Постановка проблемы
В современных социальных условиях вопросы, связанные с безопасностью человека, имеют безусловную актуальность. Важным компонентом безопасности является психологическая безопасность, нарушение которой сказывается на благополучии и здоровье человека. К одной из наиболее чувствительных к нарушению психологической безопасности социальных групп относится молодежь, поскольку ее ресурсы сопротивляемости находятся в процессе становления. Исследователи указывают на высокую уязвимость и психологическую травматизацию молодежи в современных реалиях [Нестик, 2023].
За последние годы студентам пришлось столкнуться со множеством факторов социальной среды, оказывающих на них непосредственное и опосредованное негативное влияние: экономические кризисы, эпидемия COVID-19, переход на дистанционное обучение и другие [Агеева, 2021; Баранова, 2020; Влияние COVID-19 на, 2020; Шлыкова, 2019]. Социальную среду, содержащую психотравмирующие факторы, оказывающие негативное воздействие на психическое здоровье человека и его эффективное функционирование, и предъявляющую особые требования к ресурсам совладания с ней, принято называть напряженной социокультурной средой. Близкими понятиями, конкретизирующими данное определение в отдельных исследованиях, являются «территория с особыми условиями проживания, в том числе и военного конфликта», «функционирование в условиях трудной жизненной ситуации», «экстремальная ситуация» и ряд других.
В условиях геополитической напряженности к числу психотравмирующих факторов следует отнести нахождение на территориях с особыми условиями проживания. Малоисследованным фактором, влияющим на состояние психологической безопасности, является проживание людей на вновь принятых в состав Российской Федерации территориях. Наиболее остро это воздействие может сказываться на студенческой молодежи – представителях подрастающего поколения, находящихся в начале профессионального становления и решения важных жизненных задач, еще не в полной мере обладающих личностной и социальной зрелостью. В исследованиях И.А. Баевой и др. выявлено, что отсутствие безопасности проживания на территориях с особыми условиями детерминировано одновременным, непрекращающимся и постоянным воздействием комплекса разнонаправленных факторов, угрожающих жизни и здоровью человека, а также ограничивающих качество жизни практически по всем показателям. Эта особая ситуация является вызовом, который в психологическом контексте можно рассматривать как возможность «проверки навыков или ресурсов» [Одинцова, 2023]. Вместе с тем ряд исследователей рассматривает трудные жизненные ситуации в контексте позитивного влияния на развитие личности, поскольку растущее в таких ситуациях психическое напряжение является необходимым условием для личностного развития (В.А. Ананьев, Ф.Е. Василюк, М. Мид, Г. Селье и др.).
Внешние ограничения, обусловленные особыми условиями проживания, мы рассматриваем как вызов личностным ресурсам молодых людей, находящихся в напряженной социокультурной среде – обстановке, в которой существует высокий уровень конфликтов, напряженности и нестабильности на общественном и культурном уровнях. В напряженной социокультурной среде студенты сталкиваются с повышенным уровнем стресса, тревоги и неуверенности в будущем, что в свою очередь создает особую социальную ситуацию развития с рядом характеристик: актуализация проблемы планирования жизненных целей, ограничения образовательных возможностей, ограничение социальной поддержки и социальных контактов и т.п. Такие условия оказывают влияние на психологическое благополучие и эмоциональное состояние студентов, вызывая чувство беспокойства и беспомощности [Балык, 2020; Кожевникова, 2021]. Коррекция, уменьшение интенсивности и профилактика таких состояний возможны через создание в образовательной среде безопасности, предсказуемости и стабильности [Informational and psychological, 2019; Maghsoudi, 2020; Minyurova, 2020; The longitudinal relationship, 2021].
В контексте изучения жизнедеятельности человека в напряженной социокультурной среде наиболее целесообразным представляется риск-ресурсный подход, позволяющий оценить адаптационный потенциал человека в его способности противостоять негативным эффектам избыточного психического напряжения и вместе с этим выявить мишени психологического воздействия. Подчеркнем, что под ресурсами мы пониманием все возможности, которые в данный момент есть у человека для совладания с текущей ситуацией [Модель психологической безопасности, 2019].
Мы понимаем состояние психологической безопасности личности как способность сохранять устойчивость в ситуации с психотравмирующими воздействиями. В исследованиях доказано, что состояние психологической безопасности способствует формированию социально одобряемой системы ценностей, повышает показатели социального интеллекта подростков и юношей и способствует психологическому благополучию субъектов образования [Баева, 2021; Психологическая безопасность и, 2021]. В зарубежных исследованиях также отмечается ведущая роль психологической безопасности образовательной среды в сохранении психического здоровья и психологического благополучия молодежи [Hilarski, 2004; Hong, 2012]. Рассмотрена опосредующая роль психологической безопасности как механизма, снижающего негативные последствия и, наоборот, усиливающего защитные свойства личности [Гришина, 2018; Assari, 2018].
Одним из вариантов помощи студентам на вновь принятых в состав Российской Федерации территориях могут стать университетские психологические службы, способствующие позитивной социализации студентов данных территорий. Их основными задачами будут: восстановление базового состояния психологической безопасности, контакт с собой и другими людьми, с событиями жизни (целостность), обеспечение доступа к ресурсам, трансформация и интеграция травматического опыта в функциональный опыт, и самое основное – недопущение ретравматизации [Дунаева, 2021]. В современных условиях наблюдается дефицит исследований ресурсов студентов, помогающих им справляться с меняющейся социальной обстановкой [Махрина, 2022]. Подчеркнем, что все психологические закономерности могут обсуждаться только с учетом той реальности, которая сложилась в конкретной социокультурной среде. Важно отметить, что образовательная среда является системным феноменом, в рамках более широкой социокультурной среды, что диктует необходимость применения принципа культуросообразности. Социокультурный контекст изучаемой проблемы заключается в том, что в настоящее время сложилась историческая ситуация, которая привела к возникновению новой социальной ситуации развития студенческой молодежи на вновь принятых в состав Российской Федерации территориях. Это вызвало противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании о ресурсах психологической безопасности студентов в упомянутых условиях и недостаточной систематизацией данных об этом феномене в современной психологической науке. Поиск путей разрешения данного противоречия определил проблему исследования, которая заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде.
Целью статьи является разработка теоретической модели ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде на основе систематического обзора теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов. Исследование проведено с применением метода систематического обзора публикаций по проблемам ресурсов психологической безопасности в напряженной социокультурной среде, которые соотносились с особенностями студенческой молодежи, обучающейся в таких условиях. В анализ были включены русскоязычные и англоязычные статьи, опубликованные в период с 2019 по 2023 годы, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований, размещенных в электронных библиографических базах данных РИНЦ и Scopus. Поисковый запрос осуществлялся по основным ключевым словам. Критерии включения статей в массив анализируемых: 1) содержательная релевантность статьи рассматриваемой проблеме; 2) описания программы и дизайна исследования, позволяющие оценить надежность представленных результатов; 3) наличие полнотекстовой версии публикации или развернутой аннотации. Первичная выборка состояла из 5223 статей, по критериям было отобрано около 100 источников, из которых в окончательный список вошли 77.
Содержание предыдущих исследований
Необходимость адаптации к условиям напряженной социокультурной среды ставит перед студенческой молодежью задачу: выявить и актуализировать внешние и внутренние ресурсы, способствующие формированию психологической безопасности при воздействии психотравмирующих факторов. Подчеркнем, что в рамках концепции психологической безопасности И.А. Баевой мы понимаем состояние психологической безопасности личности как способность сохранять устойчивость в ситуации с психотравмирующими воздействиями. Ресурсы психологической безопасности, как правило, делятся на две группы: внешние (средовые) и внутренние (личностные), причем при возникновении различного рода трудностей молодые люди склонны обращаться к доступным возможностям среды, поскольку личностные ресурсы находятся еще в стадии развития [Баева, 2021].
Прежде чем перейти к описанию средовых ресурсов, обратимся к исследованиям особенностей психического состояния людей в период военного времени и проживающих на территориях военных конфликтов. В исследованиях Н.М. Захаровой и др. установлено, что долгосрочные последствия психотравмирующих факторов могут оказаться более разрушительными, чем моментальные [Захарова, 2020; Predko, 2023]. Р.М. Литвинова и др. выделили следующие факторы, воздействующие на психическое состояние мирных жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, проживающих в условиях длительного военного конфликта [Литвинова, 2022]: факторы угрозы жизни, факторы угрозы здоровью, экономические факторы, общественно-политические факторы, социальные и психологические факторы. По мнению Е.Н. Рядинской, факторами психической напряженности в условиях вооруженного конфликта являются неопределенность, наличие конфликтов в сфере значимых отношений, экстремальные условия, изменение ценностей, потеря смысла жизни [Рядинская, 2016]. Важное значение имеет влияние физической среды, материального и предметного окружения. Значимую роль в сохранении субъективного благополучия играет культурная среда и связанные с ней религиозные аспекты, усиление приверженности к молитвенным практикам и участие в религиозных обрядах [Нестик, 2023; Shai, 2022; War increases religiosity, 2019].
Значимость внешних ресурсов подтверждается в исследовании Е.Н. Дымовой. В сравнительном анализе представлений о психологической безопасности у гражданских лиц и у военнослужащих по призыву в возрасте от 18 до 25 лет установлено, что военнослужащие больше полагаются на помощь и поддержку окружающих [Дымова, 2019]. К аналогичным выводам пришла группа исследователей, которая анализировала преодоление трудных жизненных ситуаций молодежью Южной Осетии в поствоенный период [Контент-анализ восприятия опыта, 2020]. Выявлено, что подростки из новых регионов ниже, чем сверстники в остальной части страны, оценивают уровень собственной безопасности и благополучия [Особенности оценки собственной, 2023; Ульянина, 2023].
Интерес представляют зарубежные исследования, посвященные факторам психического состояния молодежи, находящейся в зоне вооруженного конфликта. В частности, K.E. Miller и M.J. Jordans выделяют прямые факторы: насилие и разрушения, косвенные: социальные и материальные условия повседневной жизни [Miller, 2016]. В исследовании G. Veronese и др. в качестве основных факторов, влияющих на психическое состояние палестинских учащихся, выделены: школа, социальные отношения и дом, военная оккупация, национальная и политическая идентичность, религия и духовность, а также окружающая среда и психическое здоровье [Human (in)security and, 2022]. P. Ventevogel и др., изучавшие афганских детей в условиях войны и миграции, указывают на семейные отношения и культурные ценности [Child Mental Health, 2013]. Исследования F. Mahamid и др. выявили, что ухудшение качества жизни выступает основным фактором психологических страданий людей [Mahamid, 2022]. Результаты зарубежных исследований показывают, что следствием проживания в зоне военного конфликта является чувство хронической незащищенности, обусловленное рядом макросредовых (военная оккупация, национальная и политическая идентичность, религия и духовность, культурные ценности, качество жизни) и микросредовых (семья, школа, социальные отношения) факторов.
На молодежь из вновь присоединенных территорий Российской Федерации оказывают воздействие несколько травмирующих факторов: непосредственное пребывание в зоне боевых действий, постоянное обсуждение происходящих событий, тревога за жизнь и здоровье, наблюдение сцен насилия и т.д. [Дашевский, 2023; Родионова, 2023]. Важную роль играет информационная среда, в недавних исследованиях показано, что студенты страдают перенасыщением от потока информации [Родионова, 2023]. В целом на процесс социализации и адаптации студентов влияют средовые и личностные факторы: 1) социально-демографические – возраст студента, социальное положение; 2) педагогические – направленность вуза, профессионализм преподавателей, материально-техническое обеспечение вуза; 3) индивидуально-типологические характеристики (свойства нервной системы, темперамент, характер, когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики и др.) [Маховицкая, 2021]. Также важна социально-профессиональная идентичность [Махнач, 2022].
Вовлеченность в учебный процесс в вузе является значимым внешним ресурсом как для студентов, так и для педагогов [Лактионова, 2015; Psychological well-being of, 2023; Risk and protective, 2019]. Данные, полученные на выборке 993 студентов из разных регионов России, свидетельствуют, что сформированная профессиональная идентичность характеризуется высокой учебной мотивацией и вовлеченностью в деятельность вуза [Махнач, 2022]. В зарубежных исследованиях установлено, что это может быть фактором защиты и повышения устойчивости и благополучия учащихся в условиях военных конфликтов [Diab, 2021]. Отметим, что преподаватели вузов на вновь принятых в состав Российской Федерации территориях отмечают необходимость изучения у студентов ресурсов психологической безопасности, ценностей, мотивации и саморегуляции [Кондрашова, 2019; Psychological resources of, 2023]. Выявлено, что 69,6% руководителей вузов Приднестровья отмечают востребованность высокой самоэффективности и саморегуляции преподавателей [Особенности психологической готовности, 2018]. В ситуации военного конфликта, когда рушатся привычные связи, наличие доверительных отношений в образовательной среде и психологический климат будут являться важными социальными ресурсами поддержания состояния психологической безопасности и субъективного благополучия обучающихся [Доверие как фактор, 2018; Егорова, 2022; Ульянина, 2023].
Очевидно, в нестабильной социокультурной среде внешние ресурсы могут быть у студентов ограничены, поэтому ключевое значение будут иметь их внутренние ресурсы, консолидированные для поддержания психологической безопасности. Обратимся к результатам исследований ресурсов устойчивости человека в ситуации с психотравмирующими воздействиями. Анализ показывает, что основными ресурсами психологической безопасности в такой ситуации являются регуляция эмоционального состояния, социальные навыки, позитивные ценности, стратегии совладания и психологические защиты. М.А. Одинцова и др. пишут, что специальная военная операция на Украине и ее последствия (мобилизация, переезд в другую страну и т.п.) являются глобальным вызовом, и все психологические ресурсы совладания, связанные с ней, значительно выше, чем в условиях других трудных жизненных ситуаций [Одинцова, 2023]. Наиболее эффективными ресурсами являются, с одной стороны, копинг-стратегии, а с другой – обращение к религии и активное выражение эмоций. Подчеркнем, что использование эмоциональных ресурсов зависит и от культурных аспектов [Панкратова, 2014]. Согласно данным мониторинга Института психологии РАН, наиболее подвержены тревоге и депрессии в условиях военного конфликта молодые люди в возрасте 18–24 лет, уровень депрессивной симптоматики которых по шкале оценки тревоги и депрессии (PHQ-4) весной 2022 г. приближался к 80%, а тревожной – к 60% [Нестик]. Следовательно, для адаптации к психотравмирующим условиям, а также для преодоления их негативных последствий необходимо формировать у студентов психологические ресурсы, позволяющие сохранять состояние психологической безопасности. Выделены ресурсы, составляющие эмоциональный, когнитивный и поведенческий блоки [Юдин, 2009]. Исследование, проведенное О.В. Бойко и Н.В. Новиковой в ДНР в 2018 году на выборке 219 студентов, показало, что конструктивное переживание студентами экстремальной ситуации военного конфликта определяют следующие личностные индивидуально-психологические характеристики: «1) свойства темперамента – высокий уровень экстраверсии и низкий уровень нейротизма; 2) черты характера – высокий интеллект, смелость, мечтательность, тревожность, радикализм, высокий самоконтроль, доверчивость, спокойствие, расслабленность; 3) компоненты мотивационной структуры личности – жизнеобеспечение, социальный статус, общение, творческая активность, общежитейская направленность, рабочая направленность; 4) система смысложизненных ориентаций – цели в жизни, процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля – Я – хозяин жизни, локус контроля – жизнь или управляемость жизни, общий показатель смысложизненных ориентаций; 5) компоненты системы жизненных смыслов – альтруистические, гедонистические, жизненные смыслы самореализации; 6) компоненты самоактуализации – аутосимпатия, контактность, ориентация во времени, ценности, спонтанность, самопонимание, общий показатель самоактуализации» [Бойко, 2019; Бойко, 2021]. V. Overchuk и др. выявили, что основными личностными ресурсами преодоления стресса в условиях военного конфликта являются самоконтроль, стойкость и развитые коммуникативные навыки [Psychological resources of, 2023].
Психологической службой КФУ им. В.И. Вернадского в 2022–2023 годах установлено, что обучающиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации на фоне возросшей социальной напряженности и наличия травмы «свидетеля», имеют высокие показатели дезадаптации, нарушения воли и созависимости в сочетании с низким социальным интеллектом [Маричева, 2023]. Е.Н. Рядинская, анализируя психические состояния людей, проживающих в зоне военных конфликтов, акцентирует внимание на смысложизненных ориентациях и ценностях [Рядинская, 2016; Рядинская, 2018], которые являются важным ресурсом психологической безопасности студентов, определяя направленность личности [Вязникова, 2021; Психологические установки в, 2020]. Установлено, если индивидуальные ценности совпадают с доминирующими в регионе и ближайшем окружении, то субъективное благополучие обучающихся повышается [Радчикова, 2023]. Они также взаимосвязаны с успешностью социально-психологической адаптации и показателями субъективной удовлетворенности [Зеленова, 2011] и эмпатии. Доказана значимость эмпатии для позитивных межличностных отношений и достижения социальной успешности [Анисимова, 2023]. Это указывает на необходимость рассмотрения социального интеллекта в качестве ресурса психологической безопасности, поскольку он определяет успешность социального взаимодействия и способствует повышению уровня субъективного благополучия личности [Ичитовкина, 2023]. Результаты, полученные М.В. Кондрашовой, показывают, что личностными ресурсами психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде являются психологическая устойчивость и копинг-стратегии [Кондрашова, 2019а]. В университетах Украины в мае 2022 года было проведено онлайн-исследование психоэмоционального состояния студентов и преподавателей, которые остались в стране во время военных действий и продолжали онлайн-обучение (всего 589 человек, из них 69,2% студентов и 30,8% преподавателей: 85,9% женщин и 14,1% мужчин). У студентов по сравнению с преподавателями выявлены более высокие показатели страха перед войной и эмоционального выгорания, также эти показатели выше у женщин, чем у мужчин. Показатели устойчивости у студентов ниже, чем у преподавателей, и у женщин ниже, чем у мужчин. 97,8% респондентов отметили ухудшение психоэмоционального статуса с жалобами на депрессию (84,3%), утомляемость (86,7%), одиночество (51,8%), нервозность (84,4%) и гневливость (76,9%). Студенты достоверно чаще сообщали об утомлении, одиночестве, нервозности и гневе. Показано значимое влияние статуса студента и пола на выраженность исследуемых показателей [Toward an understanding, 2022]. Эти данные согласуются с результатами исследований J.T. Jong и др. на выборке 3048 человек из постконфликтных регионов [Jong, 2003], а также F.J. Charlson и N. Morina [New WHO prevalence, 2019; Prevalence of depression, 2018].
В качестве предиктора снижения количества воспринимаемых стрессоров рассматриваются субъективное благополучие [Моспан, 2022; Роль психологического благополучия, 2018] и уровень эмоционального комфорта [Predko, 2023]. По данным Н.А. Деревянкиной и М.А. Юферовой, за 10 дней пребывания в безопасных условиях эмоциональный фон подростков из вновь присоединенных регионов нормализовался и приблизился к возрастной норме [Деревянкина, 2023], эти результаты подтверждают связь психологической безопасности и субъективного благополучия.
При возникновении стрессогенных факторов когнитивная регуляция является стратегией, позволяющей человеку удерживать контроль над эмоциями не только в процессе, но и после воздействия аффективных ситуаций. Доказано, что саморегуляция во всех ее проявлениях является одним из ресурсов психологической безопасности личности в стрессовых ситуациях [Эмоционально-личностные и метакогнитивные, 2022]. Результаты исследования с участием студентов, проживающих в зоне военного конфликта, показали, что студенты используют когнитивную реструктуризацию, а также стратегии, связанные с социальной поддержкой [The impact of, 2023]. Однако есть мнение, что в ситуации боевых действий человек не может влиять на стрессоры, поэтому эффективные копинги не могут рассматриваться как ресурсы. В этом контексте психологические защиты будут более эффективно решать задачу снижения психоэмоционального напряжения [Казанцева, 2023; Проблемы психологической безопасности, 2021; Тарабрина, 2015]. Триггерные ситуации внешней среды обнаруживаются в «эмоциональных реакциях, оказывая значительное влияние на восприятие и переживание благополучия» [Родионова, 2023, с. 367], ослабляя ресурсы эмоционального совладания и конструктивного мышления [Влияние пролонгированной стрессовой, 2023], и здесь защитные механизмы будут снижать риск возникновения внутриличностного конфликта [Нестик, 2023]. Важно также отметить, что люди, проживающие на территориях военных конфликтов, со временем могут изменять отношение к ситуациям, которые вначале вызывали у них острую стрессовую реакцию [Колобова, 2023]. Исследователи отмечают важность умения использования ресурсов и компенсаторных возможностей психики с учетом средовых условий [Иванова, 2013].
Выводы
Систематический обзор и анализ современных научных работ позволили установить, что состояние детей и их ресурсов в напряженной социокультурной среде описано достаточно, однако выявлен дефицит данных, касающихся юношеского возраста. Напряженная социокультурная среда характеризуется неопределенностью, чрезмерной информационной погруженностью, тревожностью и накоплением стрессоров, которые сказываются на благополучии и адаптивности. Пребывание в течение долгого времени в условиях такой среды приводит к изменению структуры ресурсов, поддерживающих состояние психологической безопасности. К средовым факторам, влияющим на психологическую безопасность, относят факторы макроуровня (местность проживания, политические факторы, экономические факторы, информационная и культурная среды) и факторы мезоуровня (семья, ближайшее окружение, образовательная среда, другие социально-психологические факторы). К внутренним (психологическим) ресурсам относятся индивидуально-типологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие ресурсы. Результаты систематического обзора научной литературы позволили считать ключевым внешним ресурсом психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде образовательную среду вуза, поскольку в условиях неопределенности и рисков она остается одним из наиболее значимых и относительно стабильных социально-психологических факторов, обеспечивающих защищенность и поддерживающих субъективное благополучие студентов. В качестве основных исследуемых показателей образовательной среды определены благоприятный социально-психологический климат, профессиональная приверженность педагогов, вовлеченность в образовательную среду, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, референтность образовательной среды. В качестве основных внутренних ресурсов для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие, поведенческие установки и обеспечения психологической безопасности студентов выступают: когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект.
Проведенный анализ дает основания предложить модель ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде (рис.).
Рис. Модель ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде
Предложения по преодолению проблемы
В рамках профессиональной деятельности специалистов системы образования и психологических служб вузов, направленной на обеспечение психологической безопасности студентов, не представляется возможным влиять на факторы макроуровня, в фокусе их внимания будут находиться ресурсы образовательной среды и личностные ресурсы студентов. В настоящее время существует противоречие между потребностью в создании психолого-педагогических условий для обеспечения психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций, способствующих реализации данного процесса в упомянутых условиях. Предлагаемая модель ресурсов психологической безопасности студентов служит основанием для разработки программ сопровождения студентов в образовательной среде вуза, что в итоге будет способствовать восстановлению и сохранению психологического здоровья и благополучия обучающихся. Деятельность службы сопровождения в вузе, опирающаяся на выявленные ресурсы, будет способна решать значимые социальные задачи по позитивной социализации студентов в напряженных социокультурных условиях. Подчеркнем важность учета культурного контекста при проведении психологической работы со студентами, особенностей их менталитета и традиций. Студент, обучающийся в психологически безопасных условиях, научившийся конструктивно решать проблемы и сохранивший психологическое здоровье, будет иметь большую эффективность деятельности и возможность трансляции своего положительного опыта в социальном взаимодействии. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации предложенной теоретической модели.
