых сил личности; разрешение внутриличностной конфликтности; развитие продуктивных совладающих стратегий поведения; развитие качеств социального интеллекта; повышение субъективного оценивания качества жизни, включая ориентацию на образ тела; формирование эмоционально зрелой и осознанной эго-идентичности.

Технологические аспекты данного направления предполагают разработку и реализацию психодиагностических и психопрофилактических/психокоррекционных комплексов.

Основой профессионально-педагогического направления является понимание того, что большинство работ по профориентации, профессиональному обучению/образованию выполнены в контексте детско-юношеского возраста (Е.А. Климов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).

Вместе с тем дефицит решения проблемы вторичной профориентации и переобучения взрослых остается неизменным. Для личности, которая совершает вынужденный уход из прежней профессии в связи с инвалидизацией, педагогические технологии, применяющиеся для профориентации молодежи, часто неэффективны (В.А. Фордмен) [12].

С нашей точки зрения критериями педагогической диагностики в рамках профессионально-педагогического направления являются обученность, обучаемость, мотивация к труду, осведомленность по вопросам трудоустройства.

В зависимости от исходной установки на переобучение возможны разные уровни погружения в профессию: освоение методик организации деятельности; приобретение конкретных умений и навыков; формирование установок, системы ценностей, связанных с профессией, нахождение смыслов профессиональной деятельности.

Следовательно, целесообразно выделение трех смысловых областей обучения: обучение грамотности (компьютерная, функциональная, социальная и т.д.); профессиональное образование; общекультурное обучение. Эти области могут интегрироваться и обуславливать качество результата профессионального переобучения.

Отметим, что для реализации профессионально-педагогического направления важен не только правильный подбор содержательно-смысловых аспектов, методов и технологий обучения, но и использование специальных технических средств обучения или ассистивных технологий с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и специальных образовательных условий.

В рамках социально-средового подхода авторская позиция базируется на учете влияния на личность внешних факторов – условий среды и социального окружения и внутренних факторов – антропологических характеристик и индивидуальных возможностей человека.

Основными критериями, позволяющими сформировать базис для оценивания степени зависимости и/или влияния социально-средовых условий на возможности и успешность профессионально-психологической реабилитации, являются внешне-средовой (конкретные внешние условия, обусловливающие объективные возможности при вторичной профориентации); социально-групповой (социальные тенденции конкретной микрогруппы); социально-антропологический (корреляция социального статуса, социальных ролей, социальной активности).

Широкий спектр направлений профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью данной категории требует готовности среды и кадров, материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в области оказания психологической помощи, вторичной профориентации и переобучения.

На сегодняшний день перечисленными ресурсами обладают образовательные организации высшего образования. Прежде всего, это вузы, на базе которых функционируют Ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ ВО), и вузы-партнеры, являющиеся трансляторами сетевых технологий.

В вузах активно создается доступная среда, проводится профориентационная работа и образовательная деятельность, содействие трудоустройству, разработаны и внедрены рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ, адаптированного учебно-методического обеспечения, инклюзивной культуре и коммуникации (Н.М. Борозинец, О.Д. Сальникова, Ю.В. Прилепко) [2; 3].

Превалирующими подходами являются индивидуальный подход, проектирование индивидуальных профессионально-образовательных траекторий, сопровождение, наставничество и реабилитационно-педагогические технологии (В.З. Кантор, Д.Н. Беспалов, Н.М. Борозинец и др.) [7].

В вузах развивается исследовательская и технологическая база. В каждом РУМЦ ВО есть центры коллективного пользования специальными техническими средствами обучения. Имеются и частные примеры. Например, в РУМЦ Северо-Кавказского федерального университета созданы лаборатория профессионального психологического тестирования, тифлоаудиолаборатория, инклюзивный коворкинг профессиональных и образовательных инициатив для развития предпринимательских компетенций.

Персонал и преподаватели регулярно проходят повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью от формирования инклюзивной культуры до использования ассистивных технологий. Также обучение проходят и кураторы практики из числа работодателей.

В вузах имеется опыт межведомственного взаимодействия и социального партнерства как на региональном, так и на федеральном уровне (Н.М. Борозинец и др.) [2].

Заключение

Таким образом, разработка концепции профессионально-психологической реабилитации в составе обозначенных направлений позволит комплексно решать проблемы лиц с инвалидностью данной категории в процессе реадаптации к мирной жизни, а вузы Российской Федерации, особенно те, на базе которых функционируют РУМЦ ВО, являются существенной ресурсной базой для реализации всех направлений системы профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью данной категории и могут выступать площадками для апробации предложенной концепции. Стандартизированные в федеральной сети РУМЦ ВО подходы к организации обучения лиц с инвалидностью, а также дружелюбная среда позволяют интегрировать обсуждаемый контингент в образовательный процесс при условии использования инклюзивных технологий применительно к процессам вторичной профориентации и переобучения взрослых с приобретенной инвалидностью.

Литература

  1. Бонкало Т.И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест январь-февраль 2023 [Электронный ресурс] / Т.И. Бонкало. Электрон. текстовые дан. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. URL: https://niioz.ru/moskovskayameditsina/izdaniya-nii/daydzhest-meditsinskiy-turizm-i-eksport-meditsinskikh-uslug/ (дата обращения: 04.09.2023).
  2. Борозинец Н.М., Прилепко Ю.В., Сербина Л.Ф. Взаимодействие вузов с работодателями по проблемам трудоустройства выпускников с инвалидностью // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2023. № 1. С. 76–82.
  3. Борозинец Н.М., Сальникова О.Д. Анализ профессиональных предпочтений и особых образовательных потребностей потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 3(82). С. 175–182. DOI:37493/2307-907X.2021.3.23
  4. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии: монография / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский. Ставрополь: СКФУ, 2022. 263 с.
  5. Захарова Е.А. Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы: дисс. … канд. эконом. наук. М., 2013.
  6. Каленов В.А. Медико-социальное обоснование совершенствования комплексной реабилитации участников боевых действий в системе ведомственного здравоохранения: дисс. … канд. мед. наук. М., 2014.
  7. Кантор В.З., Беспалов Д.Н., Борозинец Н.М., Халяпина Л.В. Реабилитационно-педагогическое сопровождение инклюзивного образования / Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / научный ред. Ю.П. Зинченко. М.; Ростов-на-Дону; Таганрог, 2020. С. 473–494.
  8. Караяни Ю.М. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016.
  9. Прудникова О.Н. Медико-социальные аспекты реабилитации ветеранов боевых действий в Омской области: дисс. … канд. мед. наук. Кемерово, 2006.
  10. Соловьева О.В. Феноменология развития познавательных способностей учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: science-education.ru/109-8835 (дата обращения 04.09.2023)
  11. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи: дисс. ... канд. пед. наук. М, 2004.
  12. Фордмен В.А. Современные трудности в ситуации вынужденной смены профессиональной деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3А. С. 145–150.

Информация об авторах

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии, Северо-Кавказский федеральный университет (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-7132, e-mail: nataboroz@yandex.ru

Водолажская Маргарита Геннадьевна, доктор биологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3934-6733, e-mail: mvodolazhskaia@ncfu.ru

Сальникова Олеся Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6607-3312, e-mail: osalnikova@ncfu.ru

Соловьева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4210-3334, e-mail: osoloveva@ncfu.ru

Шеховцова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), Ставрополь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0910-4919, e-mail: tshekhovtcova@ncfu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 515
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 134
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7