Журнал, который вы держите в руках, был задуман как вклад исследователей образования в разработку актуальной проблемы психологического благополучия субъектов образовательных отношений: обучающихся, педагогов, специалистов, родителей, — позитивные показатели взаимодействия которых обусловливают в целом оптимальное функционирование значительной части общества.
Тематический выпуск нашего журнала предваряет статья основоположника российской школьной психологической службы действительного члена РАО, профессора И.В. Дубровиной. Автор вычленяет в качестве важнейшей задачи деятельности педагога-психолога «более глубокое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса по созданию в школе культурной, воспитывающей среды», что позволяет преодолеть риски неудачной социализации детей и подростков и является надежным ресурсом их психологического благополучия.
Ряд статей выпуска (авторы — Н.Б. Печатнова; В.М. Кабаева и соавторы; Т.С. Семенова) посвящен вопросу формирования в предшкольном и начальном школьном возрастах таких предпосылок психологического благополучия, как коммуникативные умения и готовность к школе.
Интерес психолога образования вызовут статьи об индивидуально-психологических особенностях старшеклассников в период самоопределения (авторы — М.А. Егорова, И.В. Емельянова, Н.В. Голованова), а также статья И.Б. Умняшовой о волонтерской деятельности как эффективном психопрофилактическом ресурсе преодоления негативных явлений в молодежной среде.
Особая забота психолога образования направлена на обучающихся, которые находятся в трудной жизненной ситуации, связанной и с ограниченным психосоматическим здоровьем, и с неблагоприятной семейной обстановкой. В статьях, подготовленных Л.Е. Олтаржевской с соавторами и П.П. Кучегашевой с соавторами, читатель найдет полезную информацию о технологиях работы с уязвимой категорией детей и подростков.
Образовательная среда современной школы, содействующая всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их личностного потенциала, предполагает высокопрофессиональный уровень всех членов педагогического коллектива. В данном контексте статьи Н.И. Шемпелевой с соавторами и Л.Е. Олтаржевской с соавторами об оптимизации деятельности педагога-психолога и росте его компетенций открывают новые возможности решения данных вопросов.
Авторский коллектив надеется, что представленные в тематическом номере статьи помогут практическим психологам образования профессионально грамотно и этически корректно выявлять ресурсы и риски психологического благополучия детей, подростков и молодых людей.
Ответственный за подготовку тематического номера — М.А. Егорова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета