Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 3. С. 98–103
doi:10.17759/bppe.2020170309
ISSN: 2658-3100 (online)
Использование эбру-рисования в психологической коррекции тревожности подростков, имеющих травматический опыт
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковая тревожность, психотерапия искусством, программно-методическое оборудование БОС, изотерапия, техника эбру, эбру-рисование
Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170309
Для цитаты: Кучегашева П.П., Колотева Е.Ю. Использование эбру-рисования в психологической коррекции тревожности подростков, имеющих травматический опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 98–103. DOI: 10.17759/bppe.2020170309
Полный текст
Согласно данным многочисленных исследований, первопричиной нарушенных взаимоотношений человека с социальным окружением могут быть полученные в детстве психологические травмы. В связи с этим у подростков, перенесших психологическое или физическое насилие, как правило, формируется негативное отношение к себе, то есть нарушается позитивное самовосприятие. У подростков, переживших любое насилие, на первый план выходит чувство неполноценности себя как личности, появляется чувство отверженности, ненужности. А это, в свою очередь, ведет к повышению конфликтности с окружающими, повышению тревожности, появлению защитных реакций на обиды. Все эти внутренние переживания мешают подростку адекватно формировать процесс самораскрытия и самовыражения, что в результате приводит к дезадаптации.
Анализ работы педагогов-психологов (опорных школ научно-методических округов образовательного кластера Волгоградской области, реализующих комплекс мер по обеспечению безопасного детства «Мир начинается с семьи») показывает, что запросы, с которыми обращаются чаще всего подростки, — это проблема подростковой тревожности. Оказывая психологопедагогическую помощь подросткам, пережившим травматический опыт и находящимся в трудной жизненной ситуации, педагоги-психологи опорных школ отмечают, что высокий уровень тревожности негативно влияет на учебную деятельность и на социальные отношения.
Число обращений с проблемой тревожности с каждым годом становится больше. Педагоги- психологи опорных школ Волгоградского образовательного кластера отмечают, что подростки, обращающиеся за помощью к специалистам, как правило, имеют завышенный уровень беспокойства, эмоциональную нестабильность. Нередко они характеризуются проявлением агрессивности по отношению к сверстникам, педагогам, родственникам. Возрастает и количество обращений подростков выпускных классов, у которых уровень тревожности коррелирует с низкой самооценкой. Высокий уровень тревожности снижает работоспособность и продуктивность в повседневной жизни, а в ситуации оценивания приводит к разрушающим действиям и снижению результатов на ОГЭ, ЕГЭ.
Анализ данных, полученных от специалистов из научно-методических кластеров Волгоградской области в рамках профилактики семейного неблагополучия, показывает высокий уровень тревожности у подростков, у которых нарушены детско-родительские отношения. Собранные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Показатели нарушений в отношении детей и подростков
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Динамика |
количество преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних (без алиментов) |
1076 |
1200 |
932 |
731 |
-21,5% |
уклонение от уплаты алиментов |
1097 |
1140 |
488 |
993 |
+103,5% |
жестокое обращение |
50 |
41 |
37 |
29 |
-27,6% |
преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности |
168 |
259 |
251 |
216 |
-13,9% |
количество семей, состоящих на учете в едином банке данных: |
2245 |
2158 |
2131 |
2071 |
-3% |
в них детей |
4579 |
4616 |
4597 |
4508 |
-1,9% |
из них в связи с исправлением |
903 |
882 |
768 |
723 |
-6,2% |
Несмотря на имеющиеся данные о снижении показателей нарушений в отношении детей и подростков, требуют дальнейшей адресной работы и максимального внимания следующие проблемы:
• участившиеся случаи резонансных ЧП с детьми во внешне благополучных семьях;
• преступления, относящиеся к категории тяжких, в отношении детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
• криминализация подростковой среды через Интернет;
• увеличившееся количество самовольных уходов детей из семей и случаев изъятия детей у родителей, количество родителей, лишенных родительских прав, количество завершенных суицидальных попыток, случаев обращений по попыткам суицида и парасуицида в подростковой среде.
Специалисты научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения и педагоги-психологи опорных школ образовательного кластера Волгоградской области считают, что эффективное и качественное обеспечение условий первичной профилактики, реабилитации и коррекционной работы с детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, — это, прежде всего, доступная и качественная помощь. Данный вид работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, способствует снижению уровня тревожности и гармонизации детско-родительских отношений.
Для решения поставленных задач в регионе активно используется программно-целевой метод, привлекаются все заинтересованные ведомства и организации.
С целью оказания психологической помощи детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, группам особого внимания на базе отдельных образовательных организаций созданы и функционируют консультационно-психологические службы, охватывающие закрепленные территории Волгоградской области.
Для обеспечения комплексного подхода разработаны мероприятия комплекса мер, реализация которых:
• позволит усовершенствовать систему ранней профилактики семейного неблагополучия,
• будет способствовать улучшению общей ситуации в области поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, и групп особого внимания,
• создаст условия для доступной и качественной помощи специалистов, работающих с данной категорией клиентов.
Реализация комплекса мер позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечивая взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, что способствует совершенствованию региональной системы межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасного детства. Вследствие чего снижается уровень тревожности у подростков, получивших специализированную помощь.
На современном этапе в рамках психотерапевтической работы с подростками, пережившими различные виды насилия и показывающими высокую тревожность, наиболее экологичным методом является психотерапия искусством.
Анализ коррекционной деятельности педагогов-психологов опорных школ, работников научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО», реализующих комплекс мер по обеспечению безопасного детства «Мир начинается с семьи», показывает, что наиболее эффективно во взаимодействии с тревожными подростками использование программно-методического оборудования БОС (приобретено за счет грантовой поддержки Фонда помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации), а также техник арт-терапии. Работа с техниками арт-терапии дает возможность подростку путем создания продуктов своей творческой деятельности глубже познать собственное «Я» и разобраться в своем внутреннем мире.
Среди направлений изо-терапии в настоящее время набирает популярность техника рисования на воде — техника эбру. Необходимое оборудование для работы в этой технике появилось в опорной школе Михайловского научно-методического округа регионального образовательного кластера — средней школе № 5 города Михайловки Волгоградской области.
Использование техники эбру в работе с детьми и подростками, пережившими насилие и показывающими высокий уровень тревожности, позволяет с помощью самого процесса нанесения красок создавать различные образы, которые нужно закрепить путем переноса на заготовленные поверхности.
Спонтанный творческий процесс привлекает внимание подростков и позволяет добиться положительных результатов в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности. Особенностью работы в технике эбру является сам процесс, который нельзя испортить и заранее предугадать, и это всегда является ресурсом в работе педагога-психолога с подростком, пережившим травму.
Работая под руководством педагога-психолога в технике эбру, подросток получает опыт обретения внутреннего равновесия и эмоциональной гармонии. Что, в свою очередь, позволяет снизить уровень тревожности и пережить психотравмирующие воспоминания.
Техники эбру-рисования эффективны при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так как у данной группы наиболее слабо развито рефлексивное «Я», которое является коммуникативным барьером для выражения тех травмирующих событий, в которых они находились.
Процесс художественного самовыражения помогает снять эмоциональное напряжение, разобраться в себе и напрямую связан с укреплением эмоционального равновесия. И, конечно, самый идеальный вариант — это получение удовольствия от своих действий.
Работая в технике эбру, травмированный подросток погружается в состояние внутреннего созерцания, что позволяет найти баланс между собой и окружающим миром. С помощью данной техники восстанавливается утерянное доверие и равновесие.
Подросток, работая с пустой поверхностью воды и каплями различных красок, может увидеть на рисунке образы, которые он может трансформировать с помощью дорисовки различных линий, используя гребенки, шило, кисточки, и добавления красок других цветов. Рисуя картину на воде, многие подростки вспоминают опыт, когда пририсовывали к чему-то, чтобы получился конкретный рисунок.
Составленный на воде рисунок переносится на бумагу, после чего продолжается работа с полученной картиной, которая помогает раскрыть внутренний мир подростка.
Таким образом можно выяснить, какие вытесненные эмоции мешают подростку и являются барьером для конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Образы, нарисованные травмированным подростком, могут помочь проработать состояние стресса и найти ресурсное состояние.
Работа по созданию форм, спонтанных картин, произвольных образов помогает подростку формировать регулятивно-волевые навыки, развивать абстрактное мышление, повышать самооценку, а также снижает тревожные проявления
Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе подростков, подростков, которые пережили жестокое обращение, в том числе физическое насилие, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Работа с водой и красками раскрепощает, помогает поверить в свои силы и понять, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия.
Таким образом, техника эбру находит свое практическое применение и в области диагностики, и в сфере психотерапевтической работы педагога-психолога при работе с подростками, получившими травматический опыт и находящимися в трудной жизненной ситуации.
Литература
- Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей. Н. Новгород: ЗАО НРЛ «Нижегородская радиолаборатория», 2013. 97 с.
- Коршикова Н.М., Шкарубо Т.А. Обучение искусству эбру — рисованию на воде [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 13 (303). С. 221–224. URL: https://moluch.ru/archive/303/68459/ (дата обращения: 05.11.2020).
- Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62–65.
- Помощь детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения / Волкова Е.Н. [и др.]. Н. Новгород, 2016. 280 с.
- Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб: Питер, 2008. 240 с.
- Тонкошкурова М.Е. Исследовательский проект «Краски, танцующие на воде» [Электронный ресурс] // Юный ученый. 2017. № 3 (12). С. 143–149. URL: https://moluch.ru/young/archive/12/883/ (дата обращения: 05.11.2020).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 574
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 368
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1