Программа психолого-педагогического сопровождения в условиях формирования готовности педагогов к реализации инклюзии

344

Аннотация

Программа сопровождения посвящена проблеме психолого-педагогической готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Затрагиваются актуальные проблемные вопросы, которые касаются профессиональных трудностей педагога массовой школы, связанных с дефицитом знаний о специфике развития детей с особыми образовательными потребностями, методах и технологиях работы с ними, а также с психологическими трудностями их эмоционального принятия. Особое внимание уделено вопросам развития системы комплексной поддержки педагогов, вступающих в инклюзивный процесс. Целью психологического сопровождения педагогов является обеспечение психологической поддержки в рамках инклюзивного образования (инновационной деятельности) и формирование психологической готовности педагога к реализации инклюзии.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, психологическая готовность педагога к реализации инклюзии

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170407

Для цитаты: Мельник О.В. Программа психолого-педагогического сопровождения в условиях формирования готовности педагогов к реализации инклюзии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 68–77. DOI: 10.17759/bppe.2020170407

Полный текст

 

 

Описание целей и задач программы

Цель данной программы — обеспечение психологической поддержки в рамках инклюзив­ного образования (инновационной деятельности) и формирование психологической готовности педагога к реализации инклюзии.

Основные задачи психологической поддержки:

•           определение и использование личностных ресурсов;

•           постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей;

•           преодоление сложившихся стереотипов;

•           рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома выгорания»;

•           снижение эмоционального напряжения у педагогов;

•           оказание психологической методической помощи;

•           обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;

•           повышение уровня знаний педагогов об особенностях развития детей с ОВЗ;

•           формирование у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности;

•           формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;

•           развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми.

Обоснование актуальности программы для развития системы образования

Особо остро вопрос о внедрении инклюзивного образования встает при сравнении имеющихся профессиональных компетентностей у педагогов на разных уровнях развития образования (федеральном, региональном и муниципальном). Так, например, в крупных федеральных центрах (г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.) работают уникальные учителя, многие из них имеют образование дефектолога и психолога — соответствие их квалификации возможностям работы в инклю­зивном образовании не подвергается сомнению. Общение же с учителями «из глубинки» делает актуальными абсолютно правомерные вопросы, которые они формулируют в рамках модернизации современного образования:

•           во-первых: «Мы не получали такого специального образования, как педагоги федеральных центров, мы получили общепедагогическую подготовку по конкретному предмету, который преподаем в школе в настоящее время»;

•           во-вторых: «Мы никогда не обучали детей с ограниченными возможностями здоровья. Научите нас, как они воспринимают окружающую действительность, как они мыслят и как нам нужно с ними общаться. Какая может идти речь об индивидуальном подходе к обучению такой категории детей, когда мы даже не знаем их индивидуально-психологических особенностей и специфики работы с ними?»

В связи с тем, что наша образовательная организация является участником реализуемой с 2011 года государственной программы «Доступная среда», нас заинтересовал вопрос об отношении педагогов нашей гимназии к инклюзии в целом и готовности педагогов к принятию детей с ОВЗ, в частности. С целью выявления готовности учителей нашей гимназии к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году было проведено анкетирование, которое носило анонимный характер. Среди вопросов, вошедших в анкету, были такие как: «Смогут ли современные дети учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования? Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья? В чем, на Ваш взгляд, заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?»

По результатам анкетирования выяснилось, что 71% учителей считают, что современные дети не смогут учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. 86% педагогов считают, что гимназия готова принять детей с ограниченными возможностями здоровья, и в тот же момент на вопрос «Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?» отрицательно ответило 57% учителей, что значимо для реализации инклюзивного образования. В ряду трудностей внедрения инклюзивного образования участники анкетирования также обозначили проблему в организации «безбарьерной» среды — 29%, но в большей степени были обозначены психологические проблемы самих учителей — 71%.

В ходе беседы было отмечено, что основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Сказанное ранее и полученные результаты анкетирования дают нам основание говорить, что основные опасения педагогов массовых школ связаны с пониманием собственного дефицита знаний в области коррекционной педагогики, с незнанием форм и методов работы с детьми с нарушениями в развитии. Мы видим, что учителя знают особенности развития детей с ОВЗ и формы взаимодействия с ними в рамках учебной программы педагогического вуза (5-10%), единицы участвовали в специальных семинарах и проходили курсы повышения квалификации по основам коррекционной педагогики, из чего можно сделать вывод о малой осведомленности педагогов в области работы с такими детьми [2].

Это актуальные проблемные вопросы современной действительности в образовательных организациях многих областей. Это барьеры очень серьезного и профессионального, и психологического свойства, свидетельствующие о неготовности учителя к участию в организации и сопровождении инклюзивного образования.

В 2017 психологической службой гимназии была написана статья «Психолого­педагогическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в условиях современной действительности», поднимающая проблему неготовности учителей к инклюзии, статья размещена на сайте https://psychologycabinet.wordpress.com/. Впоследствии с целью обозначить актуальность данной проблемы нами была написана статья «Психолого-педагогическая готовность педагогов к реализации инклюзии как один из важных факторов успешной социализации ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении», эта статья была опубликована в сборнике «Инновационная деятельность: профессиональная готовность к реализации и управлению» (Калуга: ГАОУ ДПО КГИРО, 2017. 527 с.).

В связи с существующей проблемой нами разработана программа психолого­педагогического сопровождения в формировании готовности педагогов в реализации инклюзии. Основной задачей такого сопровождения является не только знакомство педагогов с методологическими основами и принципами инклюзивного образования, но и помощь в осознании педагогами личностного смысла и цели профессиональной деятельности, стимулирование к самовоспитанию профессионально значимых личностных качеств, совершенствование знаний и умений в области коррекционно-развивающей и социально-педагогической деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, в этой области для успешной работы педагога в условиях инклюзивного образования немаловажным будет развитие уровня общей культуры личности, эмпатии, профессионального оптимизма, профилактика синдрома хронической усталости, также велика доля участия сопровождения психолога в работе с профессиональным выгоранием учителя инклюзивной школы. Мы считаем, что целесообразно использовать активные методы обучения, такие как тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии, решение проблемных педагогических задач.

Описание программных мероприятий

Программа коррекционной работы с педагогами носит интегративный характер. Она представляет собой слияние двух форм работы: лекций (повышающих психологические знания педагогов о детях с ОВЗ) и тренинговых занятий (способствующих уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции, способствующих сплочению коллектива). Занятия проводятся в групповой форме. Наполняемость группы составляет 8-12 человек. Программа включает в себя техники и упражнения, разработанные психологами, придерживающимися разных направлений и теорий.

Тренинги проводятся на базе образовательного учреждения в сенсорной комнате с использованием музыкальных, световых и других технических эффектов в каникулы в течение восьми дней по 2-2,5 часа или 1 раз в неделю, но более длительно, в течение восьми недель. Учитываются пожелания педагогов по формированию групп.

Занятие состоит из трех частей.

часть — лекционная, целью которой является повышение профессиональной компетентности педагогов, их знакомство с психологическими особенностями детей с ОВЗ; развитие интереса, формирование положительного отношения к инновации; осознание необходимости инновации в рамках ФГОС; обсуждение ценности и уникальности каждого вне зависимости от возраста и статуса.

2 часть — тренинговая, целью которой является создание условий для овладения участниками способами психической саморегуляции для восстановления их внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия, формирование позитивного принятия себя.

часть — заключительная (рефлексия). Цель — установить обратную связь, усилить позитивное эмоциональное состояние, создать условия для поддержания этого состояния вне занятий.

Основными методами работы являются: интерактивная беседа, дискуссии, психологический тренинг, игра, творческая групповая деятельность, лекционно-семинарский лекторий, мозговой штурм, психодиагностика.

Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Упражнения и задания

1.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Тренинговая часть

Мозговой штурм «Инклюзия это...» «Психологические особенности детей с ОВЗ» Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (К. Маслач, модифицикация Н.Е. Водопьяновой)

Анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?»

Упражнение «Орехи» Упражнение «Мнение»

2.

Психологические особенности детей с нарушением слуха Тренинг саморегуляции

Упражнение «Давайте познакомимся»

Упражнение «Принятие правил групповой работы»

«Психологические особенности детей с нарушением слуха»

«Самооценка физического и психологического

состояния» (методика САН)

«Ловец блага»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Упражнение «Диафрагмальное дыхание»

Упражнение «Расскажи о своем состоянии»

Упражнение «Итоги занятия»

Упражнение «Аплодисменты»

3.

Психологические особенности детей с нарушением зрения Тренинг саморегуляции

«Здравствуй, я хочу тебе сказать!» «Психологические особенности детей с нарушением зрения».

Упражнение «Портрет»

Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Роза»

«Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» «Спасибо за приятное занятие»

4.

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи Тренинг саморегуляции

Упражнение «Подарок» «Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи» Упражнение «Я обладаю, знаю, умею!» Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «На берегу моря» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия» «Аплодисменты»

5.

Психологические особенности детей с умственной отсталостью

Тренинг саморегуляции

Упражнение «Письмо другу» «Психологические особенности детей с умственной отсталостью» Упражнение-визуализация «Приятные воспоминания»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Расскажи о своем состоянии» Упражнение «Итоги занятия»

6.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Коммуникативная компетентность

Разминка

«Психологические особенности детей с задержкой психического развития» Упражнение «Молчанка»

Упражнение «Слепое слушание»

Упражнение «Гвалп»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Расскажи о своем состоянии»

7.

Психологические особенности детей с нарушением опорно­двигательного аппарата Целеполагание и управление временем

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день» «Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» Упражнение «Пять минут»

Упражнение «Главное — второстепенное»

Упражнение «Мышечная релаксация» Упражнение «Диафрагмальное дыхание» Упражнение «Итоги занятия»

8

Дети с расстройствами аутистического спектра Конструктивное поведение в конфликтах

Игра «Снежный ком»

«Дети с расстройствами аутистического спектра» Упражнение «Невидимая связь»

 

 

Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (самодиагностика)

Анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?»

«Самооценка физического и психологического состояния»

Упражнение «Советы психолога»

Упражнение «Заключительное подведение итогов»

 

Методики, используемые для оценки эффективности программы

Для контроля эффективности проведенной работы по программе сопровождения педагогов используется следующая диагностическая база:

•           наблюдение;

•           опросник «САН (самочувствие, активность, настроение)» — позволяет оперативно оценить состояние эмоционально-волевой сферы педагога, способность к саморегуляции;

•           Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей (К. Маслач, модификация Н.Е. Водопьяновой);

•           анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов);

•           анкета для учителей «Готовы ли Вы к внедрению инклюзивного образования?»;

•           тест И.М. Юсупова «Способность педагога к эмпатии».

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Анализ методик осуществлялся по следующим источникам:

1.         Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Бар­канова. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

2.         Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 360-362.

3.         Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра психол. наук. СПб: СПбГУ, 1995. С. 224-229.

4.         Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации, электронный диагностический комплекс / сост. И.В. Возняк, И.М. Узянова. Волгоград: Учитель, 2015. 150 с.

Ресурсное обеспечение

Организационные ресурсы: административная поддержка и оказание помощи в реализации сопровождения.

Кадровое обеспечение: наличие в образовательном учреждении необходимых специалистов, квалифицированных педагогов-психологов, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования.

Материально-техническое оснащение:

•           помещение не менее 18 м2;

•           столы и стулья из расчета на группу / релаксационные пуфы;

•           ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений);

•           магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер;

•           маркерная доска;

•           проектор;

писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые / гелевые ручки из расчета на одного человека;

для повышения эффективности воздействия — оборудование сенсорной комнаты.

Участники программы: педагоги образовательных учреждений.

Специалисты, принимающие участие в реализации программы:

директор школы — руководит реализацией программы, координирует педагогических работников по реализации программы, осуществляет контроль за ходом реализации программы;

заместители директора — выполняют функции методической поддержки и консультирования по курирующему направлению работы;

педагог-психолог — принимает непосредственное участие в реализации программы сопровождения, в том числе выполняет диагностические функции. Работает в тесном контакте с участниками программы, учитывая индивидуальные особенности учителей, личностные качества, коммуникативные качества, статусно-позиционные особенности, деятельностные, внешние поведенческие показатели.

Сферы ответственности, основные права и обязанности
участников реализации программы

Администрация отвечает за соблюдение основных нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в образовательной организации. Обязуется организовать необходимые условия для проведения занятий, обеспечить работников документацией, оборудованием, инструментами и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Получает информацию по проведению занятий, отслеживает эффективность реализации программы.

Педагог-психолог отвечает за реализацию программы. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия педагогов в процессе реализации программы, следует принципу конфиденциальности.

Педагоги отвечают за соблюдение полученных рекомендаций, обязаны информировать педагога-психолога об изменениях в психическом состоянии, вправе получить квалифицированное психологическое консультирование, обязаны уважать честь и достоинство других участников программы.

Гарантии прав участников программы обеспечиваются следующими нормативно­правовыми документами:

•           Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

•           должностные инструкции педагога-психолога;

•           устав образовательной организации;

•           этический кодекс педагога-психолога.

Основные принципы реализации программы:

•           принцип осознанности педагогами данной проблемы;

•           принцип добровольности и готовности участников к работе по данной программе;

•           принцип единства диагностики, профилактики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога;

•           принцип учета индивидуальных особенностей личности;

•           принцип комплексности методов психологического воздействия.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

1.    Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов в сфере особенностей детей с ОВЗ.

2.    Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

3.    Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

4.    Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

5.    Развитие эмпатии в отношениях с детьми.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. Программа может быть включена в перспективный план работы педагога-психолога. Контроль за организацией и реализацией программы осуществляется администрацией школы.

Факторы, влияющие на достижение результатов программы. Представленную инновационную программу сопровождения возможно реализовать в любом учебном заведении в полном объеме или частично.

Сложности, которые могут возникнуть при использовании данной программы:

•           недостаточная компетентность специалистов сопровождения, их неготовность к системной работе по внедрению данного продукта в образовательную деятельность;

•           отсутствие внутренней мотивации коллектива к работе;

•           недостаточность финансовой поддержки образовательной организации.

Путями преодоления трудностей могут быть разъяснительная работа со стороны администрации, организация обучения педагогических кадров, демонстрация успехов педагогов, уже работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 

Литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. СПб: Речь, 2006. 208 с.
  2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
  3. Ахмедов Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. М.: Торсинг, 2003. 448 с.
  4. Информационно-методическое сопровождение инклюзивного образования. Методические рекомендации для педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций / Под ред. Е.А. Богомоловой, И.А. Подольской, М.А. Спиженковой. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 44 с.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб: Речь, 2003. 320 с.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации, электронный диагностический комплекс / Сост. И.В Возняк, И.М. Узянова. Волгоград: Учитель, 2015. 150 с.
  7. Филина С.В. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 12–13.
  8. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. М.: Генезис, 2006. 255 с.

Информация об авторах

Мельник Олеся Владимировна, педагог-психолог, Гимназия города Малоярославца (МОУ «Гимназия г. Малоярославца»), Малоярославец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3390-8803, e-mail: olesy-melnik@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 367
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 344
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 17