Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития

1439

Аннотация

В статье феномен «психологическое благополучие личности» рассматривается в кон-тексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в частности, разработанного им положения о «социальной ситуации развития», основу которой составляет пережи-вание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Обращается внимание на сложность и неоднозначность самого понятия «благополучие» с позиции культурного развития личности, на побудительные мотивы и эмоции, определяющие возникновение и характер переживания чувства удовлетворения собой, своими действиями и своей жиз-нью. Обсуждается предположение, что психологическое благополучие можно понимать как показатель психологического здоровья личности, которое представляет собой одно из важнейших состояний личности и связано с нравственным развитием человека. Пока-зано, что основное условие «возникновения» чувства психологического благополучия и его направленности заключается во взаимодействии феноменов «культура» и «образо-вание» и глубинном взаимообогащении процессов обучения и воспитания на основе инте-грации рационального и эмоционального познания мира растущим человеком на каждом этапе онтогенеза.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , социальная ситуация развития, школа, подросток, культура, обучение, воспитание, психологическое здоровье

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170301

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 9–21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301

Литература

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб, 2006. 384 с.
  2. Аристотель. Политика. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1911. 466 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. СПб: Питер, 2009. 400 с.
  4. Бондаревская Е.В. Миссия и смыслы воспитания в кризисном обществе // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. VII Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2007. С. 328–329.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  8. Дубровина И.В. Истоки и культурно-нравственный аспект психологического благополучия личности // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2020. № 17. С. 8–23.
  9. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. М.: Юрайт, 2017. 180 с.
  10. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  11. Кон И.С. Дружба. 4-е изд., доп. СПб: Питер, 2005. 330 с.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2008. 352 с.
  13. С чего начинается личность / Под ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. 138 с.
  14. Скатов Н.Н. О культуре. СПб: Изд-во СПбГУП, 2010. 416 с.
  15. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологическое благополучие социально-культурную специфику? // Высшая школа экономики. 2005. Том 2. № 4. С. 132–138.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Академический проект, 2007. 272 с.
  17. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 180с.
  18. Csikszentmihalyi M. The promise of positive psychology // Psihologijske Teme. 2009. Vol. 18 (5). P. 203–211.
  19. Ryff C. D. Happiness Is Everything, Or Is It? Explorations on the Meaning of Psychological Well-Being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069–1081. DOI:10.1037/0022-3514.57.6.1069

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 876
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1439
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 21