Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 4. С. 68–77
doi:10.17759/bppe.2020170407
ISSN: 2658-3100 (online)
Программа психолого-педагогического сопровождения в условиях формирования готовности педагогов к реализации инклюзии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, психологическая готовность педагога к реализации инклюзии
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170407
Для цитаты: Мельник О.В. Программа психолого-педагогического сопровождения в условиях формирования готовности педагогов к реализации инклюзии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 68–77. DOI: 10.17759/bppe.2020170407
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель данной программы — обеспечение психологической поддержки в рамках инклюзивного образования (инновационной деятельности) и формирование психологической готовности педагога к реализации инклюзии.
Основные задачи психологической поддержки:
• определение и использование личностных ресурсов;
• постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей;
• преодоление сложившихся стереотипов;
• рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома выгорания»;
• снижение эмоционального напряжения у педагогов;
• оказание психологической методической помощи;
• обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;
• повышение уровня знаний педагогов об особенностях развития детей с ОВЗ;
• формирование у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;
• формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;
• развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми.
Обоснование актуальности программы для развития системы образования
Особо остро вопрос о внедрении инклюзивного образования встает при сравнении имеющихся профессиональных компетентностей у педагогов на разных уровнях развития образования (федеральном, региональном и муниципальном). Так, например, в крупных федеральных центрах (г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.) работают уникальные учителя, многие из них имеют образование дефектолога и психолога — соответствие их квалификации возможностям работы в инклюзивном образовании не подвергается сомнению. Общение же с учителями «из глубинки» делает актуальными абсолютно правомерные вопросы, которые они формулируют в рамках модернизации современного образования:
• во-первых: «Мы не получали такого специального образования, как педагоги федеральных центров, мы получили общепедагогическую подготовку по конкретному предмету, который преподаем в школе в настоящее время»;
• во-вторых: «Мы никогда не обучали детей с ограниченными возможностями здоровья. Научите нас, как они воспринимают окружающую действительность, как они мыслят и как нам нужно с ними общаться. Какая может идти речь об индивидуальном подходе к обучению такой категории детей, когда мы даже не знаем их индивидуально-психологических особенностей и специфики работы с ними?»
В связи с тем, что наша образовательная организация является участником реализуемой с 2011 года государственной программы «Доступная среда», нас заинтересовал вопрос об отношении педагогов нашей гимназии к инклюзии в целом и готовности педагогов к принятию детей с ОВЗ, в частности. С целью выявления готовности учителей нашей гимназии к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году было проведено анкетирование, которое носило анонимный характер. Среди вопросов, вошедших в анкету, были такие как: «Смогут ли современные дети учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования? Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья? В чем, на Ваш взгляд, заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?»
По результатам анкетирования выяснилось, что 71% учителей считают, что современные дети не смогут учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. 86% педагогов считают, что гимназия готова принять детей с ограниченными возможностями здоровья, и в тот же момент на вопрос «Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?» отрицательно ответило 57% учителей, что значимо для реализации инклюзивного образования. В ряду трудностей внедрения инклюзивного образования участники анкетирования также обозначили проблему в организации «безбарьерной» среды — 29%, но в большей степени были обозначены психологические проблемы самих учителей — 71%.
В ходе беседы было отмечено, что основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Сказанное ранее и полученные результаты анкетирования дают нам основание говорить, что основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита знаний в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в развитии. Мы видим, что учителя знают особенности развития детей с ОВЗ и формы взаимодействия с ними в рамках учебной программы педагогического вуза (5-10%), единицы участвовали в специальных семинарах и проходили курсы повышения квалификации по основам коррекционной педагогики, из чего можно сделать вывод о малой осведомленности педагогов в области работы с такими детьми [2].
Это актуальные проблемные вопросы современной действительности в образовательных организациях многих областей. Это барьеры очень серьезного и профессионального, и психологического свойства, свидетельствующие о неготовности учителя к участию в организации и сопровождении инклюзивного образования.
В 2017 психологической службой гимназии была написана статья «Психологопедагогическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в условиях современной действительности», поднимающая проблему неготовности учителей к инклюзии, статья размещена на сайте https://psychologycabinet.wordpress.com/. Впоследствии с целью обозначить актуальность данной проблемы нами была написана статья «Психолого-педагогическая готовность педагогов к реализации инклюзии как один из важных факторов успешной социализации ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении», эта статья была опубликована в сборнике «Инновационная деятельность: профессиональная готовность к реализации и управлению» (Калуга: ГАОУ ДПО КГИРО, 2017. 527 с.).
В связи с существующей проблемой нами разработана программа психологопедагогического сопровождения в формировании готовности педагогов в реализации инклюзии. Основной задачей такого сопровождения является не только знакомство педагогов с методологическими основами и принципами инклюзивного образования, но и помощь в осознании педагогами личностного смысла и цели профессиональной деятельности, стимулирование к самовоспитанию профессионально значимых личностных качеств, совершенствование знаний и умений в области коррекционно-развивающей и социально-педагогической деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, в этой области для успешной работы педагога в условиях инклюзивного образования немаловажным будет развитие уровня общей культуры личности, эмпатии, профессионального оптимизма, профилактика синдрома хронической усталости, также велика доля участия сопровождения психолога в работе с профессиональным выгоранием учителя инклюзивной школы. Мы считаем, что целесообразно использовать активные методы обучения, такие как тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии, решение проблемных педагогических задач.
Описание программных мероприятий
Программа коррекционной работы с педагогами носит интегративный характер. Она представляет собой слияние двух форм работы: лекций (повышающих психологические знания педагогов о детях с ОВЗ) и тренинговых занятий (способствующих уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции, способствующих сплочению коллектива). Занятия проводятся в групповой форме. Наполняемость группы составляет 8-12 человек. Программа включает в себя техники и упражнения, разработанные психологами, придерживающимися разных направлений и теорий.
Тренинги проводятся на базе образовательного учреждения в сенсорной комнате с использованием музыкальных, световых и других технических эффектов в каникулы в течение восьми дней по 2-2,5 часа или 1 раз в неделю, но более длительно, в течение восьми недель. Учитываются пожелания педагогов по формированию групп.
Занятие состоит из трех частей.
1 часть — лекционная, целью которой является повышение профессиональной компетентности педагогов, их знакомство с психологическими особенностями детей с ОВЗ; развитие интереса, формирование положительного отношения к инновации; осознание необходимости инновации в рамках ФГОС; обсуждение ценности и уникальности каждого вне зависимости от возраста и статуса.
2 часть — тренинговая, целью которой является создание условий для овладения участниками способами психической саморегуляции для восстановления их внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия, формирование позитивного принятия себя.
3 часть — заключительная (рефлексия). Цель — установить обратную связь, усилить позитивное эмоциональное состояние, создать условия для поддержания этого состояния вне занятий.
Основными методами работы являются: интерактивная беседа, дискуссии, психологический тренинг, игра, творческая групповая деятельность, лекционно-семинарский лекторий, мозговой штурм, психодиагностика.
Тематический план занятий
№ занятия |
Тема |
Упражнения и задания |
1. |
Психологические особенности детей с ОВЗ Тренинговая часть |
Мозговой штурм «Инклюзия это...» «Психологические особенности детей с ОВЗ» Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (К. Маслач, модифицикация Н.Е. Водопьяновой) Анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?» Упражнение «Орехи» Упражнение «Мнение» |
2. |
Психологические особенности детей с нарушением слуха Тренинг саморегуляции |
Упражнение «Давайте познакомимся» Упражнение «Принятие правил групповой работы» «Психологические особенности детей с нарушением слуха» «Самооценка физического и психологического состояния» (методика САН) «Ловец блага» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» Упражнение «Аплодисменты» |
3. |
Психологические особенности детей с нарушением зрения Тренинг саморегуляции |
«Здравствуй, я хочу тебе сказать!» «Психологические особенности детей с нарушением зрения». Упражнение «Портрет» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Роза» «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» «Спасибо за приятное занятие» |
4. |
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи Тренинг саморегуляции |
Упражнение «Подарок» «Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи» Упражнение «Я обладаю, знаю, умею!» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «На берегу моря» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» «Аплодисменты» |
5. |
Психологические особенности детей с умственной отсталостью Тренинг саморегуляции |
Упражнение «Письмо другу» «Психологические особенности детей с умственной отсталостью» Упражнение-визуализация «Приятные воспоминания» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» |
6. |
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Коммуникативная компетентность |
Разминка «Психологические особенности детей с задержкой психического развития» Упражнение «Молчанка» Упражнение «Слепое слушание» Упражнение «Гвалп» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» |
7. |
Психологические особенности детей с нарушением опорнодвигательного аппарата Целеполагание и управление временем |
Упражнение «Приветствие на сегодняшний день» «Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» Упражнение «Пять минут» Упражнение «Главное — второстепенное» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Итоги занятия» |
8 |
Дети с расстройствами аутистического спектра Конструктивное поведение в конфликтах |
Игра «Снежный ком» «Дети с расстройствами аутистического спектра» Упражнение «Невидимая связь» |
|
|
Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (самодиагностика) Анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?» «Самооценка физического и психологического состояния» Упражнение «Советы психолога» Упражнение «Заключительное подведение итогов» |
Методики, используемые для оценки эффективности программы
Для контроля эффективности проведенной работы по программе сопровождения педагогов используется следующая диагностическая база:
• опросник «САН (самочувствие, активность, настроение)» — позволяет оперативно оценить состояние эмоционально-волевой сферы педагога, способность к саморегуляции;
• Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (К. Маслач, модификация Н.Е. Водопьяновой);
• анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов);
• анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?»;
• тест И.М. Юсупова «Способность педагога к эмпатии».
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.
Анализ методик осуществлялся по следующим источникам:
1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
2. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 360-362.
3. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра психол. наук. СПб: СПбГУ, 1995. С. 224-229.
4. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации, электронный диагностический комплекс / сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова. Волгоград: Учитель, 2015. 150 с.
Ресурсное обеспечение
Организационные ресурсы: административная поддержка и оказание помощи в реализации сопровождения.
Кадровое обеспечение: наличие в образовательном учреждении необходимых специалистов, квалифицированных педагогов-психологов, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования.
Материально-техническое оснащение:
• столы и стулья из расчета на группу / релаксационные пуфы;
• ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений);
• магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер;
писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые / гелевые ручки из расчета на одного человека;
для повышения эффективности воздействия — оборудование сенсорной комнаты.
Участники программы: педагоги образовательных учреждений.
Специалисты, принимающие участие в реализации программы:
директор школы — руководит реализацией программы, координирует педагогических работников по реализации программы, осуществляет контроль за ходом реализации программы;
заместители директора — выполняют функции методической поддержки и консультирования по курирующему направлению работы;
педагог-психолог — принимает непосредственное участие в реализации программы сопровождения, в том числе выполняет диагностические функции. Работает в тесном контакте с участниками программы, учитывая индивидуальные особенности учителей, личностные качества, коммуникативные качества, статусно-позиционные особенности, деятельностные, внешние поведенческие показатели.
Сферы ответственности, основные права и обязанности
участников реализации программы
Администрация отвечает за соблюдение основных нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в образовательной организации. Обязуется организовать необходимые условия для проведения занятий, обеспечить работников документацией, оборудованием, инструментами и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Получает информацию по проведению занятий, отслеживает эффективность реализации программы.
Педагог-психолог отвечает за реализацию программы. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия педагогов в процессе реализации программы, следует принципу конфиденциальности.
Педагоги отвечают за соблюдение полученных рекомендаций, обязаны информировать педагога-психолога об изменениях в психическом состоянии, вправе получить квалифицированное психологическое консультирование, обязаны уважать честь и достоинство других участников программы.
Гарантии прав участников программы обеспечиваются следующими нормативноправовыми документами:
• Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
• должностные инструкции педагога-психолога;
• устав образовательной организации;
• этический кодекс педагога-психолога.
Основные принципы реализации программы:
• принцип осознанности педагогами данной проблемы;
• принцип добровольности и готовности участников к работе по данной программе;
• принцип единства диагностики, профилактики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога;
• принцип учета индивидуальных особенностей личности;
• принцип комплексности методов психологического воздействия.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов в сфере особенностей детей с ОВЗ.
2. Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
5. Развитие эмпатии в отношениях с детьми.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. Программа может быть включена в перспективный план работы педагога-психолога. Контроль за организацией и реализацией программы осуществляется администрацией школы.
Факторы, влияющие на достижение результатов программы. Представленную инновационную программу сопровождения возможно реализовать в любом учебном заведении в полном объеме или частично.
Сложности, которые могут возникнуть при использовании данной программы:
• недостаточная компетентность специалистов сопровождения, их неготовность к системной работе по внедрению данного продукта в образовательную деятельность;
• отсутствие внутренней мотивации коллектива к работе;
• недостаточность финансовой поддержки образовательной организации.
Путями преодоления трудностей могут быть разъяснительная работа со стороны администрации, организация обучения педагогических кадров, демонстрация успехов педагогов, уже работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Литература
- Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. СПб: Речь, 2006. 208 с.
- Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
- Ахмедов Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. М.: Торсинг, 2003. 448 с.
- Информационно-методическое сопровождение инклюзивного образования. Методические рекомендации для педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций / Под ред. Е.А. Богомоловой, И.А. Подольской, М.А. Спиженковой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 44 с.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб: Речь, 2003. 320 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации, электронный диагностический комплекс / Сост. И.В Возняк, И.М. Узянова. Волгоград: Учитель, 2015. 150 с.
- Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 12–13.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. М.: Генезис, 2006. 255 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 609
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 380
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2